РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Русский язык»
9 класс (углубленный уровень)
Раздел 1. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка в 5 – 9 классах (Автор В.В. Бабайцева. – М., Дрофа, 2010) и в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов о преподавании русского языка в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Общность лингвометодической концепции является несомненным достоинством этой программы, т.к. позволяет сохранить преемственность в преподавании русского языка, обогащать и развивать методику и приемы, проверенные практикой.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Углубленное изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений.
При незначительном увеличении (расширении) понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи.
Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.
Цели и задачи программы:
изучение системы русского языка и функционирования ее в речи; развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
развитие языкового чутья;
воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Содержание программы обусловлено следующими принципами:
1. Принцип системности. Обусловливает отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений. Систематизация теоретических сведений облегчает усвоение учащимися строения и значения языковых единиц.
2. Принцип изоморфизма – наличие общих признаков у единиц разных уровней языковой системы. Реализация этого принципа позволяет использовать одни и те же методы и приемы при изучении разноуровневых языковых единиц.
3. Принцип интеграции языка и речи. Совершенствование речи должно быть тесно связано с изучением теории, раскрывающей систему языка, его закономерности.
4. Структурно-семантическое направление. Определяет многоаспектное освещение языковых единиц, учета формы (структуры), смысла (семантики) и функции единиц языка. Такое триединство определяет характер построения программы.
5. Функциональный подход. Требует учета функции единиц языка при обучении речи. Объектом внимания здесь является текст. Овладение комплексным анализом текста – важнейшее условие формирования умения строить тексты разных типов и жанров.
6. Принцип историзма. Его задачи:
- показать связь истории языка с историей общества;
- показать источники обогащения словарного состава, причины этого явления;
- выяснить причины богатейшей русской синонимики;
- объяснить многие фонетические явления.
7. Переходные явления в русском языке. Заставляют учащихся размышлять над живыми процессами, постоянно происходящими в речи и изменяющими систему языка.
Основная часть теоретических сведений, представленных в данной программе, освещается традиционно. Однако имеются и некоторые особенности:
Части речи выделяются с учетом четырех признаков. Новым является морфемный признак, который дополняет три традиционных (общее грамматическое значение, морфологические категории и синтаксические функции). Этот признак способствует эффективному формированию правописных навыков, орфографической зоркости учащихся.
При составлении программы учитывается изоморфизм системы языка – наличие общих свойств у единиц языка разного уровня.
Изменения, внесенные в авторскую программу В.Бабайцевой:
В начале изучения курса добавлены часы на повторение и систематизацию изученного в 5-8 классах;
В конце учебного года предусмотрены часы на повторение и систематизацию изученного в 5-9 классах.
Раздел II. Требования к уровню подготовки
К концу 9 класса учащиеся должны уметь:
составлять схемы сложных предложений разных типов;
различать смысловые отношения между частями сложных предложений;
правильно ставить знаки препинания;
строить схемы предложений разных типов, особенно СПП;
употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;
соотносить члены предложения и придаточные предложения;
производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;
различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;
строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета. Уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 КЛАССЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1. | Введение | 1 | | |
| Русский язык среди языков мира. Богатство, образность, точность русского языка. | 1 | | |
| Повторение изученного в 5- 8 классах | 16+ 1р.р. | | |
2 | Р.р. Работа с текстом. Комплексное повторение материала по орфографии, пунктуации, синтаксису | 1 | | |
3 | Фонетика. | 1 | | |
4 | Орфоэпия. Графика. | 1 | | |
5 | Лексика и фразеология | 1 | | |
6 | Морфемика и словообразование | 1 | | |
7 | Морфология и синтаксис. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. | 1 | | |
8 | Орфография и пунктуация. Трудные случаи правописания. | 1 | | |
9 | Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании | 1 | | |
10 | Главные члены предложения. Сказуемое и его основные типы. | 1 | | |
11 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
12-13 | Пунктуация в простом осложненном предложении | 2 | | |
14- 15 | Односоставные предложения и их виды | 2 | | |
16 | Контрольный диктант №1 на повторение изученного в 5-8 классах. | 1 | | |
17 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
18 | Полное и неполное предложение | 1 | | |
| Синтаксис и пунктуация | 96 | | |
| Сложное предложение | 2+2р.р. | | |
19 | Основные виды сложных предложений | 1 | | |
20 | Синонимика сложных предложений | 1 | | |
21-22 | Р.р. Контрольное сжатое изложение (№1) | 2р.р. | | |
| Сложносочиненное предложение | 3+2р.р. | | |
23-24 | Союзы и значение ССП. Знаки препинания в ССП | 2 | | |
25 | Р.р. Использование ССП в тексте | 1 | | |
26 | Урок-семинар по теме «Сложносочиненные предложения». | 1 | | |
27 | Р.р. Комплексный анализ текста | 1 | | |
| Сложноподчиненные предложения | 55 +13р.р. | | |
28 | Понятие о СПП. Строение СПП. СПП с несколькими придаточ-ными | 1 | | |
29 | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | 1 | | |
30 | Роль указательных слов в подчинении предложений. | 1 | | |
31 | Особенности присоединения придаточного предложения к главному | 1 | | |
32 | Р.р.Художественный стиль речи и язык художественного произведения | 1 | | |
33 | Р.р. Строение текста. Изложение текста художественного стиля. | 1 | | |
34 | Р.р. Использование различных стилей в художественном произведении. | 1 | | |
35-36 | Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные | 2 | | |
37-38 | Р.р. Контрольное сжатое изложение (№2) | 2 р.р. | | |
39-40 | Придаточные подлежащные и сказуемные | 2 | | |
41 | Р.р. Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Типы и стили речи. | 1 | | |
42 | Р.р. Публицистический стиль, его признаки. | 1 | | |
43 | Р.Р.Путевой очерк: понятие о жанре | 1 | | |
44-45 | СПП с придаточными определительными | 2 | | |
46-47 | СПП с придаточными дополнительными. | 2 | | |
48-49 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 2 | | |
50-51 | СПП с придаточными места | 2 | | |
52-53 | СПП с придаточными времени | 2 | | |
54-55 | Р.р. Контрольное сочинение (№1) по пословице (Р/р, упр. 53) | 2р.р. | | |
56-57 | СПП с придаточными причины | 2 | | |
58-59 | СПП с придаточными следствия | 2 | | |
60-61 | СПП с придаточным образа действия и степени | 2 | | |
62 | Р.р. Научный стиль речи, его особенности. Научное сообщение | 1 | | |
63- 64 | Р.р. Комплексный анализ текста научного стиля | 2 | | |
65-66 | СПП с придаточными сравнительными. | 2 | | |
67 | Р.р. Эссе: понятие о жанре. | 1 | | |
68 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению в жанре эссе ( контр.соч.№2) | 1р.р. | | |
69-70 | СПП с придаточными цели | 2 | | |
71-72 | СПП с придаточными условия | 2 | | |
73-74 | СПП с придаточными уступки | 2 | | |
75 | Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные придаточные предложения. | 1 | | |
76 | Повторение темы «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения». | 1 | | |
77 | Контрольное тестирование (№1) по теме «ССП и СПП» | 1 | | |
78 | Р.р. Деловое письмо. Формирование умения написания деловых бумаг по образцу. | 1 | | |
79- 80 | СПП с придаточными присоединительными | 2 | | |
81- 82 | Р.р. Контрольное подробное изложение (№3) | 2р.р | | |
| Сложные бессоюзные предложения | 13 +2р.р. | | |
83 | Понятие о БСП. Смысловые отношения между частями БСП | 1 | | |
84 | Знаки препинания в БСП | 1 | | |
85 | БСП со значением перечисления | 1 | | |
86-87 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. | 2/1 | | |
88- 90 | БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия. | 3 | | |
91-92 | Синонимика союзных и бессоюзных предложений | 2 | | |
93-94 | Обобщающее повторение БСП | 2 | | |
95 | Тестирование на тему «БСП» | 1 | | |
96 | Р.р. Рецензия: понятие о жанре | 1 | | |
97-98 | Р.р. Контрольное сочинение - рецензия (№ 3). | 2р.р | | |
| Сложные многокомпонентные предложения | 6 + 4р.р. | | |
99-100 | Синтаксический анализ сложного предложения | 2 | | |
101-102 | СП с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них | 2 | | |
103, 104 | Период. Языковые особенности периода. | 2 | | |
105,106 | Р.р. Комплексный анализ текста | 2 | | |
107,108 | Контрольное сжатое изложение (№4) | 2р.р | | |
| Предложения с чужой речью | 7 | | |
109 | Способы передачи чужой речи | 1 | | |
110 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания | 1 | | |
111 | Предложения с косвенной речью. Знаки препинания | 1 | | |
112 | Несобственно-прямая речь | 1 | | |
113,114 | Цитаты и способы цитирования | 2 | | |
115,116 | Диктант на тему «Предложения с чужой речью» и его анализ | 2 | | |
| Общие сведения о языке | 3 + 3р.р. | | |
117, 118 | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление | 2 | | |
119 | Русский язык в современном мире | 1 | | |
120 | Р.р. Культура речи – часть общей культуры человека (работа с текстом упр. 5820 | 1 | | |
121,122 | Р.р. Контрольное изложение (№5) с элементами сочинения (Сб.упр.584) | 2/1 | | |
| Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | 12+ 2р.р. | | |
123,124 | Повторение и обобщение изученного по фонетике и орфографии | 2/1 | | |
125 | Повторение и обобщение изученного по морфемике и словообразованию | 1 | | |
126 | Повторение и обобщение изученного по морфологии и синтаксису | 1 | | |
127 | Повторение и обобщение изученного по лексике и орфоэпии | 1 | | |
128 | Итоговое контрольное тестирование (№2) | 1 | | |
129 | Повторение и обобщение изученного по синтаксису | 1 | | |
130, 131 | Контрольное сочинение (№4) на лингвистическую тему | 2/1 | | |
132 | Союзы в ССП. Знаки препинания в ССП | 1 | | |
133 | Знаки препинания в БСП | 1 | | |
134 | СПП с придаточными определительными и дополнительными | 1 | | |
135 | СПП с придаточными обстоятельственными | 1 | | |
136 | Итоговый урок | 1 | | |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса
Введение (1)
Русский язык среди языков мира. Богатство, образность, точность русского языка.
Повторение изученного в 5-8 классах (16+1р.р.)
Фонетика. Орфоэпия. Графика Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование Морфология и синтаксис. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Орфография и пунктуация. Трудные случаи правописания. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Главные члены предложения. Сказуемое и его основные типы. Тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуация в простом осложненном предложении. Односоставные предложения и их виды. Односоставные предложения. Полные и неполные предложения.
Синтаксис и пунктуация (96)
Сложное предложение (2+2р.р.)
Основные виды сложных предложений и средства связи между частями. Синонимика сложных предложений.
Сложносочиненные предложения (3+2р.р.)
Союзы и значения сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Использование сложносочиненных предложений в тексте.
Сложноподчиненные предложения ( 55 +13р.р.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненных предложений. СПП с несколькими придаточными. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений.
Особенности присоединений придаточных предложений к главному.
Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Присоединительные придаточные. Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные придаточные предложения.
Сложные бессоюзные предложения (13 +2р.р.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями БСП Значение сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в БСП. БСП со значением перечисления. БСП со значением причины, пояснения, дополнения БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия. Синонимика союзных и бессоюзных предложений.
Сложные многокомпонентные предложения (6+4р.р.)
Синтаксический анализ сложного предложения Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период. Языковые особенности периода.
Предложения с чужой речью (7)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Несобственно-прямая речь. Цитаты и способы цитирования.
Общие сведения о языке (3+3р.р)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (12+2р.р.)
Повторение и обобщение изученного по фонетике и орфографии. Повторение и обобщение изученного по морфемике и словообразованию. Повторение и обобщение изученного по морфологии и синтаксису. Повторение и обобщение изученного по лексике и орфоэпии. Подготовка к ГИА.
Формы и средства контроля
Четверть | Диктанты | Изложения | Сочинения | Тесты |
1 | 1 | 1 | | |
2 | | 1 | 1 | |
3 | | 1 | 2 | 1 |
4 | | 1 | 1 | 1 |
Всего | 1 | 4 | 4 | 2 |
Контрольный диктант
Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся тьма обступила лощину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен, лес шумел то убаюкивающе-певуче, то порывисто и тревожно. По лощине тянул не видимый уже глазом, тихо шуршащий, покалывающий лицо снежок.
Неопытный в лесных делах, Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге, ни о костре. Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль в разбитых натруженных ногах, он не нашел в себе силы идти за топливом, забрался в густую хвойную поросль молодого сосняка и замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.
Он спал как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханья филина, стонавшего где-то у дороги, ни далекого воя волков – ничего из тех лесных звуков, которыми была полна густая и непроницаемая, плотно обступившая его тьма.
( По Б.Полевому.)(126 слов.)
_____________________________________________________________________________
Контрольное сжатое изложение №1
По возвращении из краев далеких засаживал я свой огород в деревне всякой разностью, прежде всего рябинами и калинами. Одну рябинку, на утесе угнездившуюся, возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колесами машин, царапало, мяло. Решил я ее выкопать и увезти в свой одичавший огород.
Осенью дело было. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод. Посаженная во дворе, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. И пошла, и пошла в рост. И каждое лето, каждую осень украшалась сверх того одной - двумя розетками и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась – глаз не оторвать!
Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте посадил я еще четыре рябинки. Эти пошли вширь и в дурь. Едва одну – две розетки вымучат, зато уж зелень пышна на них.
А дичка моя совсем взрослая и веселая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и обильна на ней ягода выросла.
И вдруг стая свиристелей на нее сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. И переговариваются – вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили все дерево. Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже не присели.
Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. Крепки, терпки, тайгой отдают – не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таежный сохранило.
(247 слов) (По В.Астафьеву
Контрольное тестирование №1
I вариант
1.Какое из утверждений верно?
А. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.
Б.Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
2.Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...
A.подчинительным
Б. соединительным
B.разделительным
Г. противительным
3.Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
A.и, да (в значении и), ни — ни, тоже
Б. или (иль), либо, то ~ то, не то — не то
B.а, но, да (в значении но), однако, зато, же


4.Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
A.простое
Б. сложносочиненное
B.сложноподчиненное
Г. бессоюзное
5.Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A.Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B.Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A.Голос был еле слышен несмотря на звенящую тишину царившую вокруг
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B.Впереди были люди , и бояться мне было нечего.
7. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
8. Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.
10.Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение
Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
11.Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
12.Спишите предложения, расставляя знаки препинания
A,Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
B.Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
13.Придумайте и запишите предложения, структура
которых соответствует схемам:
А)[безличное], однако [... двусоставное];
Б)[безличное], и [безличное].
2 вариант
1.Какое из следующих утверждений верно?
A.Сложные предложения могут быть сложносочиненными и бессоюзными
Б.Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
2.Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...
A.подчинительного союза
Б. союзного слова
B.сочинительного союза
Г. интонации
3.Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
A.и, да (в значении и), ни — ни, тоже
Б. или (иль), либо, то — то, не то — не то
B.а, но, да (в значении но), однако, зато, же
![]()
4.Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
A.простое
Б. сложносочиненное
B.сложноподчиненное
Г. бессоюзное
5.Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A.Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B.Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A.В избушке, распевая, дева прядет, и трещит лучина перед ней.
Б. Во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
B.Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
8. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и .. Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [безличное].
A.Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B.Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10.Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
В. Вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
11.Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза и.
К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
12.Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
13.Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
а)[безличное], зато ... [ двусоставное];
б)[двусоставное], также .. [. двусоставное];
Ключи
Вариант 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
а | г | б | а | б | а | | | | | а | | |
Вариант 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
б | г | в | а | б | б | | | а | | | | |
_________________________________________________________________________________
Подготовка к домашнему сочинению в жанре эссе на тему «О времени и о себе»
(по упр. 287, учебник 9 класса, автор – М.М.Разумовская )
_________________________________________________________________________________
Контрольное сжатое изложение №2 по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»
ЧИСТЫЕ ПРУДЫ
Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»…
Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.
Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.
В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью. Испания была в нашем сердце.
Чистые пруды – это исток нашей юности, начало начал.
(По Ю.Нагибину.)
(262 слова)
__________________________________________________________________________________
Контрольное подробное изложение №3
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
(По материалам энциклопедии) (248 слов)
__________________________________________________________________________________
Сочинение-рецензия на прочитанный текст
Голубая ель.
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом …
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку.”
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т. Тэсс)
__________________________________________________________________________________
Контрольное сжатое изложение №4
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, - такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка - всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.
(По материалам периодической печати)
___________________________________________________________________________________
Итоговое контрольное тестирование №2
(1)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать. (2)Я, вспомнив про конверт, подумал, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(3)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов. (4)Некоторые из них, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу, засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня. (6)Я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(7)— Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю - испугается, так вот - принесла.
(8)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни. (9)Но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(10)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (11)Я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (12)Однако сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (13) Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (14) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале. (15)И это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(16)На дворе ко мне подошли несколько товарищей, и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (17)Я, весело смеясь, ответил: «Это обнищавшая гувернантка пришла с письменными рекомендациями».
(18)Уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам. (19)И я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
А1. Какое значение имеет фразеологизм ШУТ ГОРОХОВЫЙ (предложение 16)?
1) весёлый человек;
2) нищий человек;
3) тот, кто шалит, нарушая порядок;
4) тот, кто выставляет себя в смешном или глупом виде.
А2. Какая из формулировок не соответствует основным мыслям автора?
1) Автор осуждает своего героя, так как по отношению к матери он проявляет настоящую жестокость.
2) Автор понимает, что в подростковом возрасте мнение друзей значит для человека очень много.
3) Автор преклоняется перед силой материнской любви, которой свойственны беззаветность, всепрощение, преданность.
4) Автор считает, что родители должны сделать всё, чтобы их дети никогда не испытывали унижения из-за своей бедности.
А3. О чём говорится в этом тексте?
1) о ссоре между матерью и сыном;
2) об отношении сына к своей пожилой матери;
3) о взаимоотношениях гимназистов;
А4. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Мать Вадички была бедной пожилой женщиной.
2) Сын хотел не заметить пришедшую мать, но всё-таки подошёл к ней.
3) Вадичка учится в гимназии бесплатно, так как он из бедной семь
А5. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, спустя годы вспоминая о своей матери, употребляет слова волосики, шубёнка, ручка, каблучки?»
1)Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами говорит о том, что сын любит свою мать и ему больно, потому что у неё такой жалкий вид.
2)Употребление слов волосики, шубёнка, ручка, каблучки говорит о том, что у мать рассказчика была маленького роста .
3)Рассказчик, спустя годы вспоминая о своей матери, потому что он так и не простил ей стыда, который испытал за неё перед своими молодыми безжалостными друзьями.
А6 В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложении 7 -9?
1)контекстные антонимы
2)ирония
3)фразеологические обороты
А7. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлены в предложениях 13-18?
1)рассуждение
2)рассуждение и повествование
3)повествование и описание
В1. Из предложений 7 – 9 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
_____________________________________________________
В2. Из предложений 10 – 13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
_____________________________________________________
В3. Из предложений 16 – 19 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В причастии, образованном от глагола совершенного вида, пишется НН».
_____________________________________________________
В4. Из приведённого ниже предложения 20 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное слово.
Боль эта,(1) которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение,(2) длилась,(3) однако,(4) весьма недолго.
______________________________________________________
В5. Из приведённого ниже предложения 5 выпишите цифру, при помощи которой пронумерована запятая, разделяющая части сложносочинённого предложения.
Приблизившись,(1) я хотел было незаметно проскочить,(2) но мать,(3) завидев меня и сразу, засветясь ласковой,(4) но невесёлой улыбкой,(5) позвала меня.
_____________________________________________________
В6. Из приведённого ниже предложения 2 выпишите цифру(-ы), при помощи которой
(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
Я,(1) вспомнив про конверт,(2) подумал,(3) что она,(4) видно,(5) не стерпела и принесла его с собой.
______________________________________________________
В7. Из предложения19 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
___________________________________________________________________________
В8. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.
_______________________________________________________
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
_______________________________________________________
В10. Среди предложений 8 – 11 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
_______________________________________________________
В11. Среди предложений 15 – 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
________________________________________________________
Ключи
А1 | 4 |
А2 | 4 |
А3 | 2 |
А4 | 3 |
А5 | 1 |
А6 | 3 |
А7 | 3 |
В1 | касаясь |
В2 | расплачется |
В3 | стоптанными |
В4 | 3,4 |
В5 | 2 |
В6 | 3 |
В7 | Болит за нее |
В8 | Мать стояла ,слушала |
В9 | 3 |
В10 | 10,11 |
В11 | 17 |
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся
1.Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник. Предпрофильное обучение.- М.: Дрофа, 2010;
2.Бабайцева В.В., Беднарская Л. Д., Дрозд Н. В. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. Учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» для школ и классов с углубленным изучением русского языка. - М.: Дрофа, 2013;
3.Бабайцева В.В., Беднарская Л. Д.,Глазков А. В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Бабайцевой В. В. «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» для углубленного изучения русского языка. - М.: Дрофа, 2013
Для учителя:
1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М.,1988.
2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.,2000.
3.Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М.,2004.
4.Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. – М., 2003.
5. Валгина Н.С. Современный русский язык.Пунктуация. – М.,1999.
6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс /Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2010.
7. Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс /Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2010.