СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии для 1-4 классов "Мой край- Приморье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "Мой край-Приморье" органично связан с такими информационнными областями как    "Природа края", "Краеведение"           

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии для 1-4 классов "Мой край- Приморье"»

«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»

руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор школы

__________Баженова Н.М. _________ Шульга О.В. __________ Карбышева Н.Г.

Протокол №____________ « «_________ 2017 « «____________2017













Рабочая программа кружка « Мой край- Приморье»


общеинтеллектуального направления

начальные классы






Составитель

Баженова Наталья Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ Сокольчинская сош№3

первая квалификационная категория




I.Пояснительная записка

Нормативно-правовой базой разработки программы являются:


- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года №373

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Сокольчинская средняя школа№3» на 2017-2022г.

- Устав МБОУ «Сокольчинская сош №3»


Рабочая программа кружка разработана на основе Примерной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступенях начального и основного общего образования, разработанной кафедрой и центром экологического образования и устойчивого развития ГАОУ ВПО МИОО

Программа кружка внеурочной деятельности «Мой край- Приморье» предназначена для начальной школы, является частью государственного стандарта содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных учащимися в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».

Сроки реализации программы

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 5 лет

Руководители кружка : Баженова Н.М., Вихличева Л.М.,Силивончик Л.П., Дегтярева Н.Ф

Вклад кружка в общее образование:

Кружок «Мой край- Приморье» органично связан с такими информационными областями как «Природа края», «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы региона.

Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Приморского края будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Ценностными ориентирами содержанияданной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

  • развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения

Изменения, внесенные автором в программу

Внесены дополнения в структуру программы;

В учебно-тематический план добавлен раздел «Формирование и развитие УУД».


II. Общая характеристика кружка

Дидактической цели преподавания кружка соответствует изучение многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой.

Экология как образовательная область, наука и сфера человеческой деятельности имеет не только мировоззренческую значимость и практическую направленность, но и социальную востребованность, что особенно проявляется на региональном уровне.

Современная экология как междисциплинарная наука очень сложна. Для адаптации этой области знаний к школьному курсу выделены содержательные линии предъявления учебного материала.

Первая содержательная линия содержит сведения об особенностях и структуре территории Приморског края, о компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.

Вторая содержательная линия направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Вологодской области.

Третья содержательная линия связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.

Цель кружка: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.

Задачи кружка:

  • освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;

  • изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;

  • формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;

  • развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.

Кружок «Мой край- Приморье» в начальной школе должен рассматриваться как начальный информационный блок региональной образовательной области «Региональная экология» и поэтому включает минимальный базовый уровень

Кружок «Мой край- Приморье» предполагает формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе. Подобный подход усиливает мотивационный аспект усвоения знаний, наряду с повышением уровня общего образования и расширением информационной базы.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;

воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. 
Формы организации учебной деятельности учащихся

Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.

При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного материала.

Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса наиболее оптимальной является следующая тематика экскурсий:

  • на природные комплексы;

  • на объекты системы мониторинга;

  • на охраняемые природные территории, к особо охраняемым природным объектам.

Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, сообщений по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.

На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.

На первых  этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы  учитель  представляет научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулируется моделированием экологических  ситуаций  нравственного  выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.).

Средством психологической подготовки школьников к реальным  экологическим  ситуациям выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей кружка. 

Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников

Задачи работы

Формы и методы

1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе.

Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках.

Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира.

2. Воспитывать положительное отношение к миру природы.

Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.

3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений).

Проводить:

а) экскурсии в природу;

б) ежедневные наблюдения за природой;

в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями.

4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними).

Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чте­ние стихов, слушание эколо­ги­чес­ких сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво).

5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений.

Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др.

Этапы выполнения проекта

Этап

Задача

Деятельность уча­щихся

Деятельность

учителя

Вводный

Определение темы, уточнение це­лей, вы­бор рабочей группы.

Уточняют ин­формацию, обсу­ждают задание.

Мотивирует уча­щихся, объ­яс­няет цели про­екта.

Планирование

Анализ проблемы, оп­ределение источ­ников информации, поста­новка задач и выбор критериев оце­нки ре­зультатов, распреде­ление ролей в команде.

Формулируют за­да­чи, уточняют ин­формацию (ис­­точники), вы­би­­рают и обо­сновы­вают свои крите­рии успеха

Помогает в ана­лизе и синтезе (по просьбе),

Наблюдает.

Принятие ре­шения

Сбор и уточнение ин­формации, обсу­ж­де­ние альтернатив, вы­бор оптималь­ного варианта, уточ­нение планов деятельности.

Работают с ин­формацией, про­водят синтез и анализ идей, вы­полняют исследо­вание.

Наблюдает, консультирует.

Выполнение

Выполнение проекта.

Выполняют ис­следование, офо­р­мля­ют проект.

Наблюдает, со­ветует (по просьбе).

Оценка ре­зультатов

Анализ выполнения проекта, достигну­тых результатов (успехов и неудач) и причин это­го, ана­лиз достижения поставленной цели.

Участвуют в кол­лективном само­анализе проекта и самооценке.

Наблюдает, на­правляет про­цесс анализа (если это необ­ходимо).

III.Результаты освоения программы кружка

Личностными результатами являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами являются следующие умения:

1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:

- рассматривать биологические процессы в развитии;

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:

– использовать биологические знания в быту;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:

- объяснять мир с точки зрения экологии;

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать основные группы живых организмов;

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;

5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:

– понимать смысл экологических терминов;

– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:

– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.






Формы работы:

  • Беседы;

  • Конкурсные программы;

  • Познавательные и интеллектуальные игры;

  • Экологические акции:

  • Экологические проекты;

  • Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;

  • Викторины;

  • Экскурсии;

  • Мастер-клссы;и т.п.

  • Сроки реализации программы: 2017 – декабрь 2022 года.

IV. Содержание программы


Введение 1ч.

Вводное занятие «Давайте знакомиться»

Животные приморского края

Тайны животного мира7ч.

.Животные нашего края, оформление стенда «Среда обитания», викторина «Звери. Где мой дом»,олимпиада на экологическую тему, заповедники Приморского края, экологические знаки, сценки на экологические темы.

Тайна птиц 4ч.

Стенд «Мы за тех кого приручили, звуки леса «Природа в наших ощущениях», птицы наши друзья, изготовление кормушек. Тайна растительного мира 7 час.

Экологические знаки,борьба с уничтожением леса, турнир Всезнаек, поделки из бросового материала, растения- лекари,экскурсия в осенний лес,экскурсия в Лазовский заповедник имени Г.Капланова.

Заключение 1 час.

Презентация о проделанной работе.

.

Подводим итоги работы за год 1ч.

Обобщение основных теоретических знаний




V. Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 г.

п/п



Наименование разделов, блоков, тем



Всего, час



Дата

ответственные


Характеристика деятельности

обучающихся




Формирование и развитие универсальных учебных действий



Животные Приморского края



1



Введение 1ч.


1

Вводное занятие «Давайте знакомиться»


1

10.11

Уч. нач. классов

Выполнение эмблемы кружка.

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала

КУУД: умение общаться в группе







Тайны животного мира 7 ч.


2

Животные нашего края.

1

17.11

Уч. нач. классов

Сбор сведений о зверях Приморского края. оформление мини-книжки « По лесным тропам»

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

КУУД: умение общаться в группе


3

Стенд «Среда обитания».

1

24.11

Уч. нач. классов

Выставка детских рисунков о животных.


КУУД: умения общаться в группе

4

Викторина « Звери. Где мой дом?

1

1.12

Силивончик Л.П.

Участвуют в викторине, высказывают свое мнение

ЛУУД: умения выражать свои эмоции, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к товарищам

5

Олимпиада на экологическую тему

1

декабрь

Уч. нач. классов

Участие во всероссийских олимпиадах


6

Заповедники Приморского края


1



15.12

Дегтярева Н.Ф

Сбор информации, оформление презентации

КУУД: публичное мини-выступление

7

Экологические знаки

1

19.01

Вихличева Л.М

Рисуют экологические знаки, обсуждают, объясняют

ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков


Представление экологических сценок

1

26.01

Уч. нач. классов

Участвуют в представлении экологических сценок

КУУД: умения следовать правилам игры, своей роли






Тайна птиц4 ч.


8

Стенд «Мы за тех кого приручили»

1

2.02

Уч. нач. классов

Участие в конкурсе рисунков

ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков

9

.Звуки леса. «Природа в наших ощущениях»

1

9.02

Вихличева Л.М

Знакомство с компонентами живой природы

РУУД: умения определять звуки на слух и соотносить с живыми предметами , выдвигать версии,оценивать степень и способы достижения цели

10

.Птицы наши друзья

1

16.02

Уч. нач. классов

Сбор сведений о птицах Приморского края. оформление мини-книжки « В небесной вышине»

КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение

11

Покормите птиц зимой

1

23.02

Уч. нач. классов

Изготовление и вывешивание кормушек

КУУД: умения излагать свое мнение

ЛУУД: умения работать в сотрудничестве со взрослыми,






Тайна растительного мира8 ч.


12


13

Лес и его порядки. Экологические знаки


«Борьба с уничтожением леса»

1



1

3.03



10.03

Уч. нач. классов



Баженова Н.М

Составление правил «Поведение в лесу»



Просмотр учебного фильма

КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение

ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации

14

Турнир Всезнаек «Птицы»

1

17.03

Силивончик Л.П

.участвуют в диалоге, отгадывают загадки, решают проблемные вопросы

ПУУД: умения свертывать информацию (составлять загадки)

15

Поделки «Птицы разные, красивые и прекрасные»

1

23.03

Уч. нач. классов

Изготавливают поделки из бросового материала

ПУУД: представлять информацию в разных формах

16

Разнообразие растительного мира



1


7.04



Уч. нач. классов



Сбор сведений о растениях Приморского края. оформление мини-

-книжки «Красота и богатство наших лесов»

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

КУУД: умение общаться в группе


17

Растения -лекари

1

14.04

Дегтярева Н.Ф

Учатся выбирать нужные по заданию цветы. Представлять учащимся нач. школы

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

КУУД: умение общаться в группе


18

Экскурсия в весенний лес

1

21.04

Уч. нач. классов

Наблюдают, анализируют , отвечают на поставленные вопросы учителя

ПУУД: умения анализировать и обобщать информацию


19

Экскурсия в Лазовский заповедник имени Г.Капланова

1

5.05

Уч. нач. классов

Наблюдают, отвечают на поставленные вопросы

ПУУД: умения анализировать и обобщать информацию

20

Презентация о проделанной работе

1

19.05

Баженова Н.М

наблюдают

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала