«Согласовано» Руководитель МО _______ Протокол № _1_ от « » августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «…………….СОШ» _____________ « » августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «………….. СОШ» __________________ « » августа 2016 г. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-ИМАНГУЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ: РЕШЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ЗАДАЧ ПО АЛГЕБРЕ И ГЕОМЕТРИИ»
10 КЛАСС
2016 г.
Пояснительная записка
Математика практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Ограниченность учителя временными рамками урока и временем изучения темы, нацеленность учителя и учащихся на достижение ближайших целей, к сожалению, мало способствует решению на уроке задач творческого характера, нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности, при решении которых необходимы знания разделов математики, выходящих за пределы школьного курса.
Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных заведениях. Предлагаются к рассмотрению следующие вопросы курса математики, выходящие за рамки школьной программы: рациональные и иррациональные задачи с параметрами; применение производной при анализе и решении задач с параметрами; уравнения и неравенства на ограниченном множестве; обратные тригонометрические функции; применение графического метода при решении задач с параметрами и др.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов, рассчитана на 68 часов.
Цель курса – создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
расширение и углубление курса математики;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
формирование навыка работы с научной литературой, использование различных интернет – ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.п.
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.
Предполагаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активность;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет – ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Содержание курса и методические рекомендации
Начальные сведения для решения уравнений и неравенств (14 часов)
Аксиомы действительных чисел. Различные формы записи действительных чисел. Признаки делимости. Делимость по модулю. Треугольник Паскаля. Множества. Комбинаторика. Метод математической индукции. Бином Ньютона. Теорема Безу. Схема Горнера. Теорема Виета.
Основная цель – сформировать у учащихся навык разложения многочлена степени выше второй на множители, нахождение корней многочлена, применять теорему Безу и ее следствия для нахождения корней уравнений выше второй, а также упрощения рациональных выражений многочлена.
Методические рекомендации.
Теоретический материал дается в виде лекции, основное внимание уделяется отработке практических навыков. Обращается внимание на то, что использование этого материала значительно экономит время при решении подобных заданий на экзамене.
Решение рациональных уравнений и неравенств (36 часов)
Дробно - рациональные уравнения. Подбор корней. Метод неопределенных коэффициентов. Разложение на множители. Замена переменной. Выделение полных квадратов. Однородные уравнения. Симметрические и возвратные уравнения. Параметризация задач.
Преобразование одного из уравнений системы. Получение дополнительного уравнения. Симметричные системы. Обобщенная теорема Виета. Однородные системы. Разные приемы решения систем. Доказательства важных неравенств. Доказательство неравенств с помощью метода математической индукции. Решение рациональных неравенств. Решение систем рациональных неравенств.
Методические рекомендации.
В ходе изучения этой темы учащиеся должны усвоить основные способы решения рациональных уравнений и неравенств высших степеней. Решение каждой задачи, разобранной на занятиях, представляет собой метод решения большого класса задач. Эти методы повторяются и углубляются при решении последующих задач. В каждой лекции разбираются задачи разного уровня сложности. От простых, повторяющих школьную программу задач (таких немного), до сложных задач, решение которых обеспечивает хорошую и отличную оценку на экзаменах.
Основные задачи тригонометрии (18 часов)
Тригонометрические функции и их свойства. Преобразование тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции и их свойства. Решение тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи.
Методические рекомендации. Изучение этой темы предполагает систематизацию полученных знаний по теме и углубление школьного курса. Систематизируются способы решения тригонометрических уравнений и систем тригонометрических уравнений. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, решению уравнений, систем уравнений и комбинированным заданиям, которые предлагаются на итоговой аттестации.
В разделе «Итоговое повторение» предполагается провести заключительную контрольную работу по материалам и в форме ЕГЭ, содержащую задания, аналогичные демонстрационному варианту (предполагается использование электронных средств обучения).
Методическое обеспечение
В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности.
Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе учащиеся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, четко контролируя и направляя работу учащихся.
Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.
Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.
Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские. Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний.
Контроль результативности изучения учащимися программы
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: самостоятельная работа, практикумы, тестирование.
Основные формы итогового контроля:
Практикумы по темам «Начальные сведения для решения уравнений и неравенств», «Графический метод решения уравнений и неравенств с параметрами»; тестирование по темам «Решение рациональных уравнений и неравенств», «Основные задачи тригонометрии»; практикум по темам «Производная и ее применение», «Основные вопросы стереометрии»
Показателем эффективности следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность учащихся.
Учебно –тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Начальные сведения для решения уравнений и неравенств. | 14 |
2 | Решение рациональных уравнений и неравенств | 36 |
3 | Основные задачи тригонометрии | 16 |
4 | Итоговое повторение | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
план | факт |
| Начальные сведения для решения уравнений и неравенств (14 часов) | | |
1 | Действительные числа | 03.09 | |
2 | Действительные числа | 06.09 | |
3 | Действительные числа. Решение упражнений | 10.09 | |
4 | Действительные числа. Решение упражнений | 13.09 | |
5 | Множества | 17.09 | |
6 | Множества | 20.09 | |
7 | Множества. Решение упражнений | 24.09 | |
8 | Множества. Решение упражнений | 01.10 | |
9 | Алгебраические многочлены | 04.10 | |
10 | Алгебраические многочлены | 08.10 | |
11 | Алгебраические многочлены | 11.10 | |
12 | Алгебраические многочлены | 15.10 | |
13 | Практикум. Решение уравнений и неравенств | 18.10 | |
14 | Практикум. Решение уравнений и неравенств | 22.10 | |
| Решение рациональных уравнений и неравенств (36 часов) | | |
15 | Рациональные уравнения | 25.10 | |
16 | Рациональные уравнения | 08.11 | |
17 | Рациональные уравнения | 12.11 | |
18 | Рациональные уравнения | 15.11 | |
19 | Система рациональных уравнений | 19.11 | |
20 | Система рациональных уравнений | 22.11 | |
21 | Система рациональных уравнений | 26.11 | |
22 | Система рациональных уравнений | 29.11 | |
23 | Рациональные неравенства | 03.12 | |
24 | Рациональные неравенства | 06.12 | |
25 | Рациональные неравенства | 10.12 | |
26 | Рациональные неравенства | 13.12 | |
27 | Уравнения и неравенства | 17.12 | |
28 | Уравнения и неравенства | 20.12 | |
29 | Уравнения и неравенства | 24.12 | |
30 | Решение упражнений. Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину | 27.12 | |
31 | Решение упражнений. Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину | 14.01 | |
32 | Решение упражнений. Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину | 17.01 | |
33 | Рациональные алгебраические уравнения с параметром | 21.01 | |
34 | Рациональные алгебраические уравнения с параметром | 24.01 | |
35 | Решение упражнений. Рациональные алгебраические уравнения с параметром | 28.01 | |
36 | Решение упражнений. Рациональные алгебраические уравнения с параметром | 31.01 | |
37 | Решение упражнений. Рациональные алгебраические уравнения с параметром | 04.02 | |
38 | Решение упражнений. Рациональные алгебраические уравнения с параметром | 07.02 | |
39 | Рациональные алгебраические неравенства с параметром | 11.02 | |
40 | Рациональные алгебраические неравенства с параметром | 14.02 | |
41 | Решение упражнений. Рациональные алгебраические неравенства с параметром | 18.02 | |
42 | Решение упражнений. Рациональные алгебраические неравенства с параметром | 21.02 | |
43 | Решение упражнений. Рациональные алгебраические неравенства с параметром | 25.02 | |
44 | Решение упражнений. Рациональные алгебраические неравенства с параметром | 28.02 | |
45 | Уравнения и неравенства на ограниченном множестве | 04.03 | |
46 | Уравнения и неравенства на ограниченном множестве | 07.03 | |
47 | Решение упражнений. Уравнения и неравенства на ограниченном множестве | 11.03 | |
48 | Решение упражнений. Уравнения и неравенства на ограниченном множестве | 14.03 | |
49 | Итоговое занятие. Тестирование по 2 разделу | 18.03 | |
50 | Итоговое занятие. Тестирование по 2 разделу | 21.03 | |
| Основные задачи тригонометрии (16 часов) | | |
51 | Основные тригонометрические формулы Тригонометрические неравенства | 04.04 | |
52 | Основные тригонометрические формулы. Решение упражнений | 08.04 | |
53 | Свойства обратных тригонометрических функций. Тестирование | 11.04 | |
54 | Свойства обратных тригонометрических функций. Решение упражнений | 15.04 | |
55 | Тригонометрические уравнения | 18.04 | |
56 | Тригонометрические уравнения | 22.04 | |
57 | Тригонометрические уравнения | 25.04 | |
58 | Тригонометрические уравнения | 29.04 | |
59 | Тригонометрические неравенства | 02.05 | |
60 | Тригонометрические неравенства | 06.05 | |
61 | Тригонометрические неравенства | 13.05 | |
62 | Тригонометрические неравенства | 16.05 | |
63 | Тригонометрические неравенства | 20.05 | |
64 | Тригонометрические неравенства | 23.05 | |
| Итоговое повторение (2 часа) | | |
65 | Итоговое занятие. Тестирование по 3 разделу | 27.05 | |
66 | Итоговое занятие по всему курсу | 30.05 | |
Литература для учителя
1. Алгебра и начала математического анализа: 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ под редакцией А.Г. Мордковича,2012.
2. Геометрия, 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.
3. ЕГЭ 2016. Математика. ЕГЭ 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В. Под редакцией Семенова А.Л., Ященко И.В.
4. ЕГЭ 2016. Математика. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. Высоцкий В.С.
5. ЕГЭ 2016. ЕГЭ 2016. Математика. ЕГЭ 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С. Сергеев И.Н., Панферов В.С.
6. ЕГЭ 2016. Математика. Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач. Сергеев И.Н., Панферов В.С. М.: Интеллект – Центр
7. ЕГЭ 2016. Репетитор. Математика. Эффективная методика. Лаппо Л.Д., Попов М.А. М.: Экзамен
8. ЕГЭ 2016. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2016. Математика. Высоцкий И.Р, Гущин Д.Д., Захаров П.И. и др. М.: АСТ, Астрель
Интернет – источники
http://mathege.ru – открытый банк задач ЕГЭ
http://fipi.ru - открытый банк задач ЕГЭ
http://uztest.ru/exam?idexam=25 – онлайн тесты
http://egeru.ru – онлайн тесты
http://reshuege.ru/ – онлайн тесты