СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класса по системе Занкова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Количество часов: всего – 136ч, в неделю – 4ч.

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО по литературному чтению и  составлена на основе  программы В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» из сборника «Программы начального общего образования». Система Л.В.Занкова /  Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класса по системе Занкова.»

Класс: 3А

Количество часов: всего – 136ч, в неделю – 4ч.

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО по литературному чтению и составлена на основе программы В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» из сборника «Программы начального общего образования». Система Л.В.Занкова / Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.



Учебник: Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.



























Планируемые результаты освоения предмета

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

-интерес к содержанию и форме художественных произведений;

-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

-интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

-чувство сопричастности своему народу;

-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.


Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

-соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

-пересказывать текст по плану;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

-искать информацию, представлять найденную информацию;

-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.


Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

-участвовать в учебном диалоге;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

-проявлять самостоятельность в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

-читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

-кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

-отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

-определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

-узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

-выявлять авторское отношение к герою;

-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

- соотносить главную мысль и название произведения;

-находить портрет и пейзаж в произведении;

-видеть особенности юмористических текстов;

-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.


Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

-сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

-представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

-осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

-понимать особенности жанра басни;

-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

-находить в юмористических текстах приемы создания комического;

-оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

\Круг детского чтения

Обучающийся научится:

-самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т. ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

-самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;

-осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;

-осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;

-готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;

-понимать назначение аннотации на литературное произведение;

-называть одно периодическое литературно-художественное издание.


Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;

-составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;

-писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

-создавать презентации книг различной тематики;

-сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);

-участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;

-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы;

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

- представлять общие корни развития фольклора разных народов;

- различать малые жанры фольклора;

- различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;

- определять особенности фольклорных и авторских произведений;

выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;

-понимать многозначность поэтического слова.


Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;

- обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

- обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;

- выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;

- понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;

- самостоятельно находить мораль басни;

- понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.


Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

-пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;

-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

-выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности4

-создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.


Обучающийся получит возможность научиться:

-сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;

-читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;

-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;

-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;

-сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.

Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи).Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему.

Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).

Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.

Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество.

Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.

Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Общие мотивы в сказках разных народов.

Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Круг чтения третьего года обучения

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».

Русские народные сказки и сказки разных народов

«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.

«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.

Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы

Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Басни: Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».

Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин, С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой.

И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.

Современная русская и зарубежная литература

М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны»,B.Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*.

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*. Японские трехстишия.



Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Глава 1. Вступаем в неизведанный мир (18 часов.)

1

Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. Ю.П. Мориц «1 сентября»

с.3-8



2

Отношения человека и природы в древности (по фрагментам карельских сказаний «Калевала», славянских мифов)

c.8-11



3

Народная сказка «Яичко».



4

С. Я. Маршак «Дом, который построил Джек». М. Я. Бородицкая «Убежало молоко». Учимся сочинять сказки-цепочки.



5

Образ Мирового дерева. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы»

с 19-26



6

Законы волшебной народной сказки. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» с 27-30



7

Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Мир волшебной сказки в живописи: В. Вас-нецов, И. Билибин

С 27-30, с 172-173(Картинная галерея)



8-9

Русская народная сказка

«Сивка-бурка»

С 31-40



10

Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки.

С 41-42



11

Русская народная сказка «Хаврошечка»



12

Обобщающий урок по сказкам. Отзыв о произведении. Сочинение сказки по законам волшебной народной сказки

с 48



13

Особенности авторского взгляда на мир. Г. М. Новицкая «Берёза», И. А. Бунин «Всё в лес в лес», М. Врубель «Сирень»

с 49, с 177



14

Воспитание творческого отношения к миру. Ф. И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан»

с 50, с 176



15

Юмористическое освещение колдовства в рассказе Н. Н. Носова «Шурик у дедушки»

с 51-60



16


Юмористическое освещение колдовства в рассказе Н. Н. Носова «Шурик у дедушки». Анализ картины П. Синьяка «Красный буй»

с 178

Сочинение о летних впечатлениях



17

Анализ художественных приёмов в стихотворении М. В. Исаковского «Попрощаться с тёплым летом» с 61



18

Проверь себя

с 62



Глава 2 В единой семье всего живого (22 часа)

19-20


Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов.

С 64-67; с 68-69



21

Древнегреческий миф «Прометей»

с70-73



22

Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя (по мифам о Персее в хрестоматии)



23

Образ Родины в поэзии : В.А.Жуковский «Родного неба милый свет...», А.К.Толстой «Край ты мой...». с. 74



24

Боги древних славян.

с 75-77



25

Легенда «Земля со дна океана»

с77-79



26

Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер» с 79-81



27

А.Н.Майков «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер!..».

с.82-83;

с.180-181



28

Образ ветра в литературе, живописи, музыке. Картины А.Рылова. Сочинение по впечатлениям о картине.с.82-83,

с. 180-181



29

Анализ сочинений.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

с.84-97




30-31

Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

с.84-97




32

А.А.Фет «Глубь небес опять ясна…»,

с.98




33

М.Ю.Лермонтов «На севере диком…».

Картины И.Шишкина «Сосна», М.Сарьяна «Пальма» с.99, с.182-183



34

Анализ авторской сказки С.Г.Козлова «Такое дерево».

с.100-102




35

Необычное в обычном: анализ рассказа Г. Я. Снегирёва «Чудесная лодка»с 103-105



36

Олицетворение в стихотворениях А.А.Фета «Летний вечер…», Е.А.Евтушенко «Заря у клена…».

с.105-106



37

Поэтические открытия в сказке С.Г.Козлова «Как поймать облако».

с.106-109





38

Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса

с 110



39

С. А. Есенин «С добрым утром!»

с 111



40

Проверь себя.

с 112



Глава 3. Открываем мир заново ( 20 часов)

41

Связь произведений устного народного творчества с древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле-матери. 114-115



42

Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны» 116-118



43

Времена года в славянском сказании «Небесные великаны» 119-120



44

Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборника закличек, загадок.



45

Проникновенный образ природы в произведении

К.Г. Паустовского «Прощание с летом».

с. 123-125



46

Точность поэтических образов в произведениях

А.С. Пушкина « Вот север тучи нагоняя…» и

Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою» с 126-127



47

Мифологические представления о животных в корякской сказке «Хитрая лиса»

с 128-130



48

Нравственный смысл произведения Д . Н. Мамина-Сибиряка. Сказка «Серая Шейка» с 130-134



49-50

Особый почерк писателя Д . Н. Мамина-Сибиряка. Сказка «Серая Шейка» с 134-137,

С. 137-141



51-52

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Сказка или рассказ? с.134-145




53

М.Д. Яснов «Мы и птицы»,

Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам». с.145-147



54

Идейно-нравственная тематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце» с.147-150



55-56

Творческий почерк писателя П. П. Бажова. Сказ «Серебряное копытце» с 151-159



57

А.А. Фет «Чудная картина», М.Ю. Лермонтов «Горные вершины».

Ван Гог «Дорога с кипарисами и звездой» с. 160-161, с.186



58

Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…» с 162




59

Картина И. Левитана «Тихая обитель».

Сочинение по картине. с.163, с.187



60

Проверь себя с 164



Глава 4. Времена, когда звери говорили (26 часов)

61

Сказки разных народов. Нанайская сказка «Почему звери друг от друга отличаются» с.4-6



62

Сказки разных народов. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши» с.6-8




63

Сказки разных народов. Нивхская сказка «Медведь и бурундук» с.8-11



64

Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. П.Н. Барто «Зимние гости».

С.11-13



65-66

Авторские сказки.

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» с.14-19




67

Чудеса природы в авторских произведениях.

И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы». С.21



68

И.И.Акимушкин «Броненосцы»,

Тим Собакин «Две коровы и коровка». С.22-24




69-70

Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений. С.24-25




71

Духовно-нравственные проблемы в тексте

К. Д. Паустовского «Стальное колечко» с 26-29



72

К. Д. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или сказка? С 30-34



73-74

Природа родного края в произведении

К. Д. Паустовского «Стальное колечко» с 34-37, с. 179



75

Взгляд поэта и художника.

И.А. Бунин «Родник». Картина В.Поленова «Заросший пруд» с.38, с.180



76

Особый взгляд Ю. И. Коваля на природу. Рассказ «Тузик», с.39-40



77-78

Особый взгляд Ю. И. Коваля на природу. Рассказ «Висячий мостик с 40-41



79

Опыт ценностно-эстетического восприятия мира в рассказах Ю. И. Коваля. Рассказ «Тучка и галка». с 42



80

Чудесные открытия в стихотворении

А. А. Фета «Весенний дождь» с 43



81

«Особое зрение искусства»

С. Я. Маршак «Ландыш» с 44



82-83

Способность видеть чудеса. С. Я. Маршак «Ландыш»

с 44. Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег» с 181



84

Способность удивляться миру. Н. Н. Матвеева «Солнечный зайчик» с 45



85

В.Ю. Драгунский «Красный шарик в синем небе».

С.46-47



86

Проверь себя с 48



Глава 5. Всмотрись в мир своей души (16 часов)

87

Мифы о происхождении человека и его душевных качеств с 50-51



88

Мифологические мотивы в авторском творчестве. Н. Н. Матвеева «Девочка и пластилин» с 52-53, с 182



89

Мораль в басне.

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». с.53-54





90

И.А. Крылов «Лисица и Виноград», работа с иллюстрациями В.Серова к басням с.55, с.183



91

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»

с.56-57




92

Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе.




93

Жизнь жанра басни во времени. С.В. Михалков «Бараны». с.58



94

Сказка, похожая на басню. «У страха глаза велики» с 59-62



95

Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». с.63-66





96

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»




97

Басенная основа сказки (фрагмент к «Панчатантры»

с 71-72



98-99

К.Г.Паустовский «Кот - Ворюга» с.73-78



100

И.М.Пивоварова «Плохие сны» с 79-80



101

В.В.Голявкин «Был не крайний случай» с 80-81



102

Проверь себя. Представление детских творческих и проектных работ с 81-82



Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве (20 часов)

103

Миф о художнике. «Орфей и Эвридика» с 84-88



104

Миф о силе искусства.

«Орфей и Эвридика» с 84-88



105-106

Разные виды искусства. М.Я.Бородицкая «Художник», А.Герасимов «После дождя» с.92, с. 184



107

Чудеса поэтических образов. Ю.И.Коваль «Соловьи» .с.92-95



108

Взгляд поэта на мир. Б.В.Заходер «Что такое стихи?». К.Д.Бальмонт «Трудно Фее», «Гномы» с 96-98



109

Мотив маленького героя в народных и авторских произве-дениях. Отзыв о произведении. с.99



110

Знакомство с волшебной сказкой Г.Х.Андерсена

«Дюймовочка» с 100-104



111

Испытания героини сказки Г.Х.Андерсена

«Дюймовочка» с 105-115



112

Сказочный мир Г.Х.Андерсена. «Дюймовочка».

с.100-115



113

Презентация инсценированных отрывков из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». с.115-120




114

Повесть-сказка С.Лагерлёфа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». с.121-125



115

Характер главного героя и других персонажей повести-сказки С.Лагерлёфа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». с 126-132



116-118

Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».



119

Отзыв о произведении



120

М.М.Пришвин «Разговор деревьев». И.Шишкин «Сныть-трава», А.Дюрер «Трава» с.133-134, с.185-186



121

М. Я. Бородицкая «В гостях у лесника». с.134-135



122

Проверь себя. Представление детских творческих и проектных работ. с.136



Глава 7. Без тебя мир неполный. (14часов.)

123

Природные явления в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра» с 138-140



124

Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Снегирева.






125

Нравственные уроки литературы.

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». с.141-144



126

Ю.Н.Кушак «Подарок в день рождения», картина А.Дюрера «Заяц», М. Я. Бородицкая «Котёнок». с.145-146, с.187



127

Впечатления и переживания в прозаическом тексте И. С. Тургенева «Воробей» с 148-152



128-129

Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». с.148-155



130

Активность добра. Повесть Н.Г.Гарина-Михайловского

«Детство Тёмы». с.155-159



131

Письмо герою повести Теме, или рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься высказывание писателя». с.159



132

Добро как основная ценность. Э.Э.Мошковская «Нужен он…» с.160



133

Пробуждение чувств в душе героя. В. Драгун-ский «Девочка на шаре» с 161-166



134

Мир взрослых и детей в рассказе

В. Драгунского «Девочка на шаре» с 161-166, с 166-172



135

Способность творить красоту. С.А.Махотин «В тридцатом веке». М.Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы» с.172-173, 188-189



136

Заключительный урок. с 173-174