Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества образования в начальной школе.
Учитель начальных классов Дружинина Инна Викторовна
От того, как будет сформирована опорная система знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивает возможность продолжения образования в основной, старшей школе, желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. Стандарт наделяет систему оценки новой функцией-функцией ориентации образовательного процесса на достижения планируемых результатов, функцией обеспечения качества образования; т. е такой функцией, которая традиционно ранее приписывалась, главным образом, обязательному минимуму содержания учебных программ и учебникам
В последние годы стала актуальной проблема качества образования, вызванная возрастанием требований учащихся и запросом семьи, общества и государства к результатам образования, где ведущим компонентом в структуре Стандарта становятся Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования. Проанализировав результаты учебной деятельности учителей начальных классов нашей школы, мы отметили пути повышения качества обучения и выделили резервы повышения качества образования.
В качестве базовых целей начального образования в нашей школе приняты следующие:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка
- формирование у младших школьников желания и умения учиться
-создание необходимых условий, для успешной образовательной деятельности педагогов и учащихся.
Учителя осознают, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний и умений, изживает себя. Поэтому учителя строят уроки в режиме развития, осуществляют новые подходы к обучению, и реализация деятельностного подхода - является важнейшей особенностью нового стандарта, обеспечения качества образования
На уроках реализуются следующие принципы
- обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности;
- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
-ориентация на конечный результат обучения. (Достижение данного планируемого результата
- повышение качества образования учащихся начальной школы реализуется через :
качество результатов (качество знаний, умений; качество владения опытом творческой деятельностью; качество воспитанности; качество развития личности.А продуктивная деятельность школьника зависит от сформированности ряда коммуникативных умений, опыта оценочной деятельности и развития мышления учащихся. Овладение метапредметными действиями, готовность и способность школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и к познавательной деятельности. Выделили два направления деятельности начальной школы по повышению качества образования:
- Образовательная деятельность.
- Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.
- создание эмоционального комфорта в течение всего учебного дня
- совместная учебно-познавательная деятельность учащихся и учителя.
-создание на уроках ситуации успеха
- формирование определённых способов и приёмов познавательной деятельности (работа в группах, парах)
ИКТ как средство повышения качества образования.
- эффективность использования ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности, при самостоятельной работе в проектной деятельности.. Мониторинг отслеживания результатов обучения:
- качество усвоения предметных знаний, умений и навыков, их соответствие стандарту;
- степень развития основных качеств умственной деятельности (наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, классифицировать, связно излагать свои мысли);
- уровень развития познавательной активности;
- уровень самостоятельности и самоанализа.
Обеспечение преемственных связей с дошкольными учреждениями:
- Корректировка плана совместной работы школы и детского сада.
- Познакомить воспитателей детских садов с методами и приемами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.
- Определить возможное адаптированное применение “школьных” методов и приемов на занятиях в детском саду.
Работа с родителями
- составление социального паспорта семьи
- проведение родительских собраний
открытые мероприятия и уроки
работа психолога и соцпедагога с родителями
II. Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни. Это направление включает:
- Биологическое развитие (общее состояние здоровья, физическая работоспособность);
Распределение по группам здоровья
Карта развития ребенка
- Занятия в спортивных секциях и кружках
- Внеурочные занятия учащихся
- Мониторинг состояния здоровья учащихся
Для повышения качества обучаемых :
а) проводятся мониторинговые работы, анализируются их результаты;
б) анализируются результаты контрольных, практических, творческих работ, отслеживается динамика техники чтения;
в) ведётся индивидуальная работа с учащимися, имеющими проблемы в обучении;
г) планируется работа с учащимися по коррекции ЗУН и ликвидации имеющихся пробелов;
д) каждую четверть анализируется состояние учебно-воспитательного процесса в классе