МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа
им. В.Ф. Афанасьева – Алданского»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО Зам директора по УВР: Директор школы
Прикладного цикла Лугинова Л.Е_______ Ушницкая В.В.________
Саввин В.П._________
«__»__________2015г.
Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству «Делаем сами - своими руками»
Срок реализации:1 год
Возраст учащихся:8-10
Педагог дополнительного образования:
Свешникова Евдокия Матвеевна
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой, пластиковыми бутылками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа кружка «Делаем сами - своими руками» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 6-9 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Краткая характеристика процесса обучения
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, крепеж и оформление поделок. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, спичками, клеенкой, пластиковыми бутылками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых поделок.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка: представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. Позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Условия реализации программы
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5кв.м. на одного обучающегося.
До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Учебно – тематический план
к рабочей программе кружка по декоративно – прикладному творчеству
«Делаем сами – своими руками»
№ | Название разделов | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 3 |
2 | Поделки из природного материала | 8 |
3 | Поделки из бросового материала | 17 |
4 | Поделки из бумаги и картона | 16 |
5 | Декупаж | 12 |
6 | Витражная роспись | 12 |
| Итого: | 68 |
| | |
Поурочное планирование занятий
кружка по декоративно – прикладному творчеству
в 2016 – 2017 учебном году
№ | Раздел, тема | Количество часов | Академ.час |
Дата |
По разделу | По теме |
1. | Вводное занятие | 3 | | | |
| Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год. | | 1 | |
|
| Беседа о композиции. Рисование по памяти и представлению. «В гостях у осени» | | 2 | | |
2. | Поделки из природного материала | 8 | | | |
| 2.1Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, желуди, шишки ели и сосны. | | 2 | |
|
| 2.2 Использование естественной формы природного материала. Изготовление поделок. | | 2 | | |
| 2.3 Аппликация из птичьих перьев | | 2 | | |
| 2.4 Изготовление сувенира «Домовичок» | | 2 | | |
3. | Поделки из бросового материала | 17 | | | |
| 3.1 Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. | | 1 | | |
| 3.2 Рассматривание образцов игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами. | | 1 | | |
| 3.3 История пейп-арта. Знакомство с материалами и инструментами. Правила работы с инструментами. Техника объемного пейп-арта. Подготовка поверхности. Наклеивание аппликации. Нанесение лака. Декорирование различных поверхностей.
| | 5 | | |
| 3.4 Техники, используемые в скрапбукинге их описание: штампинг, эмброссинг, тиринг, дистрессинг, кроппинг. Знакомство со сложными инструментами. | | 2 | | |
| 3.5 Использование надписей, текста в скрапбукинге. Заголовки, заметки, журналинг, теги. Виды надписей: от руки, распечатки с принтера, трафаретные, наклейки. Надписи в технике коллажа. | | 2 | | |
| 3.7 Бабочки | | 2 | | |
| 3.9 Пчелка | | 2 | | |
| 3.10 Лягушонок | | 2 | | |
4. | Поделки из бумаги и картона | 16 | | | |
| 4.1 Плоскостные и объемные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги. | | 2 | |
|
| 4.2 Разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. | | 2 | |
|
| 4.Сборка и оформление игрушки | | 1 | | |
| 4.4 Изготовление шкатулок из открыток | | 2 | | |
| 4 5 Изготовление закладки | | 1 | | |
| 4.6 Характеристика данного вида бумажного творчества. Бумагокручение. История «квиллинга». Принцип выполнения изделий техникой «квиллинг». Техника безопасности. | | 2 | | |
| 4.7 Изготовление настенного панно. Объемное изделие. | | 2 | | |
| 4.8 Изготовление поделки использую любую технологию "квиллинга» | | 4 | | |
5 | Декупаж | 12 | | | |
| 5.1 История «декупажа». Знакомство с материалами и инструментами. Правила работы с инструментами. | | 1 | | |
| 5.2 Различные техники декупажа: на дереве, на металле, на керамике, на картоне. Виды бумаги, используемой для декупажа. Техника безопасности при работе с инструментами. | | 1 | | |
| 5.3 «Декупаж» на текстиле. | | 2 | | |
| 5.4 Техника объемного «декупажа» | | 2 | | |
| 5.5 Подготовка поверхности под «декупаж». Наклеивание аппликации. Нанесение лака. | | 2 | | |
| 5.6 Декорирование различных поверхностей в технике «декупаж». | | 2 | | |
| 5.7 Экскурсия в сельскую библиотеку« Изготовление картин с использованием техники декупаж» | | 2 | | |
6. | Витражная роспись | 12 | | | |
| 7.1Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ. | | 2 | | |
| 7.2Совмещение витражной росписи с другими видами декорирования изделий. | | 2 | | |
| 7.3Отработка нанесения линий на стекло. | | 4 | | |
| 7.4Выполнение витражных картин. | | 4 | | |
| | | | | |
| Итого: | 68 | | | |
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Инструменты и приспособления.
Технологию выполнения изделий в технике аппликации.
Инструменты и приспособления для плетения в технике макраме.
Способы навешивания нитей.
Технологию плетения изученных сувениров в технике макраме.
Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место.
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
Работать с электронагревательными приборами.
Выполнять правила техники безопасности.
Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек.
Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации.
Работать по шаблону.
Различать и называть основные узлы и узоры (макраме).
Плести основные декоративные узлы и узоры.
Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.
Изготавливать разные игрушки и сувениры.
Плести плоские декоративные элементы узлами макраме.
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Литература
1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
2. Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
4. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
5. Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
6. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.