СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в страну Глаголию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://cloud.mail.ru/public/2apb/TsSmjWSUy

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Глаголию»

Тема: Глаголы переходные и непереходные.


Тип урока :урок открытия новых знаний.

Цели урока: изучить понятие о переходности и непереходности глаголов, вывести способ проверки глаголов на переходность и непереходность, развить внимание, речь.

Задачи урока:

1). Образовательная: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

2). Развивающая: формировать умение находить глаголы, определять переходность и непереходность; развивать навыки внимания, речевой связности и последовательности изложения мыслей.

3). Воспитательная: создать условия для самостоятельной работы и самостоятельного добывания знаний; воспитывать речевую культуру.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска.

Формируемые УУД и способы деятельности.

Предметные.

Актуализация знаний по теме «Глаголы 1 и 2 спряжения, разноспрягаемые глаголы», освоение понятия переходности и непереходности глаголов; освоение лексического значения и правописания словарных слов, освоение и закрепление навыка определения переходности и непереходности глаголов на готовом материале, на осложненном материале, в связном тексте, в нестандартных ситуациях, в ситуациях на уровне творчества.

Метапредметные.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить коррективы в их выполнение.

Познавательные: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний; развитие познавательного интереса к языку через использование занимательных заданий, связного текста, нестандартных учебных ситуаций, ситуаций для применения знаний на уровне творчества.

Коммуникативные: обучение сотрудничеству со сверстниками и учителем, обучение умению высказывать свою точку зрения, делать выводы, сравнивать, правильно оформлять свое высказывание, слушать и адекватно воспринимать позицию других; развитие умения пользоваться ПК и адекватно воспринимать полученную на компьютере оценку, развивать способность к самооценке и выбору правильного выполнения действия на уровне адекватной оценки.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

-Добрый день! Мы продолжаем делать новые открытия по теме «Глагол». Сегодня вы познакомитесь с новой грамматической категорией глагола, о которой вы еще не слышали. Успешное ее изучение, ребята, позволит вам в следующем году с легкостью овладеть новыми, еще неизвестными вам, частями речи: причастие и деепричастие. А работать мы будем под девизом:


Знаешь – говори,

Не знаешь – слушай.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.


Личностные УУД:

- формируется интерес, мотивация к изучению новой грамматической категории


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.



- Проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков.

Верю-не верю (карточки).

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета? (Нет.)

  2. Инфинитив – это неопределённая форма глагола. (Да.)

  3. Глаголы в предложении бывают сказуемым? (Да.)

  4. Глаголы изменяются по временам? (Да.)

  5. Глаголы изменяются по числам? (Да.)

  6. Глаголы изменяются по родам во множественном числе? (Нет.)

Взаимопроверка.

- Я рада, что предыдущий материал вы усвоили успешно, и надеюсь, что с новым вы также хорошо справитесь.


Коммуникативные УУД :

- владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач;

- осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.


Познавательные УУД.

- владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным, детальным);

- анализировать, подводить объекты (языковые факты) под модели, группировать.

III. Введение в тему с постановкой проблемы урока.







СЛ

1.Выпишите из отрывка из стихотворения Сергея Михалкова «Пути-дороги» глаголы, вставьте пропущенные гласные в окончаниях глаголов, верно употребите мягкий знак в сочетаниях -тся, -ться.

Тропинка продолжа..т..ся –
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся –
В родник большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк.

Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. (теряется – окончание -ет, так как I спряжение, ьнет, тропинка что делает?)

2.Теперь давайте проанализируем каждый их этих глаголов с точки зрения следующих грамматических категорий:

Время –

Вид –

Число –

Лицо –

Спряжение –

Возвратность –

Переходность-


3. Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол).

- У вас возникло затруднение?

- Почему? (Других признаков глагола не изучали).

-Какую цель мы ставим? (Открыть новый грамматический признак глагола - переходность).

–Значит, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Переходные и непереходные глаголы).

2. Каков наш план действий?

1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.

2) Устраним затруднение.

3) Составим таблицу, которой будем пользоваться при определении у глаголов нового признака.

4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.

– Что нам поможет? (Учебник, учитель).


Регулятивные УУД:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- формулировать проблему (цель, задачи) урока.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

IV. Открытие новых знаний.


1. Работа над определением в рамке.

Чтение определения.

– Какую новую информацию вы получили?

– Из скольких частей состоит это определение?

– Сколько признаков обязательно должно быть у дополнения, чтобы глагол был переходным?

-Переходные глаголы обозначают такое действие, которое прямо переходит на предмет, т.е они имеют при себе прямое дополнение. Непереходные же глаголы обозначают действие, которое прямо не переходит на предмет. Они не имеют при себе прямого дополнения.

- Как вы думаете, почему возвратные глаголы являются непереходными?

(У возвратных глаголов действие возвращается на предмет, который его производит, а у переходных глаголов действие переходит на другой предмет).

2. Коллективная работа (составление таблицы определения переходности/непереходности).

Сейчас мы систематизируем всю информацию о переходности/непереходности глагола и представим ее в виде таблицы.

Переходные и непереходные глаголы

Переходные глаголы

Непереходные глаголы

1.Глагол + им. сущ., им. числит., местоимение в В.п. без предлога.

Смотрю телевизор (В.п. без предлога), слушаю тебя (В.п. без предлога), прибавить два (В.п без предлога).

2. Глагол + им. сущ. или мест. в Р.п.:

а) при отрицании;

б) при указании на часть предмета.

Не знать правила (Р.п.), налить воды (Р.п.), выпить молока (Р.п.).


Все остальные:

Жить в лесу (П.п.), скучаю по тебе (Д.п.) ,хожу на тренировки (В.п. с предлогом).

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ.

Облиться водой.






Регулятивные УУД:

- искать пути решения проблемы.

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- выделять главное, преобразовывать информацию, представлять информацию в разных формах (таблица, алгоритм);

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме;

- воспринимать информацию на слух;

- слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.




V. Первичное закрепление

  1. -Пришло время закрепления. Опираясь на таблицу, давайте разберем 3-4 примера .

Затеял ссору

Построили каток

Не распилили дров

Нарвать цветов

Строить в лесу

Разжигать костер

Говорил о маме


  1. -Выполненим упражнение 528 с самопроверкой по эталону .


  1. Физминутка

У нас уже есть первые успехи, давайте друг друга поздравим, скажем комплимент, касаясь соседа ладошками.

  1. Работа с текстом в группах.


Определите переходность глаголов.

 

Всё небо заволокли тёмные тучи. Ветер сотрясает снасти. Матросы держатся за них. Когда волна обдаёт их, они отряхиваются от воды и смотрят на мостик.

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действия по образцу и заданному правилу;

- обобщить на уровне формулирования правила;

- анализировать, сравненивать, группировать;

- извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач;

- извлекать информацию из таблицы;

- систематизировать, обобщить изученного.

Коммуникативные УУД:

- построить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

- оформить свою мысль в устной форме;

- осуществить работу в группе.

Регулятивные УУД:

- осуществить самоконтроль/взаимоконтроль;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- планировать свои действия;

- самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания;

- выполнять задания по алгоритму.


VI. Домашнее задание.


Параграф 90, выучить правило, упр. 529.





VII. Итоги урока.

-Итак, какие же глаголы называются переходными?

-От чего может зависеть переходность глаголов?

- Как соотносятся категории переходности и возвратности


Регулятивные УУД:

-оценить правильность выполнения действий;

-анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщать изученного.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме;

- строить монологические высказывания;

- уметь отвечать на вопросы учителя, анализировать вслух ответы других учеников.


VIII. Рефлексия.

–Ответьте на вопросы рефлексии, используя карточки «да», «нет».

Я ничего не понял из сегодняшнего урока.

Теперь я могу легко различать переходные и непереходные глаголы.

Было трудно разобраться с представленной грамматической категорией глагола.

Было очень интересно на уроке.

Регулятивные УУД:

-соотносить цели и результаты своей деятельности;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

- совместно с учениками и учителем дать оценку деятельности на уроке.