Класс: 3А
Количество часов: всего – 136ч, в неделю – 4ч.
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО по литературному чтению и составлена на основе программы В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» из сборника «Программы начального общего образования». Система Л.В.Занкова / Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
Учебник: Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
у обучающегося будут сформированы:
-интерес к содержанию и форме художественных произведений;
-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
-интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
-чувство сопричастности своему народу;
-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;
-понимания своей семейной и этнической идентичности;
-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
-чувства ответственности за мир природы;
-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
-выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
-соотносить внешнюю оценку и самооценку;
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
-пересказывать текст по плану;
-структурировать знания при сопоставлении текстов;
- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
-искать информацию, представлять найденную информацию;
-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
-понимать структуру построения рассуждения;
-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
-участвовать в учебном диалоге;
- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
-проявлять самостоятельность в групповой работе;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
-читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
-кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
-отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
-определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
-узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
-выявлять авторское отношение к герою;
-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
- соотносить главную мысль и название произведения;
-находить портрет и пейзаж в произведении;
-видеть особенности юмористических текстов;
-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
-сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
-представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
-осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
-понимать особенности жанра басни;
-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
-находить в юмористических текстах приемы создания комического;
-оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
\Круг детского чтения
Обучающийся научится:
-самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т. ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
-самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
-осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
-осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
-готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
-понимать назначение аннотации на литературное произведение;
-называть одно периодическое литературно-художественное издание.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
-составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
-писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
-создавать презентации книг различной тематики;
-сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
-участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы;
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- представлять общие корни развития фольклора разных народов;
- различать малые жанры фольклора;
- различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
- определять особенности фольклорных и авторских произведений;
выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
-понимать многозначность поэтического слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
- обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
- обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
- выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
- понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
- самостоятельно находить мораль басни;
- понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится:
-пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
-выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности4
-создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
-читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
-сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.
Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи).Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему.
Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.
Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество.
Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.
Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Общие мотивы в сказках разных народов.
Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Круг чтения третьего года обучения
Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».
Русские народные сказки и сказки разных народов
«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.
«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Басни: Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин, С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой.
И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.
Современная русская и зарубежная литература
М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны»,B.Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*.
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*. Японские трехстишия.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
Глава 1. Вступаем в неизведанный мир (18 часов.) |
1 | Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. Ю.П. Мориц «1 сентября» с.3-8 | 1ч | | |
2 | Отношения человека и природы в древности (по фрагментам карельских сказаний «Калевала», славянских мифов) c.8-11 | 1ч | | |
3 | Народная сказка «Яичко». | 1ч | | |
4 | С. Я. Маршак «Дом, который построил Джек». М. Я. Бородицкая «Убежало молоко». Учимся сочинять сказки-цепочки. | 1ч | | |
5 | Образ Мирового дерева. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» с 19-26 | 1ч | | |
6 | Законы волшебной народной сказки. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» с 27-30 | 1ч | | |
7 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Мир волшебной сказки в живописи: В. Вас-нецов, И. Билибин С 27-30, с 172-173(Картинная галерея) | 1ч | | |
8-9 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» С 31-40 | 2ч | | |
10 | Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки. С 41-42 | 1ч | | |
11 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | 1ч | | |
12 | Обобщающий урок по сказкам. Отзыв о произведении. Сочинение сказки по законам волшебной народной сказки с 48 | 1ч | | |
13 | Особенности авторского взгляда на мир. Г. М. Новицкая «Берёза», И. А. Бунин «Всё в лес в лес», М. Врубель «Сирень» с 49, с 177 | 1ч | | |
14 | Воспитание творческого отношения к миру. Ф. И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан» с 50, с 176 | 1ч | | |
15 | Юмористическое освещение колдовства в рассказе Н. Н. Носова «Шурик у дедушки» с 51-60 | 1ч | | |
16 | Юмористическое освещение колдовства в рассказе Н. Н. Носова «Шурик у дедушки». Анализ картины П. Синьяка «Красный буй» с 178 Сочинение о летних впечатлениях | 1ч | | |
17 | Анализ художественных приёмов в стихотворении М. В. Исаковского «Попрощаться с тёплым летом» с 61 | 1ч | | |
18 | Проверь себя с 62 | 1ч | | |
Глава 2 В единой семье всего живого (22 часа) |
19-20 | Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. С 64-67; с 68-69 | 2ч | | |
21 | Древнегреческий миф «Прометей» с70-73 | 1ч | | |
22 | Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя (по мифам о Персее в хрестоматии) | 1ч | | |
23 | Образ Родины в поэзии : В.А.Жуковский «Родного неба милый свет...», А.К.Толстой «Край ты мой...». с. 74 | 1ч | | |
24 | Боги древних славян. с 75-77 | 1ч | | |
25 | Легенда «Земля со дна океана» с77-79 | 1ч | | |
26 | Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер» с 79-81 | 1ч | | |
27 | А.Н.Майков «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер!..». с.82-83; с.180-181 | 1ч | | |
28 | Образ ветра в литературе, живописи, музыке. Картины А.Рылова. Сочинение по впечатлениям о картине.с.82-83, с. 180-181 | 1ч | | |
29 | Анализ сочинений. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». с.84-97 | 1ч | | |
30-31 | Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». с.84-97 | 2ч | | |
32 | А.А.Фет «Глубь небес опять ясна…», с.98 | 1ч | | |
33 | М.Ю.Лермонтов «На севере диком…». Картины И.Шишкина «Сосна», М.Сарьяна «Пальма» с.99, с.182-183 | 1ч | | |
34 | Анализ авторской сказки С.Г.Козлова «Такое дерево». с.100-102 | 1ч | | |
35 | Необычное в обычном: анализ рассказа Г. Я. Снегирёва «Чудесная лодка»с 103-105 | 1ч | | |
36 | Олицетворение в стихотворениях А.А.Фета «Летний вечер…», Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». с.105-106 | 1ч | | |
37 | Поэтические открытия в сказке С.Г.Козлова «Как поймать облако». с.106-109 | 1ч | | |
38 | Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса с 110 | 1ч | | |
39 | С. А. Есенин «С добрым утром!» с 111 | 1ч | | |
40 | Проверь себя. с 112 | 1ч | | |
Глава 3. Открываем мир заново ( 20 часов) |
41 | Связь произведений устного народного творчества с древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле-матери. 114-115 | 1ч | | |
42 | Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны» 116-118 | 1ч | | |
43 | Времена года в славянском сказании «Небесные великаны» 119-120 | 1ч | | |
44 | Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборника закличек, загадок. | 1ч | | |
45 | Проникновенный образ природы в произведении К.Г. Паустовского «Прощание с летом». с. 123-125 | 1ч | | |
46 | Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина « Вот север тучи нагоняя…» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою» с 126-127 | 1ч | | |
47 | Мифологические представления о животных в корякской сказке «Хитрая лиса» с 128-130 | 1ч | | |
48 | Нравственный смысл произведения Д . Н. Мамина-Сибиряка. Сказка «Серая Шейка» с 130-134 | 1ч | | |
49-50 | Особый почерк писателя Д . Н. Мамина-Сибиряка. Сказка «Серая Шейка» с 134-137, С. 137-141 | 2ч | | |
51-52 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Сказка или рассказ? с.134-145 | 2ч | | |
53 | М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам». с.145-147 | 1ч | | |
54 | Идейно-нравственная тематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце» с.147-150 | 1ч | | |
55-56 | Творческий почерк писателя П. П. Бажова. Сказ «Серебряное копытце» с 151-159 | 2ч | | |
57 | А.А. Фет «Чудная картина», М.Ю. Лермонтов «Горные вершины». Ван Гог «Дорога с кипарисами и звездой» с. 160-161, с.186 | 1ч | | |
58 | Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…» с 162 | 1ч | | |
59 | Картина И. Левитана «Тихая обитель». Сочинение по картине. с.163, с.187 | 1ч | | |
60 | Проверь себя с 164 | 1ч | | |
Глава 4. Времена, когда звери говорили (26 часов) |
61 | Сказки разных народов. Нанайская сказка «Почему звери друг от друга отличаются» с.4-6 | 1ч | | |
62 | Сказки разных народов. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши» с.6-8 | 1ч | | |
63 | Сказки разных народов. Нивхская сказка «Медведь и бурундук» с.8-11 | 1ч | | |
64 | Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. П.Н. Барто «Зимние гости». С.11-13 | 1ч | | |
65-66 | Авторские сказки. Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» с.14-19 | 2ч | | |
67 | Чудеса природы в авторских произведениях. И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы». С.21 | 1ч | | |
68 | И.И.Акимушкин «Броненосцы», Тим Собакин «Две коровы и коровка». С.22-24 | 1ч | | |
69-70 | Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений. С.24-25 | 2ч | | |
71 | Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Д. Паустовского «Стальное колечко» с 26-29 | 1ч | | |
72 | К. Д. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или сказка? С 30-34 | 1ч | | |
73-74 | Природа родного края в произведении К. Д. Паустовского «Стальное колечко» с 34-37, с. 179 | 2ч | | |
75 | Взгляд поэта и художника. И.А. Бунин «Родник». Картина В.Поленова «Заросший пруд» с.38, с.180 | 1ч | | |
76 | Особый взгляд Ю. И. Коваля на природу. Рассказ «Тузик», с.39-40 | 1ч | | |
77-78 | Особый взгляд Ю. И. Коваля на природу. Рассказ «Висячий мостик с 40-41 | 2ч | | |
79 | Опыт ценностно-эстетического восприятия мира в рассказах Ю. И. Коваля. Рассказ «Тучка и галка». с 42 | 1ч | | |
80 | Чудесные открытия в стихотворении А. А. Фета «Весенний дождь» с 43 | 1ч | | |
81 | «Особое зрение искусства» С. Я. Маршак «Ландыш» с 44 | 1ч | | |
82-83 | Способность видеть чудеса. С. Я. Маршак «Ландыш» с 44. Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег» с 181 | 2ч | | |
84 | Способность удивляться миру. Н. Н. Матвеева «Солнечный зайчик» с 45 | 1ч | | |
85 | В.Ю. Драгунский «Красный шарик в синем небе». С.46-47 | 1ч | | |
86 | Проверь себя с 48 | 1ч | | |
Глава 5. Всмотрись в мир своей души (16 часов) |
87 | Мифы о происхождении человека и его душевных качеств с 50-51 | 1ч | | |
88 | Мифологические мотивы в авторском творчестве. Н. Н. Матвеева «Девочка и пластилин» с 52-53, с 182 | 1ч | | |
89 | Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». с.53-54 | 1ч | | |
90 | И.А. Крылов «Лисица и Виноград», работа с иллюстрациями В.Серова к басням с.55, с.183 | 1ч | | |
91 | Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград» с.56-57 | 1ч | | |
92 | Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе. | 1ч | | |
93 | Жизнь жанра басни во времени. С.В. Михалков «Бараны». с.58 | 1ч | | |
94 | Сказка, похожая на басню. «У страха глаза велики» с 59-62 | 1ч | | |
95 | Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». с.63-66 | 1ч | | |
96 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1ч | | |
97 | Басенная основа сказки (фрагмент к «Панчатантры» с 71-72 | 1ч | | |
98-99 | К.Г.Паустовский «Кот - Ворюга» с.73-78 | 2ч | | |
100 | И.М.Пивоварова «Плохие сны» с 79-80 | 1ч | | |
101 | В.В.Голявкин «Был не крайний случай» с 80-81 | 1ч | | |
102 | Проверь себя. Представление детских творческих и проектных работ с 81-82 | 1ч | | |
Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве (20 часов) |
103 | Миф о художнике. «Орфей и Эвридика» с 84-88 | 1ч | | |
104 | Миф о силе искусства. «Орфей и Эвридика» с 84-88 | 1ч | | |
105-106 | Разные виды искусства. М.Я.Бородицкая «Художник», А.Герасимов «После дождя» с.92, с. 184 | 2ч | | |
107 | Чудеса поэтических образов. Ю.И.Коваль «Соловьи» .с.92-95 | 1ч | | |
108 | Взгляд поэта на мир. Б.В.Заходер «Что такое стихи?». К.Д.Бальмонт «Трудно Фее», «Гномы» с 96-98 | 1ч | | |
109 | Мотив маленького героя в народных и авторских произве-дениях. Отзыв о произведении. с.99 | 1ч | | |
110 | Знакомство с волшебной сказкой Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» с 100-104 | 1ч | | |
111 | Испытания героини сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» с 105-115 | 1ч | | |
112 | Сказочный мир Г.Х.Андерсена. «Дюймовочка». с.100-115 | 1ч | | |
113 | Презентация инсценированных отрывков из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». с.115-120 | 1ч | | |
114 | Повесть-сказка С.Лагерлёфа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». с.121-125 | 1ч | | |
115 | Характер главного героя и других персонажей повести-сказки С.Лагерлёфа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». с 126-132 | 1ч | | |
116-118 | Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 3ч | | |
119 | Отзыв о произведении | 1ч | | |
120 | М.М.Пришвин «Разговор деревьев». И.Шишкин «Сныть-трава», А.Дюрер «Трава» с.133-134, с.185-186 | 1ч | | |
121 | М. Я. Бородицкая «В гостях у лесника». с.134-135 | 1ч | | |
122 | Проверь себя. Представление детских творческих и проектных работ. с.136 | 1ч | | |
Глава 7. Без тебя мир неполный. (14часов.) |
123 | Природные явления в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра» с 138-140 | 1ч | | |
124 | Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Снегирева. | 1ч | | |
125 | Нравственные уроки литературы. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». с.141-144 | 1ч | | |
126 | Ю.Н.Кушак «Подарок в день рождения», картина А.Дюрера «Заяц», М. Я. Бородицкая «Котёнок». с.145-146, с.187 | 1ч | | |
127 | Впечатления и переживания в прозаическом тексте И. С. Тургенева «Воробей» с 148-152 | 1ч | | |
128-129 | Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». с.148-155 | 2ч | | |
130 | Активность добра. Повесть Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». с.155-159 | 1ч | | |
131 | Письмо герою повести Теме, или рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься высказывание писателя». с.159 | 1ч | | |
132 | Добро как основная ценность. Э.Э.Мошковская «Нужен он…» с.160 | 1ч | | |
133 | Пробуждение чувств в душе героя. В. Драгун-ский «Девочка на шаре» с 161-166 | 1ч | | |
134 | Мир взрослых и детей в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре» с 161-166, с 166-172 | 1ч | | |
135 | Способность творить красоту. С.А.Махотин «В тридцатом веке». М.Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы» с.172-173, 188-189 | 1ч | | |
136 | Заключительный урок. с 173-174 | 1ч | | |