СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в страну "Память"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память  - это проявление высшей нервной деятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну "Память"»

Методические разработки к проведению урока по психологии  с учащимися по теме: Память

Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме:

Память

Что такое память? Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память (хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий) Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.

Что такое память?

Память есть у всех живых существ.

У животных есть генетическая память (хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий)

Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.

Память относится к познавательным процессам.   Накопление впечатлений об окружающем мире Сохранение опыта Использование жизненного опыта Хранение знаний и навыков Память - это проявление высшей нервной деятельности человека.

Память относится к познавательным процессам.

  • Накопление впечатлений об окружающем мире
  • Сохранение опыта
  • Использование жизненного опыта
  • Хранение знаний и навыков

Память - это проявление высшей нервной деятельности человека.

Память - основа нашего сознания  Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.

Память - основа нашего сознания

Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.

Память бывает: Кратковременной Долговременной Оперативной

Память бывает:

  • Кратковременной
  • Долговременной
  • Оперативной

Кратковременная память  Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов.

Кратковременная память

Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов.

Долговременная память  Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь. Это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д.

Долговременная память

Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь. Это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д.

Типы памяти произвольная непроизвольная

Типы памяти

произвольная

непроизвольная

 Примером произвольного запоминания может служить заучивание стихотворения наизусть. Тогда человеку необходимо поставить цель (выучить стихотворение) и приложить волевые усилия для его заучивания.

Примером произвольного запоминания может служить заучивание стихотворения наизусть. Тогда человеку необходимо поставить цель (выучить стихотворение) и приложить волевые усилия для его заучивания.

 Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.

Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.

Обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения конкретной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения конкретной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Виды памяти Эмоциональная Образная Моторная  Логическая Эйдетическая

Виды памяти

  • Эмоциональная
  • Образная
  • Моторная
  • Логическая
  • Эйдетическая

Моторная память  Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.  Эти движения запрограммированы - ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д.  Моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия.

Моторная память

Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

Эти движения запрограммированы - ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д.

Моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия.

Эмоциональная память  Эта память связана с переживаниями.  Эмоциональная память самая прочная.

Эмоциональная память

Эта память связана с переживаниями.

Эмоциональная память самая прочная.

Закон забывания   (Немецкий психолог Г.Эббингауз)  Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО. Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются. Закон мотивированного забывания (З.Фрейд) Человек имеет склонность забывать психологически неприятное

Закон забывания

(Немецкий психолог Г.Эббингауз)

Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО.

Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются.

Закон мотивированного забывания (З.Фрейд)

Человек имеет склонность забывать психологически неприятное

Образная память Информация запоминается в виде образов. Память может быть: зрительной осязательной обонятельной вкусовой слуховой

Образная память

Информация запоминается в виде образов.

Память может быть:

  • зрительной
  • осязательной
  • обонятельной
  • вкусовой
  • слуховой

Логическая память  Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.    Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.

Логическая память

Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.

Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.

Эйдетическая память  Особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей.   Наличие эйдетической памяти установлено у некоторых выдающихся художников, музыкантов. Художник Виктор Васнецов

Эйдетическая память

Особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей.

Наличие эйдетической памяти установлено у некоторых выдающихся художников, музыкантов.

Художник Виктор Васнецов

свойства памяти ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации ) БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ ( скорость произвольного запоминания ) ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ( использование в практической деятельности имеющуюся информацию ) ТОЧНОСТЬ ( точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию ) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ( удерживание определенное время необходимой информации )

свойства памяти

  • ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации )
  • БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ ( скорость произвольного запоминания )
  • ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ( использование в практической деятельности имеющуюся информацию )
  • ТОЧНОСТЬ ( точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию )
  • ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ( удерживание определенное время необходимой информации )

Особенности памяти у женщин  У женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений.

Особенности памяти у женщин

У женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений.

Особенности памяти у мужчин  У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная.

Особенности памяти у мужчин

У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная.

ЗАВИСИМОСТЬ ПАМЯТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Интересы и склонности (информация, связанная с интересами запоминается лучше) Отношение личности к той или иной деятельности Эмоционального настроя Волевых усилий И многих других факторов

ЗАВИСИМОСТЬ ПАМЯТИ

ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

  • Интересы и склонности (информация, связанная с интересами запоминается лучше)
  • Отношение личности к той или иной деятельности
  • Эмоционального настроя
  • Волевых усилий
  • И многих других факторов

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ ХОРОШО ВОСПРОИЗВОДЯТ НЕТ ПРОБЛЕМ С ЗАУЧИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА

группы людей

с разными особенностями

памяти

  • БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ
  • ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ
  • ХОРОШО ВОСПРОИЗВОДЯТ

НЕТ ПРОБЛЕМ С

ЗАУЧИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ  ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ  ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ ПУТЕМ АКТИВНЫХ ПОВТОРЕНИЙ; Применять различные мнемические приемы; Слушать,записывать, использовать Наглядный материал

группы людей

с разными особенностями

памяти

  • МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ

  • ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ

ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ ПУТЕМ

АКТИВНЫХ ПОВТОРЕНИЙ;

Применять различные мнемические приемы;

Слушать,записывать, использовать

Наглядный материал

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ  БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ  Установка на длительное запоминание Привычка самостоятельно повторять Пройденный материал Через определенное время

группы людей

с разными особенностями

памяти

  • БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ

  • БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ

Установка на длительное запоминание

Привычка самостоятельно повторять

Пройденный материал

Через определенное время

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ  БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ УЧИТЬСЯ ПРИЕМАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАУЧИВАНИЯ

группы людей

с разными особенностями

памяти

  • МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ

  • БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ

УЧИТЬСЯ ПРИЕМАМ

РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАУЧИВАНИЯ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ