СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу профориентация "Твой выбор"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе можно воспользоваться информацией для создании своей рабочей програмы по профориентации.

Согласно новым стандартам образования программа направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда;

  • формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
  • развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу профориентация "Твой выбор"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петропавловская средняя общеобразовательная школа»






УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Петропавловская СОШ»

___________Ю.А. Солодких

«____» ________________2017 г.









Календарно – тематический план


«Твой - выбор»

9 класс


на 2017 – 2018 уч. г.

Е.Я. Волынская



















р.п. Муромцево

2017 г.

Пояснительная записка.



Курс «Твой выбор» предназначен для оказания психолого-педагогической поддержки учащимся 9 классов в выборе профиля обучения и продолжения образования. Перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение ставит выпускников основной школы перед серьезным выбором – предварительного самоопределения в отношении выбора профиля обучения и профилирующего направления будущей профессиональной деятельности. Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, то, очевидно, что ученик к такому выбору должен быть подготовлен. Возможность подготовки к такому ответственному выбору определяет серьезное значение пред-профильной подготовки в основной школе.

Согласно новым стандартам образования программа направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда;

  • формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

  • развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).


Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Российская акад. наук, Российская акад. образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  3. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования от 31.03.2005год № 574 с последующими изменениями от 01.07.2011 №1018.

  4. Программа факультативного курса «Твой выбор» авторы ( взята за основу): Афанасьева Н.В, Малухина Н.В, Загоскина Т.В. для девятиклассников.

  5. Положение о рабочей программе.


Цели: психолого-педагогическому сопровождение формирования готовности к выбору профиля обучения и профессии старшеклассниками.

Задачи курса: формирует следующие умения и навыки у учащихся.

освоение системы знаний, необходимых для осознанного выбора профессии: значение профессионального самоопределения; понятие о профессии, специальности, должности; понятие о профессиональных интересах и склонностях; понятие карьеры ; ситуацию на рынке труда.

овладение умениями: правилами выбора профессии; умениями определить пути получения профессии; определять последовательность принятия решения; составить личный профессиональный план .

развитие умения объективно оценивать свои запросы и потребности; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; определять недостающие качества, которые предстоит формировать для того, чтобы добиться успеха;

использование сведений о путях получения профессионального образования; делать верный выбор направления профессионального обучения, профессии;

составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его.


Место предмета в образовательном процессе школы:


Факультативный курс « Твой выбор» составленный на основе курса «Твой выбор» авторами: Н.В.Афанасьева, Малухина Н.В, Загоскина Т.В. Курс разработан на 17 часов.

Перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение ставит выпускников основной школы перед серьезным выбором – предварительного самоопределения в отношении выбора профиля обучения и профилирующего направления будущей профессиональной деятельности.

Примерная программа курса « Твой выбор» скорректирована.

Цикл занятий состоит из 17 часов.

По запросу администрации расширен раздел по изучению эмоционально волевой сферой обучающихся, проблем ответственности и взросления.

Мы посчитали необходимым, расширить тему: способности и выбор профиля. Это позволит более глубоко изучить особенности интеллекта и личности при выборе профиля обучения, более точно спрогнозировать успешность обучения в рамках того или иного профиля.

Расширили тему: умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля. Эта тема расширена коррекционными практическими занятиями с психологом по проблемам личностного развития учащихся.

Занятия в рамках курса основаны на преимущественно использовании активных форм работы (самодиагностика, дискуссии, практические занятия). Содержание этих занятий предполагает информирование школьников о мире профессий, самодиагностику учащихся профессиональных интересов и склонностей, способностей, сопоставление ими своих возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым образовательным профилем.


В результате работы по программе курса «Твой выбор» ученик должен

освоить системы знаний, необходимых для осознанного выбора профессии: значение профессионального самоопределения; понятие о профессии, специальности, должности; понятие о профессиональных интересах и склонностях; понятие карьеры ; ситуацию на рынке труда.

овладеть : правилами выбора профессии; умениями определить пути получения профессии; определять последовательность принятия решения; составить личный профессиональный план .

уметь объективно оценивать свои запросы и потребности; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; определять недостающие качества, которые предстоит формировать для того, чтобы добиться успеха;

использовать сведений о путях получения профессионального образования; делать верный выбор направления профессионального обучения, профессии;

составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его.


3.Содержание курса «Твой выбор»


Курс состоит из 5 разделов: «Вводный раздел», « Основы альтернативного выбора», «Профессиональные интересы и предпочтения», « Способности», «Умения и навыки самопрезентации».


Курс «Твой выбор» (9 класс)

(17 часа)

Раздел вводно - мотивационный (1часа)

Информация о целях и задачах курса, формах работы. Выявление уровня готовности обучающихся к выбору профиля обучения. Формирование положительной мотивации к процессу выбора.

Практическая работа: самодиагностика, анкетирование.


Раздел основы альтернативного выбора. (1 часов).

Анализ факторов профессионального выбора. Создание схемы альтернативного выбора. Информация о мире профессий. Факторы выбора профессии, соотнесение их. Предмет труда. Карьера и престижность профессии.

Раздел «Профессиональные интересы и предпочтения» (1часа)

Возможные профессиональные предпочтения. Формирование собственных позиций по отношению к проблеме выбора. Определение профессиональных предпочтений.

Сферы деятельности.

Практическая работа: заполнение опросника ДДД (модификации Г.В.Резапкиной)


Раздел «Способности и выбор профиля» (11часов)

Анализ требований разных типов профессий. Самодиагностика способностей к разным типам профессий. Анализ возможных ошибок.

Диагностика особенностей интеллекта (тест Амтхауэра); навык осмысленного чтения (Ясюковой Л.А); состояние нервной системы при интелектуальных нагрузках (Цветовой тест Люшера);

Особенностит личностных характеристик (Личностный опросник Кеттела -Ясюковой); особенности интелекта (тест Ровена); уровень работоспособности (Тулуз-Пьерон).

Анализ результатов и определение путей коррекции.

Предварительное определение профиля по результатам изученных особенностей.

Планирование профессионального маршрута.


Раздел «Умения и навыки самопрезентации». (3часов)

Неуверенное поведение и как с ним справиться.

Самооценка: помогает и мешает в контакте. Эмоции мешают и помогают.

Правила поведения на собеседовании. Как правильно составить резюме.

Умение использовать свои достоинства и недостатки в достижении цели.

Формы и средства контроля:

  • Тестирование

  • Презентация о профессии

  • Индивидуальный образовательный маршрут

Литература.

Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» Под редакцией Н.В.Афанасьевой-СПб: Речь,2008.- 366с.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения.- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М.: Генезис,2000.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники Москва «ВАКО» 2005.

12.Пряжников Н.С. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.Москва «ВАКО» 2000.

Комплект методик Ясюковой Л.А. для определения профиля обучения учащихся:

  1. Тест Амтхауэра для определения особенностей интеллекта;

  2. Тест Ясюковой Л.А. по определению личностных особенностей учащихся;

  3. Проективная методика « Дерево»;

  4. Цветовой тест Люшера;

  5. Тест определения навыка чтения.

  6. Тест Тулуза–Перрона для определения уровня работоспособности.

7.Тест Равенна


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.


Разделы

Кол-во

часов

Примерные

сроки

теория

практика

общее

Готовность к выбору профессионально-образовательного маршрута

1,5

4,5

6

Сентябрь-

Октябрь

Мир профессий.

Слагаемые выбора.

2

5

7

Октябрь-

Ноябрь

Профессиональные интересы и склонности.

2

6

8

Декабрь-

Январь

Способности и выбор профиля обучения.

3

5

8

Февраль-

Март

Планирование профессионально-образовательного маршрута

2

5

7

Март-апрель

Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля.

2

5


Апрель-май


Итого:

10,5

25,5

36




Тема урока

Диагностический материал

УУД

Примерные

сроки

1

Вводно-мотивационные занятия


Анкета готовности к профессиональному выбору

Регулятивные,

Личностные,

коммуникативные


2

Основы альтернативного выбора.

- «Могу - Хочу - Надо»





Познавательные,

Коммуникативные, регулятивные


3


Основы альтернативного выбора.

Мир профессий



4

Профессиональные интересы, предпочтения в выборе образовательного профиля. Определение профессиональных предпочтений ДДО

Методика ДДО



Познавательные,

Регулятивные, коммуникативные,личностные


5

Диагностика особенностей интеллекта (Тест Амтхауэра)

Тест Амтхауэра


6

Диагностика особенностей интеллекта (Тест Равена)

Тест Равена


7

Определение скорости переработки информации (Тест Тулуз-Пьерона)

Тест Тулуз-Пьерона


8

Определение навыка осмысленного чтения (Тест Ясюковой)

Тест Ясюковой


9

Диагностика личностных особенностей ( 16-факторный опросник Кеттела – Ясюковой)

16-факторный опросник Кеттела – Ясюковой


10

Анализ результатов диагностики личностных характеристик (Кеттела-Ясюковой)



11

Эмоциональное состояние при интеллектуальной нагрузке, состояние нервной системы. Рекомендации и пути коррекции.



12

Навык осмысленного чтения и работа с текстом при подготовке к домашнему заданию.



13

Предварительное определение профиля обучения и профессии.



14

Ошибки определения профиля.



15

Основы альтернативного выбора (Методика «Альтернативный выбор». Планирование профессионального маршрута.

Методика «Альтернативный выбор»


16

Стрессовые ситуации и как с ними справиться?



Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные


17

Защита профессионального маршрута.











Педагог-психолог Е.Я. Волынская