Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петропавловская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Петропавловская СОШ»
___________Ю.А. Солодких
«____» ________________2017 г.
Календарно – тематический план
«Твой - выбор»
9 класс
на 2017 – 2018 уч. г.
Е.Я. Волынская
р.п. Муромцево
2017 г.
Пояснительная записка.
Курс «Твой выбор» предназначен для оказания психолого-педагогической поддержки учащимся 9 классов в выборе профиля обучения и продолжения образования. Перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение ставит выпускников основной школы перед серьезным выбором – предварительного самоопределения в отношении выбора профиля обучения и профилирующего направления будущей профессиональной деятельности. Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, то, очевидно, что ученик к такому выбору должен быть подготовлен. Возможность подготовки к такому ответственному выбору определяет серьезное значение пред-профильной подготовки в основной школе.
Согласно новым стандартам образования программа направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Российская акад. наук, Российская акад. образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования от 31.03.2005год № 574 с последующими изменениями от 01.07.2011 №1018.
Программа факультативного курса «Твой выбор» авторы ( взята за основу): Афанасьева Н.В, Малухина Н.В, Загоскина Т.В. для девятиклассников.
Положение о рабочей программе.
Цели: психолого-педагогическому сопровождение формирования готовности к выбору профиля обучения и профессии старшеклассниками.
Задачи курса: формирует следующие умения и навыки у учащихся.
освоение системы знаний, необходимых для осознанного выбора профессии: значение профессионального самоопределения; понятие о профессии, специальности, должности; понятие о профессиональных интересах и склонностях; понятие карьеры ; ситуацию на рынке труда.
овладение умениями: правилами выбора профессии; умениями определить пути получения профессии; определять последовательность принятия решения; составить личный профессиональный план .
развитие умения объективно оценивать свои запросы и потребности; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; определять недостающие качества, которые предстоит формировать для того, чтобы добиться успеха;
использование сведений о путях получения профессионального образования; делать верный выбор направления профессионального обучения, профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его.
Место предмета в образовательном процессе школы:
Факультативный курс « Твой выбор» составленный на основе курса «Твой выбор» авторами: Н.В.Афанасьева, Малухина Н.В, Загоскина Т.В. Курс разработан на 17 часов.
Перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение ставит выпускников основной школы перед серьезным выбором – предварительного самоопределения в отношении выбора профиля обучения и профилирующего направления будущей профессиональной деятельности.
Примерная программа курса « Твой выбор» скорректирована.
Цикл занятий состоит из 17 часов.
По запросу администрации расширен раздел по изучению эмоционально волевой сферой обучающихся, проблем ответственности и взросления.
Мы посчитали необходимым, расширить тему: способности и выбор профиля. Это позволит более глубоко изучить особенности интеллекта и личности при выборе профиля обучения, более точно спрогнозировать успешность обучения в рамках того или иного профиля.
Расширили тему: умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля. Эта тема расширена коррекционными практическими занятиями с психологом по проблемам личностного развития учащихся.
Занятия в рамках курса основаны на преимущественно использовании активных форм работы (самодиагностика, дискуссии, практические занятия). Содержание этих занятий предполагает информирование школьников о мире профессий, самодиагностику учащихся профессиональных интересов и склонностей, способностей, сопоставление ими своих возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым образовательным профилем.
В результате работы по программе курса «Твой выбор» ученик должен
освоить системы знаний, необходимых для осознанного выбора профессии: значение профессионального самоопределения; понятие о профессии, специальности, должности; понятие о профессиональных интересах и склонностях; понятие карьеры ; ситуацию на рынке труда.
овладеть : правилами выбора профессии; умениями определить пути получения профессии; определять последовательность принятия решения; составить личный профессиональный план .
уметь объективно оценивать свои запросы и потребности; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; определять недостающие качества, которые предстоит формировать для того, чтобы добиться успеха;
использовать сведений о путях получения профессионального образования; делать верный выбор направления профессионального обучения, профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его.
3.Содержание курса «Твой выбор»
Курс состоит из 5 разделов: «Вводный раздел», « Основы альтернативного выбора», «Профессиональные интересы и предпочтения», « Способности», «Умения и навыки самопрезентации».
Курс «Твой выбор» (9 класс)
(17 часа)
Раздел вводно - мотивационный (1часа)
Информация о целях и задачах курса, формах работы. Выявление уровня готовности обучающихся к выбору профиля обучения. Формирование положительной мотивации к процессу выбора.
Практическая работа: самодиагностика, анкетирование.
Раздел основы альтернативного выбора. (1 часов).
Анализ факторов профессионального выбора. Создание схемы альтернативного выбора. Информация о мире профессий. Факторы выбора профессии, соотнесение их. Предмет труда. Карьера и престижность профессии.
Раздел «Профессиональные интересы и предпочтения» (1часа)
Возможные профессиональные предпочтения. Формирование собственных позиций по отношению к проблеме выбора. Определение профессиональных предпочтений.
Сферы деятельности.
Практическая работа: заполнение опросника ДДД (модификации Г.В.Резапкиной)
Раздел «Способности и выбор профиля» (11часов)
Анализ требований разных типов профессий. Самодиагностика способностей к разным типам профессий. Анализ возможных ошибок.
Диагностика особенностей интеллекта (тест Амтхауэра); навык осмысленного чтения (Ясюковой Л.А); состояние нервной системы при интелектуальных нагрузках (Цветовой тест Люшера);
Особенностит личностных характеристик (Личностный опросник Кеттела -Ясюковой); особенности интелекта (тест Ровена); уровень работоспособности (Тулуз-Пьерон).
Анализ результатов и определение путей коррекции.
Предварительное определение профиля по результатам изученных особенностей.
Планирование профессионального маршрута.
Раздел «Умения и навыки самопрезентации». (3часов)
Неуверенное поведение и как с ним справиться.
Самооценка: помогает и мешает в контакте. Эмоции мешают и помогают.
Правила поведения на собеседовании. Как правильно составить резюме.
Умение использовать свои достоинства и недостатки в достижении цели.
Формы и средства контроля:
Литература.
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» Под редакцией Н.В.Афанасьевой-СПб: Речь,2008.- 366с.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения.- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М.: Генезис,2000.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники Москва «ВАКО» 2005.
12.Пряжников Н.С. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.Москва «ВАКО» 2000.
Комплект методик Ясюковой Л.А. для определения профиля обучения учащихся:
Тест Амтхауэра для определения особенностей интеллекта;
Тест Ясюковой Л.А. по определению личностных особенностей учащихся;
Проективная методика « Дерево»;
Цветовой тест Люшера;
Тест определения навыка чтения.
Тест Тулуза–Перрона для определения уровня работоспособности.
7.Тест Равенна
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.
№ | Разделы | Кол-во часов | Примерные сроки |
теория | практика | общее |
-
| Готовность к выбору профессионально-образовательного маршрута | 1,5 | 4,5 | 6 | Сентябрь- Октябрь |
-
| Мир профессий. Слагаемые выбора. | 2 | 5 | 7 | Октябрь- Ноябрь |
-
| Профессиональные интересы и склонности. | 2 | 6 | 8 | Декабрь- Январь |
-
| Способности и выбор профиля обучения. | 3 | 5 | 8 | Февраль- Март |
-
| Планирование профессионально-образовательного маршрута | 2 | 5 | 7 | Март-апрель |
-
| Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля. | 2 | 5 | | Апрель-май |
| Итого: | 10,5 | 25,5 | 36 | |
№ | Тема урока | Диагностический материал | УУД | Примерные сроки |
1 | Вводно-мотивационные занятия | Анкета готовности к профессиональному выбору | Регулятивные, Личностные, коммуникативные | |
2 | Основы альтернативного выбора. - «Могу - Хочу - Надо» | | Познавательные, Коммуникативные, регулятивные | |
3 | Основы альтернативного выбора. Мир профессий | | |
4 | Профессиональные интересы, предпочтения в выборе образовательного профиля. Определение профессиональных предпочтений ДДО | Методика ДДО | Познавательные, Регулятивные, коммуникативные,личностные | |
5 | Диагностика особенностей интеллекта (Тест Амтхауэра) | Тест Амтхауэра | |
6 | Диагностика особенностей интеллекта (Тест Равена) | Тест Равена | |
7 | Определение скорости переработки информации (Тест Тулуз-Пьерона) | Тест Тулуз-Пьерона | |
8 | Определение навыка осмысленного чтения (Тест Ясюковой) | Тест Ясюковой | |
9 | Диагностика личностных особенностей ( 16-факторный опросник Кеттела – Ясюковой) | 16-факторный опросник Кеттела – Ясюковой | |
10 | Анализ результатов диагностики личностных характеристик (Кеттела-Ясюковой) | | |
11 | Эмоциональное состояние при интеллектуальной нагрузке, состояние нервной системы. Рекомендации и пути коррекции. | | |
12 | Навык осмысленного чтения и работа с текстом при подготовке к домашнему заданию. | | |
13 | Предварительное определение профиля обучения и профессии. | | |
14 | Ошибки определения профиля. | | |
15 | Основы альтернативного выбора (Методика «Альтернативный выбор». Планирование профессионального маршрута. | Методика «Альтернативный выбор» | |
16 | Стрессовые ситуации и как с ними справиться? | | Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные | |
17 | Защита профессионального маршрута. | | |
Педагог-психолог Е.Я. Волынская