СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в школе  является важнейшей составляющей многих предметов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___»_____________ 2016 г.


Согласовано с заместителем

директора по УВР

«___»_____________ 2016 г.

________________________


Принято на заседании

педагогического совета школы

«___»_____________2016 г.

протокол № _____


Утверждено

приказом № ____

от «____»________________


Директор школы _________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по основам духовно-нравственной

культуры народов России

5 класс


Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна


















2016 – 2017 учебный год



Пояснительная записка


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.

Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.

Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Задачи курса:

• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности школьников и их собственный социальный опыт. Направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.

Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие учащимся актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:

– географии России (сведения о природе и населении);

– истории России и народов её населяющих;

– нравственным заповедям традиционных российских религий;

– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.

Знания, которые получает ученик в школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.

Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Учащиеся ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:

– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;

– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре». «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.

При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, интернете и др. для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);

Сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.

• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.

• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.

• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.


3.Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии базисным учебным планом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).


У школьника могут быть сформированы:

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

  1. Содержание учебного предмета

Раздел «Народы России»

Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России.

Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны. Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.

Раздел «Религии народов России»

Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство,

нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»

Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей. Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов

России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье. Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.

Раздел «Наш дом – Россия»

Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин».

Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).






















Учебно-тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности


п/п


Раздел, тема

Кол-во (час)

Содержание

Вид занятий (количество часов)

Контр. и проект. работы

Лаборатор. и практич. работы

экскурсии


Введение


1

Введение в содержание курса


1


1

«Традиционные религии народов России»

8

Православие.

Ислам.

Буддизм.

Иудаизм

2

6


2

«Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»

8

Духовно- нравственные черты народов России. Семейные ценности.

Нравственные ценности человеческого общения. Любовь к Родине, верность Родине. Человек – общественное существо.

«Жизнь дана на добрые дела»

2

5

1

3

«Народы России»

8

Россия - многонациональная страна. Русские. Народы Поволжья и

Урала. Народы Северного Кавказа. Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока

2

5

1

4

«Наш дом – Россия»

8

Россия – Родина моя.

Русский язык – язык межнационального общения.

Роль русской культуры, общероссийских законов в объединении народов.

2

4

2


Обобщающее повторение

1


1






ИТОГО:

9

21

4













Календарно-тематическое планирование


Сроки проведения

уро

ка

Раздел, тема урока, практическая или контрольная работа, содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1 четв

1

Введение в содержание курса

Актуализировать знания учащихся о пройденном ранее: народах России, традиционных религиях.

Раздел 1. «Религии народов России» (5 часов)


2-3

Православие.

Характеризовать на основе учебника и других источников традиционные религии народов России.

Объяснять, какие нравственные заповеди

объединяют религии народов России.

Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения.

Показывать роль религии, отдельных религиозных деятелей в истории и культуре России. Объяснять, что такое веротерпимость. Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии.

Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников.


4

Ислам


5

Буддизм


6

Обобщение по разделу.

Раздел 2. «Духовно-нравственные нормы и ценности» (8 часов)


7-8

«Самое дорогое у человека – это жизнь»

Раскрывать нравственные нормы,

которые заложены в священных

книгах религий. Объяснять ценность человеческой жизни; приводить примеры спасения людей в военное время и в мирной жизни.

Рассказывать о своей семье; оценивать характер семейных отношений.

Показывать на примерах из учебника и других источников, что любовь и уважение к родителям – святое чувство.

Приводить примеры добрых дел (из учебника и других источников, включая и свои собственные поступки).

Характеризовать свои отношения с друзьями. Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы.

Приводить примеры любви и пре-

данности Отчизне, подвигов людей

в Великую Отечественную войну.

Рассказывать об одном из городов воинской славы.

Составлять перечень духовно- нравственных норм, которые необходимы нам сегодня

2 четв.

9

Моя семья.


10-11

Образцы нравственности в поступках наших предков и современников.


12-13

Любовь к Родине.

Верность Родине.


14

Обобщение по разделу

Раздел 3. «Народы России» (8 часов)


15

Россия - многонациональная страна.

Характеризовать, на основе актуализации знаний из курса «Окружающий мир», Россию

как многонациональную страну.

Объяснять, какие народы называются коренными народами России; приводить примеры, чем один народ отличается от другого. Показывать на карте территорию России, её столицу, ареал расселения русских по территории страны, национально-территориальные образования народов России.

Определять влияние природных условий на быт и занятия людей (на основе карты и знаний из курса «Окружающий мир»).

Сравнивать (на основе иллюстраций) традиционные жилища; выявлять общие черты и отличия. Описывать национальные костюмы, изделия народных промыслов.

Рассказывать (привлекая знания из других курсов начальной школы, дополнительные источники, свои наблюдения) о праздниках,

обычаях и традициях коренных народов России. Приводить примеры (на основе фольклора) отношения отдельных народов России к своему языку, обычаям и традициям.

Расширять свои знания о вхождении отдельных народов России в её состав.

Обобщать знания о народах России; объяснять, что каждый народ России - её неотъемлемая часть. Обсуждать ситуации, касающиеся отношений между людьми разных национальностей.

Участвовать в презентации о коренных народах России (например, национальные праздники одного из народов России) или в оформлении альбома, посвященного народам, проживающим в родном крае.


16

Русские.

3 четв.

17-18

Народы Поволжья и Урала.


19

Народы Северного Кавказа.


20-21

Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока


22

«Дети дома одного». Обобщение по разделу

Раздел 4. «Традиционные религии народов России» (4 часа)


23

Православие.


Рассказывать на основе учебника и других источников о традиционных религиях народов России; раскрывать их нравственные ценности. Объяснять, что объединяет религии народов России.

Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения.

Показывать роль религии, отдельных религиозных деятелей в истории и культуре России. Объяснять, что такое веротерпимость. Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии.

Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников.


24

Ислам


25

Буддизм


26

Иудаизм

Раздел 5. «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России» (8 часов)

4 четв.

27-28

Духовно - нравственные

черты народов России.


Характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на материале учебника, фольклоре и других источниках. Раскрывать нравственные нормы, которые заложены в священных книгах религий. Объяснять ценность человеческой жизни; приводить примеры спасения людей в военное время и в мирной жизни.

Рассказывать о своей семье; оценивать характер семейных отношений.

Составлять перечень своих обязанностей в семье. Обсуждать приведенный в учебнике материал об отношении детей к родителям и родителей к детям; объяснять, что любовь и

уважение к родителям – святое чувство


29

«Самое дорогое у человека – это жизнь».



30

Семейные ценности.



31-32

Нравственные ценности человеческого общества.



33

Любовь к Родине, верность Родине.


34

Обобщающее повторение








































Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Программа обеспечивается учебниками для 5 класса:

1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – М.: Вентана-Граф, 2015

2. Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Часть 2. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2012.

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

4. Аверина Е.А. , Бронштейн М.М. Народы Мира. - М.; ЗАО – РОСМЭН - ПРЕС, 2012.

5.Губин А.И. Традиции и обычаи народов мира, Москва: «Мир книги», 2013.

6.Е.А. Гурбина Е.А., Традиции русской народной культуры, Волгоград: Учитель, 2009.

7.Сурмина И.О.Открытые уроки истории России 6-9 классы, Москва «ВАКО», 2014.

8. Сурова Е.Э., Новые традиции, СПб: Петрополис, 2014.

Литература для учащихся:


  1. Голубев А.В., Черникова Т.В. История России. - М.; ЗАО - РОСМЭН – ПРЕС, 2012.

  2. Крылов Г.А.Чудеса света, СПб. «БКК», 2011.

  3. Никишкин В.О., Россия. – М., РОСМЭН – ПРЕС, 2012.

  4. Широнина Е.В., Чудеса Света: Россия, - М.,ЗАО РОСМЭН – ПРЕС, 2013.

  5. Цивилизации Древнего мира, Москва, «Махаон», 2014


Ресурсы интернет:

  • http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал

  • www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований

  • www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре

  • http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека

  • http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека

  • http://www.lib.ru– электронная библиотека

Для организации работы с разными источниками информации желательно (по возможности) иметь в классе:

  • научно-популярные, художественные книги, сборники фольклора народов России для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и др.;

  • священные книги и символы традиционных религий России (для показа);

  • государственные символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна);

  • настенные карты (России, родного края);

  • репродукции картин художников, отражающие материал курса;

  • фотографии религиозных и культурных объектов, природы России, вида столиц национально-территориальных образований народов России и др.;

  • предметы быта, одежды, художественных промыслов народов России.




Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

у ученика будут сформированы:

• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Учащийся получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

  • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

  • осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения;

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:

  • находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

  • определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

  • описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

  • рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

  • готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

  • характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

  • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Школьник получит возможность научиться:

• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.