СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа модуля "Обучение написанию сочинений разных жанров" предназначена для работы в 5 классе с углублённым изучением русского языка. Можно использовать также для планирования внеурочной деятельности по русскому языку в любом 5 классе.
5
.
Пояснительная записка
Рабочая программа модуля «Обучение написанию сочинений разных жанров» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016).
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой, личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. В основе программы лежит общая концепция личностно- ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков. В связи с этим проблема обучения написанию сочинений и изложений становится особенно актуальной.
1.1 Общая характеристика учебного курса
Тема творчества, творческого мышления очень актуальна в данный момент, а, поскольку первоначальный толчок к развитию личности, к развитию мышления и способностей происходит в средней школе, то для неё эта проблема является одной из самых важных и самых разрабатываемых.
Воображение у детей очень развито, это доказывать нет необходимости. Задачей учителя является лишь то, как правильно направить, чтобы способности ребёнка помогали ему развивать себя, чтобы ему было интересно учиться и работать над собой. В свете всего вышесказанного логичным было бы предположить, что одним из самых удачных средств для развития мышления и креативности ребёнка, а так же воспитания интереса к русскому языку и его возможностям, воспитания любви к родному языку, является сочинение.
С одной стороны, сочинение – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения – накопление материала, его систематизацию, расположение, логику, выбор слов и образных средств, через построение предложений и текста приближает автора к самораскрытию, самовыражению личности.
Сочинение придаёт особое значение всем урокам русского языка: ведь в нём реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Можно сказать, что сочинение – наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника. Сочинение – это способ самовыражение личности. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы, активизирует личность.
В самостоятельном рассказе, сочинении и особенно в письменном его варианте обретают жизнь изученные грамматические формы, требования орфографии, орфоэпии, культуры речи. Только в сочинении письмо осознаётся детьми не как орфографическое упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, обеспечивающее точное их восприятие читающим. Здесь проявляется подлинная связь теории с практикой.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Это самостоятельная письменная работа учащихся, практически не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления и речи.
В ходе подготовки к сочинению отрабатываются следующие коммуникативные умения:
умение осознавать тему, определить ее границы;
умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;
умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;
умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;
умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;
умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;
умение проверять и совершенствовать написанное.
Сочинение – обязательный этап в системе письменных проверочных работ.
Школьные сочинения классифицируются по:
опорному материалу (литературные сочинения по собственным наблюдениям; сочинения по картине);
типу текста (описание, повествование, рассуждение);
жанру речи (публицистические раздумья, рассказ, очерк и т. п.);
стилю (художественный, публицистический, научный);
степени самостоятельности (на заданную или свободную тему; с подготовкой или без; по началу, опорным словам, по аналогии).
Основные типы сочинений
1. Сочинение - описание ( характеристика)
2. Сочинение – повествование
3. Сочинение – рассуждение
Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др. Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении всех школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе). Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу. Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие учащиеся попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так. Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
1.2 Цели изучения курса :
развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера;
развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; развитие творческого потенциала личности;
способствовать личностному развитию обучающихся путём формирования способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека, толерантного отношения к мнению и позиции других;
способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;
познакомить с основами теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
6. научить уместному, умелому использованию языкового потенциала;
1.3 Задачи курса:
научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;
совершенствовать речевую культуру учащихся;
развивать коммуникативную и литературоведческую компетенции обучающихся
научить излагать мысли логично, стройно, выразительно
Предлагаемая программа курса рассчитана на 68 часов с целью реализации творческого потенциала учащихся и демонстрации роли и места сочинения в их дальнейшей учебной деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
2.1 Основное содержание учебного курса
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Сочинение как текст.
Функциональные стили речи и их признаки.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей екста.
Типы речи. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Доказательства и объяснения в рассуждении. Написание эссе.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
2.5. Планируемые результаты освоения учебной программы
Универсальные учебные действия
Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Личностные УУД
| Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование устойчивой мотивации к обучении; формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. стремление к речевому совершенствованию | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста Самостоятельно формулировать з задание: определять его цель, плани-ровать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Использовать при выполнении Задания различные средства: справочную литературу, ИКТ .
| проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; устанавливать рабочие отношения, эффектив-но сотрудничать и способствовать продук-тивной кооперации; владеть монологичес-кой и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Требования к уровню освоения курса ( 5 класс)
Знать:
• типы текстов;
• структуру текста;
• языковые средства;
• основные структурные элементы при описании картин
Уметь:
• строить текст, осознавать его структуру;
• отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста, и стилем речи;
• прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
• организовать свою работу в соответствии с предложенным образцом (моделью или алгоритмом);
• устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном и живописном произведениях; редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления
• писать сочинения разных жанров
Контроль знаний:
• само- и взаимоконтроль по выполнению практических упражнений;
• самопроверка творческой работы;
• самооценка и оценка творческих работ
Планируемые результаты:
- развитие связной речи;
- развитие логического мышления;
- формирование гармоничных отношений со взрослыми и сверстниками.
Для курса характерны следующие особенности:
1.нацеленность на развитие системного мышления;
2.организация обучения как творческой деятельности;
3.развитие культуры речи на основе написания сочинений
4.формирование творческого отношения к работе;
5.развитие культуры речи на основе написания сочинений;
6.обучение средствам выразительности речи;
7. совершенствование умения работать в коллективе;
Календарно-тематическое планирование углублённого курса русского языка в 5 классе «Обучение написанию сочинений разных жанров»
№ п/п | Тема урока
| Решаемые проблемы | Технологии | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата проведения | ||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | План | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||
1-3 | Функциональные стили речи и их признаки (научный, художественный, разговорный, публицистический).
Языковые средства выразительности. §5
Практикум. Работа с текстами разных стилей.
Урок общеметодической направленности. | Каковы композиционные и языковые признаки стиля речи? | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания. Ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов. Сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета. | Стили речи. | Научиться различать виды речи и определять в зависимости от цели высказывания разговорный, научный и художественный стили.
| Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
| Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Стремление к речевому совершенствованию. |
|
| ||||
4-5
| Что такое текст.Текст и его структура.
Тема текста. Темы широкие и узкие. Основная мысль текста. §14
Урок общеметодической направленности.
| Что такое текст? Каковы признаки текста? Как связаны предложения в тексте? | Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текст. |
| Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
| Формирование познавательного интереса. |
|
| ||||
6-7 | Микротемы текста. Составление подробного плана.
Подробное изложение текста художественного стиля.
Урок развивающего контроля.
| Что такое текст? Каковы признаки текста? Что такое абзац? Как правильно составить план текста? | Здоровье-сбережения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания изложения: составление памяток к написанию изложения, составление плана текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Подробное изложение. |
| Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению. |
|
| ||||
8-9 | Тема текста. Темы широкие и узкие.
Комплексный анализ текста художественного стиля. §18
Урок «открытия» нового знания. | Что такое тема? Какие бывают темы? | Здоровье-сбережения, компьютерного урока, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: самостоятельная работа, анализируют темы сочинений, само сочинение. перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант. | Тема текста. | Научиться определять и формулировать тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту.
| Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
| Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию. |
|
| ||||
10-11. | Композиция сочине-ния. Обучающее сочинение по личным впечатлениям.
Редактирование текста. §21, упр. 109.
Урок развивающего контроля.
| Что такое описание? Что такое композиция картины? Как собирать материал для написания сочинения-описания? | Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий алгоритма написания сочинения: написание сочинения-описания картины по образцу, с использованием алгоритма, про-ектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Сочинение по впечатлениям по картине. | Научиться составлять план сочинения-описания, конструировать текст типа речи описание по алгоритму выполнения задания
| Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции; сотрудничество в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе над сочинением.
| Формирование интереса к творческой деятельности. |
|
| ||||
12-13. | Основная мысль текста. Основная мысль и заглавие текста.
Практикум. Комплексный анализ текста. §23
Урок общеметодической направленности.
| Что такое текст? Что такое тема текста? Чем тема текста отличается от идеи текста? | Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Основная мысль текста.
| Научиться определять тему и основную мысль текста, отражать идею, главную мысль текста в заголовке.
| Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
| Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности. |
|
| ||||
14-15. |
Практикум. Написание сжатого изложения.
Урок общеметодической направленности.
| Что такое сжатие текста? Какие приёмы сжатия текста можно применять при компрессии текста? | Здоровьесбережения, развивающего обучения, индивидуально-личностного обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания изложения: работа в парах, индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником, проекти-рование домашнего задания, коментирование выставленных оценок.
| Сжатое изложение. | Научиться выделять главное в тексте, используя приёмы компрессии.
| Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования компрессии текста.
| Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца. |
|
| ||||
16-17 | Обучающее сочинение-повествование по личным впечатлениям.
Редактирование сочинения по личным впечатлениям.
(упр.152 – 154).
Урок общеметодической направленности.
| Что такое повествование? Как сделать устный отзыв о сочинении? |
| Формирование у учащихся контроля и самоконтроля изученных понятий, алгоритма написания сочинений. | Сочинение-повествование. Устный отзыв о сочинении товарища. | Научиться составлять план сочинения-повествования, конструировать текст типа речи повествование по алгоритму выполнения задания.
| Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции; сотрудничество в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе над сочинением.
| Формирование интереса к творческой деятельности. |
|
| ||||
18-20. | Письмо как одна из разновидностей текста.
Письма известных писателей.
Практикум. Работа над письмом другу.
§43
Урок развивающего контроля. | Какими бывают письма? | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и само-контроль изученных понятий, алгоритма написания письма: работа в парах, индивидуальная и творческая работа, работа с черновиком. | Письмо. | Научиться писать и оформлять письма.
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письмо.
| Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей. |
|
| ||||
21-22. | Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая Диалог и его оформление.
Этикетные диалоги. §49
Урок «открытия» нового знания. | Какая синтаксическая конструкция называется диалогом? Как правильно оформить диалог? Как правильно построить диалог? | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, дифференцированного подхода в обучении, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная работа, работа в группах. | Диалог. Этикетные диалоги.
| Научиться составлять диалоги, использовать пунктуационные правила при оформлении диалога.
| Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прямой речи и диалога.
| Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации. |
|
| ||||
23-
24. | Типы речи. Описание. Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания.
Практикум. Сочинение-описание. §59 Упр.295
Урок развивающего контроля. | Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи описание? | Здоровьесбережения, развивающего обучения, формирования умственных действий, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа по алгоритму конструирования. | Описание предмета. | Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.
| Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над текстом. | Формирование познавательного интереса. |
|
| ||||
25. | Повторение. Типы речи. Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»). Упр.317
Урок общеметодической направленности. | Что такое натюрморт? Что такое описание как тип речи? Что такое композиция произведения живописи? Что такое замысел художника и с помощью чего он воплощается в картине? Что такое текст? Какова композиция текста-описания? | Здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по картине Ф.П. Толстого по алгоритму конструирования, описания. | Описание Предметов. | Научиться создавать текст-описание, составлять план сочинения, видеть красоту изображённого на картине и передавать её с помощью словесных образов.
| Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания.
| Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца. |
|
| ||||
26. | Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины. (подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»). Описание изображённого на картине. Упр. 358.
Урок общеметодической направленности. | Что такое пейзаж? Что такое описание как тип речи? Что такое композиция произведения живописи? Что такое замысел художника и с помощью чего он воплощается в картине? | Здоровьесбережения, развитие исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по картине. | Описание изображённого на картине. | Научиться создавать текст-описание, редактировать написанное.
| Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования редактирования текста.
| Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки. |
|
| ||||
27 | Контрольное сочинение –описание картины. Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февраль-ская лазурь». Сочинение-описание изображённого на картине. Упр. 358.
Урок общеметодической направленности. | Что такое текст? Какова композиция текста-описания? | Здоровьесбережения, развитие исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по картине. | Описание изображённого на картине. | Научиться создавать текст-описание, редактировать написанное.
| Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования редактирования текста.
| Формирование интереса к творческой деятельности. |
|
| ||||
28
-
29 | Типы речи. Повествование с элементом описания. Подготовка к подробному изложе-нию.
Написание подроб-ного изложения текста (повествования с элементом описания)
Упр.375.
Урок общеметодической направленности. | Что такое текст? Что такое микротема текста? Что такое подробное изложение? Что такое типы речи? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; написание подробного изложения
|
| Научиться пересказывать текст с сохранением авторского стиля.
| Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста на микротемы.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческих способностей. |
|
| ||||
30-31. |
Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письма-повествования с элементами описания.
Редактирование сочинений.
Упр.390( старый-378)
Урок общеметодической направленности. | Какие бывают типы речи? Каковы композиционные признаки текста-повествования? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения в форме письма. | Сочинение по личным Впечатлениям в форме письма-повествования. | Научиться создавать текст-повествование, редактировать написанное.
| Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования редактирования текста.
| Формирование интереса к творческой деятельности. |
|
| ||||
32-33 | Типы речи. Рассуждение, его структура и разновидности.
Рассуждение в повествовании. §75, упр.389.
Урок общеметодической направленности. | Какие бывают типы речи? Каковы композиционные и языковые признаки текста-рассуждения? | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развитие исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; написание сочинения-рассуждения | Рассуждение. | Научиться создавать текст типа рассуждение, формулировать тезис рассуждения.
| Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению, развитию креативных способностей.
|
|
| ||||
34 | Практикум. Анализ текста с элементами рассуждения.
Урок общеметодической направленности. | Что такое выборочное изложение? Кто такой рассказчик? | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развитие исследователь-ских навыков, развитие умственных действий и творческих способностей, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание выборочного изложения с изменением лица. | Выборочное изложение с изменением лица.
| Научиться выбирать материал согласно поставленной задаче, передавать текст от 3-го лица.
| Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над текстом с изменением лица.
| Формирование творческих способностей через активные формы деятельности. |
|
| ||||
35. | Типы речи. Обучающее описание картины с элемента-ми рассуждения (П. Кончаловский «Сирень в корзине»). Упр.470.
Урок общеметодической направленности. | Что такое текст? Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи описание? | Здоровьесбережение, развитие Исследовательс-ких навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективное конструирование текста типа речи описание. | Описание картины с элементами рассуждения . | Научиться создавать текст-описание, использовать средства выразительности в своём сочинении.
| Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания.
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. |
|
| ||||
36-38 | Типы речи. Рассуждение. Доказательство и объяснения в рассуждении.
Обучающее сочинение-рассуждение на этическую тему.
Контрольное сочинение-рассуждение на этичекую тему.
§90, упр.477
Урок общеметодической направленности. | Какие типы речи существуют? Что такое рассуждение? Что такое аргументы в рассуждении? | Здоровьесбережения, развитие исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: выявление композиционных частей текста типа рассуждение. | Доказательство и объяснения в рассуждении. Сочинение-рассуждение.
| Научиться подбирать аргументы к сформулированному тезису, делать на их основании вывод.
| Коммуникативные: организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе доказательств при рассуждении.
| Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки. |
|
| ||||
39-40 | Особенности сжатого и подробного изложений. Сопоставительный анализ.
Обучающее сжатое изложение- повествование Упр.513
Урок общеметодической направленности. | Что такое текст? Что такое тема текста? Какие существуют приёмы сжатия текста? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, индивидуального и коллективного проектирования, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сжатого изложения по алгоритму выполнения задачи. | Сжатое изложение- Повествование.
| Научиться определять тему текста, применять приёмы компрессии текста, редактировать написанное.
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-рассуждения в сжатом виде. | Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму. |
|
| ||||
41. | Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика. Упр. 547
Урок общеметодической направленности. | Что такое текст? Что такое тема текста? | Здоровьесбережения, развитие исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание изложения по алгоритму. | Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
| Научиться пересказывать текст с изменением лица рассказчика.
| Коммуникативные: управлять своим поведением.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста. | Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму. |
|
| ||||
42 | Типы речи.Описание. Обучающее сочине-ние по картине (Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»).
Упр. 563.
Урок общеметодической направленности. | Каковы лексические признаки описания? Что такое текст? Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи описание? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции |
| Научиться создавать текст-описание.
| Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания.
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. |
|
| ||||
43-45. | Типы речи. Описа-ние. Особенности описания животно-го. Структура текс-та данного жанра
Подготовка к напи-санию сочинения-описания животного.
Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану). (А. Куприн «Ю-ю») §104, упр.587.
Урок общеметодической направленности. | Что такое описание как тип речи? Какова роль прилагательного в описании? Что такое текст? Что такое тема текста? Какова его основная мысль? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание изложения по алгоритму. | Описание животного.
| Научиться определять тему текста и его основную мысль, составлять план, пересказывать текст.
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе создания текста-описания.
| Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности. |
|
| ||||
46-47. | Контрольное сочинение-описание животного (по плану).
Анализ контрольного сочинения-описания животного.
§104, упр.587.
Урок общеметодической направленности. | Что такое описание как тип речи? Какова роль прилагательного в описании? Что такое текст? Что такое тема текста? Какова его основная мысль? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание изложения по алгоритму. | Описание животного.
| Научиться определять тему текста и его основную мысль, составлять план, пересказывать текст.
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе создания текста-описания.
| Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности. |
|
| ||||
48. | Описание животного на основе изобра-жённого.Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»). Упр.598.
Урок общеметодической направленности. | Что такое описание? Что такое композиция картины? Что такое деталь в живописи? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции | Описание животного на основе изображённого.
| Научиться собирать материал для написания сочинения.
| Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки. |
|
| ||||
49-50. | Типы речи. Повествование. Заметка в газету.
Практикум. Написание заметки в газету.
Урок общеметодической направленности. | Что такое повествование? Что такое тема и основная мысль текста? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции. |
| Научиться собирать материал для написания сочинения.
| Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста. | Формирование навыков анализа, работы в парах. |
|
| ||||
51-52 | Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле.
Практикум. Рассказ на тему пословицы. §109
Урок общеметодической направленности. | Что такое рассказ? К какому типу речи он относится? | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, формирования умственных действий, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.
| Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции: выполнение творческой работы по алгоритму. | Рассказ. | Научиться составлять рассказ о себе, использовать глаголы.
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания невыдуманного рассказа о себе.
| Формирование навыков выполнения задания по образцу. |
|
| ||||
53-54. | Юмористический рассказ.
Практикум. Написание юмористического рассказа о себе.
§114.
Урок развивающего контроля. | Что такое рассказ? К какому типу речи он относится? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции | Невыдуманный рассказ о себе. | Научиться составлять рассказ о себе, использовать глаголы.
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания невыдуманного рассказа о себе.
| Формирование навыков выполнения задания по образцу. |
|
| ||||
55-56. | Контрольное сжатое изложение с изменением лица Упр.688.
Анализ контрольного сжатого изложения с изменением лица
Урок развивающего контроля. | Что такое сжатое изложение? Какие существуют приёмы сжатия текста? | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: написание сжатого изложения. | Сжатое изложение. | Научиться применять приёмы сжатия текста.
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания сжатого изложения с изменением формы лица. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. |
|
| ||||
57-58. | Обучающее сочинение-рассказ по сюжетным картинкам Упр.713.
Урок общеметодической направленности | Что такое повествование? Что такое рассказ? | Здоровьесбережения, развития исследователь- ских навыков, развитие умственных действий и творческих способностей, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения-рассказа по рисунку. | Сочинение-рассказ по рисунку. | Научиться составлять план рассказа, писать текст-повествование.
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания сочинения-рассказа по рисунку. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. |
|
| ||||
59-61. | Эссе как жанр сочинения.
Анализ текста в жанре эссе.
Практикум. Написание эссе. Упр.717.
Урок рефлексии. | Как определить тип речи? Как определить стиль речи? Что такое тема текста? Как определить основную мысль текста? Как составить план текста? | Здоровьесбережения, развитие умственных действий и творческих способностей, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др. | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: написание сочинения по выбору. |
| Научиться писать сочинение на выбранную тему.
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препят-ствий и самокоррек-ции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинен-я.
| Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. |
|
| ||||
62-64
. | Репортаж с места событий.
Анализ текста-репортажа.
Практикум. Написание сочинения-репортажа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
65-66. | Публицистический стиль. Жанры и языковые средства.
Практикум. Анализ текста публицистического стиля.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
67-68. | Контрольное изложение текста публицистического стиля.
Анализ контрольного изложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|