ФИО учителя: Долгова Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
ОУ: МБОУ «СОШ № 4 г. Новозыбкова»
Предмет: математика
Класс: 5 «А»
Тема урока: Прямая. Луч. Отрезок.
Базовый учебник: Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – 11-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012-272с.:ил. – (МГУ – школе).
Место в общей структуре курса: Глава 2. Измерение величин, п.2.1. Прямая. Луч. Отрезок
Тип урок: урок открытия нового знания
Методы обучения: беседа и самостоятельная работа.
Формы организации: коллективная и групповая (объединяются в пары с соседом по парте).
Цель урока: сформировать представления обучающихся о поверхности, прямой, луче и отрезке; умения распознавать на плоскости фигуры, находить различия и сходства.
Целевые установки на достижение планируемых результатов:
Личностные УУД:
- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, трудолюбие и самостоятельность;
- излагать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- анализировать и извлекать необходимую информацию;
- приводить примеры, строить логическую цепочку рассуждений;
- критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль.
Метапредметные УУД:
- составлять план выполнения задач;
- формулировать определения прямой, луча и отрезка;
- пользоваться определениями;
- привить привычку контролировать процесс вычисления;
- решать геометрические задачи, выполнять несложные практические расчеты, решать занимательные задачи;
Предметные УУД:
- находить поверхность, прямую, луч и отрезок в окружающем мире;
- находить различия и сходства;
- строить на плоскости;
- познакомиться с латинским алфавитом;
- обозначать прямую, луч и отрезок латинскими буквами;
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками в поиске и выборе информации; слушать и понимать речь других; построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;
Регулятивные: соотнесение того, что известно, и того, что еще неизвестно; действий; ставить цели деятельности на каждом этапе урока, составлять план деятельности, выполнять план.
Оборудование для урока:
Математика 5 класс Никольский. Математика. 5 класс. Учебник Авторы: Никольский С.М., Потапов М.К. и др. 11-е изд., дораб. - М.: 2012. - 272 с.
Рабочая тетрадь по математике. Часть 1. 5 класс. К учебнику С.М. Никольского. / Т.М. Ерина, издательство «Экзамен», Москва: 2017.
Модели геометрических фигур, чертежные инструменты.
Проектор.
Структура и ход урока
№/п | Этап урока Цель Время | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством эмоциональной обстановки (2 мин) | Сегодня мы отправимся с вами в путешествие «Предметы которые нас окружают». Посмотрите на экран, что вы видите? Здания в форме геометрических тел- слайд Ребята, что вы видите здесь? Как вы думаете, чем отличаются эти предметы от предыдущих? А какие предметы спрятались здесь? Что нового появилось у эти предметов? (слайд с отрезками). Ребята, скажите кто-нибудь догадался какая сегодня тема урока? («Прямая. Луч. Отрезок») | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу с помощью темы урока | Ф | Взаимное приветствие, учащиеся настраиваются на работу, формулируют тему урока | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать что-то новое, проявлять активность. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; структурировать знания, логическое выдвижение. Коммуникативные: выдвигать свои варианты темы урока, слушать и воспринимать ответы других. |
2 | Актуализация опорных знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения учащихся для восприятия нового материала (5 мин) | Предлагаются вопросы для построения плана (смотрим кто не поднял руку и сколько таких обучающихся, для кого это проблема): Что называется поверхностью? Что называется прямой, как могут располагаться прямые на плоскости? Что называется лучом? Что называется отрезком? Что общего у этих фигур? Какие различия вы видите? Задание. Давайте проверим, правильно ли вы ответили на эти вопросы, и ребята которые так и не смогли на них ответить нам сейчас в этом помогут. Открываем учебник с. 77 пункт 2.1. | Организует диалог с учащимися по актуализации знаний, выявление причины затруднения | Ф | Слушают учителя, отвечают на вопросы, ищут ответы в учебнике | Познавательные: подводить под понятия «поверхность, прямая, луч, отрезок», преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной, обосновывать свои ответы. Регулятивные: высказывать свое предположение, осознавать то, что еще подлежит усвоению. |
3 | Построение проекта выхода из затруднения | Организовать составление совместного плана действий; определить средства достижения цели | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий | Г | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя | Предметные: различать отрезок, прямой луч, находить эти понятия в чертежах; Регулятивные: формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: структурировать знания Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
4 | Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: 1. познакомить с планом работы на уроке. мин) организовать самостоятельное изучение материала. (2 мин) сформировать знания учащихся о поверхности, прямой, луче, отрезке. (5 мин) закрепить знания о обозначении прямой, луче, отрезке. (3 мин) создать творческий продукт (2 мин) | Сегодня на уроке вы будете изучать «прямую, луч, отрезок» Для этого вы продолжите путешествие по следующим станциям. «Изучай», на которой вы посмотрите презинтацию. «Исследуй», предстоит выполнить задание № 9, №10,№11,№12,№13 в рабочей тетради. «Применяй» , предстоит выполнить № 5 в учебнике. Ребята возникли ли у вас проблемы с обозначением, давайте познакомимся с латинским алфавитом, он поможет вам выполнить это задание. Начертить и обозначить понравившуюся фигуру. | Знакомит с реализацией плана урока. Формулирует проблему урока. Уточняет понимание учащимися плана работы. | Ф, И | Изучают план действий. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и на практике. | Личностные: понимать личную ответственность за результат работы, проявлять интерес к творческой работе. Предметные: применять новые знания на практике. Регулятивные: ставить перед собой учебную задачу, предполагать результат и уровень усвоения материала. Познавательные: добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя видеоролик, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
5 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: подведение итогов урока. (3 мин) | Вопросы: Что нового на уроке вы узнали? Достигли ли вы на уроке поставленных целей? Какие у вас были успехи? Какими результатами вы гордитесь? Нарисуйте смайлик вашего отношения к уроку. | Акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию | Ф | Отвечают на вопросы учителя; рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали, что получилось и чем гордятся; осуществляют самооценку, своими впечатлениями по уроку нарисовав соответствующий смайлик в тетради | Личностные: иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий путем осознания усвоения или того, что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи. |
6 | Информация о домашнем задании | Домашнее задание:П 2.1 Рабочая тетрадь : стр. 44 №8 Учебник : №342, №343, №360. Спасибо за активную работу на уроке. Отметки за урок. | Комментирует ход выполнения и организуют запись домашнего задания | Ф | Записывают домашнее задание, получают консультацию | |
| | | | | | |
| | | | | | |
7