СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Клетка – основная единица живой материи» в 11 классе (0,5 ч.) Учитель биологии Папоротная Е.Б.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс  «Клетка – основная единица живой материи» предназначен для учащихся 11 класса, рассчитан на 17 часов. За основу взят элективный курс «Клетки и ткани» Д.К.Обухова, проф.кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета, опубликованный в журнале «Профильная школа» №1, 2005г.Основной целью элективного курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Клетка – основная единица живой материи» в 11 классе (0,5 ч.) Учитель биологии Папоротная Е.Б.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 села Стародубского Буденновского района» Ставропольского края



Рассмотрено на заседании
МО ЕНЦ протокол № 1
от ____________2016 г.

_______ Копылова Е.Г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________Сазанова С.А.

«_____» _________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №7

______Кудренко Н.В.

Протокол №________

«_____» ______2016 г.








Рабочая программа

элективного курса

«Клетка – основная единица живой материи»

в 11 классе (0,5 ч.)



Учитель биологии

Папоротная Е.Б.








2016-2017 учебный год



Элективный курс «Клетка – основная единица живой материи» предназначен для учащихся 11 класса, рассчитан на 17 часов. За основу взят элективный курс «Клетки и ткани» Д.К.Обухова, проф.кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета, опубликованный в журнале «Профильная школа» №1, 2005г.Основной целью элективного курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса.


Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  1. Принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

  2. Положения клеточной теории;

  3. Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  4. Сходство и различия животной и растительной клеток;

  5. Основные компоненты и органоиды клеток.

  6. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипция (синтез и созревание рнк) и трансляция (синтез белковой цепи);

  7. Строение основных типов клеток и тканей многокле­точных животных;

  8. Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь:

  1. Работать со световым микроскопом и микроскопиче­скими препаратами;

  2. Изготовлять простейшие препараты для микроскопи­ческого исследования;

  3. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисун­ками клеточных структур;

  4. Работать с современной биологической и медицин­ской литературой (книгами) и интернетом;

  5. Составлять краткие рефераты и доклады по интересую­щим темам, уметь представлять их на школьных конфе­ренциях и олимпиадах;

  6. Применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

  7. Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.


Содержание программы элективного курса

«Клетка – основная единица живой материи» 11 класс (17 часов)

1. Клеточные структуры и их функции (6ч)

Цитология – наука о клетке. История изучения клетки. Биологические мембраны. Мембранный транспорт. Натрий – калиевый насос. Эндоцитоз и рецепторная функция мембраны. Функции плазмалеммы. Мембранные органоиды клетки: ядро, вакуольная система, митохондрии, пластиды. Немембранные компоненты клетки: опорно-двигательная система клетки, клеточный центр, рибосомы, клеточные включения.

Лабораторная работа № 1 «Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования»

Лабораторная работа № 2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

Лабораторная работа № 3 «Особенности строения клеток эукариот и прокариот»

Лабораторная работа № 4 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

2. Обеспечения клеток энергии (5ч)

Классификация организмов по главным источникам углерода и энергии, которые они используют. Фотосинтез, его назначение. Строение листа. Хлоропласты. Фотосинтетические пигменты. Биохимия фотосинтеза. Световые, темновые реакции.

Факторы, влияющие на фотосинтез. Фотосинтезирующие бактерии и сине-зеленые водоросли. Хемосинтез. Гликолиз, его этапы. Цикл Кребса. Окислительное фосфолирование, дыхательная цепь. Аэробное, анаэробное дыхание. Эффективность превращения энергии при аэробном и анаэробном дыхании.

3. Воспроизведение биосистем.(6ч.)

Размножение клеток. Клеточный цикл. Митоз. Амитоз. Нарушение митоза. Биологические значения митоза. Онтогенез. Эмбриональная индукция. Влияния , внешней среды на развитие. Онтогенез растений. Постэмбриональное развитие. Взаимоотношение клеток в многоклеточном организме. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение, его биологическое значение. Особенности гаметогенеза и оплодотворения у растений. Л. р. № 5 «Митоз в клетках корешка лука»


Тематический план эл. курса

«Клетка – основная единица живой материи» 11 кл 0,5 час

Тема урока

Лабораторные работы. Творческие задания.

Дата

1. Клеточные структуры и их функции (6ч)

Цитология – наука о клетке. История изучения клетки.

Л. р. № 1 «Устройство светового микроскопа и техника микроскопир.


Биологические мембраны, их функции



Мембранное органоиды клетки: ядро, ЭПС, вакуолярная система.

Л. р. №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»


Мембранное органоиды клетки: митохондрии, пластиды.

Л. р. № 3«Особенности строения клеток эукариот и прокариот»


Немембранные компоненты клетки. Клеточные включения



Обобщение материала по теме: «Химия клетки. Клеточные структуры, их функции»

Л. р. № 4 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»


2. Обеспечение клеток энергией (5ч)

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Световые реакции.

Проект «Солнце – источник жизни на Земле»


Темновые реакции фотосинтеза



Факторы, влияющие на фотосинтез. Космическая роль зеленых растений



Особенности фотосинтеза прокариот. Хемосинтез.



Гликолиз, его биологическая роль



3. Воспроизведение биосистем.(6ч.)

Размножение клеток. Митоз, его биологическая роль

Л. р. № 5 «Митоз в клетках корешка лука»


Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.



Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение, его биологическое свойство



15-16

Особенности гаметогенеза и оплодотворения у растений



17

Заключительное занятие

Подведение итогов



ИТОГО: 17 часов