СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана для 2 класса на 68 часов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ____________/ Е.П Голоднюк. Протокол заседания МО от_________________2017 г. № __ |
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Сизовская средняя школа» _____________/_Е.Н. Емельянова ______ ___________________2017 г. |
| УТВЕРЖДЕНО Приказ от ____ ____________ 2017 г. № __ Директор МБОУ «Сизовская средняя школа» _______________ /Т.И. Гащиц
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _____окружающий мир_____________________
Уровень _____базовый______________________________
_______Сулим Галина Валентиновна____________
Класс ______2_______________________
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов:
Всего___68___ч.; в неделю _2___ ч.
Программа разработана на основе: ФГОС НОО; авторской программы по окружающему миру А.А.Плешакова.- М.: «Просвещение», 2014 г.
с.Сизовка, 2017 г.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект: учебник ( в 2 частях) автор А.А.Плешаков.- Москва: «Просвещение», 2014 г. в комплекте с приложением на электронном носителе (1СД); рабочая тетрадь ( в 2 частях).- Москва: « Просвещение», 2017 г.; тесты.- Москва: « Просвещение», 2017 г ., КИМы с требованием ФГОС « Школа России».- Москва: « Вако», 2017г.; Атлас- определитель. Автор А.А.Плешаков « От земли до неба».- Москва: «Просвещение», 2017г.; «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».- Москва: « Просвещение», 2016 г.; «Зелёные страницы».- Москва: « Просвещение», 2016 г.
1. Планируемые результаты освоения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У второклассников продолжается:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать вопросы и ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; различать государственные символы России — флаг, герб, гимн; приводить примеры народов России; называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира; различать объекты и явления неживой и живой природы
- оценивать отношение людей к окружающему миру; находить связи в природе, между природой и человеком
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека; проводить наблюдения и ставить опыты
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования; определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека; правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу; правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу; соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- - оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; различать водоёмы, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Чтение: работа с информацией
Учащийся научится:
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака.
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста);
- заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения и зависимости;
- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух трех шагов (на основе предложенного набора действий).
У второклассника продолжится формирование ИКТ- компетентности:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их, распечатывать на принтере;
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
- конструирование небольших сообщений: текстов, в том числе с добавлением иллюстраций (рисунков, фотографий);
- создание презентации (письменной и устной) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере;
- поиск информации для проектной деятельности, в том числе в контролируемом Интернете.
2. Содержание учебного предмета, курса
Предмет «Окружающий мир» во 2 классе изучается по следующим разделам:
Раздел «Где мы живем» (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего села, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел «Природа» (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
- Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия своего города. Строительство в селе. Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Раздел «Общение» (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.)
Раздел «Путешествия» (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб,птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- называть свой адрес в мире и в своём населенном пункте; называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; применять правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; правилам поведения в природе;
- называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов, части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью села, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД.
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
3.Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Проекты
| ||
Авторская программа | Рабочая программа | ||||
1 | Раздел «Где мы живем» | 4часа | 4часа | 1 | |
2 | Раздел «Природа» | 20 часов | 20 часов | 1 | |
3 | Раздел «Жизнь города и села» | 10 часов | 10 часов | 1 | |
4 | Раздел «Здоровье и безопасность» | 9 часов | 9 часов |
| |
5 | Раздел «Общение» | 7 часов | 7 часов | 1 | |
6 | Раздел «Путешествия» | 18 часов | 18 часов | 2 | |
| Итого: | 68 часов | 68 часов | 6 |
График проведения экскурсий, практических и проверочных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал | |
1 четверть | 18 ч | Практическая работа | 3 |
Экскурсия | 1 | ||
Проверочная работа | 1 | ||
2 четверть | 14 ч | Практическая работа | 2 |
Экскурсия | 1 | ||
Проверочная работа | 1 | ||
3 четверть | 20 ч | Практическая работа | 3 |
Экскурсия | 1 | ||
Проверочная работа | 3 | ||
4 четверть | 16 ч | Практическая работа | 1 |
Экскурсия | - | ||
Проверочная работа | 1 | ||
Итого | 68 ч | Практическая работа | 9 |
|
| Экскурсия | 3 |
|
| Проверочная работа | 6 |
|
|
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ____________/ Е.П Голоднюк. Протокол заседания МО от_________________2017 г. № __ |
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Сизовская средняя школа» _____________/_Е.Н. Емельянова ______ ___________________2017 г. |
| УТВЕРЖДЕНО Приказ от ____ ____________ 2017 г. № __ Директор МБОУ «Сизовская средняя школа» _______________ /Т.И. Гащиц
|
Календарно-тематическое планирование
Предмет _____окружающий мир_____________________
Уровень _____базовый______________________________
Сулим Галина Валентиновна
Класс ____________________2____________________
2017/2018 учебный год
Количество часов:
Всего___68___ч.; в неделю _2___ ч.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе:
рабочей программы по «Окружающему миру» для 2 класса, разработанной Сулим Г.В. и утверждённой приказом директора МБОУ «Сизовская средняя школа» от 23 августа 2017 г. №162.
Сизовка, 2017 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (68 ч)
№ | дата | Тема урока
| Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | ||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||
П | Ф | |||||||||||
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) | ||||||||||||
1 |
|
| Родная страна. | - научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки; - получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона. | Регулятивные УУД: - понимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить речевое высказывание в устной форме; - умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнёра высказывания; - задавать вопросы; - контролировать свои действия и действия партнёра.
| - знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; - формирование основ российской гражданской идентичности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - осознание своей этнической принадлежности
| - различать государственные символы России; - анализировать информацию учебника; -различать национальные языки и государственный язык России; - извлекать из различных источников сведения о символах России.
| |||||
2 |
|
| Город и село. | - научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; - описывать предметы на основе предложенного плана; - получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе. | - сравнивать город и село; -рассказывать о своём доме по плану; -формулировать выводы; -распределять обязанности по выполнению проекта; -собирать информацию о выдающихся земляках; -проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; -оценивать свои достижения.
| |||||||
3 |
|
| Природа и рукотворный мир. | - научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; - получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | -различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре и группе; -формулировать выводы из изученного материала; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||||||
4 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | - научатся оценивать свои достижения. | -выполнять тестовые задания учебника; -оценивать свои достижения и достижения учащихся. | |||||||
Раздел «Природа» (20 ч) | ||||||||||||
5 |
|
| Неживая и живая природа. | - научатся различать объекты живой и неживой природы; - получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения; - вносить необходимые коррективы в действия; - адекватно воспринимать оценку учителя; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные УУД: - строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить опыты; - наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь; - описывать изученные явления природы; - проводить несложные наблюдения и делать выводы; - анализировать схемы; - сопоставлять иллюстрации с описанием; - осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; - проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. - учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - способность к самооценке. -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
| -классифицировать объекты природы по существенным признакам; -различать объекты неживой и живой природы; -устанавливать связи м/у живой и неживой природой; -работать в паре. | |||||
6 |
|
| Явления природы.
| - научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; - получат возможность научиться обнаруживать связи м/у живой и неживой природой. | - работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; - приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; - анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; - рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; - практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; | |||||||
7 |
|
| Что такое погода? | - научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; - выбирать одежду по погоде; - получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. | - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -приводить примеры погодных явлений; -сопоставлять научные и народные предсказания погоды; -работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа. | |||||||
8 |
|
| В гости к осени (экскурсия). | - научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе; - получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе. | - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | |||||||
9 |
|
| В гости к осени (урок). | - научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/у ними; - получат возможность научиться осознавать ценность природы. | - работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); -сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; -прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. | |||||||
10 |
|
| Звёздное небо. | - научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий; - получат возможность научиться моделировать созвездия. | находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществлять самопроверку. | |||||||
11 |
|
| Заглянем в кладовые земли. | - научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; - получат возможность научиться составлять собственную коллекцию. | - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различать горные породы и минералы; -работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах; -формулировать выводы. | |||||||
12 13 |
|
| Про воздух и про воду. | - научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; -работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; -описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находить информацию об охране воздуха и воды родного края. | |||||||
14 |
|
| Какие бывают растения. | - научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений. | -устанавливать по схеме различия м/у группами растений; -работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; -приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; -определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека. | |||||||
15 |
|
| Какие бывают животные. | - научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных. | - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; -работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; -сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | |||||||
16 |
|
| Невидимые нити.
| - научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей; - получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. | - устанавливать взаимосвязи в природе; -моделировать изучаемые взаимосвязи; -выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; -оценивать свои достижения. | |||||||
17 |
|
| Дикорастущие и культурные растения. | - научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте; - получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека. | -практическая работа: сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; -осуществлять контроль и коррекцию; -классифицировать культурные растения по определённым признакам; -находить информацию о растениях; -обсуждать материалы книги «Великан на поляне». | |||||||
18 |
|
| Дикие и домашние животные. | - научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека; - получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой. | - сравнивать и различать диких и домашних животных; -приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; -рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | |||||||
19 |
|
| Комнатные расте ния. | - научатся узнавать и называть комнатные растения; - ухаживать за комнатными растениями; - получат возможность научиться делать выводы из изученного материала. | - узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; -определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; - практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; -оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | |||||||
20 |
|
| Животные живого уголка. | - научатся определять животных живого уголка; - ухаживать за некоторыми из них. - получат возможность научиться готовить сообщение. | - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; -рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; - практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; | |||||||
21 |
|
| Про кошек и собак. | - научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; - различать изученные породы; - получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам. | - определять породы кошек и собак; -обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; -объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | |||||||
22 |
|
| Красная книга. | - научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы; - получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. | - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; -предлагать и обсуждать меры по их охране; -использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).
| |||||||
23 |
|
| Будь природе другом. Проект «Красная книга» | - научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; - делать выводы. - получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу. | - анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; -знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; -предлагать аналогичные правила; - -извлекать информацию из различных источников; -составлять собственную Красную книгу; -презентовать Красную книгу. | |||||||
24 |
|
| Проверочная работа разделу «Природа» | - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность | |||||||
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | ||||||||||||
25 |
|
| Что такое экономика. | - научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части; - получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. - строить рассуждения в форме связи простых суждений; - умение структурировать знания; - обобщать и делать выводы; - осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
| - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; -анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; -моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; -извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. | |||||
26 |
|
| Из чего что сделано. | - научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; - получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей.
| - классифицировать предметы по характеру материала; -прослеживать производственные цепочки, моделировать их; -приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | |||||||
27 |
|
| Как построить дом. | - научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; - использовать свои наблюдения в разных видах деятельности; - получат возможность научиться извлекать из текста необходимую информацию.
| - рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); -сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; -рассказывать о строительных объектах в своём селе; -предлагать вопросы к тексту. | |||||||
28 |
|
| Какой бывает транспорт
| - научатся классифицировать транспортные средства; - запомнят номера телефонов экстренных служб; - получат возможность научиться общий план рассказа. | - классифицировать средства транспорта; -узнавать транспорт служб экстренного вызова; -запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. | |||||||
29 |
|
| Культура и образование. | - научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры; - получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию | - различать учреждения культуры и образования; -приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
| |||||||
30 |
|
| Все профессии важны. Проект «Профессии» | - научатся определять названия профессий по характеру деятельности; - узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи; - получат возможность научиться обсуждать прочитанное. | - рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; -определять названия профессий по характеру деятельности; -обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; -формулировать выводы; -распределять обязанности по подготовке проекта; -интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. | |||||||
31 |
|
| В гости к зиме (экскурсия) | - научатся наблюдать за зимними природными явлениями; - получат возможность научиться проводить исследования. | - наблюдать над зимними погодными явлениями; -исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; -распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; -наблюдать за поведением зимующих птиц. | |||||||
32 |
|
| В гости к зиме. | - научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; - готовить сообщения и выступать с ними; - получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу. | - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; - вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».
| |||||||
33 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».
| - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | |||||||
34 |
|
| Презен тация проек тов «Родное село», «Крас ная книга», «Профессии». | - научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме.
| - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||||||
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) | ||||||||||||
35 |
|
| Строе ние тела челове ка. | - научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни; - получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: - осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков; - использовать знаково-символические средства; - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. - умение структурировать знания; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. - ориентация на здоровый образ жизни.
| - работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; - определять на муляже положение внутренних органов человека; - моделировать внутреннее строение тела человека. - работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; | |||||
36 |
|
| Если хочешь быть здоров. | - научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня; - получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены. | - рассказывать о своём режиме дня; - составлять рациональный режим дня школьника; -обсуждать сбалансированное питание школьника; - работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; - формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. | |||||||
37 |
|
| Берегись автомобиля! | - научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения. - получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. | - моделировать сигналы светофоров; - характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - различать дорожные знаки; -формулировать правила движения по загородной дороге; - работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; осуществлять самопроверку; | |||||||
38 |
|
| Школа пеше хода. | - научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения; - получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. | -формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.
| |||||||
39 |
|
| Домаш ние опасности. | - научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; - осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту; - получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту. | - объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; -сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. | |||||||
40 |
|
| Пожар. | - научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара;
- получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы.
| - характеризовать пожароопасные предметы; -запомнить правила предупреждения пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; -рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; -находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. | |||||||
41 |
|
| На воде и в лесу. | - научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания; - получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде.
| - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; -запомнить правила поведения во время купания; -различать съедобные и ядовитые грибы; -находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. | |||||||
42 |
|
| Опасные незна комцы. | - научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; - получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. | - характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; -предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. | |||||||
43 |
|
| Проверим себя и оценим свои достиже ния по разделу «Здоровье и безопас ность». | - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | |||||||
Раздел «Общение» ( 7 ч) | ||||||||||||
44 |
|
| Наша дружная семья. | - научатся объяснять, что такое культура общения; - получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить рассуждения в форме связи простых суждений; - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; - умение структурировать знания; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные УУД: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - строить понятные для партнёра высказывания.
| - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - знание основных моральных норм; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
| - рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; -формулировать понятие «культура общения»; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. | |||||
45 |
|
| Проект «Родословная».
| - научатся составлять родословное древо своей семьи; - получат возможность научиться собирать информацию. | - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект. | |||||||
46 |
|
| В школе. | - научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива; - получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. | -рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -оценивать с нравственных позиций формы поведения; -моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | |||||||
47 |
|
| Правила вежливости. | - научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; - получат возможность применять правила вежливости на практике. | -обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; -формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; -практическая работа: моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | |||||||
48 |
|
| Ты и твои друзья. | - научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами; - получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом. | обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; -обсуждать правила поведения за столом; -формулировать правила этикета в гостях. | |||||||
49 |
|
| Мы – зрители и пассажиры. | - научатся вести себя в общественных местах; - получат возможность научиться применять полученные знания на практике. | - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. | |||||||
50 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |||||||
Раздел «Путешествия» (18 ч) | ||||||||||||
51 |
|
| Посмот ри вокруг. | - научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме; - получат возможность научиться работать с текстом. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. - строить рассуждения в форме связи простых суждений; - умение структурировать знания; - обобщать и делать выводы; - осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование ценностей многонационального россий ского общества; становление гуманистичес ких и демокра тических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - знание основных моральных норм; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
| -сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; -анализировать текст учебника; -формулировать вывод о форме Земли. | |||||
52 53 |
|
| Ориентирование на местности. | - научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам; - получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни. | - находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; -осваивать приёмы ориентирования по компасу; -знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | |||||||
54 |
|
| Формы земной поверхности. | - научатся различать формы земной поверхности; - замечать и ценить красоту природы; - получат возможность научиться работать со схемой. | - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивать по схеме холм и гору; -характеризовать поверхность своего края. | |||||||
55 |
|
| Водные богатст ва. | - научатся называть части реки; анализировать схему;
- получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | - различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; -обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; -составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». | |||||||
56 |
|
| В гости к весне (экскур сия) | - научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека; - получат возможность научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. | - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. | |||||||
57 |
|
| В гости к весне. Итоговая комплексная работа | - научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; - получат возможность научиться работать с текстом. | - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; -моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; -наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. | |||||||
58 |
|
| Россия на карте. | - научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны; - получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте. | -сравнивать изображение России на глобусе и карте; -соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; -осваивать приёмы чтения карты; -учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | |||||||
59 |
|
| Проект «Города России».
| - узнают новую информацию о городах России; - получат возможность научиться собирать информацию. | - распределять обязанности по выполнению проекта; -в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты. | |||||||
60 |
|
| Путешествие по Москве. | - научатся находить Москву на карте России; - называть основные достопримечательности столицы; - получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы. | - находить Москву на карте России; -знакомиться с планом Москвы; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Москвы от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. | |||||||
61 |
|
| Московский Кремль. | - научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России; - получат возможность научиться работать с текстом. | - обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; -находить на фотографии достопримечательности Кремля; - находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.
| |||||||
62 |
|
| Город на Неве. | - научатся находить Санкт-Петербург на карте России; - находить в тексте нужную информацию;
| - находить Санкт-Петербург на карте России; -знакомиться с планом Санкт-Петербурга; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. | |||||||
63 |
|
| Путешествие по планете. | - научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; - осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; | - сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. Получат возможность научиться работать с картой и глобусом. | |||||||
64 |
|
| Путешествие по матери кам.
| - научатся находить материки на карте мира; - осознают масштабность нашей планеты; - получат возможность научиться готовить сообщения. | - находить материки на карте мира; -знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | |||||||
65 |
|
| Страны мира. Проект «Страны мира» | - научатся различать физическую и политическую карты мира; - показывать на политической карте мира территорию России; - получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны. | - сравнивать физическую и политическую карты мира; -находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей. | |||||||
66 |
|
| Впереди лето. | - научатся работать с атласом-определителем; - узнают о жизни насекомых и растений летом. - получат возможность научиться записывать свои наблюдения. | - определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; -приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; -рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». | |||||||
67 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |||||||
68 |
|
| Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | - научатся выступать с подготовленным сообщением; - расширят и углубят знания по выбранной теме. | -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |