Рабочая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта 2004г., Программы по литературе для 10 – 11 классов И.Н.Сухих. Данная рабочая программа рассчитана на использование УМК: учебник «Литература. 11 класс» в 2-х частях, под ред. И.Н.Сухих. Материал курса рассчитан на учащихся 11класса общеобразовательной школы– 5 часов в неделю, 170 часов за год.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма, модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным изучением основ теории литературы.
В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (образы мировой культуры в творчестве О.Э. Мандельштама; символисты, футуристы и русская живопись начала XX в. и т. п.), с историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у А.П. Платонова, образ Христа у АА.Блока и А.А. Ахматовой).
Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.
Программа предполагает проведение различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и др.).
Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия.
В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов.
Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах как на базовом, так и на профильном уровнях, специфика которых состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы,
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
- устный пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
- характеристика литературного героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная);
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ ( в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, лекции учителя, статей учебника; составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
- сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.
- защите проектов.
№ п\п | Дата | Тема урока | Практика | контроль | Планируемые результаты обучения |
Общая характеристика эпохи. Литература в ХХ веке. (7ч.) |
-
| | Россия на рубеже XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация | Работа с текстом учебника | | Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа. Уметь: самостоятельно отбирать материал, анализировать, систематизировать учебный материал, выдвигать гипотезы, предлагать стратегии. |
-
| | Русская литература на рубеже веков. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. | Работа с текстом учебника | | Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы. |
-
| | Русская литература на рубеже веков. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха – основная проблема искусства | Работа с текстом учебника | Составление таблицы «Основные даты и исторические события ХХ века». | Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы. |
-
| | Русская литература на рубеже веков. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Великая Отечественная война: горькое величие Победы | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы. |
-
| | Литературные направления и течения, их своеобразие, характерные черты | Работа с текстом учебника, Составление таблицы | | Знать: основные литературные направления, особенности, основные имена; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы |
-
| | Литературные направления и течения, их своеобразие, характерные черты | Работа с текстом учебника | | Знать: основные литературные направления, особенности, основные имена; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. . Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы |
-
| | Практикум | самоконтроль | с\р | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. |
Серебряный век (14 ч.) Общая характеристика Серебряного века (2ч.) |
-
| | Общая характеристика поэзии «серебряного века» | Работа с текстом учебника | | Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа, имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы. |
-
| | Общая характеристика поэзии «серебряного века». Эволюция: декаденс- модернизм-авангард. | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа, имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы. |
Русский символизм. (5ч.) Дмитрий Сергеевич Мережковский, Валерий Яковлевич Брюсов, Константин Дмитриевич Бальмонт, Андрей Белый. |
-
| | Русский символизм. | Работа с текстом учебника (стр.46) | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике. |
-
| | Русский символизм. Д.С.Мережковский- один из основателей русского символизма | Работа с текстом учебника | Проверочная работа | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике. |
-
| | Поэзия В.Я.Брюсова. («Творчество», «Скитания», «Юному поэту», «Тени») | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике. |
-
| | «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта («Фантазия», «Я мечтою ловил уходящие тени», «Камыши») | Работа с текстом произведения, практикум анализа стихотворения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике. |
-
| | А. Белый. Проблематика творчества. Художественный мир поэта. («На горах», ) | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике. |
Акмеизм. (2 ч.) Николай Степанович Гумилев, Осип Мандельштам |
-
| | Акмеизм. Мир образов Николая Гумилёва («Капитаны», «Жираф», «Рабочий», «Мои читатели», «Заблудившийся трамвай»)) | Работа с текстом произведения. Практикум по анализу стихотворения | | Знать: основные истоки акмеизма как литературного направления, приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике. |
-
| | Акмеизм. Мир образов О.Мандельштама. Сборник «Камень». Стихотворения «За гремучую доблесть веков», «отравлен хлеб и воздух выпит…», «Ленинград» | Работа с текстами стихотворений | Анализ стихотворения | Знать: алгоритмы анализа лирики; лирические жанры; особенности рецензирования. Уметь: отбирать материал; составлять связные ответы; писать рецензию.. |
Футуризм. (2ч.) Велимир Хдебников, Игорь Северянин, Владимир Маяковский |
-
| | Футуризм. И. Северянин. («Это было у моря», Увертюра», «Игорь Северянин», «Классические розы» В.Маяковский. («А вы могли бы?», «скрипка и немножко нервно») | Работа с текстом произведения. Работа с текстами стихотворений | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике. |
-
| | В.Хлебников. Поиски новых поэтических форм. Художественный мир поэта | | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике. |
Реализм (3ч.) |
-
| | Новый реализм: архаисты и новаторы. | Работа со статьей учебника | | Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа, имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы. |
-
| | Творческие индивидуальности «серебряного века» Зачёт по поэзии «серебряного века» | Самоконтроль | зачет | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. |
-
| | Творческие индивидуальности «серебряного века» Зачёт по поэзии «серебряного века» | самоконтроль | зачет | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. |
Александр Александрович Блок (7ч.) |
-
| | Личность и творчество А.А.Блока Лирика Блока как «трилогия вочеловечения». «Стихи о Прекрасной Даме»: | Работа с текстом произведений | | Знать: алгоритмы анализа лирики; лирические жанры; особенности рецензирования, особенности лирики 1, 2 и 3 томов лирики Блока; алгоритмы анализа и комментирования лирики. Уметь: отбирать материал; составлять связные ответы; писать рецензию; перерабатывать информацию, наблюдать за эволюцией лирического героя; осуществлять анализ и историко-культурный комментарий; отслеживать и комментировать материалы Интернет |
-
| | Тема любви в лирике А.Блока, любовь как служение («Вхожу я в темные храмы…»)Урок-композиция | Работа с текстом произведения | Творческое задание | Уметь: Выразительно читать стихи поэта, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск. |
-
| | От Прекрасной Дамы к Незнакомке: город как страшный мир («Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»). Стихотворение «Незнакомка» | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Выразительно читать лирику Блока. Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за эволюцией лирического героя. Составлять аннотацию к понравившимся работам. |
-
| | «Это всё о России». Тема Родины в творчестве А.Блока. История и современность («На поле Куликовом», «Россия») | Работа с текстом произведения. Практикум по анализу стихотворения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь выразительно читать лирику Блока. Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за эволюцией лирического героя. Составлять аннотацию к понравившимся работам. |
-
| | Тема Родины в творчестве Блока | Работа с текстом произведения, самоконтроль | Анализ стихотворения | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь выразительно читать лирику Блока. Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за эволюцией лирического героя. Составлять аннотацию к понравившимся работам. |
-
| | Поэма А.Блока «Двенадцать». Творческая история поэмы. «Музыка революции» и «голоса улицы» в поэме «Двенадцать». Фабула, сюжет и композиция. Культурный контекст: от лозунга и частушки до раннего кинематографа. | Работа с текстом произведения | творческое задание. | Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск. |
-
| | Угрожающие силы стихии в поэме «Двенадцать» | | самостоятельная работа | Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск. |
Иван Алексеевич Бунин (7ч.) |
-
| | Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Листопад» и «Обиночество»: поэзия как проза | Работа с текстом учебника и произведения, Анализ эпизода | | Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов. |
-
| | Поэзия И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки» | Работа с текстом произведения. | | Уметь:самостоятельно готовить и выразительно читать подборку бунинских стихотворений. Рассказывать о своем восприятии, ассоциациях, понимании лирического героя. Активно слушать лекцию учителя: записывать основные даты, имена, классифицировать и систематизировать факты. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Выбирать два стихотворения для подробного аналитического исследования. Создавать письменную работу – анализ стихотворения. Читать (по желанию) свои работы по кругу, корректировать написанное. |
-
| | «Чистая влага любви, печали, нежности». Тема любви в рассказах Бунина | Работа с текстами | Анализ эпизода | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Смысл жизни героя рассказа «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе. | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы |
-
| | Смысл жизни героя рассказа «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе. | Работа с текстом произведения | Сочинение- миниатюра | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы |
-
| | Проблематика и поэтика рассказов И.А.Бунина. Психологизм прозы. | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина: «блаженная смерть» или «убийство смерти»? (аналитическое чтение рассказов из цикла «Темные аллеи»). | Работа с текстом произведения | Проверочная работа | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. . Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
Александр Иванович Куприн (7 ч.) |
-
| | Жизнь и творчество А.И.Куприна. «Поединок» Проблема самопознаний личности в повести. | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | А.И.Куприн «Поединок». Поединок в «Поединке». | Работа с текстом произведения | Анализ эпического эпизода | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | А.И.Куприн «Поединок». Показ ужасающего состояния бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы. | Работа с текстом произведения | Проверочная работа | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» | | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» | Работа с текстом произведения | Анализ эпического эпизода | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Урок внеклассного чтения. Трагизм любви в повести «Олеся» | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» | Работа с текстом произведения | Проверочная работа | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
Леонид Николаевич Андреев (4ч.) |
-
| | Летопись жизни и творчества Л.Н.Андреева | Работа с текстом учебника | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Тема социального неравенства в творчестве Л.Н.Андреева | Работа с текстом учебника | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Урок внеклассного чтения Повесть Л.Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими» | Работа с текстом произведения | Проверочная работа | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Урок внеклассного чтения Повесть Л.Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими». Трансформация вечных тем: предательство как подвиг. | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
Алексей Максимович Горький (10 ч.) |
-
| | Жизненный и творческий путь А.М.Горького. | Работа с текстом учебника, составление хронологической таблицы | | Уметь: выделять различные взгляды на личность и творчество М. Горького. Сопоставлять их. Составлять краткий хронограф жизни и творчества. Сопоставлять неоромантическое видение мира с романтическим. Делать выводы о новом герое русской литературы. Оформлять выводы в виде связных ответов. Предлагать вопросы для полемики. Участвовать в полемике. Делать выводы о новаторстве Горького-драматурга, сопоставлять свои выводы с учебником, корректировать, дополнять. |
-
| | Ранние романтические рассказы А.М.Горького. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» (повторение и обобщение) | Работа с текстом произведения | Проверочная работа | Знать: способы собирания и обработки информации; малые эпические жанры; особенности неоромантизма, особенности проблематики пьесы; алгоритмы анализа; правила ведения полемики. Уметь: пересказывать сюжет «Старухи Изергиль», характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать, пересказывать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию, анализировать; толковать систему персонажей пьесы Горького; делать выводы; полемизировать. |
-
| | Проблематика и композиция романтических рассказов | Работа с текстом произведения | | Знать: способы собирания и обработки информации; малые эпические жанры; особенности неоромантизма, особенности проблематики пьесы; алгоритмы анализа; правила ведения полемики. Уметь: Пересказывать сюжет «Старухи Изергиль», характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать, пересказывать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию, выразительно читать; анализировать; осуществлять режиссёрские функции; толковать систему персонажей пьесы Горького; делать выводы; полемизировать. |
-
| | Особенности жанра и конфликта в пьесе На дне» | Работа с текстом произведения | | Уметь отбирать фрагменты пьесы для аналитического осмысления, доказывать предпочтительность обращения к выбранным фрагментам. Сопоставлять различные трактовки. Предлагать вопросы для полемики. Участвовать в полемике. Делать выводы о новаторстве Горького-драматурга, сопоставлять свои выводы с учебником, корректировать, дополнять. Писать сочинение, корректировать написанное. |
-
| | Три правды в пьесе «На дне». Система персонажей и конфликт пьесы. Спор о человеке, проблема горькой правды и сладкой лжи. | Работа с текстом произведения | Анализ драматического эпизода | Уметь отбирать фрагменты пьесы для аналитического осмысления, доказывать предпочтительность обращения к выбранным фрагментам. Сопоставлять различные трактовки. Предлагать вопросы для полемики. Участвовать в полемике. Делать выводы о новаторстве Горького-драматурга, сопоставлять свои выводы с учебником, корректировать, дополнять. Писать сочинение, корректировать написанное. |
-
| | «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе. Литературность драмы: босяки как философы, афористичность языка. Общественное значение пьесы | Работа с текстом произведения | Проверочная работа | Уметь отбирать фрагменты пьесы для аналитического осмысления, доказывать предпочтительность обращения к выбранным фрагментам. Сопоставлять различные трактовки. Предлагать вопросы для полемики. Участвовать в полемике. Делать выводы о новаторстве Горького-драматурга, сопоставлять свои выводы с учебником, корректировать, дополнять. Писать сочинение, корректировать написанное. |
-
| | Семинар «Жанр литературного портрета» | | семинар | Понимать и формулировать основные задачи семинара. Объяснять логику развития литературного процесса определенной эпохи. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Отбирать тексты и критическую литературу для подготовки доклада. Уметь самостоятельно работать с различными источниками информации. Находить общее и различие в трактовке писателями одной темы. Составлять краткий хронограф. Знать перечень основных произведений по теме. Презентовать портретную галерею, рассказывая об особенностях творчества и судеб писателей. |
-
| | Семинар «Жанр литературного портрета» | | семинар | Понимать и формулировать основные задачи семинара. Объяснять логику развития литературного процесса определенной эпохи. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Отбирать тексты и критическую литературу для подготовки доклада. Уметь самостоятельно работать с различными источниками информации. Находить общее и различие в трактовке писателями одной темы. Составлять краткий хронограф. Знать перечень основных произведений по теме. Презентовать портретную галерею, рассказывая об особенностях творчества и судеб писателей. |
-
| | Сочинение по творчеству Горького | самоконтроль | сочинение | Уметь писать сочинение, корректировать написанное. |
-
| | Сочинение по творчеству Горького | самоконтроль | сочинение | Уметь писать сочинение, корректировать написанное. |
Советский век: две русские литературы или одна? (1920-1930-е годы) (2ч) |
-
| | Литература и революция: поэты и вожди | Работа со статьей учебника | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Поэзия и проза: образы эпохи. | | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
Литература 20 века (5ч.) |
-
| | Литературный процесс 20-х годов | Работа с текстом учебника | | Знать: несколько имён из литературы данного периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: представлять конкретное содержание в форме устного высказывания; формулировать свои взгляды аргументировать свою точку зрения. |
-
| | И.Э. Бабель «Конармия». Психология человека в эпоху революции и Гражданской войны ( «Письмо», «Соль», «Смерть Долгушева») | Работа с текстом произведения | | Знать: родовые и жанровые особенности эпоса; основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение. |
-
| | И.Э. Бабель «Конармия». Психология человека в эпоху революции и Гражданской войны.(«Мой первый гусь», «Вечер») | Работа с текстом произведения | Письменный ответ на вопрос | Знать: родовые и жанровые особенности эпоса; основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение. |
-
| | Е.И. Замятин «Мы» как роман –антиутопия | Работа с текстом произведения | | Знать: способы собирания и обработки информации; малые эпические жанры, особенности реализма, жанры утопии и антиутопии, особенности проблематики текстов; алгоритмы анализа; правила полемики. Уметь: Пересказывать сюжет, характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать, пересказывать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию, делать выводы. |
-
| | Е.И. Замятин «Мы» как роман –антиутопия | Работа с текстом произведения | Письменный ответ на вопрос | Знать: способы собирания и обработки информации; малые эпические жанры, особенности реализма, жанры утопии и антиутопии, особенности проблематики текстов; алгоритмы анализа; правила полемики. Уметь: Пересказывать сюжет, характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать, пересказывать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию, делать выводы;. |
Литература 30-х годов (4 ч.) |
-
| | Литература 30-х годов (Обзор) | | | Знать: несколько имён из литературы данного периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: представлять конкретное содержание в форме устного высказывания; формулировать свои взгляды аргументировать свою точку зрения. |
-
| | Обзор творчества Б. Корнилова, П. Васильева, А. Прокофьева, М. Светлова и др. | Работа с текстом учебника | | Знать: основные особенности стиля поэта. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанные стихотворения с элементами анализа. |
-
| | Обзор творчества Б. Корнилова, П. Васильева, А. Прокофьева, М. Светлова и др. | Работа с текстом учебника | | Знать: основные особенности стиля поэта. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанные стихотворения с элементами анализа. |
-
| | Тема русской истории в литературе 30-х годов. Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мхтара». Поэмы Д. Кедрина | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать: основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение. |
Алексей Николаевич Толстой (3 ч.) |
-
| | А.Н.Толстой. Тема русской истории в творчестве писателя. | Работа с текстом учебника | | Знать: основные вехи пути писателя; правила собирания и презентации материала. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | Панорама русской жизни в романе «Пётр Первый» | Работа с текстом произведения. Практикум анализа эпизода | | Знать: основные вехи пути писателя; правила собирания и презентации материала. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | Образ Петра Первого в романе. | Работа с текстом произведения | Письменный развернутый ответ на вопрос | Знать: основные вехи пути писателя; правила собирания и презентации материала. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы. |
Владимир Владимирович Маяковский (8 ч.) |
-
| | В.В.Маяковский. Творческая биография. Патриотическая лирика Маяковского | Работа с информацией учебника и дополнительным материалом, структурирование, оформление для составления связного рассказа о жизни и творчестве В. Маяковского | | Знать: приёмы работы и структурирования информации для выполнения учебной задачи. Проблематику до - и послереволюционной лирики поэта; особенности образа, позиции лирического героя. Уметь: выразительно читать, анализировать лирику поэта. Корректировать свою деятельность, выразительно читать ранние произведения поэта, анализировать; предъявлять гипотезы о новаторстве творчества. выявлять особенности стиля; создавать связные ответы. |
-
| | В. Маяковский. «Облако в штанах». Проблематика и поэтика. | Работа с текстом произведения | | Уметь работать с информацией учебника и дополнительным материалом, структурирование, оформление для составления связного рассказа о творчестве В. Маяковского. Корректировать, оформлять письменные выводы. Создавать аналитические связные ответы, корректировать написанное. |
-
| | В. Маяковский. «Облако в штанах». Проблематика и поэтика. | Работа с текстом произведения, выразительное чтение произведений поэта, | Фронтальный опрос | Уметь работать с информацией учебника и дополнительным материалом, структурирование, оформление для составления связного рассказа о творчестве В. Маяковского. Корректировать, оформлять письменные выводы. Создавать аналитические связные ответы, корректировать написанное. |
-
| | Маяковский и революция. Окна РОСТа. («Левый марш»). Сатира Маяковского («Прозаседавшиеся») | Работа с текстом произведения, выразительное чтение | | Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов |
-
| | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского | Работа с текстом произведения, выразительное чтение | Письменный ответ на вопрос (5-10 предложений) | Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты, перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов |
-
| | Маяковский как лирик: мотивы одиночества, любви, смерти («Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!») | Работа с текстом произведения, выразительное чтение | Анализ стихотворения «Послушайте» | Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты, перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов |
-
| | Стихотворения о загранице. Маяковский сегодня. | Работа с текстом произведения | | Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов |
-
| | Сочинение «Лирический герой Маяковского» | самоконтроль | сочинение | Уметь писать сочинение, корректировать написанное. |
Николай Алексеевич Клюев (1ч.) |
-
| | Н. Клюев. «Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии | Работа с текстом учебника, с произведениями поэта | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: Выразительно читать стихи поэта, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск. |
С.ергей Александрович Есенин (7ч.) |
-
| | Сергей Есенин в стихах и в жизни. | | | Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов. |
-
| | Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. | Работа с текстом произведения. Практикум по анализу стихотворения | | Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов. |
-
| | «Я по-прежнему такой же нежный». Любовная лирика Сергея Есенина | Работа с текстом произведения. | Анализ стихотворения | Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Читать самостоятельно отобранные стихотворения С. Есенина, рассказывать о своем понимании лирики поэта. Просмотр документальных фильмов о С. Есенине, восполнение информации из разных источников, отбор важной информации, структурирование, краткие связные ответы. |
-
| | Образ времени в поэме «Анна Снегина» | Работа с текстом произведения | | Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск. |
-
| | Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачёв». Образ Пугачёва в русской литературе XIX века. | Работа с текстом произведения | | Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск. |
-
| | Сочинение по творчеству Сергея Есенина и Александра Блока | самоконтроль | сочинение | Уметь писать сочинение, корректировать написанное. |
-
| | Сочинение по творчеству Сергея Есенина и Александра Блока | самоконтроль | сочинение | Уметь писать сочинение, корректировать написанное. |
Михаил Александрович Шолохов (8 ч.) |
-
| | М.Шолохов. Штрихи к биографии. «Донские рассказы» («Родинка») | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | М.А.Шолохов «Донские рассказы» («Червоточина», «Чужая кровь», «Шибалково семя») | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды рассказов |
-
| | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». «Война и семья»: семейство Мелеховых и трагедия казачества. | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | Анализ эпизода эпического произведения | Знать: историческую канву романа, историю написания и публикации; терминологический минимум для разговора об эпосе. Уметь: выразительно читать, анализировать, обнаруживать присутствие автора и характеризовать авторскую позицию. |
-
| | События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | Фронтальный опрос | Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. Повторять термины: композиция, хронотоп, система персонажей, конфликт и др. Выстраивать суждение о судьбе и характере Григория Мелехова в романе. Создавать письменные краткие и развернутые ответы. Формулировать проблемные вопросы. |
-
| | Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора. | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. Повторять термины: композиция, хронотоп, система персонажей, конфликт и др. Выстраивать суждение о судьбе и характере Григория Мелехова в романе. Создавать письменные краткие и развернутые ответы. Формулировать проблемные вопросы. |
-
| | Путь Григория Мелехова в романе | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. Повторять термины: композиция, хронотоп, система персонажей, конфликт и др. Выстраивать суждение о судьбе и характере Григория Мелехова в романе. Создавать письменные краткие и развернутые ответы. Формулировать проблемные вопросы. |
-
| | Григорий и Аксинья | Работа с текстом учебника, с текстом произведения, анализ эпизодов | Анализ эпизода эпического произведения | Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. Повторять термины: композиция, хронотоп, система персонажей, конфликт и др. Выстраивать суждение о судьбе и характере Григория Мелехова в романе. Создавать письменные краткие и развернутые ответы. Формулировать проблемные вопросы. |
-
| | Сочинение по творчеству М.А.Шолохова | самоконтроль | сочинение | Уметь писать сочинение, корректировать написанное. |
Осип Эмильевич Мандельштам (2 ч.) |
-
| | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи | Работа с текстом учебника | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск |
-
| | О.Э.Мандельштам. Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав…». Мандельштам и символизм. Мандельштам и акмеизм. Поэтика Мандельштама | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | Анализ стихотворения | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск |
Анна Андреевна Ахматова (3ч.) |
-
| | «Мне дали имя при крещении – Анна». Анна Ахматова – «голос своего поколения». Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя…». «Я научила женщин говорить…»: лирическая героиня Ахматовой («Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи») | Работа с текстом учебника. Практикум по анализу стихотворения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Тема Родины в лирике Ахматовой. | Работа с текстом произведения. Практикум по анализу стихотворения | Анализ стихотворения | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск |
-
| | «Я была тогда с моим народом»: поэма А. Ахматовой «Реквием». Тема народного страдания в поэме Ахматовой «Реквием» | Работа с текстом произведения. Практикум по анализу эпизодов поэмы | | Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск |
Михаил Афанасьевич Булгаков (10 ч.) |
-
| | «И судим был каждый по делам своим». Жизнь и творчество М.А.Булгакова. | | | Знать: основные вехи пути писателя; правила собирания и презентации материала. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | «Стать бесстрастно над красными и белыми». Роман М.Булгакова «Белая гвардия». | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Судьбы людей в революции | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | Образ дома в романе «Белая гвардия» | Работа с текстом произведения, литературная беседа | Анализ эпизода эпического произведения | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | История создания романа «Мастер и Маргарита». Жанр и особенности композиции. Философско-этические проблемы в романе. | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Сатирико-бытовой пласт романа. | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | Сатирико-бытовой пласт романа. Разоблачение московского обывателя. | Работа с текстом произведения | Фронтальный опрос | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | Романтический пласт произведения. Сюжетная линия Мастера и Маргариты | Работа с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | Мастер и его ученик. Истории духовного взросления Ивана Бездомного. Тема преемственности в романе. | Работа с текстом произведения | с\р | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | Проверочная работа. Тест. | самоконтроль | тест | |
Андрей Платонович Платонов (3ч.) |
-
| | Оставаться человеком!.. Жизненный и творческий путь А.Платонова. Тайна Фро: Психея, Афродита или Душечка? (рассказ А.П. Платонова «Фро»). | | | Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений). |
-
| | Мир утраченных иллюзий в повести «Котлован». Характерные черты времени. | Работа с текстом произведения | | Знать: родовые и жанровые особенности эпоса; основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение. |
-
| | Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления. | Работа с текстом произведения | Анализ эпизодов эпического произведения | Знать: родовые и жанровые особенности эпоса; основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение. |
Марина Ивановна Цветаева (4 ч.) |
-
| | «С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой. (Поэтический мир М.Цветаевой. «Если душа родилась крылатой.) | Работа с текстом учебника | | Знать: основные мотивы творчества Цветаевой; приемы цитирования, приёмы систематизации и выделения, структурирования новой информации. Уметь сопоставлять собственное видение с концепциями из разных источников; сопоставлять, доказывать. |
-
| | Основные мотивы и темы лирики Марины Цветаевой. | Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, практикум по анализу стихотворений | | Знать: основные мотивы творчества Цветаевой; приемы цитирования, приёмы систематизации и выделения, структурирования новой информации. Уметь сопоставлять собственное видение с концепциями из разных источников; сопоставлять, доказывать. |
-
| | «Высота бреда над уровнем Жизни»: вечность любви. Лирическая героиня М. Цветаевой. Поэтика М. Цветаевой. | Работа с текстами стихотворений | | Знать: основные мотивы творчества Цветаевой; приемы цитирования, приёмы систематизации и выделения, структурирования новой информации. Уметь сопоставлять собственное видение с концепциями из разных источников; сопоставлять, доказывать |
-
| | «Есть времена – железные – для всех»: время ненависти. Поздняя цветаевская лирика. | Работа с текстами стихотворений | Анализ стихотворения | Знать: основные мотивы творчества Цветаевой; приемы цитирования, приёмы систематизации и выделения, структурирования новой информации. Уметь сопоставлять собственное видение с концепциями из разных источников; сопоставлять, доказывать. |
Борис Леонидович Пастернак (4 ч.) |
-
| | Б. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика «Февраль». Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь». | Работа с текстом учебника, с текстом произведения |
Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…». | Знать: правила собирания и презентации материала; основные вехи пути писателя. Уметь: самостоятельно набирать лирический материал, обосновывать, читать, анализировать, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: правила собирания и презентации материала; основные вехи пути писателя. Уметь: самостоятельно набирать лирический материал, обосновывать, читать, анализировать, дискутировать, оформлять связные ответы. |
-
| | Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». | Работа с текстом произведения | | Знать: содержание романа, правила собирания и презентации материала; Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. |
-
| | Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» «Ход веков подобен притче»: стихотворения Юрия Живаго. | Работа с текстом произведения | Письменный отзыв или рецензия на фильм по мотивам романа Пастернака | Знать: содержание романа, правила собирания и презентации материала; Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. |
Николай Алексеевич Заболоцкий (1 ч.) |
-
| | Н.А. Заболоцкий. Судьба и творчество. Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого. Тема жизненного подвига.(«В этой роще березовой», «Завещание», «Кто мне откликнулся в чаще лесной», «Сентябрь») | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
Владимир Владимирович Набоков (2 ч.) |
-
| | В.В. Набоков. Проблематика и поэтика романа «Машенька» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | В.В. Набоков. «Другие берега»-автобиографический роман | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
Советский век: на разных этажах (1940-1980-е гг) (5 ч.) |
-
| | Литература периода Великой Отечественной войны: Музы и пушки К. Симонов., О. Берггольц, А. Ахматова, П.Коган. | Работа с текстами произведения | | Знать: несколько имён из литературы каждого периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты. |
-
| | Вячеслав Кондратьев. Повесть «Сашка». Жестокие реалии и романтическое восприятие мира. | Работа с текстом произведения | | Знать: несколько имён из литературы каждого периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты. |
-
| | Виктор Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». Правда о войне. | Работа с текстом произведения | | Знать: несколько имён из литературы каждого периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты. |
-
| | Реальность и фантастика в пьесе Е. Шварца «Дракон» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
Литература второй половины 20 века (38 ч.) Литература второй половины 20 века. Обзор (7 ч.) |
-
| | Литература второй половины ХХ века. Обзор | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: несколько имён из литературы данного периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты. |
-
| | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 гг. | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: несколько имён из литературы данного периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты. |
-
| | «Невероятная явь войны» Повести В.Быкова . «Знак беды» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | «Момент истины» Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать содержание произведения Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, |
-
| | Там, на войне. Повесть, «написанная кровью сердца». К.Воробьёв «Убиты под Москвой» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать содержание произведения Совершенствование навыков публичного выступления, умения давать характеристику прочитанному произведению |
-
| | Даниил Гранин «Блокадная книга» | | | Знать содержание произведения Совершенствование навыков публичного выступления, умения давать характеристику прочитанному произведению |
-
| | Поэзия периода «оттепели». Б. Ахмадуллина, Е. Евтушенко и др. | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: вехи биографии поэта. Уметь: отбирать материал, структурировать его. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы |
Александр Трифонович Твардовский (3 ч.) |
-
| | А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Теркин» (Книга про бойца) | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: вехи биографии поэта. Уметь: отбирать материал, структурировать его. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы |
-
| | Жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск |
-
| | Лирика А.Т.Твардовского. («Я убит подо Ржевом», «Сельская хроника», «Дом бойца») | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Уметь: отбирать материал, структурировать его. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы |
Александр Солженицын (5 ч.) |
-
| | Литература 50-90-х годов. Судьба Александра Исаевича Солженицына. | Работа с текстом учебника | | Знать: биографию Солженицына; основные произведения писателя; особенности картины мира. Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать. |
-
| | Конфликт временного и вечного в рассказе «Один день Ивана Денисовича» | Работа с текстом произведения | | Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать. |
-
| | Книга-свидетельство: «Архипелаг ГУЛАГ». | Работа с текстом произведения | | Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать |
-
| | А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Судьба русской женщины-крестьянки. | Работа с текстом произведения | | Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать |
-
| | Сочинение на тему «Как сохранить живую душу?» | самоконтроль | сочинение | Уметь писать сочинение, корректировать написанное. |
Василий Макарович Шукшин (2 ч.) |
-
| | «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Василия Макаровича Шукшина (Сборник «Сельские жители») | | | Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать. |
-
| | В.М.Шукшин. рассказы «Верую», «Алеша Бесконвойный», «Забуксовал») | | | Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать. |
Николай Михайлович Рубцов ( 2ч.) |
-
| | Н. М. Рубцов. Лирика. «За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Рубцова. Тема родины в лирике Н.Рубцова «(Зеленые цветы», «Журавли», «Звезда полей») | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | «Тихая лирика» Николая Рубцова.( «Тихая моя родина», «на озере», «Ночное ощущение») | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | Анализ стихотворения | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. . Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск |
Авторская песня. (2) Владимир Семенович Высоцкий. Булат Шалвович Окуджава |
-
| | В.С.Высоцкий. Жизнь и судьба. Художественный мир лирики В.Высоцкого. «Я не люблю»: кодекс чести поэта, певца и гражданина. | Работа с текстами стихотворений | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. . Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск |
-
| | Б.Ш. Окуджава. Не расставайтесь с надеждой, маэстро. Художественный мир лирикиБ.Окуджавы | Работа с текстами стихотворений | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. . Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск |
Варлам Тихонович Шаламов (2 ч.) |
-
| | В Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания. |
-
| | В Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать. |
Юрий Валентинович Трифонов (2) |
-
| | Ю.В. Трифонов. История и современность в произведениях Трифонова. («Обмен», «Игры в сумерках») | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: основные вехи биографии писателя; жанровые признаки рассказа, авторов отечественной «городской» прозы; правила отбора материала при решении поставленной задачи. Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы. |
-
| | Темы и проблемы рассказов Ю.Трифонова. (Рассказ «Путешествие», «Прозрачное солнце осени») | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: тематику и проблематику современной драматургии. Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы. |
Виктор Петрович Астафьев (5 ч.) |
-
| | Сопричастный всему живому. Штрихи к портрету В.П.Астафьева. | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Знать: авторов отечественной «деревенской» прозы; правила отбора материала при решении поставленной задачи. Уметь: выразительно читать, анализировать, комментировать, корректировать свои действия; делать выводы. |
-
| | Взаимоотношения человека и природы в произведении «Царь-рыба» | Работа с текстом произведения | | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, анализировать эпизоды, рассуждать, делать выводы |
-
| | В.П.Астафьев. Духовное одиночество. Рассказ «Людочка» | Работа с текстом произведения | | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, анализировать эпизоды, рассуждать,делать выводы |
-
| | Роман «Печальный детектив» Жанровое разнообразие. Нравственная проблематика произведения | Работа с текстом произведения | | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы |
-
| | Роман «Печальный детектив» Жанровое разнообразие. Нравственная проблематика произведения | Работа с текстом произведения | Письменный ответ на вопрос | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы |
Валентин Распутин ( 4 ч.) |
-
| | Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок» | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы |
-
| | Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок. | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | Письменный ответ на вопрос | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы |
-
| | Две судьбы в повести В.Распутина «Живи и помни | Работа с текстом произведения | | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы |
-
| | Нравственные проблемы в повести «Пожар» | Работа с текстом произведения | | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы |
Сергей Донатович Довлатов (2) |
-
| | Сергей Донатович Довлатов. Жизнь и творчество. «Мир уродлив, и люди грустны»: анекдоты и драмы Сергея Довлатова. (сборник рассказов «Чемодан») | Работа с текстами рассказов | | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы |
-
| | С.Д.Довлатов «Заповедник». Герой произведения | Работа с текстом произведения | | Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы |
Иосиф Бродский (2 ч.) |
-
| | И. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | | Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы. |
-
| | И. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта | Работа с текстом учебника, с текстом произведения | Анализ стихотворения | Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы. |
Городская проза и драматургия (2 ч.) |
-
| | Александр Володин. Пьеса «пять вечеров». Сюжет. Художественные особенности пьесы. Герои. | | | Знать: биографию драматурга, особенности его пьес. Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы |
-
| | А. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов | Работа с текстом произведения | | Знать: биографию драматурга, особенности его пьес. Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы |
Обобщение и систематизация изученного. Резервные уроки. ( 3ч.) |
-
| | Итоговая контрольная работа | самоконтроль | к\р | Уметь использовать полученные знания при выполнении к.р., правильно отбирать материал, корректировать для решения поставленной задачи. |
-
| | Обобщающий урок по русской литературе XX века. | Работа с текстом учебника. | Фронтальный опрос | Знать: основные алгоритмы исследования художественных текстов; способы работы с информацией; приёмы и способы презентации. Уметь: характеризовать самостоятельно прочитанные художественные тексты. |
-
| | Резервный урок | | | |