Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку базового уровня (2004 г.) в соответствии с программой по русскому языку «Русский язык, 5-9 классы, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, 11-ое изд., Москва,«Просвещение», 2010г.».Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2013г.
Данный курс позволит восполнить пропущенный или забытый материал, непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Межпредметные связи: курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на
межпредметные связи с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм. Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства, истории, при занятиях музыкой.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса учащиеся должны знать:
-принципы русской орфографии;
-основные орфографические нормы, ранее представлявшие определенную трудность.
должны уметь:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами
применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические
обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
- применять теоретические знания по разделам «Орфография» на практике (как ранее
известные, так и полученные на занятиях);
- уметь работать с текстами, тестовыми заданиями по русскому языку;
- соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Содержание элективного курса
34 часа (1 час в неделю)
Введение (1 час). Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.
Орфография как раздел науки о языке (30 часов). Основные принципы русской
орфографии.
Фонетический принцип русской орфографии (12 часов). Тайна фонемы. Ударение
над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический
словарь - наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки».
Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных).
Словообразовательный принцип русской орфографии (8 часов). Слитно, раздельно,
через дефис. Омонимичное правописание слов.
Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн).
Морфологический принцип русской орфографии (3 часа). История образования и
правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).
Орфографические головоломки.
Морфемный принцип русской орфографии (7 часов). Приставки-труженицы
(классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы.
Волшебный клубок орфограмм.
Значение орфографии (3 часа). Путешествие в страну русского языка. Орфография в__
Цель курса: развитие орфографической зоркости как средства формирования навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- освоение учащимися основ знаний по русскому языку, принципов и закономерностей их функционирования, развитие творческих способностей и связной устной и письменной речи;
- осмысление своего индивидуального потенциала, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;
- развитие интереса к русскому языку, постоянной потребности к знаниям, реализации своих возможностей и передачи опыта другим ученикам.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс позволит учащимся 5 класса не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5 -11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком пятиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Предпочтительные формы контроля:
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- самостоятельное выполнение тестовых заданий.
Педагогические технологии и средства обучения
Технология дифференцированного обучения
Разделы курса
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма
|
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии
|
Тайна фонемы
|
Ударение над гласной может сделать букву ясной
|
Коварные словарные слова
|
Орфографический словарь – наш главный помощник
|
Опасные согласные
|
Звонкие и глухие «двойняшки»
|
Старые знакомые Ъ и Ь
|
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
|
Слитно, раздельно, через дефис.
|
Сколько –н писать в словах?
|
Как «справиться со сложными словами»?
|
Решение орфографических задач
|
Проверь себя. Тест № 2
|
История образования и правописания числительных
|
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
|
Орфографические головоломки.
|
Приставки-труженицы (классификация приставок)
|
Кто командует корнями?
|
Суффиксы-большие молодцы.
|
Волшебный клубок орфограмм.
|
Путешествие в страну русского языка.
|
Значение орфографии.
|
?