СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по Евразии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по  ФГОС. Использую технологию проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по Евразии.»

Класс. 5

Тип урока. Урок развивающего контроля

Тема урока. По следам великих путешественников

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «История географических открытий», научить оценивать научное значение географических открытий, оценить качество знаний учащихся

Задачи:

Общеобразовательная: формирование представлений о возможности совершения и географических путешествий и их значение в изучении Земли

Развивающая: развивать умение работать с текстом, картой, с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности. Развивать речь, логическое мышление, расширять кругозор. и интегрировать знания по теме, полученные из различных источников.

Совершенствовать умение работать с картой, учебной литературой

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, чувства уважения к историческому прошлому человечества

Планируемые результаты:

.Личностные: умением самостоятельно проводить исследование по теме, выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; освоение роли ученика-исследователя; понимание эмоционально-эстетического соответствия различных периодов и необходимости уважения к достоинству человека. своё мнение в изучаемой теме, личное отношение к истории формирования знаний о Земле

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме логические – осуществление поиска необходимой информации (из текста и дополнительного материала, и т. д.); анализ причин и следствия открытий, исследовательские – умение определять проблему, исследования, осуществлять,, формулировать и фиксировать выводы.

Регулятивные: ориентирование в экспедиционном листе, заданиях кейса ; принятие и сохранение учебно-исследовательской задачи; оценивание результатов своих действий; прогнозирование результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении и исследовании; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в индивидуальной и групповой работе, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные грамотные речевые высказывания

Предметные:

используя представленную информацию для получения новых знаний; объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний, определять: причины и следствия географических путешествий и открытий, показывать маршруты путешествий по карте .Технология построения урока: системно - деятельностная, проблемного обучения

Методы: частично-поисковый, самостоятельная познавательной деятельность контроль и самоконтроль

Требования к уровню усвоения материала: учащиеся должны называть и показывать на карте крупные географические объекты находить их место на контурной карте.




Ход урока

1.Организационный момент 1 мин

Рассаживание по группам. На столах флажки с номерами этапов географических открытий в хронологическом порядке.

Сл. 1 Приветствие в стихотворной форме: (вместе с учителем)

«Здравствуй география, ты познанья свет.

Ты ведь биография лучшей из планет.

Если б не было тебя, ничего не знал бы я.

Я не знал бы островов, сельвы, стран и городов,

Рек, морей, озер и гор и тебя земной простор!»


2. Актуализация знаний 2 мин

Деятельность учителя.

Вы читали произведение Жуль Верна «Дети капитана Гранта» или смотрел фильм Послушайте куплет песни «Веселый ветер» композитора И Дунаевского из к/ф « Дети капитана Гранта» Какие ассоциации у вас вызывает эта песня? (высказывания учащихся)

Сл. 2



В древности совершались первые дальние морские путешествия, открывались и заселялись ранее неведомые земли. Учёные дали географические описания всего известного им мира, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет. На предыдущих уроках мы с вами знакомились с историей географических открытий. Сегодня у нас обобщающий урок по теме.

3. Самоопределение к деятельности

Мотивация

Сл. 3



Давайте вспомним названия каравелл на которых совершали путешествия великие мореплаватели? («Нева», «Надежда», «Восток», «Мирный», «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» ,«Индевер»- попытка, «Святой Петр», «Святой Павел»


Сегодня у нас необычный урок. Урок-экспедиция « По следам великих путешественников».

Сл. 4



Давайте определим цели и задачи исходя из темы урока

Деятельность учащихся

Целеполагание ( с помощью учителя)

- обобщить и систематизировать знания по теме, научить оценивать научное значение географических открытий, оценить качество знаний учащихся

- организация своей работы в строго отведенное время; работать с текстом, сопоставление карт, работа с контурными картами


- работа с тематическими картами, характеристика географических объектов

Сл 5


Сообщает план работы. ( на доске)

1 Заполнение экспедиционного журнала

2. Нанесение маршрута путешествия на контурную карту

3.Отчет руководителя

4. Оценивание членов команды по алгоритму


Учитель. Давайте пожелаем друг другу удачи.

В течение урока будете сами оценивать активность команды на уроке.

Сл 6


III. Открытие новых знаний

Работа в группах

Деятельность учителя Организация работы групп. Инструктаж по работе с экспедиционными листами. Определение времени работы. Демонстрация образца листа на слайде. Определение времени работы


Деятельность учащихся

Работа с текстовой и картографической информацией. Распределение работы среди участников группы. Оценивание работы каждого руководителем группы

Слайд 7




Во время работы групп звучит релаксирующая музыка «Шум моря».

Деятельность учителя. Объявляет начало пресс-конференции по результатам экспедиции.

Деятельность учащихся Выступление руководителей групп с демонстрацией презентаций. Перемещение кораблика по карте

Оценивание по алгоритму ( в кейсе)



III. Подведение итога.

Деятельность учителя Задает вопросы

1) О каких географических событиях мы узнали ?

2) Назовите имена Великих путешественников

3) Какова роль этих открытий для развития знаний о Земле?

Деятельность учащихся отвечают на вопросы и делают вывод.

Ответы учащихся: Открытие Америки, морского пути в Индию, походы конкистадоров в Ю.Америку, кругосветном плавании Магеллана и Ф.Дрейка, открытие Австралии и Антарктиды


IV. Закрепление.

Тестовое задание

Проводят самопроверку по ключу

Слайд 8


Сл. 9 «Проблема»

1. Что было общего у всех экспедиций?

( цели, средства передвижения, открытия)


2. Чем отличались экспедиции?

( продолжительность, условия)

«Разделить на группы» на доске записаны слова


Африка, Гавайские о-ва, Ф. Магеллан, «Нева, Аравийское море, Д.Кук, Ю.Америка, о.Гренландия, Индия, Ф. Белинсгаузен, айсберг, « Восток», Тихий океан, Китай, Австралия, кенгуру, Великобритания, индейцы, Антарктида, Индийский океан, Филиппинские о-ва

( корабли, материки, путешественники, животные, люди, страны, океаны природные явления, о-ва

или географические объекты, люди, животные


V. Рефлексия

- Были ли выполнены поставленные задачи?

– Как мы решали задачи на уроке?

- Кто или что вам помогало справиться с работой?

- Чему научились

- Кто доволен своей работой?

Сл. 10


Сл.11


VI. Д/З

Следующая тема Мировой океан. Подготовить презентации на тему:

Саргассово море, Красное море, Марианская впадина, цунами




























Форма урока: урок-путешествие.


Цель: выяснить причины Великих географических открытий, познакомить учащихся с их ходом и последствиями.


Задачи:

Расширять и интегрировать знания по теме, полученные из различных источников.

Совершенствовать умение работать с картой, учебной литературой, применять знания для решения проблемных ситуаций, работая индивидуально и в сотрудничестве с учителем.

Воспитывать уважение к историческому прошлому человечества.

Развивать речь, логическое мышление, расширять кругозор.


Оборудование:

Настенная карта «Великие географические открытия»

Контурные карты.

М/м презентация.

Иллюстративный материал (Приложение 1).

Раздаточный материал для учащихся: карточки со словами, лото, жетоны для оценивания.

«Бочка», «Черный ящик», «Морская почта» с заданиями для учащихся.

Выставка литературы по теме.


ХОД УРОКА


I. Оргмомент


Слайд 1

Прозвенел для всех звонок,

Начинается урок,

Посмотрите на тетрадки, На учебник – все в порядке?

Смотрим мы на план и тему,

Формулируем проблему!



II. Постановка учебной задачи. Целепологание.


Слайд 2


– Тема нашего совместного урока «Открытие Америки.», исходя из темы урока, постарайтесь определить цели урока? Что будем изучать на уроке?


Возможные ответы учащихся:


– Узнать какие открытия были сделаны.

– Почему их называют великими.

– Что дали людям.


III. Основная часть


1. Ознакомление с формой и содержанием урока, методом оценивания (фишками).


Слайд 3


2. Подготовка к путешествию.


Слайд 4


А) Сбор снаряжения

– Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам. А что же влекло мореходов, что толкало их на открытия?


Работа со схемой. Учащиеся по схеме определяют цели.


«Причины географических открытий» Изменения в Европе Причины географических открытий

Увеличение производства товаров,

расширение торговли, отток золота и серебра из Европы на Восток «Жажда золота, пряностей»

Рост населения, перенаселенность Европы Поиск новых земель

Жажда обогащения от торговли пряностями Поиск путей на Восток, в Индию, чтобы присвоить доходы от торговли с Востоком

Торговлю с Востоком захватили арабы и

перепродавали товары в 8-10 раз дороже



Снаряжение собрано, но отправиться в путь не позволяет погода. Прогноз будет благоприятным, если вы отгадаете загадки.


Слайд 5


Б) «Метеосводка» (на столах учащихся карточки-слова)

1. Каравелла


Ветер боковой гуляет,

Большой корабль он подгоняет,

А тот бежит себе в волнах,

На треугольных парусах.

2. Компас


Качается стрелка

Туда и сюда,

Укажет нам север

И юг без труда.

3. Карта


Моря и реки есть,

А воды в них нет.


Работа со словами-карточками.



3. «Нашли материк, доселе еще не открытый никем». (Экспедиция Х.Колумба 1492-1493 гг.)


Слайды 6-10


А) Х.Колумб (27 октября 1451о. Корсика, Генуэзская республика


Рассказ ученика:


20 мая 1506 Вальядолид, Испания


Христофор Колумб – самый знаменитый мореплаватель в истории человечества. Он родился в Генуе, в семье ткача, свои первые плаванья совершил еще подростком.

Через некоторое время он перебрался жить в Португалию, затем в Испанию. У Колумба созрел великий замысел – достичь Индии западным путем. Ему удалось убедить испанского короля принять проект.

Колумб знал, что Земля имеет форму шара, но в тоже время, не сомневался, что суша намного больше океана. Рассчитывая быстро достичь берегов Индии, Колумб ошибся в расчетах в 3,5 раза.


Август 1492 года. Корабли «Пинта», «Нинья» и Санта-Мария» покинули порт. Колумб пересек Атлантический океан на широте Канарских островов .Море было спокойным, Дули попутные ветры, плыть помогало течение. Но затем ветер стал встречным, плаванье затянулось, команда была недовольна. Колумб смог уговорить моряков потерпеть еще немного и приказал повернуть корабли на юго-запад.

12 октября 1492 года показалась земля. Колумб решил, что достиг Индии, он объявил открытую землю собственностью испанского короля и назвал сбежавшихся к месту высадки местных жителей индейцами.

Но это был новый материк, который позднее назовут Америкой.


Слайд 11


Б) Практическая часть


Исследование маршрута экспедиции. Работа учащихся с настенной и контурной картами. Нанести на контурную карту маршрут первого путешествия Колумба.


1. Испания 2. Канарские острова. 3. Багамские острова 4. Куба 5. Гаити.


Слайд 12


В) «Заморочки из бочки» – вопросы и задания для учащихся по прибытию на открытую землю.

В чем ошибался Колумб?

В какое течение могли попасть корабли Колумба, если бы он не повернул на юго-запад?

Картофель, томат

.Привязан кустик к колышку.

На кустике – шары:

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары (Томаты)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Клубни весом удивляли (Картофель)



Слайд 13


Г) Значение путешествия Колумба


– Открыл новые материки – Центральную Америку и северное побережье Южной Америки.

– В Европе появились ранее неизвестные культуры: перец, томаты, картофель, кукуруза, фасоль.

– Расширились знания о Земле.


Физпауза


Дети проговаривают слова с характерными движениями.


Слайды 14-15

У индейцев побывали,

Как живут они, узнали.

Встретили они гостей,

Семь красавцев без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами, Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой,

Они не пили и не ели,

На Колумба все глядели

И делали вот так….







4. «Привезенный груз пряностей стоил в 60 раз дороже, чем обошлась организация экспедиции». Экспедиция Васко да Гама 1497-1499 гг.


Слайды 16-20


А) Васко да Гама (1469, Синиш, Португалия – 24.12.1524, Кочин, Индия)

Пряности! Как только люди познали всю прелесть и остроту этих ароматных, сладких, горьких, жгучих трав, еда без них стала безвкусной. И все ринулись на поиски пряностей – гвоздики, корицы, мускатного ореха. Они ценились на вес золота.


Рассказ ученика: Молодой придворный знатного происхождения, смельчак Васко да Гама возглавил в 1497 (8 июля 1497) первую экспедицию из трёх кораблей для открытия морского пути в Индию. Экипаж судов насчитывал 168 человек (в т.ч. 12 арестантов).

Современники великого мореплавателя говорили, что он не боялся ответственности, любой ценой готов был достичь своих целей, часто срывался на гнев, был жадным и деспотичным. У него отсутствовали дипломатические качества


– Эти качества проявились во время плавания. Когда буря чуть стихла, на двух кораблях матросы потребовали повернуть назад. Тогда да Гама на глазах у всех выбросил навигационные приборы в море. "Посмотрите! – крикнул он. – Мне не нужно другого путеводителя, кроме Господа. Если я не достигну цели, Португалия никогда меня больше не увидит!"


2 марта 1498г. корабли подплыли к арабскому порту Мозамбик. Жители встретили радушно, правитель даже подарил Васко да Гаме в знак дружбы четки. Но высокомерный и заносчивый капитан, посчитал горожан дикарями и попытался предложить эмиру в подарок красный колпак. Разумеется, местный правитель с негодованием отверг такой подарок.

Эмир еще до разрыва отношений успел предоставить в распоряжение флотилии двух знатоков морского дела, но один из них тут же сбежал, а второй, был ненадежен: вскоре после отплытия, он пытался выдать какие-то встреченные острова за материк. Разъяренный командир велел привязать лгуна к мачте и лично жестоко высек.

20 мая 1498 г. капитан со своего капитанского мостика увидел бурый берег Индии в районе города Каликут. Так был открыт морской путь в Индию вокруг Африки. Он занял 10,5 месяцев; было пройдено более 20 тыс. км.

Васко попросил, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в паланкине, в окружении трубачей и знаменосцев. Местный принц (заморин), по праву считая себя «властителем моря», встретил да Гаму радушно. Заморин восседал на троне из слоновой кости, на пальцах его рук сверкали перстни с драгоценными камнями. И, представьте, такому правителю да Гама подарил дешевую андалусскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара, что и вождям африканских племен! Не без приключений, 18 сентября 1499 г. Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон.


Слайд 21


Б) Практическая часть.


Исследование маршрута экспедиции. Работа учащихся с настенной и контурной картами. Нанести на контурную карту маршрут путешествия Васко да Гама.


1. Португалия. Лиссабон. 2. Острова Зеленого мыса 3. Африка. Мыс Доброй Надежды. 4 Устье реки Замбези. 5. Индия. Порт Каликут


Слайды 22-23


В) Предметы в «Черном ящике»


1) По вопросам определите, что находится в черном ящике (Пряности)


1. Это части растений,

2. Их добавляют в пищу.

3. В малых дозах с целью улучшения вкуса мясных, так и сладких блюдах.(пряник)

4. Это: Ваниль, Гвоздика, Имбирь, Корица, Мускатный орех , Перец . Слайд

5. Ежегодно 16 ноября отмечается Всемирный день пряностей.


2) Определите по запаху, цвету, вкусу, форме – какие пряности находятся в «Черном ящике»


Слайд 24


Г) Значение путешествия Васко да Гама:


– Проложен морской путь в страны Южной Азии,

– Португалия стала сильнейшей морской державой,

– стала развиваться торговля с Индией,

– часть Индостана становится португальской колонией.


5. «Земля имеет форму шара». Экспедиция Ф. Магеллана 1519 – 1521 гг.


Слайды 25-28


А) Фернан Магеллан (1480 год Траз-уж-Монтиш, Португалия – 27 апреля 1521г. о. Мактан, Филиппины)


Рассказ ученика: 20 сентября 1519 года 265 человек на нескольких кораблях направились к Канарским островам и без приключений переплыли через Атлантический океан. У берегов Южной Америки пришлось зимовать. Недовольные моряки подняли мятеж, но Магеллан убедил их продолжить путешествие. Моряки искали и нашли пролив, позднее названный Магелланов пролив. Пройдя по нему, корабли оказались в неизвестном ранее океане. Пока моряки плыли по нему, не было ни одной бури. Магеллан назвал новый океан Тихим. Путешественники достигли Филиппинских островов, а затем и Молуккских островов (островов Пряностей).


– Во время пути Магеллан вмешался в войну между местными правителями и погиб. На островах моряки дешево купили пряности и отправились в обратный путь. Возвращались они известным тогда путем мимо Африки через Атлантический океан. От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга – гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Часть экипажа погибла, часть попала в плен. В Испанию вернулся один корабль, на нем 18 человек. Так завершилось первое кругосветное путешествие.


Слайд 29


Б) Практическая часть


Нанести на контурную карту маршрут кругосветного путешествия Магеллана.


1. Испания 2. Канарские острова 3,4. Восточный берег Южной Америки. 5.Магелланов пролив, о. Огненная Земля 6,7. Тихий океан 8. Филиппинские острова 10. Острова Пряностей (Молуккские острова) 11,12.. Индийский океан. 13. Африка 14,15 Атлантический океан. 16. Испания


Слайд 30


В) Вопросы «Морской почты»


1. Когда Магеллан плыл через Тихий океан, ему «повезло». В чем это везение?

2. Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока?

3. От какой болезни погибали моряки?


Слайд 31


Г) Значение путешествия Магеллана:


– Положило конец спорам о шарообразности Земли,

– Доказано наличие единого Мирового океана.


6. Последствия Великих географических открытий:


Слайд 32


– Изменились представления о мире.

– Получила небывалое расширение торговля, торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны.

– В Европе появился новый товар – картофель, томаты, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад.

– Началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии.

– Обогащались купцы и предприниматели Европы.

– Была разрушена изоляция двух миров, сблизились два общества – зарождающееся индустриальное и традиционное.


Комментированное объяснение учителя, постановка вопроса:


– Какие последствия можно отнести к положительным, какие отрицательным


IV. Закрепление


Собрать лото «Великие путешественники и их открытия».


V. Заключительная часть


1. Ответить на вопрос:


Слайд 33


– Достигли ли мы с вами цели нашего урока, осуществив воображаемое путешествие?


2. Оценивание. Подсчет фишек.


Слайд 34


Менее 5 – «удовлетворительно» – оценка 3.

5-7 – «хорошо» – оценка 4.

8 и более – «отлично» – оценка 5


3. Рефлексия


Слайд 35


– Если бы вы жили в 15 – 16 веках, то какое открытие хотели бы совершить? Почему?


VI. Домашнее задание


Слайд 36


Творческое задание по выбору учащихся – рисунок, кроссворд, сочинение (письмо другу, дневник путешественника…), модель.

Поделиться…