Планируемые результаты освоения биологии в 5 классе
Личностные результаты
Познавательный интерес к естественным наукам.
Понимание значимости научного исследования природы.
Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии.
Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе.
Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов.
Понимание принципов современной классификации организмов.
Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Осознание важности растений в природе и жизни человека.
Представление о значении растений и животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека.
Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.
Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету.
Представлений о необходимости вести здоровый образ жизни.
Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода.
Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству.
Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.
Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих способностью к общению.
Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человек.
Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны.
Принятие правил поведения в живой природе.
Принятие правил здорового образа жизни.
Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной.
Помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.
Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека.
Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных.
Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями.
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.
Осознание влияния факторов среды на живые организмы.
Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе.
Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека.
Принятие правил поведения в природе.
Представление о многообразии природных сообществ как следствии разнообразия природных условий на поверхности планеты.
Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ.
Осознание роли Мирового океана на планете.
Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
умение выделять главное в тексте.
овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
приобретение элементарных навыков работы с приборами.
умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
грамотно формулировать вопросы.
устанавливать причинно - следственные связи.
самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.
готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
умение проводить элементарные исследования.
сравнивать и анализировать информацию, делать выводы,
Личностные УУД:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
знание основных составляющих здорового образа жизни.
умение видеть прекрасное в природе.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
развитие навыков самооценки и самоанализа.
развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах
умение работать в составе творческих групп.
умение обмениваться информацией с одноклассниками
умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Предметные результаты
Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии
Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования
Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются
Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки
Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Выделение существенных особенностей представителей царства живой природы и их роли в круговороте веществ.
Знание наличия различных способов общения между животными.
Знание особенностей строения половых клеток. Умение на рисунках и таблицах выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных животных.
Знание основных способов размножения живых организмов.
Знание о значении гена и его местоположении в клетке.
Знание о существовании различных пород животных и сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека
Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды.
Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.
Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных, правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.
Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной, наземно – воздушной, почвенной, организменной сред и выявление приспособлений организмов к обитанию в них.
Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами.
Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов.
Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране.
Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи.
Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне.
Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.
Содержание программы
Введение (2 ч)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология); методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Основные образовательные идеи
Биология – наука о живой природе;
Биология располагает большим количеством разнообразных научно- исследователь-ских методов
Метапредметные умения
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умения объяснить:
Специфику биологии как науки;
Специфику методов биологических исследований
Умение определять:
Отличительные особенности биологических методов исследования;
Рациональность использования источников биологических знаний в конкретной учебной ситуации
Практические работы
Составление схемы наук о природе;
Организация, проведение наблюдений за домашними животными
Глава 1. Мир биологии (19 ч)
История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарлз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи
Многообразие биологических наук;
Сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках; процессы их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах;
Человек как биосоциальное существо, строение человеческого организма, процессы жизнедеятельности, особенности психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Метапредметные умения
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умения объяснить:
Особенности клеточного строения;
Для чего классифицируют живые организмы;
Отличительные признаки живых организмов, как представителей разных царств живой природы;
Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
Процесс размножения и наследственности живых организмов;
Значение биологии в жизни человека, последствия его воздействия;
Необходимость здорового образа жизни;
Осознанное соблюдение основных принципов и правил отношения к живой природе;
Умение определять:
Отличительные особенности клеточного строения;
Отличительные особенности в классификации представителей двух царств: животных и растений, проводить классификацию;
Роль биологии в жизни человека и других живых организмов;
Приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных, правила поведения в природе;
И выделять эстетические достоинства объектов живой природы
Практические работы
Изучение устройства увеличительных приборов;
Знакомство с клетками растений;
Роль бактерий в природе + составить список правил позволяющих избежать заражение болезнетворными бактериями;
Роль плесневых грибов в природе + список приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воду Мирового океана.
Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ
Основные образовательные идеи
Знакомство и изучение общебиологических закономерностей
Метапредметные умения
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умения объяснить:
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах;
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды;
Какие организмы входят в состав природных сообществ, и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой;
Многообразие живого мира нашей планеты.
Умение определять:
Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни;
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Примеры экологических факторов;
Приспособленность организмов к условиям своего обитания в данной среде. Приводить примеры;
Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь;
Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Приводить примеры.
Практические работы
Изучение приспособленности водных животных к среде обитания (на примере аквариумных рыбок)
Определение влажности почвы, механического состава почвы
Приспособленность животных к обитанию в почве (на примере дождевого червя)
Организмы – паразиты (на примере спорыньи, головни, фитофторы, повилики, аскариды)
Тематическое планирование по биологии 5 класс
(1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов Дано | Сроки проведения |
По программе | Дано |
Глава 1. Введение (2ч.) | | |
1/1 | Науки о природе. Входная диагностика. Практическая работа №1 «Составление схемы наук о природе» | 1 | | |
2/2 | Методы изучения природы. Практическая работа№2 «Организация, проведение наблюдений за домашними животными» | 1 | | |
Глава 2. Мир биологии (19ч.) | | |
1/3 | Что изучает биология. | 1 | | |
2/4 | Из истории биологии. Практическая работа №3 «Изучение устройства увеличительных приборов» | 1 | | |
3/5 | Экскурсия в мир клеток. Практическая работа №4 «Знакомство с клетками растений» | 1 | | |
4/6 | Как классифицируются организмы | 1 | | |
5/7 | Живые царства. Бактерии. Практическая работа №5 «Роль бактерий в природе» | 1 | | |
6/8 | Живые царства. Грибы. Практическая работа №6 «Роль плесневых грибов в природе» | 1 | | |
7/9 | Живые царства. Растения. | 1 | | |
8/10 | Живые царства. Животные. | 1 | | |
9/11 | Жизнь начинается. | 1 | | |
10/12 | Жизнь продолжается. | 1 | | |
11/13 | Почему дети похожи на родителей. | 1 | | |
12/14 | Нужны все на свете. | 1 | | |
13/15 | Как животные общаются между собой | 1 | | |
14/16 | Биология и практика | 1 | | |
15/17 | Биологи защищают природу. | 1 | | |
16/18 | Растения и животные Красной книги Ульяновской области | 1 | | |
17/19 | Биология и здоровье | 1 | | |
18/20 | Живые организмы и наша безопасность | 1 | | |
19/21 | Мир биологии. Обобщение знаний. | 1 | | |
Глава 3. Организм и среда обитания (14ч.) | | |
1/22 | Водные обитатели. Практическая работа №7 «Изучение приспособленности водных животных к среде обитания» | 1 | | |
2/23 | Между небом и землей. | 1 | | |
3/24 | Кто в почве живет. Практическая работа №8 «Приспособленность животных к обитанию в почве» | 1 | | |
4/25 | Кто живет в чужих телах. Практическая работа №9 «Организмы – паразиты» | 1 | | |
5/26 | Экологические факторы. Абиотические | 1 | | |
6/27 | Экологические факторы: биотические и антропогенные. | 1 | | |
7/28 | Природные сообщества. | 1 | | |
8/29 | Жизнь в Мировом океане. | 1 | | |
9-10/ 30-31 | Путешествие по материкам | 2 | | |
11/32 | Организм и среда обитания. Обобщение знаний | 1 | | |
12/33 | Выходная диагностика | 1 | | |
13-14/ 34-35 | Обобщение курса «Введение в биологию | 2 | | |