СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация в сборнике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно - ролевая игра, как одно из средств социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Основной вид деятельности детей с особыми образовательными потребностями - игра, в процессе которой развивается внимание, память, вображение, дисциплинированность, ловкость.

Просмотр содержимого документа
«Публикация в сборнике»

Ю.А.Соколова

Воспитатель КГБС(к) ОУ СКОШИ №1 VIII вида

Сюжетно – ролевая игра, как одно из средств социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Основной вид деятельности детей с особыми образовательными потребностями — игра, в процессе которой развивается внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный способ усвоения общественного опыта.

Основной задачей школ VIII вида является подготовка детей к повседневной жизни, т.е. адаптация к жизни в обществе.

Средством формирования ориентации детей в основных сферах человеческой деятельности является сюжетно – ролевая игра. Ускорение развития социальных связей и их осознание детьми с недостатками интеллекта – основная цель сюжетно – ролевой игры [1]. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательный субъект жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни[5].

В своей педагогической работе для формирования ориентации у детей с особыми образовательными потребностями в основных сферах человеческой деятельности использую систему игр – занятий, которая предлагает следующие методические приемы:

  1. Совместная деятельность-игра, где дети должны согласовывать свои действия не по заданным ролям, а по смыслу этой деятельности.

  2. Наблюдения взрослого за совместной игрой детей, где взрослый подсказывает, советует, учит взаимодействовать при решении общей задачи.

  3. Введение в игру роли болельщиков, которые выражают одобрение, поддерживают одного из участников или команду.

  4. Введение в коллективную игру роли управляющего, который руководит действиями основных участников, но сам непосредственно участия не принимает. Эта роль помогает ребенку одновременно учитывать позиции разных участников игры[3].

Планируя занятие, стараюсь, чтобы дети усвоили и поняли нормы и правила поведения в группе, основные принципы взаимодействия с её участниками. Для того чтобы помочь ребенку освоиться в группе, для создания доверительных и безопасных отношений в коллективе. Особенно важна начальная фаза – знакомство. Для этого в игру включаем различные ритуалы, например, приветствие и прощание с участниками игры, разминку и настрой на игру, приемы релаксации и т.д.

Игра «Приветствие»

Дети стоят в кругу. Предлагается представиться, назвав своё имя. После этого ребенка просят назвать себя второй раз, выполнив при этом какое либо движение всем телом, изменяя интонацию, стараясь выразить себя жестом, мимикой[2].

В играх с правилами все участвуют на «равных» т.к. взрослый выступает перед ребенком в двух важных ролях. С одной стороны,- это представитель общества, который овладел нормами и образцами поведения. С другой стороны – взрослый, как равный партнер, с которым можно спорить, играть. Игре можно научить, находясь только во второй роли, когда взрослый в равной позиции. При этом сначала воспитатель должен объяснить и показать последовательность, цепочку действий, а затем проконтролировать процесс выполнения задания. Необходимо назвать допущенные ошибки и объяснить, как можно их исправить.

Дети с особыми образовательными потребностями часто испытывают трудности в выборе роли и проживании в выбранном образе. Поэтому целесообразно организовывать и проводить с ними чисто ролевые игры, цель которых изображение тех или иных персонажей, животных, предметов.

Игра «Живая картина»

Один из детей выходит, остальные репетируют, а затем создают сюжетную сценку и замирают. Водящий должен отгадать название или сюжет картины.

Игра «Автомобиль»

Дети выступают в роли деталей(«колеса», «двери», «руль»), из которых ребенок-ведущий «собирает автомобиль»[4].

Главное же состоит в том, чтобы взрослые помнили, что ребенок не готовиться к жизни, он живет сейчас. И его жизнь должна быть радостной, полноценной и счастливой. Обеспечить такую жизнь дошкольникам помогает игра. Педагогам необходимо помогать детям осуществлять перенос воспринятых и усвоенных в игре нравственных чувств, норм поведения и других правил в реальную жизнненую практику.

Литература:

  1. Смирнова, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы [Текст] - М.: Просвещение, 1982.

  2. Шматко, Н.Д. Методическое пособие для педагогов, воспитателей специальных учреждений [Текст] - М., 1997.

  3. Назарова,Н.М. Специальная педагогика [Текст] - М.: Академия, 2000

  4. Катаева, А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] - М., 1993.

  5. Выготский, Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка. Основы дефектологии. Собр. Соч. т 5.[Текст] - М.: Просвещение, 1983.