Тема «Сингапурская методика обучения как один из интерактивных методов обучения на уроках английского языка»
Поиск эффективных технологий, путей и методов, приемов и средств развития различных умений и навыков обучения иноязычному общению ведется давно. Особенно значимой и актуальной эта проблема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения. На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания английского языка. Это – фундаментальная методика, классический подход к изучению английского языка, коммуникативный метод, интенсивная методика и многие другие. В зависимости от поставленных целей учителя английского языка сегодня активно используют самые разные образовательные технологии: объяснительно-иллюстративное обучение, личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения и реализуют их посредством применения разнообразных методов и форм работы, таких как метод проектов, разноуровневое обучение, интерактивные технологии, нетрадиционные формы уроков и многое другое.
В образовании получили широкое распространение такие формы взаимодействия преподавателя и учащихся, как
Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и учащихся, где преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащихся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащихся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, учащиеся и преподаватель находятся на равных правах.
Интерактивный метод (Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
пробуждение интереса у обучающихся;
эффективное усвоение учебного материала;
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
формирование собственного мнения у обучающихся;
формирование жизненных и профессиональных навыков.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Одной из перспективных интерактивных технологий является сингапурский метод обучения.
На наш взгляд, это не только методы, но и формы управления учебным процессом. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды.
Сингапур интересен тем, что система образования в этой стране оценивается как одна из лучших в мире. Сингапурская система образования использует метод кооперативного обучения. Его особенность в том, что он не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной - двух обучающих структур.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Сингапурская методика применима как на отдельно взятом уроке английского языка или его части, так и в системе уроков; необходима как на уроках младших, так и в средних и старших классах; уместна и эффективна во внеклассной и внешкольной работе.
На уроках английского языка с использованием сингапурской методики у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению, положительному результату в виде повышения качества знаний.
Теоретико-методологическую основу опыта составили научные положения и концепции работ зарубежных и отечественных ученых в области педагогики и психологии, в основе которых - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning).
Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как Курт Леви́н, Джон Дьюи, Мортон Дойтш, Жан Пиаже, Лев Выготский. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные/ групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К. Дьяченко, Б.Таль, Е.С. Полат, Е.И. Пассова, Е.Г. Иванова. Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова.
Наибольший вклад в историю развития кооперативного обучения внёс профессор Спенсер Каган, глава Института ресурсов для учителей США, который разработал Концепцию обучающих структур. Он предложил множество моделей группировки, которые могут быть использованы в работе с учащимися разных возрастов.
Главные задачи применения этих моделей он видит в:
- участии в структурированном взаимодействии;
- равном участии всех;
- применении учащимися опыта взаимодействия на других учебных предметах;
- эффективной коммуникации;
- сотрудничестве в интересах совместного обучения;
- совместное обучение как составляющая любого урока.
Американский профессор Спенсер Каган разработал более 200 обучающих структур для организации работы в парах и группах.
Начиная с 2014 года я работаю над реализацией методической идеи с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Для меня Сингапурская методика обучения – это тоже обучение в сотрудничестве, но только с большим разнообразием обучающих структур.
Цель опыта - повышение качества знаний путем использования сингапурской методики на уроках английского языка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень знаний английского языка у учащихся 5а,5б,6в классов.
3. Изучить влияние использования сингапурской методики на уроках английского языка на повышение уровня знаний учащихся с применением одной - двух обучающих структур.
4. Сформулировать вывод об эффективности применяемой методики в обучении школьников английскому языку.
Прежде чем внедрить различные структуры Сингапурской методики в свои уроки я в начале учебного года провела мониторинг по определению уровня качества знаний учащихся 5а,5б,6в классов на уроках английского языка.
Класс | Качество знаний на начало года, % |
5А | 80% |
5Б | 82% |
6В | 48% |
Применение данной методики способствует развитию личностных компетенций обучаемых. Ребятам нравится работать вместе, у них укрепилось чувство успеха. Сингапурские структуры как бы «перемещают» деятельность учителя на деятельность обучаемых, и, не смотря на необходимость более тщательной подготовки к урокам, учитель со стороны кажется скорее наблюдателем. Поэтому незначительное снижение общей познавательной мотивации (интерес к новому материалу, предъявляемому учителем) компенсируется аналогичным повышением познавательной мотивации личного развития. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность; повышается уровень вовлечённости обучаемых и равного участия всех, позитивного учебного взаимодействия между обучаемыми, осознания учебных целей обучаемыми.
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, в основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. Сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить. В традиционной форме обучения большинство учащихся основную часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют позитивное отношение к предмету и навыки выполнения различных заданий. В результате качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Урок английского языка с применением Сингапурской методики отличается от традиционного урока индивидуальным подходом к каждому ученику, разными видами деятельности на уроке, комфортному сотрудничеству обучаемых. На таких уроках учебная деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика, развивает креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
На моих уроках с применением Сингапурской системы задействован весь класс. В течение урока дети работают по 4 человека за партой. Желательно, чтобы парты отходили «лучами» от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю.У каждого ученика есть ―shoulder partner (партнер по плечу) и ―face partner (партнер, который сидит напротив) и свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat). Такой опыт способствует развитию у школьников навыков сотрудничества, взаимопонимания, коммуникации и ответственности.
На уроке для организации учебного процесса я использую мыслительные приемы и обучающие структуры, такие как Соrners, Tick-Tack-Toe, Team Building,A/R Guide. Все названия приемов и структур, по требованию компании «Educare», даются по-английски. По принципу образования они разделяются на работу команд (Round«Раунд») и пар (Rally- «Релли»).
Ожидаемые результаты от применения методики Сингапурского образования
После активного использования данной методики в течение всего учебного года был проведен мониторинг в конце учебного года.
Класс | Качество знаний на конец года, % |
5А | 92% |
5Б | 93% |
6В | 51% |
Мне очень понравился эффект от использования обучающих структур этой методики. У ребят повысилась мотивация к изучению предмета, появился интерес, они стали активнее работать на уроке. Причем здесь происходит полное вовлечение всех учеников не зависимо от их уровня обученности. Дети стали более заинтересованы в изучении английского языка и качество обучения повысилось.
У обучающихся 5а, 5б классов проявились такие качества, как мобильность и решительность, разумный подход к общественной ответственности, толерантность, умение работать в команде и ценить любую помощь, а также понимать, что значит воодушевлять и мотивировать других.
В 2017г. я представила свой опыт работы на школьном мастер классе и выступила на МО учителей английского языка.
Итак, можно сделать вывод: использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию: УЧЕНИК - УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, УЧЕНИК - УЧЕНИК. Благодаря этому мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи нового материала с тем, что они уже знают.
На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению. А также Сингапурская методика позволяет выполнить требования ФГОС, предъявляемые к современному уроку.
В результате применяемых технологий мои ученики достигли следующих результатов: уровень обученности моих учащихся вырос, качество знаний по предмету в 5А классе повысилось на 12%, в 5 Б классе- на 11%, в 6 В классе – всего на 3%
Используемая литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html
2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы - (Стандарты второго поколения) - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628
3. Jeanie M. Dotson. Cooperative Learning Structures Can Increase Student Achievement/ Culminating Project - Kagan Online Magazine, Winter 2001
4. David L. DeVries, Keith J. Edwards. Teams-Games-Tournament in the social studies classrooms: effects on academic achievement, student attitudes, cognitive believes and classroom climate/ - Center for Social Organization of Schools, The Johns Hopkins University, Baltimore, Maryland.- 55c., 1974, http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED093884.pdf
5. Shlomo and Yael Sharan. Group Investigation Expands Cooperative Learning. – The Association for Supervision and Curriculum Development, 1989, http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/ed_lead/el_198912_sharan.pdf