Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме:
Память
Что такое память?
Память есть у всех живых существ.
У животных есть генетическая память (хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий)
Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.
Память относится к познавательным процессам.
- Накопление впечатлений об окружающем мире
- Сохранение опыта
- Использование жизненного опыта
- Хранение знаний и навыков
Память - это проявление высшей нервной деятельности человека.
Память - основа нашего сознания
Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.
Память бывает:
Кратковременная память
Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов.
Долговременная память
Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь. Это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д.
Типы памяти
произвольная
непроизвольная
Примером произвольного запоминания может служить заучивание стихотворения наизусть. Тогда человеку необходимо поставить цель (выучить стихотворение) и приложить волевые усилия для его заучивания.
Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.
Обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения конкретной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.
Виды памяти
- Эмоциональная
- Образная
- Моторная
- Логическая
- Эйдетическая
Моторная память
Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
Эти движения запрограммированы - ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д.
Моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия.
Эмоциональная память
Эта память связана с переживаниями.
Эмоциональная память самая прочная.
Закон забывания
(Немецкий психолог Г.Эббингауз)
Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО.
Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются.
Закон мотивированного забывания (З.Фрейд)
Человек имеет склонность забывать психологически неприятное
Образная память
Информация запоминается в виде образов.
Память может быть:
- зрительной
- осязательной
- обонятельной
- вкусовой
- слуховой
Логическая память
Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.
Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.
Эйдетическая память
Особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей.
Наличие эйдетической памяти установлено у некоторых выдающихся художников, музыкантов.
Художник Виктор Васнецов
свойства памяти
- ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации )
- БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ ( скорость произвольного запоминания )
- ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ( использование в практической деятельности имеющуюся информацию )
- ТОЧНОСТЬ ( точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию )
- ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ( удерживание определенное время необходимой информации )
Особенности памяти у женщин
У женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений.
Особенности памяти у мужчин
У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная.
ЗАВИСИМОСТЬ ПАМЯТИ
ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
- Интересы и склонности (информация, связанная с интересами запоминается лучше)
- Отношение личности к той или иной деятельности
группы людей
с разными особенностями
памяти
- БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ
- ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ
- ХОРОШО ВОСПРОИЗВОДЯТ
НЕТ ПРОБЛЕМ С
ЗАУЧИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА
группы людей
с разными особенностями
памяти
ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ ПУТЕМ
АКТИВНЫХ ПОВТОРЕНИЙ;
Применять различные мнемические приемы;
Слушать,записывать, использовать
Наглядный материал
группы людей
с разными особенностями
памяти
Установка на длительное запоминание
Привычка самостоятельно повторять
Пройденный материал
Через определенное время
группы людей
с разными особенностями
памяти
УЧИТЬСЯ ПРИЕМАМ
РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАУЧИВАНИЯ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ