СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г.П. Серге­ева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

Подача  учебного материала предоставляется  учителю музыки и  изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. 

Создание программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)»

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.


Рассмотрена на заседании МО
протокол № ___

от ___________

Согласовано заместитель директора по УВР

______ М.В.Люманова

Утвержден

приказом директора
от _________ № ____ __________Е.С.Парамонова















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ИСКУССТВО
по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

в 8 классе


35 часов (1 час в неделю)











Учитель: И.В. Мокшанова





20__-20__ учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г.П. Серге­ева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 2 года обучения. Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений; Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы. – Москва:  Просвещение,  2011 год.

Программа разработана в соответствии  с учебным планом образовательного учреждения   в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача  учебного материала предоставляется  учителю музыки и  изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. В соответствии с учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 69 часов (из расчета 1 час в  неделю): 35 часов – в 8 кл., 34 часа – в 9 кл.

Создание программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, Л.Н. Столович, Б.А. Эренгросс), культуроло­гии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев), психологии художественного творчества (Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн), раз­вивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.


Цели программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество; культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности.

Задачи реализации данного курса:

актуализировать имеющийся у обучающихся опыт общения с искусством;

формировать целостные представления о роли искусства в культурно- историческом процессе развития человечества;

углубить художественно-познавательные интересы;

развивать интеллектуальные и творческие способности под­ростков;

воспитывать художественный вкус;

формировать умения и навыки художественного са­мообразования.


Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с обучающимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания обучающихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные обучающимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельно взятого человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность обучающимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, - «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.


Межпредметные связи

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций); театра (оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок – оперы), а также киноискусства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСКУССТВО»


Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;

понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Обучающиеся научатся:

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;

применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.


Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются:

освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.


Виды организации учебной деятельности: самостоятельная работа; творческая работа; конкурс; викторина.


Основные виды контроля при организации контроля работы: вводный; текущий; итоговый; индивидуальный; письменный; контроль учителя.

Формы контроля: наблюдение; самостоятельная работа; тест.


Контроль уровня обученности

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

17

Музыкально-поэтическая символика огня

Текущий письменный

Контрольная работа (тест)

34

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

Итоговый

Защита проекта



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   ПРЕДМЕТА  «ИСКУССТВО»  8 класс



№ урока


Тема раздела


Тема  урока


Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

1

Искусство в жизни современного человека (3 часа)

Искусство вокруг нас

1

-

2

Художественный образ – стиль – язык

1

-

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

1

-

4


Искусство открывает новые грани мира (7 часов)

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись

1

-


5

Зримая музыка

1

-

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

-

7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея

2

-

8

9

Музыкальный портрет. Александр Невский

1

-

10

Портрет композитора в литературе и кино

1

-

11

Искусство как универсальный способ общения (7 часов)

Мир в зеркале искусства

1

-

12-13

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения

2

-

14

Искусство -  проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства

1

-

15

Художественные послания предков. Разговор с современником

1

-

16

Символы в жизни и искусстве

1

-

17

Музыкально-поэтическая символика огня

1

1

18

Красота в искусстве и жизни (10 часов)

Что есть красота

1

-

19-20

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка

2

-

21-22

Есть ли у красоты свои законы

2

-

23-24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

2

-

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания

1

-

26

Как соотносится красота и польза

1

-

27

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве

1

-

28-33

Прекрасное пробуждает доброе (8 часов)

Преобразующая сила искусства

6

-

34-35

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

2

1

Всего

35

2



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ИСКУССТВУ (8 класс)


Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)


Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

Х у д о ж е с т в е н н о - т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)


Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

Х у д о ж е с т в е н н о - т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).


Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов)


Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Х у д о ж е с т в е н н о - т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.


Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10 часов)


Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Х у д о ж е с т в е н н о - т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 часов)


Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

Х у д о ж е с т в е н н о - т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ


В результате изучения предмета «Искусство» ученик 8 класса должен:


знать/понимать

о культурном многообразии окружаю­щей действительности, о событиях художественной жизни страны;

эстетические ценности, истинные и ложные ценности;

жанры и стили классического и современного искусства, осо­бенности художественного  языка и музыкальной драматургии;

имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, наиболее значимые их произведения;

ассоциативные связи в искусстве и жизни, их роль в творческой и исполнительской деятельности;

о своей со­причастности окружающему миру


уметь

мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового искусства, формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем, аргументировать свою позицию;

размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

объективно оценивать свои художественно-творческие воз­можности;

действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей4


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при:

наблюдении за разнообразными явлени­ями жизни и искусства во внеурочной деятельности;

составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.;

реализации творческого потенциала, организации своей творческой деятельности, опреде­лении ее целей и задач, выборе и применении на практике способов их достижения;

участии в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.





































ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ООО ИКТЦ ЛАДА, 2006;

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2002;

  3. Аржаникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1985;

  4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: Академия, 2002;

  5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2000;

  6. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы / Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008;

  7. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б.М. Неменского. — М.: 2011;

  8. Искусство 8-9 класс / Учебно-методический комплект. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы / Программа. - М.: Просвещение, 2011;

  9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1989;

  10. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989;

  11. Музыка. Изо. МХК. Содержание образования / Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М.: ИЦ Вентана-Граф, 2008;

  12. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001;

  13. Разумовская О.К. Русские композиторы / Биографии, викторины, кроссворды. - М.: Айрис-пресс, 2007;

  14. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. - М.: Владос, 2003;

  15. Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя. - М.: Учебная литература, 2000;

  16. Самин Д.К. Сто великих композиторов. - М.: Вече, 2000;

  17. Сборник нормативных документов. Искусство. - М.: Дрофа, 2005;

  18. Серге­ева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9 класс /Учебник. - М.: Просвещение, 2011;

  19. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5-9 классы. - М.: 2010;

  20. Смолина Е.А. Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития, 2006;

  21. Теория и методика музыкального образования детей / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Флинта, Наука, 1998;

  22. Фрид Г. Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь. - М.: Советский композитор, 1991;

  23. Халазбурь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. - С-Пб: 2002.


MULTIMEDIA – поддержка предмета


  • База данных ИНИОН - http://www.inion.ru;

  • База данных Российской Государственной библиотеки по искусству - http://www.liart.ru;

  • Глобальные поисковые системы - http://www.google.com/; http://www.yahoo.com/; http://search.msn.com/;

  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/;

  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru;

  • Информационно-образовательный портал «Культура и искусство» - http://www/educulture.ru;

  • Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»;

  • Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»;

  • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»;

  • Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2009;

  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»;

  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/;

  • Электронная база данных Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО - http://www.gnpbu.ru;

  • Электронные информационные ресурсы Российской Национальной библиотеки - http://www.nir.ru;

  • Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена;

  • Электронный портал «Культура» - www.kultura-portal.ru;

  • Электронный федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru.