СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку "Написание сжатого изложения" 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный рабочий курс поможет вам подготовить 9 класс к сдаче ОГЭ по русскому языку, а именно: с помощью этой программы можно научить выпускников писать изложение на экзамене.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку "Написание сжатого изложения" 9 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная обшеобразовательная школа

Валуйского района Белгородской области»


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

________Ветренко Л.Л.


«____»________2014 г.

_____________________


«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ»

_______Даньшина Г.П.


Приказ № 109 от «___»____2014г.







Рабочая программа

по учебному курсу

«Написание сжатого изложения»

для 9 класса




Составитель: учитель

русского языка и литературы

Богатырева Евгения Викторовна


Срок реализации – 1 год




2014 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Написание сжатого изложения» составлена на основе авторского курса Долгинцевой И.М, методиста отдела образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района, рекомендованной

Бел РИПКППС.

Необходимость предпрофильной подготовки учащихся требует использования элективных курсов для 8-9 класса средней школы, которые бы не только готовили учащихся к успешной итоговой аттестации, но и закладывали основу профильного обучения. Элективный курс «Написание сжатого изложения» предусматривает именно такой подход к изучению материала. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме.

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Элективный курс «Написание сжатого изложения» рекомендован к использованию в практике преподавания русского языка в предпрофильных классах Белгородской области на основании решения областного экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 23.06. 2009 года


Место курса в учебном плане

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс

позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.


Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом

В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.

Данный курс рассчитан на 34 часа.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся

От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.


Программа элективного курса

« Написание сжатого изложения».

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. (1ч) 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) 3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) 4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) 5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) 6. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)

7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)

8. Приемы компрессии текста. (5ч)

9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (2ч)

10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)

11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

12. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)

13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(2ч)

15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч)

16.Проверка и оценка изложения. (1ч)

17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом». (1ч)

18.Контрольное изложение. (4ч)

19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)

20. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч)

Итого – 34 часа

Содержание программы учебного курса

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч)

Цели и задачи курса. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч)

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:

- определить тему текста,

- пе­ресказать его содержание, ответить на вопросы: кто действующее лицо, что про­изошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,

-восстано­вить последовательность эпизодов ,

-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста,

-каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.

Понятие «авторский стиль изложения».

Упражнения для подготовки учащихся к изложению

6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.)

Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

7. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)

Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

8.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.

9. Приемы компрессии текста. (5ч)

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч

Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчинённого предложения простым -1ч

Исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких из синонимов.

Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч

10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)

11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)

Написание сжатого изложения.

12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

13. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)

(Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)

14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:

-содержание

изложения,

наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)

Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.

16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста.

Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .

17.Проверка и оценка изложения. (1ч)

18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)

19.Контрольное изложение. (4ч)

20.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)

21. Итоги учебного курса.

Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч) Итого – 34 часа








































Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Приложение 1

к рабочей программе

по учебному курсу «Написание сжатого изложения»

»


«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области

______ Ветренко Л.Л.

«____»______2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области

________ Даньшина Г.П.

Приказ № ___

от «___»__________2014 г.



Календарно-тематическое планирование

по учебному курсу «Написание сжатого изложения»

9 класс

















2014 год

Приложение 1 Календарно-тематическое планирование курса

Тема

Дата

Кол-во час

Примечание

план

факт

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста».

03.09


1


2

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий.

10.09


1


3

Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения

17.09


1


4

Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его изложением

24.09


1


5

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста.

01.10


1


6

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста

08.10


1


7

Составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

15.10


1


8

Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана.

22.10


1


9

Подготовка рабочих материалов к изложению текста. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

29.10


1


10

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложением.

12.11


1


11

Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

19.11


1


12

Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)

26.11


1


13

Свёртывание исходной информации за счёт замены

03.12


1


14

Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов

10.12


1


15

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии

17.12


1


16

Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения

24.12


1


17

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

14.01


1


18

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом

21.01


1


19

Обучающее изложение «Как делаются слова».

28.01


1


20

Обучающее изложение «Как делаются слова».

04.02


1


21

Обучающее изложение «Как делаются слова».

11.02


1


22

Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

18.02


1


23

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Речевые ошибки

25.02


1


24

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки

04.03


1


25

Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.

11.03


1


26

Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения

18.03


1


27

Проверка и оценка изложения

01.04


1


28

Психологический тренинг « Боремся со стрессом»

08.04


1


29

Контрольное изложение.

15.04


1


30

Контрольное изложение.

22.04


1


31

Контрольное изложение.

29.04


1


32

Контрольное изложение.

06.05


1


33

Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками

13.05


1


34

Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.

20.05


1
























Литература

1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб.пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.

2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004

4.Долинина Т.А. «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык 9класс: Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010

5.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.

6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.

7.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».-М. : «Просвещение», -1984)

8.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008

9.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.

10.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, -2007

11.Подготовка к ГИА-9 2011 под редакцией Н.А.Сениной. Легион-М, 2010.

12.Подготовка к ГИА-2013 под редакцией Н.А. Сениной. Легион-М, Ростов-на-Дону, 2012.

13. Подготовка к ГИА-2015 под редакцией Н.А. Сениной. Легион-М, Ростов-на-Дону, 2014.


С вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресу:

http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/activities/attestation/9/

Приложение 1

Памятка « Как работать над сжатым изложением»

(рекомендации составлены по материалам пособия Морозовой И.Д.«Виды изложений и методика их проведения»)

1.Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности.

2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.

3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем).

4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).

5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.

6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.

7.Подберите обобщающие слова и предложения.

8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.

9.Изложите сжато каждую микротему на черновике.

10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!

11.Проверьте:

- есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста,

-соответствует ли абзацное членение микротемам,

-уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом,

-не нарушилась ли при этом целостность текста.

Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?

12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.


























Приложение 2 Формы и средства контроля

Контрольная работа «Векторная графика»

  1. Векторное графическое изображение формируется из

    1. красок

    2. пикселей

    3. графических примитивов

  2. Эффективно представляет изображения фотографического качества...

    1. векторная графика;

    2. растровая графика.

  3. Могут быть легко распечатаны на принтерах...

    1. векторные рисунки;

    2. растровые изображения.

  4. Векторное графическое изображение получается

    1. при работе с системами компьютерного черчения

    2. при работе с фото и видеокамерами

    3. при преобразовании графической информации из аналоговой формы в цифровую

  5. Какой тип графического изображения вы будете использовать для разработки эмблемы организации, учитывая, что она должна будет печататься на малых визитных карточках и больших плакатах?

    1. растровое изображение

    2. векторное изображение

  6. К какой компьютерной графике вы отнесёте данное изображение, построенное в текстовом процессоре Microsoft Word?

    1. Растровой.

    2. Векторной.

    3. Трёхмерной


  1. К числу достоинств векторного графического изображения относится

    1. создание практически любого изображения, вне зависимости от сложности

    2. наивысшая скорость обработки сложных изображений

    3. увеличение масштаба без увеличения размера файла ни на один байт

  2. Файлы, с какой графикой имеют наименьший размер?

    1. Растровой.

    2. Векторной.

    3. Трёхмерной

  3. Относительно небольшой объём памяти занимают ...

    1. векторные рисунки;

    2. растровые изображения.

  1. Могут быть легко масштабированы без потери качества...

    1. векторные рисунки;

    2. растровые изображения.

  1. Растровое графическое изображение получается

    1. в процессе сканирования

    2. при работе с системами компьютерного черчения

    3. при создании рисунка в MS Word

  1. Что можно отнести к достоинствам растровой графики по сравнению с векторной?

    1. Малый объём графических файлов.

    2. Фотографическое качество изображения.

    3. Возможность просмотра изображения на экране графического дисплея.

    4. Возможность масштабирования изображения без изменения его качества

  2. Файлы, с какой графикой имеют наибольший размер?

    1. Растровой.

    2. Векторной.

    3. Трёхмерной.

Ключ к тесту


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13

1

a

c

b

b

a

b

b

c

b

a

16 цветов

2

b

b

a

a

a

a

a

b

a

a

2 цвета