Введение в информатику. Инструктаж по ТБ. Во второй части курса ("Информатика, 3–4") дети продолжают работу с базовыми объектами математической информатики (и всей современной математики) – цепочками и мешками. В курсе появляются новые объекты – деревья и цепочки цепочек. С одной стороны, эти объекты, как говорят математики, являются "естественным обобщением" цепочек. С другой стороны, они отражают определённые важные свойства мышления, языка и окружающего мира. Объекты и события, входящие в цепочки, могут иметь собственную внутреннюю структуру, а ход событий необязательно будет однозначно заранее предопределён и может "ветвиться". Например, в цепочке дней каждый день является самостоятельной цепочкой событий. Другой пример: отпуск будет проходить так или иначе в зависимости от погоды и других условий. Дети познакомятся с простейшим исполнителем – Робиком. Робик будет нашим главным партнёром в изучении соответствия между планом и его выполнением. Цепочка Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких. Учащиеся должны знать: - иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов; - знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке; - иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек; - иметь представление об индуктивном построении цепочки; - иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов). Учащиеся должны уметь: - строить и достраивать цепочку по системе условий; - проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек). - выделять одинаковые и разные цепочки из набора; - выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания; - оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п. - оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже; - оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной; - строить цепочки по индуктивному описанию; строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам; - шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования; Учащиеся имеют возможность научиться: - проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек). Мешок Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение). Учащиеся должны знать: - иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов; - знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.; - иметь представление о мешке бусин цепочки; - иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам. Учащиеся должны уметь: - организовывать полный перебор объектов (мешка); - оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке; - строить и достраивать мешок по системе условий; - проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков). - выделять из набора одинаковые и разные мешки; - использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка; - выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания; - сортировать объекты по одному и двум признакам; - строить мешок бусин цепочки; - *в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин. Учащиеся имеют возможность научиться: - проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков); - выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева. Язык Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач. Учащиеся должны знать и понимать: - знать русские и латинские буквы и их русские названия; - уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке; - иметь представление о слове как о цепочке букв; - иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр; - иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки); - понимать правила лексикографического (словарного) порядка; - иметь представление о толковании слова; - иметь представление о лингвистических задачах. - *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера. Учащиеся должны уметь: - правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов; - использовать имена для различных объектов; - сортировать слова в словарном порядке; - сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность. - *вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера. Учащиеся имеют возможность научиться: - решать простые лингвистические задачи. Дерево Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения. Учащиеся должны знать и понимать: - иметь представление о дереве; - понимать отличия дерева от цепочки и мешка; - иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях; - знать алгоритм построения мешка всех путей дерева. Учащиеся должны уметь: - оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева; - строить небольшие деревья по инструкции и описанию; - использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей; - строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям; - строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма; - строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления; - *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин. Учащиеся имеют возможность научиться: - строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек). Алгоритмы. Исполнитель Робик Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ. Учащиеся должны знать и понимать: - знать команды Робика и понимать систему его ограничений; - иметь представление о конструкции повторения; - иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик; - иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика. Учащиеся должны уметь: - планировать последовательность действий, - выполнять инструкции длиной до 10 пунктов; - последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания). - выполнять простейшие линейные программы для Робика; - строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения; - выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения; - строить цепочку выполнения программы Робиком; - строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика. Учащиеся имеют возможность научиться: - восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения; - слова с опорой на таблицу шифрования. |