СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса по УМК М.Г.Меркина ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с учебным планом школы  для обязательного изучения учебного предмета "Литература" отводится 102 часа(из расчета 3 часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи(12), на уроки внеклассного чтения(1), уделяется время на работу с литературоведческим материалом(10ч.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса по УМК М.Г.Меркина ФГОС»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Североонежская средняя школа»






Утверждаю


Директор школы____________Е.Р.Катрич


«_____»__________________2017 год




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «Литература»

ДЛЯ 9 КЛАССА

на 2017 – 2018 учебный год


Тимошенко Елены Анатольевны, учителя русского языка и литературы









п. Североонежск,2017


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального Закона РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федерального государственного образовательного стандара основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

- Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

-Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.

-Методических писем и рекомендаций по преподаванию учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Архангельской области.

-Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения от «27» мая 2016 года.


Учебно-методический комплект


  1. Программа курса «Литература 5-9», Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин,-4-е издание.-Москва «Русское словл»,2017г.

  2. Учебно-методическое издание « Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы» Автор: Т.В. Обласова, Москва «Русское слово», 2013г.

  3. Методическое пособие к учебнику С.А.Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева «Литература»9класс.Авторы-составители: С.А. Зинин, Л.В. Новикова; Москва «Русское слово»,2016г.

  4. Учебник «Литература. 9 класс» в двух частях 4-е издание. Авторы-составители: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев; Москва «Русское слово»,2017г.

  5. «Русская литература в таблицах и схемах»9-11классы. Подготовка к урокам и экзаменам. Автор В.А. Крутецкая.-СПб.: Издательский дом «Литера»,2017г-288с.

  6. Комплекс материалов для подготовки учащихся к ОГЭ. Автор Е.Л. Ерохина, М: «Интеллект-Центр», 2018г.


Место учебного предмета в учебном плане

Образовательная область: филология.

В соответствии с учебным планом школы для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи(12ч.), на уроки внеклассного чтения (1ч.), уделяется время на работу с литературным краеведческим материалом(10ч). В соответствии с планом внутришкольного контроля 1 час в планировании выделен резервным.

Планируемые результаты изучения учебного предмета


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.







• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).












-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Содержание тем учебного предмета, курса

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература форми­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­ское отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Данная рабочая программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов, коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Осуществляются межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК. Уделяется время изучению литературного краеведческого материала.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необхо­димость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио­нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт­ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова­тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст­венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учеб­ного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред­ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познаватель­ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.


Тематическое распределение учебных часов


№п/п

Разделы, темы


Количество часов

Рабочая

программа

Развитие речи


Введение


1



Из древнерусской литературы

4



Из литературы XVIII века

8

1


Из литературы XIX века

67

11


Из литературы XX века

8



Из современной литературы

1



Из зарубежной литературы

3



Литература Севера

10



итог

102

12

.

Краткое содержание тем, разделов

Литература как искусство слова

Немеркнущее слово: вехи истории отечественной литературы. Общее понятие об истории русской литературы. Периодизация литературного процесса.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.


Из древнерусской литературы

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.


Из литературы XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Понятие классицизма. Классицизм в русском и мировом искус­стве. Русский классицизм. Граж­данский пафос русского классицизма. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.


А.Н. Радищев

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.


Из литературы XIX века

Художественный мир русской литературы 10-20-х годов XIX в. Литературные течения этого периода. Общая характеристика русской и миро­вой литературы начала XIX века. Понятие о ро­мантизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия начала XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века.


А.С. Грибоедов

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний” и статьях А.И.Писарева.

Классное сочинение по произведению.


Европейская литература эпохи романтизма

Дж. Г. Байрон.

Судьба и творчество гениального поэта. Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Корсар» (возможен выбор другого произведения)

Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического” героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.


А.С. Пушкин

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Мадонна», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

«Повести Белкина».

Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Герои «Повестей…» Образ автора и образ рассказчика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» о – нравственная позиция автора.

Поэма «Цыганы»

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».


М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы с тобой, но твой портрет…», «Нищий», «Родина», «Я жить хочу…», «Пророк», «Кинжал».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема Родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Классное сочинение по роману «Герой нашего времени».



Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

Домашнее сочинение.


Ф.И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь». Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.


А.А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..».

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.


Н.А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Памяти Добролюбова».

Гражданская позиция Некрасова.


Ф.М. Достоевский

Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

И.С. Тургенев

Слово о писателе. Повесть «Первая любовь». Мастерство изображения пейзажа. Чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.


Л.Н.Толстой

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.


А.П. Чехов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

Сочинение-рассказ на основе произведений писателей XIX века.


Из литературы ХХ века

Русская литература XX века: многообра­зие жанров и направлений. Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм). Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос­сии.


М.Горький

Слово о писателе.

Рассказ «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.


Из Серебряного века. Многообразие поэтических голосов

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Основные темы и мотивы.


А.А. Блок

Слово о поэте.

Стихотворение «Русь».

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.


С.А. Есенин

Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» .

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.


А.А. Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество»..

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.


М.А.Булгаков

Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести


М.А. Шолохов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.


В.В. Быков

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.


А.Т. Твардовский

Слово о поэте.

Стихотворения: « Я убит подо Ржевом…», «Лежат они, глухие и немые...»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.



Ю. Бондарев

Основные биографические сведения. Роман «Горячий снег». Жестокий лик войны на страницах романа Ю. Бондарева «Горячий снег». «Горячий снег» Сталинграда. Столкновение противоположных точек зрения на человека-командира.


А.И.Солженицын

Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.


В.М.Шукшин

Основные биографические сведения. Нравственная проблематика современной литературы, особенности сюжетов, языка и героев. Рассказы Шукшина «Чудики», «Микроскоп»


Из литературы народов России

Габдулла Тукай

Слово о поэте. Тема малой родины в творчестве поэта. Традиции, обычаи и культура татарского народа, надежда на его просвещённое, счастливое будущее. Великая роль книги в жизни человека. Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.

Из современной литературы

Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX ве­ка. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы ав­торской песни. Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого.


Б.Екимов

Слово о писателе. Нравственная проблематика современной литературы, особенности сюжетов, языка и героев. Рассказы Екимова «Живая душа», «Некому посидеть со старухой».


Литература Севера

Протопоп Аввакум на Севере, «Житие протопопа Аввакума».Беломорский Север-родина М.В.Ломоносова. Архангельский Радищев. Ф.А.Абрамов. «Пелагея», «Алька», « Деревянные кони», В. Белов «Лад», К.Г.Кемп. «Сказ о Беломороье», Поззия А.Яшина, О.Фокиной, Н.Рубцова, В. Ледкова

Из зарубежной литературы

Гай Валерий Катулл

Слово о поэте. Чувст­ва и разум в любовной лирике поэта «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубо­кого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).


Уильям Шекспир

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литература.

Данте Алигьери

Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты «Ада», I-V песни). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический).


Иоганн Вольфганг Гёте

Эпоха Просвещения. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.




Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока


Дата проведения


Корректировка

1


Введение. Немеркнущее слово: вехи истории отечественной литературы.

04.09-08.09


2 Р/К

Протопоп Аввакум на Севере «Житие протопопа Аввакума»

04.09-08.09


3

Литература Древней Руси, ее культурное и нравственно-воспитательное значение. «Слово о полку Игореве» - уникальный памятник древнерусской литературы


04.09-08.09


4

«По былинам сего времени». Историческая основа сюжета и проблематика Слова.


11.09-15.09


5

«Раны Игоревы». Идейно-образный строй поэмы.

11.09-15.09


6

«Раны Игоревы». Идейно-образный строй поэмы.

11.09-15.09


7

Формирование «новой литературы в начале 18 столетия. Творчество В.К.Тредиаковского и А.Д. Кантимира

18.09-22.09


8

Р/К

Беломорский Север- родина М.В.Ломоносова.

18.09-22.09


9

Литературно-общесвенная деятельность М.В.Ломоносова. « Разговор с Анакреонтом».

18.09-22.09


10

Анализ «Оды на день восшествия…1747»

25.09-29.09


11

Новая русская драматургия. А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, В ВКапнист, ЯБ Княжнин.

25.09-29.09


12

Творчество Г.Р.Державина. Анализ стихотворений «Бог», «Фелица», «Водопад», «Памятник» и др.

25.09-29.09


13

Р/К

Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Основная проблематика книги. Архангельский Радищев.

02.10-06.10

14

Анализ отдельных глав «Тосна», «Любани», « Зайцово», «Спасская Полесть» и др.

02.10-06.10


15

Обзорная характеристика «Эпохи Карамзина» в истории русской литературы. « История государства Российского» (отдельные главы).Творчество Н.М.Карамзина.

02.10-06.10


16

Рр Сочинение по творчеству одного из писателей 18 века.

09.10-13.10


17

Литература первой половины 19 века. Жизненный и творческий путь А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума»

09.10-13.10


18

Сюжет и образная система «Горе от ума»: традиции и новаторство.

Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии.


09.10-13.10

.

19

Комедия или драма? (Особенности конфликта в «Горе от ума»)

16.10-20.10

20

Страдательная роль: образ Чацкого и проблема ума в грибоедовской комедии. Фамусов – Чацкий – Софья. Анализ II действия комедии.


16.10-20.10

21

Страдательная роль: образ Чацкого и проблема ума в грибоедовской комедии. Бал в доме Фамусова. София – Чацкий – Молчалин. Анализ III действия комедии.

16.10-20.10

22

« На всех московских есть особый отпечаток: старая Москва в комедии. Характеристика представителей старомосковского общества.


23.10-27.10

23

« На всех московских есть особый отпечаток: старая Москва в комедии. Прозрение героев. Анализ IV действия комедии.


23.10-27.10

24

Нравственные уроки грибоедовской комедии. Комедия в русской критике (А.С Пушкин, В.Г. Белинский, И.А. Гончаров и А.И.Писарев)


23.10-27.10


25

Р.р. Подготовка к классному сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

07.11-11.11


26

Р.р. Классное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

07.11-11.11


27

«Пушкин есть явление чрезвычайное» ( Н.В. Гоголь).

07.11-11.11


28

«Я петь пустого не умею» Лицейская лирика А.С.Пушкина. Анализ стихотворений «Пирующие студенты», «Воспоминания в Царском Селе» «Желание» и др.

13.11-17.11


29

«Свободы верный воин». Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», « Вольность», «Деревня», «Во глубине 13.11сибирских руд».


13.11-17.11


30

Поэтический побег. Мотивы и образы «южных произведений А.С. Пушкина». Сопоставление героев «Кавказского пленника» и «Цыган».

13.11-17.11


31

Поэтический побег. Мотивы и образы «Южных произведений А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «Погасло дневное светило», «Воспоминание», « К морю».

27.11-01.12


32

«…Друг истины, поэт!» Образ поэта и тема творчества в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и др.

27.11-01.12


33

«Поговорим о странностях любви». Интимная лирика А.С.Пушкина. Анализ стихотворений «Что в имени тебе моем?», «Я помню чудное мгновенье» «На холмах Грузии лежит ночная мгла» «Я вас любил : любовь еще быть может» и др.

27.11-01.12


34

«Да ведают потомки православных…» Трагедия «Борис Годунов».

04.12-08.12

35

Анализ ключевых сцен пьесы «Борис Годунов» .

04.12-08.12


36

Нравственные уроки «маленьких трагедий»

04.12-08.12


37

Текстуальный анализ трагедии « Моцарт и Сальери».

11.12-15.12


38

Герои и проблематика «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Общая характеристика цикла. Богатство образов и характеров.


11.12-15.12


39

Текстуальный анализ повести «Станционный смотритель».

11.12-15.12


40

Философское звучание поздней лирики А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «Из Пиндемонти», «не дай мне бог сойти с ума», «Бесы», «Дорожные жалобы» «Вновь я посетил».

18.12-22.12


41

Р.Р. Сочинение по лирике, прозе и драматургии Пушкина.

18.12-22.12


42

Р.Р.Сочинение по лирике, прозе и драматургии Пушкина.

18.12-22.12


43

«Даль свободного романа» Замысел и история создания «Евгения Онегина». Предыстория героя. Глава1.«И жить торопиться и чувствовать спешит».

25.12-29.12


44

Глава 2. Экспозиция образа Ленского, семья Лариных. Онегин - Ленский, Ленский – Ольга, Ольга-Татьяна.

25.12-29.12


45

Главы 3- 4.Онегин-Татьяна. «Милый идеал». Образ Татьяны в свете нравственной проблематики романа.

25.12-29.12


46

Главы 5-6. Дуэль. Образ Онегина и проблема «больного героя больного времени» Истоки и последствия онегинской хандры.



47

Главы 7-8.Письмо Онегина и развязка романа.



48

Образ автора в романе. Энциклопедизм пушкинского романа. В.Г.Белинский о «Евгении Онегине « как энциклопедии русской жизни.



49

Р.Р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».





50

Р.Р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».


51


«Глубокий и могучий дух». Жизнь и творчество М.ю. Лермонтова.



52

«Неведомый избранник». Ранняя лирика. Анализ стихотворений «Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой,..», «К друзьям».



53

«Железный стих» Поэт и толпа в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен..», «Поэт», «Пророк».



54

« Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить» Анализ стихотворений «Одиночество», «Листок», «Парус»» Выхожу модин я на дорогу».



55

Любовь и Муза. Интимная лирика Лермонтова. Анализ стихотворений «Мой демон», «Ангел», «Молитва», «Нищий».



56

«Люблю Отчизну я..». Тема России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Родина», «Тучи», «Когда волнуется желтеющая нива» «Прекрасны вы , поля земли родной».



57

«Под бременем познанья и сомненья». Образ «потерянного поколения в лирике Лермонтова.

58

Р.Р.Письменная работа по лирике М.Ю. Лермонтова.


59

Роман «Герой нашего времени»: от замысла к воплощению. История создания, сюжетно-композиционное своеобразие.



60

«Странный человек». Сюжет и проблематика главы «Бэла».




61


« Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих..» . Глава «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч.






62

« Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих..» . Глава «Тамань» Печорин и общество «честных контрабандистов».





63

«Онегин нашего времени» Глава «Княжна Мэри» Печорин и «водяное общество». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер).



64

«Онегин нашего времени» Глава «Княжна Мэри» Печорин и «водяное общество». Любовь в жизни Печорина. Печорин и Мери. Печорин и Вера.





65


«Онегин нашего времени» Глава «Княжна Мэри» Печорин и «водяное общество». Любовь в жизни Печорина. Печорин и Мери. Печорин и Вера.






66

Глава «Фаталист» как эпилог «истории души человеческой». Можно ли назвать Печорина фаталистом?



67

Р.Р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.




68

Р.Р.Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.



69


Своеобразие творческого пути Н.В.Гоголя.



70

« Вся Русь явится в нем!» Замысел и история создания поэмы «Мертвые души»



71

Губернский город и его обитатели.



72

« Русь с одного боку» Образы помещиков в поэме.«У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было» (Характеристика образа Манилова).



73


Образ Коробочки в поэме «Мертвые души».



74

Образ Ноздрева в поэме.

Образ Собакевича в поэме.



76

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души».




77


Крестьянская Русь в поэме:от смирения к бунту.


78


«Любезнейший Павел Иванович». Образ Чичикова в поэме.



79

Образ автора и смысл финала поэмы.



80


Р.Р.Сочинение по поэме Н.В.Гоголя.


81

Р.Р.Сочинение по поэме Н.В.Гоголя


82.

Литературный процесс второй половины девятнадцатого начала двадцатого века. Золотые и серебряные нити русской литературы.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания. (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя».




83

Л. Н.Толстой. Личность писателя. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.


84

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века . Лирика любви, природа и человек в творчестве Ф И. Тютчева и А.А.Фета.


85

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм). Из Серебряного века. Многообразие поэтических голосов. А.А. Блок. А.А. Ахматова. С.А. Есенин. В. Маяковский.




86

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова)

.М. А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». Ос­новная проблематика и образы.



87

Литературный процесс 50-80 годов. М.А.Шолохов. Основные вехи биографии.

Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи.


Образ Андрея Соколова.




89

В.Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада», «Обелиск».



90

А.Т.Твардовский. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом».





90

«Праведник и пророк» А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»


91

«Есть такие прирождённые ангелы…» Образ Матрёны.




92

Р/К


Ф Абрамов « Пелагея «, «Алька».


93

Р/К

Ф. Абрамов «Деревянные кони»



94

Р/К

В.Белов «Лад»



95

Р/К

К.П.Гемп. «Сказ о Беломорье


96

Р/К

Из поэзии Севера двадцатого века. Штрихи к портретам. А.Яшин. О.Фокина, Н.Рубцов, В. Ледков.




97

Р/К

Из поэзии Севера двадцатого века. Штрихи к портретам. А.Яшин. О.Фокина, Н.Рубцов, В. Ледков.



98

Вн/чт

Герои «живой души» в рассказах Б.Екимова



99

Зарубежная литература. Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Данте Алигьери. Универсально-философский характер «Божественной комедии»



100

Уильям Шекспир. «Гамлет» – «пьеса на века».



101

Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения



102

Резервный урок



Учитель______________/___Е.А.Тимошенко__/

"_____"____________2017 г.


Руководитель МО_________/Н.И.Куделина/

"_____"____________2017 г.


Согласовано.

Заместитель директора по УР

______________/О.А.Стопина/

"_____"____________2017г.



22