СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 5-6 классах к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко (ФГОС)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа к 5-6 классам на 2016_2017 учебный год. Подходит для учебника Биология. Живой организм. 5-6 класс. Авторы: Сухорукова, Кучменко, Колесникова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 5-6 классах к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко (ФГОС)»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании методи- Заместитель директора Директор

ческого объединения по учебно-воспитательной МБОУ школа № 20

Протокол от г № работе

____ М.И. Косилова _____ Е.Н. Нещерет ______ Н.Н. Степунина-Копылова











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии 5-6 классы

2016/2017 учебный год















Программу разработала

Романова Елена Викторовна,

учитель биологии и химии











2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

1.Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования.

2.Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

3.Фундаментального ядра содержания общего образования.

4. Примерной программы по биологии.

5. Авторской программы по биологии линии УМК «Биология-Сфера» (5-9 класс) для общеобразовательных учреждений, Авторы: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - М.: Просвещение, 2011.

6. Учебный план МБОУ школа № 20 на 2016/2017 учебный год.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Программа рассчитана на преподавание в 5 и 6 классах по учебнику «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы») Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.- М.: Просвещение, 2014 г. и предполагает проведение, как теоретических уроков, так и лабораторных работ. В процессе обучения предусматривается использование электронного пособия к учебнику, рабочей тетради-практикума и тетради-тренажѐра. Курс рассчитан на 35 часов в 5 и в 6 классах (1 урок в неделю).

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Цели образования для учащихся 5-6 классов:

1. Подготовка к предмету биология в старших классах.

2. Формирование вхождения в мир культуры на основании знакомства с миром природы.

3. Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания материала 5 и 6 класса к культуре как системе ценностей, накопленных обществом в области биологии.

4. Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.

5. Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативные, информационные, ценностно-смысловые.

6. Формирование познавательной культуры учащихся.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

-многообразие и эволюция органического мира;

-биологическая природа и социальная сущность человека;

-уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Живой организм», «Разнообразие живых организмов», «Человек. Культура здоровья», «Живые системы и экосистемы».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.

Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В 5 классе раздел «Живой организм » включает сведения о биологии как науке, взаимосвязи организмов и окружающей среды, разнообразии живых организмов, средах жизни, как источнике вещества и энергии, влиянии экологических факторов на организмы, приспособленности организмов к среде

обитания, взаимодействии разных видов в экосистеме, круговороте веществ и превращении энергии, клеточном строении организмов, особенностях химического состава живых организмов, строении растительной, животной и бактериальной клеток.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных

взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социо-моральная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;

познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,

формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы


МЕСТО БИОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа линии УМК «Биология - Сферы» (5-9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.

Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 280, из них 35 (1 ч. в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч. в неделю) в 6 классе, по 70 (2ч. в неделю) в 7,8,9 классах. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при изучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрыть сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования. Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии. Согласно учебному плану МБОУ школа № 20 в 2016/2017 учебном году на преподавание биологии в 5 и 6 классах отводится по 1 часу в неделю.

В авторскую программу были внесены такие изменения:

В курс биологии 6 класса введена лабораторная работа «Внутреннее строение листка».



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

(Требования к уровню подготовки)

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.

3. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.

4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

5. Формирование личностных представлений о целостности природы.

6. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия. Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности.

7. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.

8. Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

9. Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно- полезной деятельности.

10. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

11. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

12. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные

1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития

2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.

3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов

4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.

5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.

6. Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе

7. Овладение методами: наблюдение, описание.

8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем

9. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс


№ п/п

Кол-во

часов

Тема


3

Введение

1

1

Биология –наука о живых организмах.

2

1

Условия жизни организмов.

3

1

Осенние явления в жизни растений. Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений».


12

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

1(4)

1

Основные свойства живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

2(5)

1

Деление царств на группы. Л.р. № 1 «Разнообразие отделов растений»

3 (6)

1

Среда обитания. Экологические факторы.

4(7)

1

Вода как среда жизни. Л.р. № 2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»

5(8)

1

Наземно –воздушная среда жизни.

6(9)

1

Свет в жизни растений и животных.

7(10)

1

Почва как среда жизни.

8(11)


1

Организменная среда жизни.

9(12)

1

Сообщество живых организмов.

10(13)

1

Роль грибов и бактерий. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

11(14)

1

Контрольная работа № 1

12(15)

1

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».


9

Клеточное строение живых организмов.

1(16)

1

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

2(17)

1

Устройство увеличительных приборов. Л.р. № 3 «Устройство увеличительных приборов –лупа»; л.р. № 4 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп».

3(18)

1

Состав и строение клеток. Л.р. № 5 «Состав клеток».

4(19)

1

Строение бактериальной клетки.

5(20)

1

Строение растительной, животной и грибной клеток.

6(21)

1

Строение клетки. Л.р. № 6 «Строение клетки листа элодеи».

7(22)

1

Образование новых клеток.

8(23)

1

Одноклеточные растения, животные и грибы .Л.р. № 7 «Строение животной клетки»

9(24)

1

Колониальные и многоклеточные организмы.


9

Ткани живых организмов.

1(25)

1

Покровные ткани растений и животных.

2(26)

1

Строение покровной ткани листа. Л.р. № 8 «Строение покровной и фотосинтезирующей ткани листа».

3(27)

1

Механические и проводящие ткани растений.

4(28)

1

Основные и образовательные ткани растений.

5(29)

1

Соединительные ткани животных. Л.р. № 9 «Строение соединительной ткани животных»

6(30)

1

Мышечная и нервная ткани животных. Л.р. № 10 «Строение мышечной и нервной тканей»

7(31)



1


Обобщающий урок по теме: «Ткани живых организмов». Контрольная работа № 2

8(32)

1

Весенние явления в жизни растений. Летнее задание. Экскурсия № 2.

9 (33)


Итоговый урок



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс


№ п/п

Кол-во

часов

Тема

1

1

Организм — единое целое


9

Органы и системы органов живых организмов

2

1

Органы и системы органов растений. Побег. Лабораторная работа №1 "Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек"

3

1

Строение и функции стебля. Лабораторная работа № 2 "Строение стебля"


4

1

Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 3 "Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья"

5

1


Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 4 «Внутреннее строение листа»

6

1

Строение и функции корня. Лабораторная работа № 5 "Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневая система".

7

1

Видоизменения надземных побегов.

8

1

Видоизменения подземных побегов и корней. Лабораторная работа № 6 "Видоизменения подземных побегов"

9

1

Органы и системы органов животных.


10

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». Контрольная работа



23

Строение и жизнедеятельность живых организмов

11

1

Движение живых организмов.

12

1

Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды.

13

1

Фотосинтез — воздушное питание растений.

14

1

Испарение воды листьями. Листопад.

15

1

Питание животных.

16

1

Питание бактерий и грибов.

17

1

Дыхание растений, бактерий и грибов.

18

1

Дыхание и кровообращение животных

19

1

Транспорт веществ в организме.

20

1

Выделение. Обмен веществ.

21

1

Размножение организмов. Бесполое размножение

22

1

Вегетативное размножение растений. Практическая работа № 1 " Вегетативное размножение растений. Агротехнические приёмы выращивания растений"

23

1

Половое размножение растений. Строение цветка. Лабораторная работа № 7 "Строение цветка"

24

1

Опыление

25

1

Оплодотворение у цветковых растений.

26

1

Плоды и семена. Лабораторная работа № 8 " "Определение плодов"

27

1

Размножение многоклеточные животных

28

1

Индивидуальное развитие растений. Практическая работа №2 " Способы проращивания семян"

29

1

Индивидуальное развитие животных. Лабораторная работа № 9 "Развитие насекомых"

30

1

Расселение и распространение живых организмов.

31

1

Итоговый контроль по курсу биологии шестого класса.

32

1

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов.

33

1

Обобщающий



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ


Отметка «5»


  • демонстрирует системные знания всего объёма программного материала по биологии, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях;

  • самостоятельно анализирует биологические явления и процессы, выражает личную позицию;

  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров;

  • обобщает, делает выводы, устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания для выполнения сложных задач и в незнакомой ситуации;

  • находит и использует дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • умеет выделить проблему и определить пути ее решения, принимать решения, аргументировать свое отношение к разным взглядам на объект изучения, участвует в дискуссиях, решении проблемных вопросов;

  • при воспроизведении изученного материала не допускает ошибок и недочётов, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи.

Отметка «4»


  • демонстрирует знание всего изученного программного материала, отвечает на поставленные вопросы, анализирует информацию, с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи;

  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров, обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

  • самостоятельно решает типовые биологические упражнения и задачи; использует знания в стандартных ситуациях; исправляет ошибки; умеет работать со схемами, графиками, рисунками, таблицами, атласами-определителями, натуральными биологическими объектами и их моделями; выполняет простые биологические исследования и объясняет их результаты;

  • допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи;

- демонстрирует ценностное отношение к живой природе.

Отметка «3»

  • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, самостоятельно, но неполно воспроизводит учебный материал, отвечает на отдельные вопросы, частично дополняет ответ примерами, приведенными в учебнике;

  • в целом правильно употребляет биологические термины, по плану характеризует строение и функции отдельных биологических объектов с незначительными неточностями, решает простые типичные биологические упражнения и задачи по образцу;

  • при воспроизведении изученного материала допускает грубые ошибки, нескольких негрубых, незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «2»

  • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале.

  • воспроизводит отдельные факты с помощью учителя или с использованием учебника (рабочей тетради);

  • показывает отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, характеризует отдельные признаки биологических объектов; отвечает на вопросы, требующие однословного ответа (например, «да» или «нет»), испытывает затруднения при ответах на стандартные вопросы, допускает существенные биологические ошибки;

  • при воспроизведении изученного материала допускает нескольких грубых и большое количество негрубых ошибок, не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «1»

  • не ответил ни на один из поставленных вопросов, не выполнил задание.



Устный ответ

Отметка «5»



  • показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • умеет составить полный и правильный ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий;

  • может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  • самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания при решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4»



  • показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений;

  • материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

  • умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать при ответе научные термины;

  • обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником.

Отметка «3»


  • усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.


Отметка «3»


  • испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

  • не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником.


Отметка «2»


  • не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  • имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  • при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «1»

  • ученик не ответил ни на один из поставленных вопросов



Самостоятельные письменные и контрольные работы

Отметка «5»

  • выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта;

  • соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.


Отметка «4»


  • выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов;

  • соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.



Отметка «3»


  • правильно выполняет не менее половины работы;

  • допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов;

  • допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2»


  • правильно выполняет менее половины письменной работы;

  • допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1»


  • правильно выполняет менее 1/3 письменной работы;

  • допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «2»;

  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.



Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Практические и лабораторные работы

Отметка «5»


  • правильно и самостоятельно определяет цель работы; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  • самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работы необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  • грамотно, логично описывает ход практической (лабораторной) работы, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  • проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Отметка «4»


  • выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях не более трех недочётов или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  • при оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Отметка «3»



  • правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  • подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  • проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  • допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»


  • не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  • допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Отметка «1»

  • ученик знает правила безопасности во время проведения практических работ. Выполняет простейшие исследования под руководством учителя





Наблюдение за объектом

Отметка «5»

  • правильно проводит наблюдение по заданию учителя;

  • выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса;

  • грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Отметка «4»


  • правильно проводит наблюдение по заданию учителя;

  • допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные;

  • небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Отметка «3»

  • допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет только некоторые из них;

  • допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Отметка «2»


  • допускает три-четыре грубые ошибки при проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса;

  • допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Отметка «1»


  • выполняет простейшие наблюдения под руководством учителя;

  • неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса;

  • допускает более четырех грубых ошибок в оформлении результатов наблюдений и выводов.






Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубые ошибки


  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

  • неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

  • неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

  • неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

  • нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

Негрубые ошибки


  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочёты

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

  • арифметические ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

  • орфографические и пунктационные ошибки.








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Перечень изданий учебно-методических комплектов «Сферы»
    по биологии для основной школы


Программа

Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 клас­сы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2011.

5-6 классы. Живой организм

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений.

  2. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C., Колесниковой И.Я.

  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Котляр О.Г. Тетрадь- тренажёр. Пособие для учащихся. Ч.1 – М.: Просвещение, 2014

  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2015

  5. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2014


2. Электронные ресурсы:

1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

2. www.it-n.ru

3. school-collection.edu.ru/.

4. http://virtulab.net

5. www.uroki.net


  1. Методические и учебные пособия


Название

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во

Рабочая тетрадь. Биология. Живой организм 5 класс

Задорожный К.Н., Захарова О.С.

Москва «Наша школа»

2014

1

Биология. Контрольно -измерительные материалы 5 класс

Е.В.Серёгин

Москва «ВАКО»

2015

1

Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум

Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко

Москва «Просвещение»

2015

1

Биология. 6 класс : рабочая тетрадь

К. Н. Задорожный, О. С. Захарова,

А. В. Терехова

М.: Изд-во «Наша школа», «Аркти»

2015

1

4. Технические средства обучения

Наименование ТСО

Количество

Телевизор

1

Компьютер

11

Видеомагнитофон

1

Проектор

2

Интерактивная доска

1



5. Оборудование для проведения лабораторных и практических работ

Тема

Кол-

во

Оборудование

1

Разнообразие отделов растений

1 комплект

Гербарий

2

Экологические группы наземных растений по отношению к воде

2 штуки

Таблица

3

4

Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

3

Микроскопы, микропрепараты

5

Состав клеток растений

1

Таблица, набор микропрепаратов

6

Строение клетки листа элодеи

100%

3

Микропрепараты

Микроскопы

7

Строение животной клетки

3

2

Микроскопы,

Таблица, микропрепараты

8

Строение покровной ткани растений и фотосинтезирующей ткани растений

3

100%

1

Микроскопы,

Микропрепараты,

таблица

9

Строение соединительных тканей животных

1

Таблица, набор микропрепаратов

10

Строение мышечной и нервной ткани животных

1

Таблицы, набор микропрепаратов