Урок музыки в 7 классе
По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой
Тема урока: «Балет «Кармен-сюита»
Тип урока: урок новых знаний.
Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главной героини в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.
Задачи урока:
1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
2.расширить представления обучающихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их
Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.
Музыкальный материал:
- Опера «Кармен» Ж.Бизе (увертюра);
- «Кармен-сюита», балет Р.Щедрина (вступление).
План урока:
- Организационный момент. Приветствие. Учитель настраивает обучающихся на позитивный лад, подбадривает , напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.
- Актуализация знаний. Наводящие вопросы для определения темы урока. Видео фрагмент. Учащиеся анализируют услышанное произведение, выявляют сходство и различие жанров (опираясь на ранее изученный материал). Обучающиеся определяют цель урока.
- Постановка учебных задач. Обучающиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.
- Открытие нового знания (проблемное задание). Знакомство с произведением и композитором. (самостоятельная работа с учебником). Заполнение опросного листа «Знаю, не знаю». Слушанье, анализ музыкальных произведений.
- Музыкально-ритмическое упражнение.
- Работа по теме урока. Слушанье и анализ образа «Кармен» в разных танцевальных номерах.
- Вокально-хоровая работа
- Первичное закрепление. Карточки – работа в парах.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.
I. Мотивации к учебной деятельности. (слайд 1 ).
Организационный момент
II. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Учитель: Чтобы определить тему урока, предлагаю посмотреть видеофрагмент.(Муз 1)
Просмотр фрагмента – «Кармен», опера (Хабанера) (30 сек)
Учитель: Знакома ли вам героиня фрагмента, который мы с Вами сейчас
посмотрели?
На слайде: Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, -
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Александр Блок (слайд 2).
Учитель: О ком пойдет речь?
Да, действительно, речь пойдет о «Кармен». (слайд 3 ).
В каком произведении мы с вами встречались с «Кармен».
Хорошо: Опера «Кармен» композитор Жорж Бизе.
Мы продолжаем знакомство с героиней «Кармен»
Цель урока: Новое прочтение оперы «Бизе»
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. У нас есть только имя (Имя героини записываем на доске). Чтобы продолжить формулировать тему урока, скажите, какой жанр у произведения показанного в видеофрагменте. (Балет). Значит жанр произведения – балет. (Записываем на доске)(Тема урока балет «Кармен»). (слайд 4 ).
III Постановка учебной задачи
(Тема урока балет «Кармен»). Чего не хватает для полной формулировки темы урока? (при изучении нового произведения мы всегда записываем название, жанр, композитора)
Нет композитора. А мы знаем, кто написал балет «Кармен»? Российский композитор,
пианист, народный артист СССР,Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. (род. 16 декабря 1932 года) (слайд 5).
«Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» Родион Щедрин (слайд 6).
IV. Открытие нового знания
Работа по теме урока.
«Кармен – сюита» - балет Родио-на Щедрина. Основан на опере Жоржа Бизе «Кармен», музыкаль-ный материал которой Щедри-ным существенно перекомпо-нован, сжат и заново аранжиро-ван. Либретто балета написал его первый постановщик, кубинский балетмейстер Альберто Алонсо. (слайд 7).
Слушание: Увертюра к опере «Кармен» (1мин. 30 сек.) .(видео)
Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере «Кармен».
Сравнительный анализ
Какой характер увертюры к опере «Кармен»?(стр. 48)
Увертюра начинается с контрастной мелодии образов героев. .
- Какая тема появляется во вступлении к балету? Она вам знакома? (тема Хабанеры)
Что такое – Хабанера? (Песня свободной любви. Испанский танец Кубинского происхождения. Название происходит от слова Havana — Гавана (столица Кубы). Исполняется в медленном темпе, размер 2/4)
Чей образ раскрывает «Хабанера»
Образ Камен. . (слайд 13)
Учитель: Какой ещё танец в опере даёт нам характкристику «Кармен»?
Сегидилья.
Учитель: Что значит этот танец (Испанский народный танец - песня, в быстром темпе и трехдольном тактовом размере, похожий на болеро, кастаньетный ритм.)
Учитель: Какой образ Кармен показан в «Сегидильи»
– страстной
V Работа по теме урока
Слушание:
3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ (слайд 14).
1). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. (1м.20 сек) (Муз 4)
2). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен. (2 мин) .
(Муз 5)
3).Сравнительный анализ. Вопросы:
Учитель: В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балете философски возвышенный смысл.)
4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях (страницы 56-57) (слайд 14 ).
Учитель: Охарактеризуйте Кармен. (Страстная, своенравная, свободолюбивая.)
Учитель: В каких номерах показаны образы Кармен?
Опера Хабанера – свободолюбие, женское обаяние
Балет Хабанера – дерский танец вызов, испанский колорит
Опера Сегидилья – страстность, испанский фольклор
(Обучающиеся находят в учебнике.)
Балет «Болеро» – (видеофрагмент) импульсивность, непокорность, изменчивость нрава (с 11 сек - 1 м10с
Балет «Сцена гаданий» - (видеофрагмент) смертельная тоска, ужас кармен. Сменяется темой роковой страсти. (11 сек)
(слайд 15 ).
«Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
(слайд 16 ).
Работа в парах – сопоставить образы
Учитель: Работа по парам. Сопоставьте образы.
Образ Кармен - Темпераментная, страстная, вольнолюбивая, свободная, независимая, роковая, дерзкая, неукротимая, обаятельная.
Образ Хозе - Скромный, нежный, ласковый, страдающий
Образ Эскамильо - Смелый, уверенный в себе, жизнерадостный, страстный, свободный, независимый.
Образ Микаэлы - Милая, нежная, ласковая, любящая, добрая
Обобщение темы.
1.Эпиграф (обобщение) (слайд 17)
«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
2. Вопросы:
- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)
- Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок
- Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)
- Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)
- О каких произведениях мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали? Какие новые термины вы узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)
- Какую бы оценку вы себе поставили?
Домашнее задание - выполните рисунок понравившегося вам героя балета «Кармен сюита».
Просмотр содержимого документа
«Р.Щедрин "Кармен-сюита"»
Урок музыки в 7 классе
По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой
Тема урока: «Балет «Кармен-сюита»
Тип урока: урок новых знаний.
Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главной героини в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.
Задачи урока:
1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
2.расширить представления обучающихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их
Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.
Музыкальный материал:
- Опера «Кармен» Ж.Бизе (увертюра);
- «Кармен-сюита», балет Р.Щедрина (вступление).
План урока:
Организационный момент. Приветствие. Учитель настраивает обучающихся на позитивный лад, подбадривает , напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.
Актуализация знаний. Наводящие вопросы для определения темы урока. Видео фрагмент. Учащиеся анализируют услышанное произведение, выявляют сходство и различие жанров (опираясь на ранее изученный материал). Обучающиеся определяют цель урока.
Постановка учебных задач. Обучающиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.
Открытие нового знания (проблемное задание). Знакомство с произведением и композитором. (самостоятельная работа с учебником). Заполнение опросного листа «Знаю, не знаю». Слушанье, анализ музыкальных произведений.
Музыкально-ритмическое упражнение.
Работа по теме урока. Слушанье и анализ образа «Кармен» в разных танцевальных номерах.
Вокально-хоровая работа
Первичное закрепление. Карточки – работа в парах.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.
I. Мотивации к учебной деятельности. (слайд 1 ).
Организационный момент
II. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Учитель: Чтобы определить тему урока, предлагаю посмотреть видеофрагмент.(Муз 1)
Просмотр фрагмента – «Кармен», опера (Хабанера) (30 сек)
Учитель: Знакома ли вам героиня фрагмента, который мы с Вами сейчас
посмотрели?
На слайде: Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, -
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Александр Блок (слайд 2).
Учитель: О ком пойдет речь?
Да, действительно, речь пойдет о «Кармен». (слайд 3 ).
В каком произведении мы с вами встречались с «Кармен».
Хорошо: Опера «Кармен» композитор Жорж Бизе.
Мы продолжаем знакомство с героиней «Кармен»
Цель урока: Новое прочтение оперы «Бизе»
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. У нас есть только имя (Имя героини записываем на доске). Чтобы продолжить формулировать тему урока, скажите, какой жанр у произведения показанного в видеофрагменте. (Балет). Значит жанр произведения – балет. (Записываем на доске)(Тема урока балет «Кармен»). (слайд 4 ).
III Постановка учебной задачи
(Тема урока балет «Кармен»). Чего не хватает для полной формулировки темы урока? (при изучении нового произведения мы всегда записываем название, жанр, композитора)
Нет композитора. А мы знаем, кто написал балет «Кармен»? Российский композитор,
пианист, народный артист СССР,Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. (род. 16 декабря 1932 года) (слайд 5).
«Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» Родион Щедрин (слайд 6).
IV. Открытие нового знания
Работа по теме урока.
«Кармен – сюита» - балет Родио-на Щедрина. Основан на опере Жоржа Бизе «Кармен», музыкаль-ный материал которой Щедри-ным существенно перекомпо-нован, сжат и заново аранжиро-ван. Либретто балета написал его первый постановщик, кубинский балетмейстер Альберто Алонсо. (слайд 7).
Слушание: Увертюра к опере «Кармен» (1мин. 30 сек.) .(видео)
Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере «Кармен».
Сравнительный анализ
Какой характер увертюры к опере «Кармен»?(стр. 48)
Увертюра начинается с контрастной мелодии образов героев. .
- Какая тема появляется во вступлении к балету? Она вам знакома? (тема Хабанеры)
Что такое – Хабанера? (Песня свободной любви. Испанский танец Кубинского происхождения. Название происходит от слова Havana — Гавана (столица Кубы). Исполняется в медленном темпе, размер 2/4)
Чей образ раскрывает «Хабанера»
Образ Камен. . (слайд 13)
Учитель: Какой ещё танец в опере даёт нам характкристику «Кармен»?
Сегидилья.
Учитель: Что значит этот танец (Испанский народный танец - песня, в быстром темпе и трехдольном тактовом размере, похожий на болеро, кастаньетный ритм.)
Учитель: Какой образ Кармен показан в «Сегидильи»
– страстной
V Работа по теме урока
Слушание:
3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ (слайд 14).
1). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. (1м.20 сек) (Муз 4)
2). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен. (2 мин) .
(Муз 5)
3).Сравнительный анализ. Вопросы:
Учитель: В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балете философски возвышенный смысл.)
4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях (страницы 56-57) (слайд 14 ).
Учитель: Охарактеризуйте Кармен. (Страстная, своенравная, свободолюбивая.)
Учитель: В каких номерах показаны образы Кармен?
Опера Хабанера – свободолюбие, женское обаяние
Балет Хабанера – дерский танец вызов, испанский колорит
Опера Сегидилья – страстность, испанский фольклор
(Обучающиеся находят в учебнике.)
Балет «Болеро» – (видеофрагмент) импульсивность, непокорность, изменчивость нрава (с 11 сек - 1 м10с
Балет «Сцена гаданий» - (видеофрагмент) смертельная тоска, ужас кармен. Сменяется темой роковой страсти. (11 сек)
(слайд 15 ).
«Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
(слайд 16 ).
Работа в парах – сопоставить образы
Учитель: Работа по парам. Сопоставьте образы.
Образ Кармен - Темпераментная, страстная, вольнолюбивая, свободная, независимая, роковая, дерзкая, неукротимая, обаятельная.
Образ Хозе - Скромный, нежный, ласковый, страдающий
Образ Эскамильо - Смелый, уверенный в себе, жизнерадостный, страстный, свободный, независимый.
Образ Микаэлы - Милая, нежная, ласковая, любящая, добрая
Обобщение темы.
1.Эпиграф (обобщение) (слайд 17)
«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
2. Вопросы:
- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)
- Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок
Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)
Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)
О каких произведениях мы сегодня говорили на уроке?
Что нового вы узнали? Какие новые термины вы узнали?
Что вам больше всего понравилось?
Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)
Какую бы оценку вы себе поставили?
Домашнее задание - выполните рисунок понравившегося вам героя балета «Кармен сюита».