СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пугало огородное». План-конспект открытого занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого занятия с обучающимися 10-13 лет, второго года обучения, в объединении дополнительного образования "Мастерская рукоделия" художественно-эстетической направленности.

Просмотр содержимого документа
««Пугало огородное». План-конспект открытого занятия»

«Пугало огородное»

План – конспект открытого занятия


Ермакович Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

объединение «Мастерская рукоделия»

2015 год

Пояснительная записка

Цели: 

  1. Знакомство с историей развития кукол-оберегов.

  2. Изготовление обереговой куклы «Пугало огородное» на основе традиционной технологии.

Задачи:

  • формировать интерес детей к миру традиционной русской культуры, воспитывать чувство причастности к его истории и культуре;

  • способствовать привитию интереса к обрядовой кукле как виду народного художественного творчества;

  • развивать технику и навыки работы с различными материалами.

Участники: группа № 2, 2 года обучения, 10-13 лет, педагог-организатор ПК № 5.

Продолжительность: 2 занятия по 45 минут, 2 физкультминутки, 15 минут – перерыв.

Место проведения – кабинет рукоделия ПК № 5.

Тип занятия:

. отработка умений и навыков полученных ранее,

. практическое применение знаний и умений.

Форма организации занятия: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная.

Педагогические технологии: развивающая, активное обучение, личностно-ориентировочное.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Интеграция образовательных областейматериаловедение, технология, история.

Обеспечение занятия:

  • образцы куклы «Пугало»,

  • карточки-задания, инструкционная карта,

  • лекала, выкройки изделия,

  • пенопласт,

  • лоскуты различной ткани (х/б, мешковина, вискоза, холофайбер и др.),

  • клеящий пистолет с клеем,

  • ножницы,

  • иголка с нитками, пуговицы,

  • карандаш, ручка, маркеры.

Ожидаемый результат:  обучающийся может использовать в работе различные материалы, работать с инструкционной картой, лекалами изделия; умеет аргументировать свой выбор технологии изготовления при выполнении заданий.

Продукт: изготовление куклы–оберега «Пугало огородное»

Ход занятия

Этапы

Содержание программы

Действия педагога

Деятельность детей и педагога

Организационный

- Здравствуйте, ребята!

Рассаживайтесь, мы приступаем к занятию.

На столе у вас есть все необходимые материалы, инструменты и инструкция для работы.

Перед работой повторим правила техники безопасности при работе с инструментами. (Приложение 1, размещено на стенде)

Проверка присутствующих

Ответы детей на вопросы о правилах техники безопасности

Мотиваци

онно-стимулирующий

Отгадайте загадку.

Что трепыхашься стоишь?

Что железками гремишь?

Раз – рука, два – рука,

Разгони-ка, облака!

На одной ноге привстань,

С неба радугу достань!

Оглянись и улыбнись,

Здесь не просто так стоишь!

Как вы думаете, о ком идет речь в стихотворении?

Верно. Это пугало или чучело огородное.

Назначение пугало.

Давайте познакомимся с историей возникновения таких кукол и их классификацией. (Приложение 2). Итак, что это за кукла?

Правильно. Пугало – огородная кукла-оберег.

Хотели бы вы узнать историю такой куклы и попробовать сделать ее своими руками?

Рассказ педагога

Эмоциональный отклик детей на стихи.






Предполагаемый ответ детей: пугало, чучело огородное, соломенное, оберег.



Ответы детей о рукотворных куклах.

Основной -

теоретический


Название и толкование.

Послушайте, что пишут о пугале в словарях.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано: «ПУГАЛО – чучело для отпугивания птиц в огородах, садах»

В «Толковом словаре В.И. Даля» написано: «ПУГАТЬ или пужать, пугнуть, пугивать кого-то, страшить, устрашать, заставить робеть; бояться, опасаться чего-то; наводить страх, боязнь; грозить, угрожать. Пуганая ворона и куста боится. Пуганый зверь далеко бежит…

Пугало ср. или пугалище, пужало, пужалище, страшило, -лище, -всё, чем пугают, что страшит, чего боятся. Чучело, выставляемое в садах и огородах для отгона птиц».

Место в литературе.

Скажите, ребята, а где, кроме словарей, еще упоминается о пугале? Правильно.

Пугало – главный и положительный герой многих произведений: картин, литературных и фольклорных текстов. Про пугало сложено много сказок. (Приложение 3).

Самое популярное пугало из сказки «Волшебник изумрудного города».

Историческая справка.

Послушайте об истории этого необычного жителя огорода, она корнями уходит в древность. Века назад крестьяне ломали голову над тем, как уберечь с трудом выращенный урожай от пернатых налетчиков. Птицы склевывали семена, выдергивали ростки на грядках, расклевывали поспевающие овощи, ягоды и фрукты! Тогда придумали соорудить похожую на человека фигуру в одежде, которая бы имитировала постоянное присутствие хозяев на грядках с желанным лакомством.

















Дети готовят выступления,

по очереди рассказывают, где упоминается о пугале.


Основной -

практический 

Надеюсь, вы открыли для себя много интересного и полезного. Тогда я предлагаю вам сделать пугало – мальчика или девочку самим.

С помощью инструкционной карты и лекал вы сможете сделать такую замечательную куклу-оберег для своего сада, огорода. (Готовые образцы).

Ответы детей.

Дети при помощи педагога, инструкционной карты и лекал изготавливают куклу по 2 образцам

Контрольно-диагности

ческий

Молодцы! Какие красивые и замечательные куколки получились! Просто здорово! Пускай они оберегают ваш дом и приносят вам удачу! (Приложение 3).

Теперь вы знаете историю и назначение пугало, что куклы по своему назначению делятся на игровые, обереговые и обрядовые.

А насколько вы усвоили информацию, узнаем при выполнении следующего задания.

Разложите предложенных мною кукол соответственно с их классификацией.

Педагог вместе с детьми устраивают выставку кукол.





Дети распределяют кукол по классификации.

Рефлексия

- Что на ваш взгляд было наиболее трудным в изготовлении куклы?

- Что получилось удачно и что не особенно получилось и почему?

- Какую новую информацию вы получили на занятии, что узнали?

- Хотели бы научиться делать другие куклы?

На следующих занятиях мы продолжим знакомство с куклами и, конечно же, сделаем еще не одну интересную куколку. До скорой встречи!

Обучающиеся дают ответы.






Убирают рабочие места.

Прощаются, уходят.


Источники

  1. Даль В.И. «Толковый словарь В.И. Даля»

  2. Ожегов С.И. «Словарь русского языка»

  3. Интернет-ресурсы.


Приложения

Приложение 1.

Правила техники безопасности

  1. При работе с ножницами нельзя отвлекаться и размахивать руками. Ножницы кладут сомкнутыми лезвиями и кольцами к себе со стороны рабочей руки. Передают их кольцами вперед, держа за сомкнутые концы.

  2. Иглы вкалывают аккуратно, чтобы не пораниться. Хранят их в игольнице.

  3. При пользовании ножом для бумаги нужно закрепить ограничитель на определенную длину. Аккуратно выполнять прорези, не отвлекаясь и не толкаясь во время работы. После окончания работы с ножом надо снять ограничитель и задвинуть лезвие.

  4. При работе с электрооборудованием (утюг, клеящий пистолет), следить, чтобы они не перегревались.

  5. После окончания работы электрооборудование нужно выключить, все инструменты надо положить в определенное для них место.


Приложение 2.



Приложение 3.


Приложение 4.


Готовые работы