Рабочая программа
по предмету география
выполнила учитель географии Шишкина Н.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета « География» 6 класса, составлена на основе следующих документов:
- Закон РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;
- Приказ МО РФ от 29.12.2014г №1644 «О внесении изменений в приказ МО РФ «Об утверждении ФГОС ООО»;
- Приказ МО РФ от 31.12.2015г №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МО РФ от 17.12.2010 №1897»;
- Основная образовательная программа ООО МБОУ СОШ№37;
- Учебный план МБОУ СОШ № 37.
География — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях Предмет «География» в учебном плане ООО относится к предметной области «Естественно – научные предметы». Курс «География» изучается в 6 классе 35 часов из расчёта 1 ч неделю. Рабочая программа рассчитана на 35ч 1 год обучения (1 ч в неделю).
В данном курсе используется учебник для 6 класса ФГОС второго поколения. Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией Герасимовой Т.П., авторы учебника Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс» 2014г.
Основная цель «Начального курса географии», который изучается в 5-6 классах общеобразовательных учреждений – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Цели и задачи курса:
ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Место учебного курса в учебном плане
Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Особая роль курса географии 6 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;
- осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, региону, местности;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
уметь составлять схему наук о природе;
уметь составлять описание учебного кабинета географии;
уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
уметь организовывать наблюдение за погодой;
уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
уметь составлять план кабинета географии;
уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны:
1. Называть и показывать:
форму и размеры Земли;
полюса, экватор;
части Мирового океана;
виды движения воды в океане;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
различных видов морей;
различия природы материков.
3. Определять:
стороны горизонта на местности (ориентироваться);
специфику природы материков и океанов по географической карте;
направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Содержание учебного курса
Цель изучения географии в 6 классе - развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении учебного предмета решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, ответственного поведения в ней, а также здоровья учащихся.
Общая характеристика предмета.
При изучении географии в 6 классе начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, учащиеся овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Результаты освоения учебного предмета.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-участвовать в совместной деятельности;
-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
-оценивать работу одноклассников;
-выделять главное, существенные признаки понятий;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-классифицировать информацию по заданным признакам;
-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
-классифицировать информацию;
-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения.
Учащийся должен обладать:
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-опытом участия в социально значимом труде;
-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-пониманием ценности здорового образа жизни;
-основами экологической культуры.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (безотметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-называть методы изучения Земли;
-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
-приводить примеры географических следствий движения Земли;
-объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
-называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
-приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
-находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
-читать план местности и карту;
-определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
-производить простейшую съемку местности;
-классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
-определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
-называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
-называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
-приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
-объяснять особенности движения вод в Мировом океане,
особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана,
-особенности циркуляции атмосферы;
-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
-составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
-описывать погоду и климат своей местности;
-называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природ;
-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
-составлять описание природного комплекса;
-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Содержание учебного предмета.
Введение
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля— планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. Предметные результаты обучения
Виды изображений поверхности Земли
ПЛАН МЕСТНОСТИ
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.
1. Определение направлений и азимутов по плану местности. 2. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 3. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Строение Земли. Земные оболочки
ЛИТОСФЕРА
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте.
Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений
о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 4. Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 5. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения
температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 6. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 7. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы. 8. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ
Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Тематический план с указанием количества часов.
№ | Название темы | Количество часов |
| Введение (2ч.) | |
-
| Открытие, изучение и преобразование Земли | 1 |
-
| Земля – планета Солнечной системы. | 1 |
| План местности (4ч.) | |
-
| Понятие о плане местности. Масштаб. | 1 |
-
| Стороны горизонта. Ориентирование. | 1 |
-
| Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 |
-
| Составление простейших планов местности. | 1 |
| Географическая карта (7ч.) | |
-
| Форма и размеры земли. | 1 |
-
| Географическая карта. | 1 |
-
| Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 |
-
| Географическая широта. | 1 |
-
| Географическая долгота. Географические координаты. | 1 |
-
| Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 |
-
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли» | 1 |
| Литосфера (5ч.) | |
-
| Земля и ее внутреннее строение. | 1 |
-
| Движение земной коры. Вулканизм. | 1 |
-
| Рельеф суши. Горы. | 1 |
-
| Равнины суши. | 1 |
-
| Рельеф дна Мирового океана. | 1 |
| Гидросфера (7ч.) | |
-
| Вода на земле. | 1 |
-
| Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 1 |
-
| Движение воды в океане. | 1 |
-
| Подземные воды. | 1 |
-
| Реки. | 1 |
-
| Озера. | 1 |
-
| Ледники. | 1 |
| Атмосфера (7ч.) | |
-
| Атмосфера: строение, значение, изучение. | 1 |
-
| Температура воздуха. | 1 |
-
| Атмосферное давление. Ветер. | 1 |
-
| Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | 1 |
-
| Погода и климат. | 1 |
-
| Причины, влияющие на климат. | 1 |
-
| Поторительно – обобщающий урок по теме «Атмосфера» | 1 |
| Биосфера. Географическая оболочка (2ч.) | |
-
| Разнообразие и распространение организмов на земле. | 1 |
-
| Природный комплекс. | 1 |
| Население Земли (1.) | |
-
| Население земли. | 1 |
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. УМК Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы, учебник «География. Начальный курс» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. 2014 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Стенд для постоянных и временных экспозиций.
4. Компьютер.
5. Мультимедиа-проектор.
6. Интерактивная доска.
7. Коллекция медиаресурсов.
Календарно - тематическое планирование
№ | Название темы | Форма контроля | Дата |
План | Факт |
| Введение (2ч.) | | | |
-
| Открытие, изучение и преобразование Земли | Опрос | | |
-
| Земля – планета Солнечной системы. | Защита мини – проектов | | |
| План местности (4ч.) | | | |
-
| Понятие о плане местности. Масштаб. | Опрос | | |
-
| Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №1: «Определение направлений по плану местности» | Практикум | | |
-
| Изображение на плане неровностей земной поверхности. | | | |
-
| Составление простейших планов местности. Практическая работа №2 «Составление плана местности» | Практикум | | |
| Географическая карта (7ч.) | | | |
-
| Форма и размеры земли. | Опрос | | |
-
| Географическая карта. | Опрос | | |
-
| Градусная сеть на глобусе и картах. | Опрос | | |
-
| Географическая широта. | Опрос | | |
-
| Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа №3 «Определение по карте географических координат различных географических объектов» | Практикум | | |
-
| Изображение на физических картах высот и глубин. | Опрос | | |
-
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли» | Тестирование | | |
| Литосфера (5ч.) | | | |
-
| Земля и ее внутреннее строение. | Опрос | | |
-
| Движение земной коры. Вулканизм. | Зашита мини – проектов | | |
-
| Рельеф суши. Горы. | Опрос | | |
-
| Равнины суши. Практическая работа №4 «Описание формы рельефа» | Опрос | | |
-
| Рельеф дна Мирового океана. | Опрос | | |
| Гидросфера (7ч.) | | | |
-
| Вода на земле. | Опрос | | |
-
| Части Мирового океана. Свойства вод океана. | Опрос | | |
-
| Движение воды в океане. | Опрос | | |
-
| Подземные воды. | Опрос | | |
-
| Реки. | Опрос | | |
-
| Озера. Практическая работа №5 «Описание внутренних вод по плану» | Практикум | | |
-
| Ледники. | Тестирование | | |
| Атмосфера (7ч.) | | | |
-
| Атмосфера: строение, значение, изучение. | Опрос | | |
-
| Температура воздуха. Практическая работа №6 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры». | Практикум | | |
-
| Атмосферное давление. Ветер. | Опрос | | |
-
| Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа №7 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным». | Практикум | | |
-
| Погода и климат. | Опрос | | |
-
| Причины, влияющие на климат. | Опрос | | |
-
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Атмосфера» | Тестирование | | |
| Биосфера. Географическая оболочка (2ч.) | | | |
-
| Разнообразие и распространение организмов на земле. | Опрос | | |
-
| Природный комплекс. Практическая работа №8 «Описание природного комплекса» | Практикум | | |
| Население Земли (1.) | | | |
-
| Население земли. | Опрос | | |