СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в космос

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест - викторина для начальной школы. Может быть также использована в 5-7 классах. Очень понравится детям, заинтересованным космической тематикой. Использовалась в региональном конкурсе "Педагог года - 2023" в проекте "Гагаринское движение".

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в космос»

 Познавательная квест – викторина «Путешествие к звёздам»

Пояснительная записка

    Одной из приоритетных задач государственной политики является воспитание патриота своей Родины. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. Цель патриотического воспитания учащихся в образовательных организациях - формирование и развитие у обучающихся уважения к своей Родине, гордости за свое Отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности. Тема космонавтики в патриотическом воспитании учащихся играет немаловажную роль. Космос по сей день остается загадочным и таинственным.  Достижения наших соотечественников в области изучения космоса велико. Задача педагогов - заинтересовать детей и подростков этими значительными событиями в истории нашей великой страны. Внеклассные мероприятия в честь этих событий являются одним из важнейших шагов на пути воспитания у школьников чувства патриотизма. Очень важно пробудить у них стойкий интерес ко всем значительным для нашего Отечества историческим явлениям.

В настоящее время на молодого человека обрушивается огромный поток информации, который он не всегда успевает воспринимать, анализировать, усваивать. Задача педагога – научить ребенка умению быстро добывать нужную информацию, анализировать ее и применять в своей деятельности, принимать решения. Для этого педагогу необходимы инструменты, отвечающие запросам современного и будущего поколения, позволяющие заинтересовать обучающихся, содействовать самореализации личности каждого, развивать потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, а также взаимодействовать друг с другом, работать в команде. В рамках образовательного учреждения особую воспитательную ценность имеют формы, которые позволяют воспитывать личную ответственность, формировать культуру межличностных отношений, стремление к самореализации, самосовершенствованию. В современной педагогике накопился довольно обширный арсенал форм обучения и воспитания, отвечающих вышеперечисленным требованиям. Одной из креативных форм  проведения воспитательных мероприятий я считаю квест и различных его интерпретаций. В современных условиях квест становится новой практикой социальной коммуникации, новым видом активного отдыха для детей и подростков. Квест – это командная игра, в которой активизируются познавательные процессы, выносливость, сообразительность, эрудиция, мышление. Эта  форма проведения воспитательных мероприятий, позволяет детям быть активными участниками действия, творчески взаимодействовать друг с другом, развивать также важные качества личности: способность быстро принимать решения, действовать в условиях неопределенности, навыки командной работы и  креативность мышления.

    Актуальность методической разработки заключается в  проведения внеклассных мероприятий  с целью развития у обучающихся интереса к звездному небу, просторам космоса, его освоению.  Данная методразработка ориентирована на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.  Побудить обучающихся самим делать открытия, заниматься научными исследованиями. Данное мероприятие разработано в виде квест — викторины для обучающихся 3-4 классов, с учетом возрастных особенностей.

 Новизна заключается в форме проведения мероприятия – познавательная квест -викторина. Данная форма воспитательного мероприятия позволяет адаптировать материал к месту проведения, количеству и возрасту участников.

 Цель:  привлечение внимания подрастающего поколения к  достижениям наших соотечественников в области космонавтики посредством игровой деятельности.

Задачи:

  • Активизировать познавательный интерес к космосу и тем замечательным людям нашей страны, которые стояли у истоков отечественной космонавтики;  знакомства с великими свершениями нашего народа;

  • Развивать чувства уважения, гордости и сопричастности к достижениям наших соотечественников в сфере космонавтики, формирование чувства гордости за свою Родину;

  • Воспитывать интерес к прошлому и настоящему космонавтики; способствовать закреплению дружеских отношений внутри коллектива.

Особенности реализации и условия проведения квеста

                       

 Данное мероприятие рассчитано на проведение в помещении образовательной организации. В зависимости от возможностей, участники перемещаются по учебным кабинетам согласно маршрутного листа или выполняют задания в классе, поделившись на группы. Все участники имеют равные права и полномочия, но условия конкурса подразумевают командную игру. Команда выполняет задания ведущего на станции. За правильно выполненное задание, команда получает часть карты нашей галактики.    Во время выполнения заданий квеста можно использовать тематическое музыкальное сопровождение, что будет создавать положительный настрой игры. Если участники не справляются с заданием конкурса, можно предложить им подсказку. На последнем задании карта собирается и склеивается,  проходит награждение членов команды. Всем участникам игры вручаются сертификаты или дипломы.

 

Правила проведения квеста:

-  задания не должны нести в себе опасности для жизни и здоровья для участников игры

- задачи должны соответствовать возрасту участников, чтобы они действительно смогли их решить, но и не слишком простыми;

- этапы квеста должны быть объединены одной тематикой, плавно переходить друг в друга, выстраиваться логической цепочкой;

Методические рекомендации:

 Игра может проводиться как с одной, так и с несколькими командами. Все задания участники должны выполнять строго по правилам и в определенной последовательности. Обязательно нужно объяснить, как выполнять задания на конкретном примере. На организационные вопросы потратится несколько минут и дети будут правильно ориентированы.

Предварительная работа:

За несколько дней детям объявляется тема квеста и рекомендуется познакомиться с материалом по теме «Космос и его освоение».

План проведения мероприятия

1 . Вводная часть. Показ презентации, сообщение информации и объяснения заданий.

2.  Проведение квест — викторины.

3. Подведение итогов. Награждение.

Познавательная квест – викторина «Путешествие к звёздам»

Цель:

- систематизация и расширение представлений обучающихся о том, что такое космос, расширение их  кругозора;

- развитие памяти, внимания, познавательной активности;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания ,доброжелательности, самостоятельности;

- привитие чувства патриотизма и гордости на примерах  великих свершений  русских людей, привитие уважения к истории России, воспитание чувства гордости за свою страну.

Формы организации деятельности: коллективная.

Возрастная категория учащихся: 8-9 лет, 2-3 класс

Место проведения: класс или актовый зал.

Необходимое оборудование: плакаты о космосе (картины, фотографии космонавтов), ноутбук, смарт-доска, приложения , цветные карандаши или фломастеры, пластилин, грамоты.

Варианты форм проведения:

- квест-викторина

- КВН

Ход занятия

  1. Вводная часть.

- Добрый день, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня я проведу у вас интересное занятие, а тему вы узнаете, отгадав кроссворд.



р

а

к

е

т

а




с

о

л

н

ц

е

т

е

л

е

с

к

о

п



з

е

м

л

я






н

е

б

о




с

п

у

т

н

и

к


  1. Чудо-птица, алый хвост, прилетаю в стаю звёзд.

  2. По голубому блюду золотое яблочко катится.

  3. Есть специальная труба, в ней вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп астрономы в … .

  1. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад , и стар, что она – большущий шар.

  1. Это что за потолок? То он низок, то высок.

То он сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый, кружевной и синий – синий.

  1. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник летит по орбите … .

- Так, о чём пойдёт речь сегодня? (о космосе)

- Что такое КОСМОС?

Показ презентации

Слайд 1. - Космос – это Вселенная, весь мир. Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. А звездное небо издавна призывает разум человека к размышлению, исследованию Вселенной.

Слайд 2. В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.

Слайд 3. Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев. Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

Слайд 4. В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий. 4 октября 1957 года, произошло событие, которое потрясло весь мир - был запущен первый искусственный спутник Земли. Это был первый, сделанный руками и мыслью человека, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг неё.

Что же представляет собой первый спутник Земли? Это был небольшой шар диаметром около 60 см., снабжённый радиопередатчиком и четырьмя антеннами. А работа  учёных, конструкторов  продолжалась, они  изобретали  мощные  ракеты, способные  доставлять  космические  корабли.

- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны?  (Дети отвечают) (картинка)

Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

    Слайд 5. - Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы.

Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

- Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и,  чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.


Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.

- Ребята, что  такое  скафандр?  (картинка)                                                  

 Дети: Скафандр -  это  специальный  костюм  космонавта.              

 учитель: 

На Лайку надели специальный скафандр, и 3 ноября 1957 года ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки (картинка). Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

- Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.

- Как он называется? (Луна) (картинка)

Полёты животных подготовили полёт человека. А  какими чертами  характера, по вашему мнению, должны обладать  космонавты?

Ответы детей: Они  храбрые,  умные, бесстрашные, трудолюбивые, ответственные. У  космонавтов  обязательно  должно  быть крепкое здоровье, чтобы  выдержать перегрузки в космосе. Они  должны  быть  тренированными  и  постоянно  заниматься  спортом, чтобы  переносить  невесомость. Должны   разбираться  хорошо  в сложной технике.

Когда был совершён первым полёт человека в космос?

- Как звали первого космонавта?

Слайд 6. Вот  уже  всё  было  подготовлено  для  полёта   человека  в  космос. И  12 апреля 1961 года  с космодрома «Байконур»  (в Казахстане) в 9 часов 7 минут  утра стартовал  космический  корабль - спутник «Восток». Его  пилотировал  Юрий  Алексеевич  Гагарин. Он  был  первым  человеком, который  поднялся  в  космос  и  облетел  вокруг  Земли. Юрий Гагарин  сделал  один  виток  вокруг  Земли  со   скоростью  28 000 км в час, такую  скорость  трудно  представить  на  земле. Это  космическая  скорость. Он  находился  в  полёте  108 минут, то есть 1 час 48 мин. (Показать  портрет Ю. А. Гагарина). Космонавты – это  смелые  люди.

 Слайд 7. Учёные продолжали изучать космос. Вот новая радость облетела мир: опять наш чудо корабль « Восток – 6» в космосе. На этот раз полетела первая в мире женщина – космонавт  Валентина  Николаевна  Терешкова.


Слайд 8. И снова новый подвиг сына нашей Родины: выход человека в  открытый космос. Лётчик - космонавт Алексей Архипович Леонов, наш земляк впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Он удалился от корабля на расстояние до 5 метров, его удерживал трос. Леонов  успешно  провёл  исследования  и  возвратился  на  корабль  первым  « космическим  пешеходом» (так  его  называли  в  то  время). Один  на  один  с  космосом, вне  кабины   в  течение  20  минут  -  это  подвиг.

 Слайд 9. 25 июля 1984 года впервые в мире женщина-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая осуществила выход в открытый космос, пробыв вне космического корабля  уже целых  3 часа 35 минут.                                              

Важный вывод: -Ребята, вам нужно помнить и знать, что именно наша страна первая проложила путь в космическое пространство. Космонавты нашей страны были первооткрывателями космоса.

Слайд 10. Есть среди них космонавты-кузбассовцы: Алексей Архипович Леонов  (30.05. 1934-11.10. 2019 г. (85 лет), Листвянка, Тисульский район Кемеровской области), Борис Валентинович Волынов (род. 18 декабря 1934, Прокопьевск Кемеровской области,, единственный ныне живущий космонавт из первого отряда космонавтов, 88 лет) и Александр Сергеевич Гребёнкин (род. 15 июля 1982 г, Мыски,  Кемеровской области). Мы гордимся нашей страной, нашей Родиной в освоении космоса.                                                                                          

Изучение  Вселенной  и  планет  Солнечной  системы  продолжается. Работают в космосе теперь подолгу (картинка). Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. А 30 апреля 2011 г. в космос полетел первый космический турист Дэннис Тито. После этого в космосе побывали более 500 человек из 38 стран мира.


- Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы. Может  быть,  когда  Вы  вырастете, будете   заниматься  изучением  космоса. А  кто-то  из  вас,  возможно, полетит  на  Марс. И  вы  тоже прославите  нашу  страну.

Я  верю, друзья,

Караваны  ракет

Помчат  нас  вперёд

От  звезды  до  звезды.

На  пыльных  тропинках  

Далёких  планет

Останутся  наши  

Земные следы.   



  1. Основная часть

- Сегодня мы совершим космическое путешествие – «Космо-квест». Желаю вам успехов и новых открытий! Поехали! Разделитесь на 2 команды (жетоны)

  1. – Экипажи, прошу занять свои места. Чтобы совершить путешествие к звёздам, нам нужна ракета давайте соберём ракету. (пазл «ракета») Приложение 1.



  1. Научный центр. Космическая викторина. Приложение 2.

  2. Центр связи. Ребусы. Приложение 3.

  3. Центр подготовки к полёту.

- Поиграем: «Летает – не летает» (летает- хлопаем, не летает – топаем)


Самолёт – летает?

Стол – летает?

Козёл – летает?

Орёл – летает?

Пулемёт – летает?


Вертолёт – летает?

Ласточка – летает?

Бегемот – летает?

Воробей – летает?

Цыплёнок – летает?



  1. - И вот мы в космосе. Отгадай те загадки, и вы вспомните, что можно увидеть в космосе.

Бродит  одиноко

Огненное   око

И всюду, где  бывает,

Взглядом   согревает.(Солнце).                                                                                      

Теперь уже не в первый раз

В  огне  и  звуках  грома                             Ракета  в  воздух  поднялась                       С  земного … (космодрома)

Ночью  по  небу  гуляю,                         Он  не  лётчик, не  пилот,

Тускло  Землю  освещаю.                      Он  ведёт  не  самолёт,

Скучно, скучно  мне  одной,                  А  огромную  ракету,

А  зовут  меня … (Луной).                     Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект... (Комета)       

 Кометы – что это? (космические снежки, которые подлетая к солнцу, начинают таять, так появляется длинный белый светящийся хвост).

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

Метеорит – что это? (это твёрдое небесное тело, упавшее на землю из космоса, это могут быть обломки астероидов, комет или даже планет, но чаще всего метеоры не долетают до Земли, это очень редкое явление).

Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал. (Спутник)

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает,

Та одежда припасёт

И тепло, и кислород. (Скафандр)

  1. Что же ещё можно увидеть в космосе? Конечно же, планеты

- Назвать планеты Солнечной системы помимо Земли по очереди. (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), (учитель вывешивает картинки планет на доску).


III. Подведение итогов. Награждение.

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

– Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.

Когда последний закруглен виток

Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.


Ребята, вы все большие молодцы. Большое вам спасибо! (Благодарности)

Награждение (Приложение 5)

(Если осталось время, то можно дать раскраски или зашифрованное письмо – Приложение 4). (Юрий Алексеевич Гагарин), (Космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна)


Приложение1.

               


Приложение 2.

Викторина «Что мы знаем о космосе»

  1. Самая близкая к Земле звезда? (Солнце.)

  2. Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Гагарин)

  3. Как называется место, с которого запускается космический корабль? (Космодром.)

  4. Первая женщина-космонавт? (В. Терешкова.)

  5. Клички первых собак, которые побывали в космосе? (Белка, Стрелка.)

  6. Как называется скопление звезд? (Созвездие.)

  7. Когда мы отмечаем День космонавтики? (12 апреля.)

  8. Какое название имела ракета-носитель, которая должна была впервые в истории человечества вывести в космос корабль с человеком на борту?
    («Восток»)  

  9. Как назывался космодром, с которого стартовал Ю.А.Гагарин? (Байконур)

  10. Сколько времени провёл Гагарин на околоземной орбите?  (1 час 48 минут)

  11. Что сказал Гагарин, когда корабль «Восток» стартовал? (он сказал — «Поехали!»)

  12. Как называется «одежда» космонавта:(Скафандр)

  13. Какие животные уже побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)

  14. Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Белка и Стрелка)

  15. Как космонавты принимают пищу? (с помощью тюбиков)

  16. Состояние лёгкости и полёта в космическом пространстве? (невесомость)









Приложение 3. Ребусы

Звезда

Планета

Сатурн

Комета




Приложение 4.        


А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я









_________________________________________________________________



_____________________________________________________________________________________



_____________________________________________________________________________________













Задача команд найти 6 слов в таблице. Командам раздаются карточки, на которых изображена следующая таблица.


(Космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна)



































Приложение 5.



13