посёлок Горняцкий Белокалитвинский район Ростовская область
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
"Утверждаю"
Директор МБОУ СОШ№10
Приказ от 30.08.2017 №121
_______________Петрова О.С
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Уровень общего образования: начальное общее образование
Класс: 3 «а»
Количество часов: 135 ч.
Учитель: Попова Людмила Николаевна
Программа разработана на основе УМК"Начальная школа 21века" под рук. Н.Ф. Виноградовой изд."Вентана-Граф"2016г.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета _______________Манченко С.А.
МБОУ СОШ №10 29.08.2017г
№ 1 от 29.08.2017г
рук. МС _______ Манченко С. А.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам (Математика 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2013). Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Математика 3 класс» (в 2 частях) под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2014
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки Россииот 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»).
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Постановление главного государственного врача РФ от 29.12.10 №189об утверждении Сан Пин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Авторская программа Л.А.Ефросининой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (УМК «Начальная школа ХХI века» под руководством члена-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой). (Соответствует требованиям ФГОС).
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Устава МБОУ СОШ №10;
Учебного плана на 2017-2018 учебный год;
ООП ФГОС НОО МБОУ СОШ №10 на 2017-2018 учебный год
Календарного графика МБОУ СОШ №10 на 2017-2018 учебный год
8.Программы формирования универсальных учебных действий;
9.Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, реализующих программы общего образования.
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
Математика: программа: 1-4 классы/ В.Н.Рудницкая. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана –Граф, 2012
Учебник «Математика 3 класс» (в 2 частях) под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2014
«Рабочая тетрадь по математике – 3 класс» (в 2 частях) под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2016
"Контрольные работы по математике" 3 класс под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2016
Методическое пособие под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2013 год.
Контрольные работы по математике "Оценка знаний" под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2012
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся во 2 классе.
Место курса математики в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы на 2017-2018 уч. год рабочая программа рассчитана на 135 в год при 4 часах в неделю. ( На праздничные дни 8.03,30.04,1.05,2.05 и 9.05 выпадают уроки). Программа выполнена за счёт уплотнения учебного материала.
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа». в 2 частях. Москва: Просвещение, 2009г (Стандарты второго поколения)
Математика: программа: 1-4 классы/ В.Н.Рудницкая. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана –Граф, 201
Учебник «Математика 3 класс» (в 2 частях) под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2014
«Рабочая тетрадь по математике – 3 класс» (в 2 частях) под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2016
"Контрольные работы по математике" 3 класс под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2016
Методическое пособие под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2013 год.
Контрольные работы по математике "Оценка знаний" под ред. В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, Москва, «Вентана-Граф» 2012
Таблицы, карточки, чертежные инструменты.
9. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
– www festival. ru;
- www.it -n. ru
- www.openclass.ru
Печатные пособия
Таблица умножения
Карточки с заданиями
Технические средства обучения
Классная доска
Интерактивная доска
Проектор
Компьютер
Комплект ноутбуков для уч-ся
Телевизор
Видеоплеер
Экранно-звуковые пособия
Презентации:
«Нумерация »
«Таблица умножения однозначных чисел»
«Сложение и вычитание двузначных чисел »
«Доля числа»
«Метр»
«Периметр многоугольника»
«Площадь»
"Окружность"
"Прямой и непрямой углы"
2.Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
умение использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
— компоненты действия деления с остатком;
— единицы массы, времени, длины;
— геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
— числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
— знаки и ;
— числовые равенства и неравенства;
читать:
— записи вида 120 850;
воспроизводить:
— соотношения между единицами массы, длины, времени;
— устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры:
— числовых равенств и неравенств;
моделировать:
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
— способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
— натуральные числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
— структуру числового выражения;
— текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
— числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
— план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
— свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
— читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
— читать и составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
— выполнять деление с остатком;
— определять время по часам;
— изображать ломаные линии разных видов;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
— решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
формулировать:
— сочетательное свойство умножения;
— распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
— обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
— высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
— верных и неверных высказываний;
различать:
— числовое и буквенное выражение;
— прямую и луч, прямую и отрезок;
— замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
— ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
— взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
— буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
— способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
— вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
— изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
— проводить прямую через одну и через две точки;
— строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
3.Содержание учебного курса
Тысяча.
Трёхзначные числа; число 1000.
Сведения из истории математики, Как появились числа. Чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков .
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Ломаная линия и её длина. Вершины, звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Неравенства.
Верные и неверные высказывания. Числовые равенства и неравенства. Свойство числовых равенств.
Практические работы.
Нахождение способов деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Нахождение центра круга перегибание.
Величины и их измерение.
Единицы длины «километр» и «миллиметр» и их обозначения (км, мм).
Соотношения между единицами длины: 1км = 1000м, 1см = 10мм.
Масса и её единицы: «килограмм», «грамм», «тонна». Обозначения: кг, г, т.
Соотношения: 1кг =1000г, 1т = 1000кг, 1т = 10ц.
Вместимость и её единица «литр». Обозначение: л.
Сведения из истории математики. Старинные русские единицы величин. Англо – американские единицы..
Решение составных арифметических задач и выполнение вычислений с помощью микрокалькулятора.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Перпендикулярность прямых. Построение прямой, перпендикулярной данной.
Практические работы.
Оценка размеров предметов «на глаз». Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра.
Взвешивание предметов на чашечных весах.
Сравнение вместимости двух сосудов с помощью данной мерки.
Определение кратчайшего расстояния от точки до прямой.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.
Умножение суммы на число.
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число.
Время и его единицы. Обозначения.
Сведения из истории математики.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Практическая работа.
Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.
Умножение вида 23Í40.
Умножение и деление на двузначное число.
Скорость равномерного прямолинейного движения. Зависимость между скоростью, путем и временем движения. Решение задач.
Построение прямоугольника с заданными длинами сторон с помощью линейки и угольника.
Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.
4.Тематическое планирование курса математики в 3 класс
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Число и счёт | Целые неотрицательные числа Счёт сотнями в пределах 1000. Десятичный состав трёхзначного числа. Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000. Запись трёхзначных чисел цифрами. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика. Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков (больше) и | Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения. Различать знаки и Читать записи вида 256 108. Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения) |
Арифметические действия в пределах 1000 | Сложение и вычитание Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности вычислений разными способами | Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку |
| Умножение и деление Устные алгоритмы умножения и деления. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число. Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416). Деление с остатком. Деление на однозначное и на двузначное число | Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор. Осуществлять взаимопроверку. Подбирать частное способом проб. Различать два вида деления (с остатком и без остатка). Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек. Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток). Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку |
| Свойства умножения и деления Сочетательное свойство умножения. Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания) | Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений. Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений |
| Числовые и буквенные выражения Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Вычисление значений числовых выражений. Выражение с буквой. Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв. Примеры арифметических задач, содержащих буквенные данные. Запись решения в виде буквенных выражений | Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Различать числовое и буквенное выражения. Вычислять значения буквенных выражений. Выбирать буквенное выражение для решения задачи из предложенных вариантов. Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи |
Величины | Масса и вместимость Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношение: 1 кг = 1 000 г. Вместимость и её единица — литр. Обозначение: л. Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка Вычисления с данными значениями массы и вместимости | Называть единицы массы. Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки. Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений |
| Цена, количество, стоимость Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц | Вычислять цену, количество или стоимость товара, выполняя арифметические действия в пределах 1 000 |
| Время и его измерение Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 мес. Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года. Вычисления с данными единицами времени | Называть единицы времени. Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды. Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач |
| Геометрические величины Единицы длины: километр, миллиметр. Обозначения: км, мм. Соотношения: 1 км = 1 000 м, 1 см = 10 мм, 1 дм = 100 мм. Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста). Длина ломаной и её вычисление | Называть единицы длины: километр, миллиметр. Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений. Вычислять длину ломаной |
Работа с текстовыми задачами | Текстовая арифметическая задача и её решение Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами. Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения | Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения. Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда). Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий. Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении). Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения |
Геометрические понятия | Геометрические фигуры Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание. Обозначение ломаной буквами. Замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся ломаная. Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки. Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой. Обозначение прямой. Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки. Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях. Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Осевая симметрия: построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии | Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев). Читать обозначение ломаной. Различать виды ломаных линий. Конструировать ломаную линию по заданным условиям. Различать: прямую и луч, прямую и отрезок. Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита. Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку. Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии |
Логико-математическая подготовка | Логические понятия Понятие о высказывании. Верные и неверные высказывания. Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний. Свойства числовых равенств и неравенств. Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания | Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями. Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями. Отличать числовое равенство от числового неравенства. Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств. Конструировать ход рассуждений при решении логических задач |
Работа с информацией | Представление и сбор информации Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Получение необходимой информации из разных источников (учебника, справочника и др.). Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами). Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач | Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы. Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы) |
Примерные контрольные и проверочные работы
№ | вид работы | тема | дата |
1 | входная контрольная работа | Темы, изученные во 2 классе | 18.09 |
2 | контрольная работа | Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел | 9.09 |
3 | Проверочная работа | Сложение и вычитание трёхзначных чисел | 23.10 |
4 | к/р за 1 ч | Темы четверти | 30.10 |
5 | АКР | Сочетательные свойства сложения | 26.11 |
6 | промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия | темы 1 полугодия: Симметрия на клетчатой бумаге. Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях | 18.12 |
7 | Проверочная работа | Прямая. Деление окружности на равные части | 28.01 |
8 | итоговая к/р за 3 ч | Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число | 13.03 |
9 | Проверочная работа | Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число | 20.03 |
10 | Промежуточная аттестация по итогам года | Темы, изученные в течение года | 17.04 |
11 | итоговая к/р за 4ч | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число | 21.05 |
12 | комплексная итоговая диагностика | | 27.05 |
4. Календарно-тематическое планирование
| |
№ | Тема урока (раздела) | Кол-во часов | Сроки | Контроль | Д/з |
дата | факт |
|
| Нумерация многозначных чисел |
|
| |
|
|
1. 2
|
Счёт сотнями до тысячи. р\к
|
2 |
01.09 04.09 | |
Текущий |
№12,13. (Р.т.№ 1) |
3
| Название трёхзначных чисел и их запись цифрами. ИКТ | 1 | 05.09 | | | Практическая работа | №14,15. (Р.т.№ 1) |
4 | Запись и чтение трехзначных чисел | 1 | 06.09 | | Текущий | №16. (Р.т.№ 1) |
5 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | 07.09 | | Фронтальный опрос | №20,21. (Р.т.№ 1) |
6 | Сравнение чисел. Неравенства | 1 | 11.09 | | Практическая работа | №23,24. (Р.т.№ 1) |
7 | Контрольная работа «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел» | 1 | 12.09 | | Текущий | Повт. табл. |
| Величины и их измерение | | | | | |
8 | Километр. миллиметр р\к Работа над ошибками |
1 |
13.09 | |
Фронтальный опрос |
№29,30. (Р.т.№ 1) |
9 | Измерение длины отрезков в разных единицах | 1 | 14.09 | | Текущий | №31,32. (Р.т.№ 1) |
10 | Сравнение величин | 1 | 18.09 | | Текущий | №34,35. (Р.т.№ 1) |
11 | Входная контрольная работа | 1 | 19.09 | |
Контрольная работа | Повторить правила |
| Геометрические фигуры |
|
| |
|
|
12 | Ломаная линия. Элементы ломаной Работа над ошибками | 1 | 20.09 | | Текущий
| С.34№9 С.37 №20 |
13 | Ломаная линия. ИКТ | 1 | 21.09 | | Текущий | С.38 №28,27 |
14 | Ломаная линия. Единицы измерения длины | 1 | 25.09 | | Текущий | С.49№15 С.45 №23 |
15 | Длина ломаной линии | 1 | 26.09 | | Текущий | С.41№5,17 |
16 | Длина ломаной линии | 1 | 27.09 | | Текущий | С.43 №16, С.45 №22 |
17 | Длина ломаной линии р\к | 1 | 28.09 | | Текущий | Р.т. №60-63 |
| Величины и их измерение |
|
| |
|
|
18 | Масса. Килограмм. Грамм | 1 | 2.10 | | Практическая работа | С.49 №12,16 |
19 | Масса. Килограмм. Грамм Чтение и запись величин | 1 | 3.10 | | Текущий | С.50 №13, 17 |
20 | Масса. Килограмм. Грамм Сложение и вычитание величин | 1 | 4.10 | | Текущий | Р.т. №70-72 |
21 | Масса. Килограмм. Грамм Решение задач с величинами | 1 | 5.10 | | Текущий | С.51 №20, 21 |
22 | Вместимость. Литр. | 1 | 9.10 | | Практическая работа | С.57 №11,13 |
23 | Вместимость .Литр. ИКТ | 1 | 10.10 | | текущий | С.59 №19, 21 |
24 | Вместимость. Литр. сложение и вычитание величин | 1 | 11.10 | | Текущий | С.59 №22, 23 |
| Сложение и вычитание трехзначных чисел |
|
|
|
|
|
25 | Устные приемы сложения трехзначных чисел. | 1 | 12.10 | | Текущий | С.64 №8,13 |
26 | Устные приемы сложения трехзначных чисел. | 1 | 16.10 | | Текущий | С.66 №17,20 |
27 | Письменные приемы сложение трехзначных чисел | 1 | 17.10 | | Текущий | Р.т. №90.91 |
28 | Сложение трехзначных чисел. Решение задач | 1 | 18.10 | | Практичес-кая работа | С.63 №7,10 |
29 | Сложение трехзначных чисел. Площадь прямоугольника | 1 | 19.10 | | Текущий | С.64 №9,21 |
30 | Сложение трехзначных чисел. Задачи на построение геометрических фигур Проверочная работа «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» | 1 | 23.10 | | Текущий | С.65 №15,16 |
31 | Вычитание трехзначных чисел. Устные приемы вычитания ИКТ | 1 | 24.10 | | Текущий | С.71№№4, с.77 №34 |
32 | Вычитание трехзначных чисел. Устные приемы вычитания | 1 | 25.10 | | Текущий | С.72№10,17 |
33 | Вычитание трехзначных чисел. | 1 | 26.10 | | Текущий | С.72№11,с.77 №34 |
34 | Вычитание трехзначных чисел. Письменные приемы вычитания | 1 | 30.10 | | Текущий | С.73 №15,18 |
35 | К/Р по темам 1 четверти | 1 | 31.10 | | Текущий | |
36 | Вычитание трехзначных чисел. Решение задач | 1 | 1.11 | | Текущий | |
| Законы сложения |
|
|
|
| |
1 | Сочетательное свойство сложения р\к | 1 | 2.11 | | Текущий | |
2 | Сочетательное свойство сложения | 1 | 13.11 | | Текущий | |
3 | Сравнение выражений на основе сочетательного свойства сложения
| 1 | 14.11 | | Текущий | |
4 | Сумма трех и более слагаемых. Устные приемы вычислений. | 1 | 15.11 | | Практическая работа | |
5 | 1 | 16.11 | | |
6 | К/Р «Сочетательное свойство сложения» | 1 | 20.11 | | Срезовая работа | |
| Законы умножения | | | | | |
7 | Сочетательное свойство умножения ИКТ |
1 |
21.11 |
|
Текущий | |
8 | Сочетательное свойство умножения. Решение задач разными способами | 1 | 22.11 | | Текущий | |
9 | Сочетательное свойство умножения. Задачи на построение геометрических фигур | 1 | 23.11 | | Текущий | |
10 | Произведение трёх и более множителей. | 1 | 27.11 | | Текущий | |
11 | Произведение трёх и более множителей. | 1 | 28.11 | | Текущий | |
12 | Запись решения задачи одним действием р\к | 1 | 29.11 | | | |
| Геометрические фигуры | | | | | |
13 | Симметрия на клетчатой бумаге. ИКТ |
1 |
30.11 |
|
Текущий | |
14 | Задачи на построение симметричных фигур | 1 | 4.12 | | Текущий | |
15 | Симметрия на клетчатой бумаге. Решение задач р\к | 1 | 5.12 | | Текущий | |
| Порядок выполнения действий в числовых выражениях |
|
|
|
| |
16 |
Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. |
1 |
6.12 |
|
Текущий | |
17 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление | 1 | 7.12 | | Текущий | |
18 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление | 1 | 11.12 | | Текущий | |
| Порядок выполнения действий в числовых выражениях |
|
|
|
| |
19 |
Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. |
1 |
12.12 |
|
Текущий | |
20 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. | 1 | 13.12 | | Текущий | |
21 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. | 1 | 14.12 | | Текущий | |
22 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 | 18.12 | | Текущий | |
| Высказывание | | | | | |
23 |
Верные и неверные предположения (высказывания) ИКТ |
1 |
19.12 |
|
Текущий |
№214. (Р.т.№ 1) |
24 | Верные и неверные предположения (высказывания) | 1 | 20.12 | | Текущий | №216,218. (Р.т.№ 1) |
25 | К/Р по итогам 2 четверти |
1 | 21.12 |
| контрольный | |
26 27 28 | Верные и неверные предположения (высказывания) |
3 | 25.12 26.12 27.12 |
| Практическая работа | №220,222. (Р.т.№ 1) |
| Порядок выполнения действий в числовых выражениях |
|
|
|
|
|
1 |
Числовые равенства и неравенства. |
1 |
28.12 |
|
Текущий |
№3,4. (Р.т.№ 2) |
2 | Свойства числовых равенств. | 1 | 10.01 | | Текущий | №8,9. (Р.т.№ 2) |
3 | Свойства числовых равенств. | 1 | 11.01 | | Текущий | №10. (Р.т.№ 2) |
| Геометрические фигуры |
|
|
|
|
|
4 |
Деление окружности на равные части путем перегибания круга |
1 |
15.01 |
|
Практич. работа |
№17,18. (Р.т.№ 2) |
5 | Деление окружности на равные части с помощью угольника, циркуля | 1 | 16.01 | | Практич. работа | №19,20. (Р.т.№ 2) |
6 | Проверочная работа | 1 | 17.01 | | Практич. работа
| №21,25. (Р.т.№ 2) |
| Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное |
|
|
|
|
|
7 |
Умножение суммы на число. ИКТ |
1 |
18.01 |
|
Текущий |
№32,33,34. (Р.т.№ 2) |
8 | Умножение суммы на число. Устные вычисления | 1 | 22.01 | | Текущий | №35,36. (Р.т.№ 2) |
9 | Умножение суммы на число. Решение задач р\к | 1 | 23.01 | | Текущий | №37. (Р.т.№ 2) |
10 | Умножение на 10. Запись длины в сантиметрах и дециметрах | 1 | 24.01 | | Текущий | №40,41. (Р.т.№ 2) |
11 | 1 | 25.01 | | | №42,43. (Р.т.№ 2) |
12 | Умножение на 100. Решение задач с величинами | 1 | 29.01 | | Текущий | №44,45. (Р.т.№ 2) |
13 | Умножение вида 509; 2004. Решение задач с величинами | 1 | 30.01 | | Текущий | №50,51. (Р.т.№ 2) |
14 | 1 | 31.01 | | | №58,60. (Р.т.№ 2) |
15 | Умножение вида 509; 2004. р\к | 1 | 1.02 | | Текущий | №53,54. (Р.т.№ 2) |
16 | Умножение вида 509; 2004. ИКТ | 1 | 5.02 | | Текущий | №56,57. (Р.т.№ 2) |
| Геометрические фигуры |
|
|
|
|
17 |
Прямая. Обозначение прямой латинскими буквами |
1 |
6.02 |
|
Практическая работа |
№67,69. (Р.т.№ 2) |
18 | Прямая. Пересекающиеся прямые | 1 | 7.02 | | Практическая работа | №70,71. (Р.т.№ 2) |
19 | Прямая. Непересекающиеся прямые | 1 | 12.02 | | Практическая работа | №72,74,76. (Р.т.№ 2) |
|
Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число |
| |
|
20 |
Умножение двузначного числа на однозначное. Алгоритм вычисления в столбик. | 1 |
13.02 | |
№85,86. (Р.т.№ 2) |
21 | АКР | 1 | 8.02 | контрольный | |
22 | Переместительное свойство умножения Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач | 1 | 14.02 | |
Текущий | №89. (Р.т.№ 2) |
23 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | 15.02 | | Текущий | №90. (Р.т.№ 2) |
24 | Умножение трехзначного числа на однозначное. Алгоритм вычисления в столбик. | 1 | 19.02 | | Текущий | №91. (Р.т.№ 2) |
25 | Умножение трехзначного числа на однозначное. Решение задач с величинами р\к | 1 | 20.02 | | Текущий | №92,94. (Р.т.№ 2) |
26 | Умножение трехзначного числа на однозначное. | 1 | 21.02 | | Текущий | №96,98. (Р.т.№ 2) |
| Величины и их измерения | 1 |
| | |
|
27 |
Измерение времени. Единицы времени
| 1 |
22.02 | | Текущий |
№103,104. (Р.т.№ 2) |
28 | Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени | 1 | 26.02 | | Текущий | №105,106. (Р.т.№ 2) |
29 | Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени | 1 | 27.02 | | Текущий | №110,111. (Р.т.№ 2) |
30 | Измерение времени. р\к | 1 | 28.02 | | Текущий | №113,115. (Р.т.№ 2) |
| Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное | 1 |
| | |
|
31 |
Деление на 10 Деление на 100. | 1 |
1.03 | | Текущий |
№120,121. (Р.т.№ 2) |
32 | Контрольная работа по теме «Умножение на однозначное число» | 1 | 5.03 | | Контрольный | |
33 | Нахождение однозначного частного. Алгоритм деления вида 108:18 | 1 | 6.03 | | Текущий | №133,134. (Р.т.№ 2) |
34 | Нахождение однозначного частного. | 1 | 7.03 | | Текущий | №136,137. (Р.т.№ 2) |
35 | Нахождение однозначного частного. | 1 | 12.03 | | Текущий | №140,141. (Р.т.№ 2) |
36 | К/Р за 3 четверть | 1 | 13.03 | | Контрольный | |
37 | Нахождение однозначного частного. | 1 | 14.03 | | Текущий | |
1 | Деление с остатком р\к | 1 | 15.03 | | Текущий | №144,145. (Р.т.№ 2) |
2 | Деление с остатком вида 6:12 ИКТ | 1 | 19.03 | | Текущий | №149,150. (Р.т.№ 2) |
3 | Деление с остатком | 1 | 20.03 | | Текущий | №151. (Р.т.№ 2) |
4 | Деление с остатком | 1 | 02.04 | | Текущий | №152. (Р.т.№ 2) |
5 | Деление на однозначное число. | 1 | 3.04 | | Текущий | №154,155. (Р.т.№ 2) |
6 | Деление на однозначное число. | 1 | 4.04 | | Текущий | №156,157. (Р.т.№ 2) |
7 | Деление на однозначное число. | 1 | 5.04 | | Текущий | №159. (Р.т.№ 2) |
8 | Деление на однозначное число. р\к | 1 | 9.04 | | Текущий | №153. (Р.т.№ 2) |
9 | Деление на однозначное число. ИКТ | 1 | 10.04 | | Текущий | №160. (Р.т.№ 2) |
10 | Деление на однозначное число. | 1 | 11.04 | | Текущий | №148. (Р.т.№ 2) |
11 | Деление на однозначное число. самостоятельная работа | 1 | 12.04 | | Текущий | №158. (Р.т.№ 2) |
12 | Умножение вида 2340 | 1 | 16.04 | | Текущий | №161,162. (Р.т.№ 2) |
13 | Умножение вида 2340 | 1 | 17.04 | | Текущий | №164,165. (Р.т.№ 2) |
14 | Умножение вида 2340 | 1 | 18.04 | | Текущий | №163. (Р.т.№ 2) |
15 | Умножение вида 2340 р\к | 1 | 23.04 | | Текущий | №167. (Р.т.№ 2) |
16 | Умножение на двузначное число. | 1 | 24.04 | | Текущий | №169,170. (Р.т.№ 2) |
17 | Умножение на двузначное число. ИКТ | 1 | 25.04 | | Текущий | №171,172. (Р.т.№ 2) |
18 | Умножение на двузначное число. | 1 | 26.04 | | Текущий | №173,174. (Р.т.№ 2) |
19 | Умножение на двузначное число. | 1 | 3.05 | | Текущий | №175,176. (Р.т.№ 2) |
20 | Умножение на двузначное число. | 1 | 7.05 | | Текущий | №180,181. (Р.т.№ 2) |
21 | Умножение на двузначное число. | 1 | 8.05 | | Текущий | №185. (Р.т.№ 2) |
22 | Умножение на двузначное число. | 1 | 10.05 | | Текущий | №187. (Р.т.№ 2) |
23 | Деление на двузначное число. | 1 | 14.05 | | Текущий | №188. (Р.т.№ 2) |
24 | Промежуточная аттестация | 1 | 15.05 | | Контроль | |
25 | Деление на двузначное число. | 1 | 16.05 | | Текущий | №190. (Р.т.№ 2) |
26 | Деление на двузначное число. ИКТ | 1 | 17.05 | | Текущий | №191. (Р.т.№ 2) |
27 | Деление на однозначное число | 1 | 21.05 | | Текущий | №192. (Р.т.№ 2) |
28 | Деление на однозначное число | 1 | 22.05 | | Текущий | №193,194. (Р.т.№ 2) |
29 | Решение примеров на умножение и деление на двузначное число. р\к | 1 | 23.05 | | Текущий | №195,196. (Р.т.№ 2) |
30 | Повторение. Решение составных задач. | 5 | 24.05 28.05 29.05 30.05 31.05 | | Текущий | №197. (Р.т.№ 2) |
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета
Критерии оценивания
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов,
влияющих на снижение оценки
Ошибки:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычисли тельных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам:
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера, (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными,
- Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета*; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конфетной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка "за общее впечатление от письменной работы".
Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.