Окружающий мир.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Окружающий мир» составлено на основе программы «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков) обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом. Программа рассчитана на 68 часов, 2 раза в неделю (34 недели). Программа соответствует требованиям БОУ «СОШ № 60».
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю — 68ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
• Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Выразительно читать и пересказывать текст.
• Вступать в беседу на уроке и в жизни.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты
• связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
• наблюдать за погодой и описывать её;
• уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
• пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• различать изученные группы растений и животных;
• приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
• оценивать правильность поведения людей в природе
Содержание учебного предмета
2 класс (68 ч)
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ. Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.
Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.
Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
Учебно-тематический план
Название разделов и тем | Количество часов по программе | Кол-во часов по рабочей программе (+кол-во резервных часов) | Контрольные работы (вид контроля, форма) | Практические, лабораторные, творческие работы. |
Раздел «Где мы живём?» | 3 ч. | 4 ч. | | 1 проект |
Раздел «Природа» | 21 ч | 20 ч. | | 3(диагностическая работа, тест, проект «Красная книга, или возьмём под защиту») |
Раздел «Жизнь города и села» | 10 ч. | 10 ч. | | 3(тест, проект «Профессии», экскурсия) |
Раздел «Здоровье и безопасность» | 10 ч. | 9 ч. | | 1(тест) |
Раздел «Общение» | 6 ч. | 7 ч. | | 2(тест, проект «Родословная») |
Раздел «Путешествия» | 15 ч. | 18 ч. | 1(итоговая аттестационная работа) | 4(диагностическая работа, тест, проект «Страны мира», экскурсия) |
ИТОГО: | | 68 часов | | |
Используемый УМК
Программа | Министерство образования РФ. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение. 2011. |
Учебник | Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2класса. В 2 ч.- М.: Просвещение. 2011. |
Дидактические средства для учащихся | Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 класса в 2 ч.- М.: Просвещение. 2011. |
Методическая литература | Методическое пособие по курсу «Окружающий мир». Плешаков А.А. - М.: ВАКО, 2011. |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Кол-во контр. работ | Кол-во лабор. работ | дата | коррекция |
Кол-во часов | Кол-во контр. работ | Кол-во лабор. работ | дата |
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) |
1 | Родная страна. | 1 | | | | | | | |
2 | Город и село. | 1 | | | | | | | |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | | | | | | | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | | | | | | | |
Раздел «Природа» (20 ч) |
5 | Неживая и живая природа | 1 | | | | | | | |
6 | Явления природы | 1 | | | | | | | |
7 | Что такое погода? | 1 | | | | | | | |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | | | | | | | |
9 | В гости к осени (урок) | 1 | | | | | | | |
10 | Звёздное небо | 1 | | | | | | | |
11 | Заглянем в кладовые земли | 1 | | | | | | | |
12 13 | Про воздух и про воду | 2 | | | | | | | |
14 | Какие бывают растения | 1 | | | | | | | |
15 | Какие бывают животные | 1 | | | | | | | |
16 | Невидимые нити | 1 | | | | | | | |
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | | | | | | | |
18 | Дикие и домашние животные | 1 | | | | | | | |
19 | Комнатные растения | 1 | | | | | | | |
20 | Животные живого уголка | 1 | | | | | | | |
21 | Про кошек и собак | 1 | | | | | | | |
22 | Красная книга | 1 | | | | | | | |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» | 1 | | | | | | | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | | | | | | | |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
25 | Что такое экономика | 1 | | | | | | | |
26 | Из чего что сделано | 1 | | | | | | | |
27 | Как построить дом | 1 | | | | | | | |
28 | Какой бывает транспорт | 1 | | | | | | | |
29 | Культура и образование | 1 | | | | | | | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | | | | | | | |
31 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | | | | | | | |
32 | В гости к зиме (урок) | 1 | | | | | | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | | | | | | | |
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | | | | | | | |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) |
35 | Строение тела человека | 1 | | | | | | | |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | | | | | | | |
37 | Берегись автомобиля | 1 | | | | | | | |
38 | Школа пешехода | 1 | | | | | | | |
39 | Домашние опасности | 1 | | | . | | | | |
40 | Пожар | 1 | | | | | | | |
41 | На воде и в лесу | 1 | | | | | | | |
42 | Опасные незнакомцы | 1 | | | | | | | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | | | | | | | |
Раздел «Общение» (7 ч) |
44 | Наша дружная семья | 1 | | | | | | | |
45 | Проект «Родословная» | 1 | | | | | | | |
46 | В школе | 1 | | | | | | | |
47 | Правила вежливости | 1 | | | | | | | |
48 | Ты и твои друзья | 1 | | | | | | | |
49 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | | | | | | | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | | | | | | | |
Раздел «Путешествия» (18 ч) |
51 | Посмотри вокруг | 1 | | | | | | | |
52 53 | Ориентирование на местности | 2 | | | | | | | |
54 | Формы земной поверхности | 1 | | | | | | | |
55 | Водные богатства | 1 | | | | | | | |
56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | | | | | | | |
57 | В гости к весне | 1 | | | | | | | |
58 | Итоговая аттестационная работа | 1 | | | | | | | |
59 | Россия на карте Проект «Города России» | 1 | | | | | | | |
60 | Путешествие по Москве | 1 | | | | | | | |
61 | Московский Кремль | 1 | | | | | | | |
62 | Город на Неве | 1 | | | | | | | |
63 | Путешествие по планете | 1 | | | | | | | |
64 | Путешествие по материкам | 1 | | | | | | | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | | | | | | | |
66 | Впереди лето | 1 | | | | | | | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | | | | | | | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 | | | | | | | |