Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № « » августа 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова « » августа 2017г | «Утверждено» Директор школы ___________ Т.Б.Карелина Приказ № « » августа 2017 |
Рабочая программа
по музыке
для 7 класса
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа Музыка для 7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом, и обеспечена УМК для 7 класса авторов Науменко Т.И., Алеев В.В.
Уровень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры обучающихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у обучающихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета Музыка направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Цель предмета Музыка - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
- приобщение к музыке;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости;
- освоение жанрового и стилевого многообразия;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение музыки в седьмом классе 35ч (1ч в неделю, 35 часов)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Музыка
Программа обеспечивает достижение следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога , готовность и способность к ведению переговоров).
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
- овладение художественными умениями и навыками в продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- на основе изучения выдающихся музыкальных произведений русских и зарубежных классиков, произведений искусства выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте». Для этого: – различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «без-образного»; – стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Самостоятельно определяет цели своего обучения и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности | Прогнозирует свою деятельность Определяет предполагаемый результат Определяет цель своей деятельности Выявляет ресурсы для достижения цели Определяет задачи для достижения поставленной цели |
Развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Задаёт вопросы на понимание Делает дополнения из различных источников |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения |
Адекватно оценивает правильность выполнения учебной задачи | Соотносит полученный результат с данными критериями Высказывает суждения по поводу правильности выполнения задачи Аргументирует своё суждение Приводит примеры Умеет выполнять учебную задачу по образцу |
Адекватно оценивает свои возможности при выполнении учебной задачи | Определяет трудности, возникшие при выполнении учебной задачи Определяет свои возможности при выполнении учебной задачи |
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Организует учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Берёт на себя инициативу в организации совместной деятельности Проговаривает цель совместной деятельности Договаривается о способе совместной работы Распределяет роли каждого Определяет обязанности каждого участника Удерживает выполнение обязанностей каждым участником |
Работает индивидуально и в группе | Вступает в диалог Задаёт вопросы на понимание Задаёт вопросы по содержанию учебного материала Выслушивает мнение собеседника Высказывает своё мнение Подтверждает примерами своё мнение Находит общее решение в соответствии с поставленной целью Избегает конфликтных ситуаций при расхождении мнений |
Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
Использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Выделяет главную мысль текста Выделяет смысловые части текста Составляет план текста Передает содержание текста в соответствии с планом Строит высказывание в соответствии с типом речи Высказывает своё отношение по обсуждаемой теме |
Владеет устной речью, монологической контекстной речью | Выбирает языковые средства для построения текста Строит связный текст по теме Дает развёрнутый ответ на вопрос Рассуждает по заданной теме Формулирует вопросы по обсуждаемой теме |
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) |
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; | использует компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, создание презентаций и др,. |
Познавательные универсальные учебные действия.
Смысловое чтение |
Осознано читает различные тексты | Определяет тему текста Подбирает заголовок к тексту Выделяет главную мысль текста Отвечает на вопросы по содержанию текста Отвечает на вопросы, подтверждая свою мысль строчками из текста Объясняет непонятные слова с помощью словаря Выделяет в тексте ключевые слова Выделяет смысловые части текста Пересказывает подробно и кратко содержание текста |
Составляет планы, тезисы, конспекты | Составляет простой план Составляет по конспекту, по плану рассказ |
Переводит информацию из одной знаковой системы в другую (схематизация) | Строит схемы, таблицы по тексту Преобразует схему в таблицу Создает текст на основе таблицы, схемы |
Логические действия |
Уметь давать определения понятиям | Дает определение простых понятий |
Умение устанавливать причинно – следственные связи | Определяет причины Определяет следствия |
Умение устанавливать родовидовые отношения | Узнаёт и распознаёт роды и виды |
Умение обобщать понятия | Определяет понятия и приводит примеры |
Умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии | Сравнивает понятия, выделяет отличия и сходства |
Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Выполняет последовательность действий от частного к общему и от общего к частному |
Действия постановки и решения проблем |
Умение видеть проблему, аргументировать её актуальность | Формулирует проблему |
Умение выдвигать гипотезы | Строит предположения Высказывает идеи Высказывает простейшую гипотезу (как вариант решения проблемы), обосновывает её аргументами |
Умение проводить исследование с поэтапным контролем и коррекцией результатов (поиск решения проблемы) | Определяет стратегию решения проблемы Выбирает информационные источники Планирует информационный поиск |
Умение представлять (излагать) результаты исследования | Делает умозаключение Умеет подавать материал в презентативной форме (использует схемы, модели) |
Предметными результатами изучения музыки являются:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Планируемые предметные результаты курса "Музыка":
Обучающийся научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Возраст обучающихся 7 класса, а также накопленный ими опыт рассуждений о музыке на научном (философско-музыковедческом) уровне дают возможность вести с ними диалог о самой трудной функции искусства - познавательной. Это, естественно, влечёт за собой усложнение содержания интеллектуальной деятельности детей, которая теперь протекает преимущественно как восприятие и анализ крупных произведений.
Во-первых художественное познание исторически выступает изначальным условием самого существования человека как Homosapiens.
Во-вторых исследование познавательной функции искусства завершает выстраивание системы эстетических понятий на теоретическом уровне, «...основное отличие которого заключается в переходе от непосредственных интеллектуальных процессов к опосредованным с помощью знаков операциям» (Л.С. Выготский).
В-третьих, на таком содержательном уровне исследования процесса становления музыкальной драматургии специфика музыки как вида искусства отчётливо прочитывается как процессуальная художественная модель диалектики мира.
В-четвёртых, в сознании школьников последовательно конкретизируется классическая схема драматургии: экспозиция, завязка, конфликт, кульминация, развязка.
В-пятых, эта всеобще теоретическая абстракция, раскрывающая предназначение музыкального искусства, заставляет говорить о принципиальном единстве художественно-творческого процесса во всех видах творческой деятельности. Соответственно, различные эмоции, характеризующие искусство слышать музыку и размышлять о ней, также сливаются у школьников в единый комплекс, характерный для человеческого искания истины.
В-шестых, моделирование художественно-творческого процесса как главный принцип познания музыки поднимается на более высокий уровень конкретизации. В рамках классической драматургии отдельные факты содержательного анализа музыкальных произведений, отрывочные и разрозненные примеры логики анализа от художественной идеи (содержания) к форме её воплощения обретают в сознании школьников научно-теоретическую базу и вместе с ней системностьумение, несмотря на множество эмоционально-образных противопоставлений, определить и высказать генеральную (обобщённую) интонацию звучащей музыки;
- способность конкретно сформулировать на теоретическом уровне гипотезу художественной идеи произведения в рамках генеральной интонации произведения и с опорой на законы драматургического развития;
- умение выделять противоречия и обрисовывать их роль в развитии содержания произведения с опорой на понимание диалектики конкретных чувств и эмоций — как ученик понимает и объясняет «одно через другое»;
- способность улавливать изменения в настроении музыки и содержательно обосновывать меру контрастности противопоставлений (также исходя из диалектики конкретного настроения, чувства, эмоции);
Тема 1. Законы жизни - законы музыки (6ч)
Школьники должны усвоить, что в искусстве жизнь отражается не «один к одному», а её законы «переводятся» на язык абстрактных философских формул и затем конкретизируются в живых человеческих образах, но в их диалектической сущности, представленной в концентрированном виде.
Музыкальный образ — конкретная смысловая «единица» музыкального искусства, в которой выявление диалектики жизненного явления является самоцелью и выражается во взаимопереходе противоположных интонаций друг в друга (пример — «Бедный сиротка» Р. Шумана).
Музыкальная драматургия — это масштабное звуковое полотно, которое разворачивается в рамках классической формулы драматургии в движении от художественной идеи общечеловеческого содержания к её конкретному воплощению путём логической организации взаимоотношений музыкальных образов.
- развернутость и логика ассоциативно-смысловой трактовки музыки, её соответствие интонационно-образным характеристикам звучащей музыки;
- умение объяснять изменения в повторении музыкального материала законами драматургического развития.
Закон единства содержания и формы. Новый уровень понимания «поправки» к закону: содержание определяет форму (закон жизни), художественный замысел конструирует средства своего воплощения и раскрывает себя в исторически сложившейся логико-драматургической схеме (закон музыкального искусства).
Двойственность формы (Г. Гегель) как выражение диалектики в жизни и в музыке - форма одновременно и внешняя, «-равнодушная» к содержанию, и внутренняя, которая и есть содержание.
Музыкальная форма как процесс, «...в котором все звенья (все стадии, все моменты) соотносятся друг с другом диалектически» (Б.В. Асафьев), как живое интонационное воспроизведение духовной жизни человека.
Тема 2. Оперная драматургия как синтетическое действие (17ч)
Опера - синтетическое искусство: органическое соединение музыки и театра на основе единства законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы, симфонии, театрального спектакля.
Опера и драма - их роднит общая понятийная канва (в опере- либретто, в драме- текст), которая определяет форму, художественный замысел конструирует средства своего воплощения и раскрывает себя в исторически сложившейся драматической схеме.
Тема 3. Композитор и время (12ч)
Свойство музыки быть «звуковой печатью» своего времени. Краткий обзор истории развития музыкального искусства в сложившейся логике чередования в мировой художественной культуре эпох, художественных направлений, стилей, школ и пр. Классика - «знак качества», отобранной «социальным ухом» музыки, преодолевшей время (Б.В. Асафьев).
Духовная (церковная} музыка- огромный пласт мировой музыкальной культуры, характеризующийся специфически образным содержанием и строгим отбором средств выражения.
«Художник и его модель» (П. Пикассо) — взаимоотношения внутреннего мира художника с миром внешним. Творчество композитора — живые события эпохи в их звуковом осмыслении.
Стиль, «почерк», манера композитора. Возможность составить «портрет» композитора на основании интонационных комплексов, характерных для того или иного времени. Стилизация, коллаж как популярные средства смысловой выразительности.
Джаз, его эпохальное значение. Выражение в джазе первозданной природы музыкального искусства, его влияние на композиторское творчество и исполнительство. Классика и джаз: симфоджаз как самостоятельный жанр в музыкальной культуре, инструменты симфонического оркестра в джазе. Основные формы и жанры джазовой музыки — ансамбль (трио, квартет и т. д.), блюз, спиричуэлс, диксиленд, биг- бэнд.
Происхождение джаза и закономерность превращения его в ведущий жанр современной массовой музыкальной культуры.
Ведущие жанры современной массовой музыкальной культуры (бардовская песня, рок, рэп, блюз, шансон и пр.), их положительное и отрицательное влияние на развитие духовного мира личности. Мюзикл и рок-опера, эстрадная музыка, разновидности рока, поп-музыка, рэп и др. Понимание диалектики массовой музыкальной культуры — её высокие образцы и «попса». Противопоставление джаза стандартной продукции шоу-бизнеса как частный случай выражения диалектики возвышенного и низменного.
Электронно-компьютерные технологии в музыке, вызвавшие изменение музыкально-интонационной сферы, принципиально новые способы звукоизвлечения, обусловившие тембрально - интонационное обогащение музыкального исполнительства.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№№п\п | Тема раздела | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
11 2 | Законы жизни - законы музыки (6ч) | НФЗ. Урок путешествие «Музыкальный образ». | 07.09.17 | |
2 2 | Музыкальная драматургия | 14.09.17
| |
3 |
Единство содержания и формы - красота музыки | 21.09.17 | |
4 | Двойственность формы | 28.09.17 | |
55 | НФЗ. Урок – игра «Музыкальная форма». | 05.10.17 | |
66 | Интонационное воспроизведение духовной жизни человека | 12.10.17 | |
17 | Оперная драматургия как синтетическое действие (17 ч) | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 19.10.17 | |
18 | НФЗ. Урок путешествие «В музыкальном театре. Опера» | 26.10.17 | |
9 | Героическая тема в русской музыке. | 09.11.17 | |
110 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире | 16.11.17 | |
111 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 23.11.17 | |
312 4 | НФЗ. Урок экскурсия «Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». | 30.11.17 | |
113 | Музыка к драматическому спектаклю. | 07.12.17 | |
214 | Камерная инструментальная музыка. | 14.12.17 | |
115 | НФЗ. Урок экскурсия «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера». | 21.12.17 | |
216 | Циклические формы инструментальной музыки. | 28.12.17 | |
217 | Знакомство с музыкальным жанром - соната. | 11.01.18 | |
218 | Симфоническая музыка. | 18.01.18 | |
219 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. | 25.01.18 | |
220 | НФЗ. Урок экскурсия «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер». | 01.02.18 | |
21 | Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. | 08.02.18 | |
222 | НФЗ. Урок – игра «Инструментальный концерт». | 15.02.18 | |
223 | Классика и современность. | 22.02.18 | |
324 | Композитор и время (12 ч) | Композиторское искусство-красота музыки. | 01.03.18 | |
325 | Красота и, правда лёгкой и серьёзной музыки. | 15.03.18 | |
326 | НФЗ. Урок путешествие «Никто не забыт, ничто не забыто». | 22.03.18 | |
327 | Жизненная сила музыки П. И. Чайковского. | 05.04.18 | |
328 | Гармония красоты и правды в жизни и музыке. | 12.04.18 | |
329 | Не ручей имя ему – океан. Творчество И. С. Баха. | 19.04.18 | |
330 | Красота и правда шутливой музыки разного времени | 26.04.18 | |
331 | НФЗ. Урок – игра «Мастерская композитора». | 03.05.18 | |
332 | Жизненные правила для музыкантов. | 10.05.18 | |
333 | Известные современные композиторы и исполнители. | 17.05.18 | |
334 | НФЗ. Урок путешествие «Музыка народов мира». | 24.05.18 | |
335 | «Пусть музыка звучит!» Итоговый урок. | 31.05.18 | |