СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу "Сельхозтруд" в 5- 7 классах сельской школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному курсу "Сельхозтруд" для уч- ся 5- 7 классов в сельской школе, расчитанной на 18 занятий (в осенний и весенний период).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Сельхозтруд" в 5- 7 классах сельской школы.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области «Новоусманский лицей»


«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол № 1

от «25» 08. 2016г.

____________________

(подпись руководителя МО)

«Принято» на заседании МС

протокол № 1

от «29» 08. 2016г.

_________________

(подпись председателя МС)

«Принято»

на заседании педсовета

протокол №

от «29» 08. 2016г.


«Утверждаю»

директор МБОУ «Новоусманский лицей» _________Орловцева Г.И.

приказ №257

от «1» 09. 2016г.







Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по учебному курсу

«Сельхозтруд»

для обучающихся 5-7 классов









Разработали:

учителя технологии:

Жарких О.Н. I КК

Рудяк В.Н. I КК

Аверина Л.М. ВКК



2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ, включённых в структуру ООП ООО.

Программа курса разработана для учеников, начинающих изучение курса сельхозтрудов–5-7классов и спланирована так, что занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.

При реализации данной программы используются внеурочные виды деятельности: работа в личных подсобных хозяйствах, фермерских хозяйствах и в период летней практики.

Программа включает минимум первоначальных знаний и практических умений по важнейшим отраслям сельскохозяйственного производства: овощеводству, плодоводству, полеводству и цветочно-декоративному цветоводству.

Обучение сельскохозтруду организуется в ходе практических работ учащихся по выращиванию различных сельскохозяйственных культур.

Первоначальное ознакомление учащихся с сельскохозяйственными процессами, орудиями и машинами начинается уже во время их работы на пришкольном учебно-опытном участке. В процессе работы ученики знакомятся с комплексом агротехнических мероприятий по сельскохозяйственному труду: с подготовкой семян к посеву, обработкой почвы, внесением удобрений, уходом за посевами, уборкой и учётом урожая. Учащиеся получают представление о жизни растений, их росте, развитии, а также знакомятся с сельскохозяйственной техникой. Процесс возделывания сельскохозяйственных растений включает: обработку почвы, улучшение её свойств путём применения органических и минеральных удобрений; обработку семян для повышения их посевных качеств; отбор лучших сортов культур, отвечающих местным условиям; уход за растениями. Учащиеся знакомятся с приёмами обработки почвы: вспашкой, культивацией, боронованием, прикатыванием и т.п. на учебно-опытном участке и личных подсобных хозяйствах.

При организации практической работы по сельскохозяйственному труду очень важно обратить внимание на то, чтобы каждый учащийся получал предусмотренные программой знания и умения. Он должен уметь поставить опыт с растениями от начала до конца, уметь применять весь комплекс работ по выращиванию минимум одной культуры.

В 5 классе учащиеся получают первоначальные сведения об особенностях выращивания цветочно-декоративных культур. У школьников формируются понятия об однолетних, двулетних, многолетних культурных растениях, знания и умения по агротехнике возделывания этих растений.

В 6 классе учащиеся закладывают опыты с двумя из основных видов овощных культур и ведут наблюдения. Однолетний вегетационный период большинства овощных культур позволяет школьникам в течение одного года полностью ознакомиться с технологическим циклом работ по выращиванию культур в условиях, близких к производственным (подготовка почвы и семян к посеву, уход за растениями, борьба с вредителями и болезнями растений, уборка урожая, анализ результатов опытов, организация труда).

В 7 классе учащиеся овладевают знаниями и умениями выращивания полевых, плодовых и ягодных культур и ведут с ними опытническую работу.

В процессе работы на школьном учебно-опытном участке у учащихся формируются сельскохозяйственные знания и умения.

Перед выполнением учащимися практических работ учитель сообщает им агробиологические сведения, привлекает их знания по природоведению и труду, полученные в начальной школе.

Для обеспечения урожайности возделываемых культур на школьном учебно-опытном участке необходимо в летний период организовать систематический уход за ними.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы.



Цели изучения учебного курса «Сельхозтруд»

Основными целями изучения учебного курса «Сельскохозтруд» в системе основного общего образования являются:

формирование представлений о составляющих техносфе­ры, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

формирование представлений о технологической культу­ре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообраз­ные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

овладение необходимыми в повседневной жизни базовы­ми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными ви­дами бытовой техники;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, не­обходимыми для проектирования и создания продуктов тру­да, ведения домашнего хозяйства;

развитие у обучающихся познавательных интересов, техни­ческого мышления, пространственного воображения, интел­лектуальных, творческих, коммуникативных и организатор­ских способностей;

формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отноше­ния к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств лич­ности;

профессиональное самоопределение школьников в усло­виях рынка труда, формирование гуманистически и праг­матически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.



Общая характеристика учебного курса «Сельхозтруд»

Сельхозтруд – одно из направлений технологического образования, реализующегося в сельских школах.

Оно предусматривает освоение материала по следующим сквоз­ным образовательным линиям:

- культура и эстетика труда;

-получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

-элементы домашней и прикладной экономики, предпри­нимательства;

-знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

-влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

-творческая, проектно-исследовательская деятельность;

-технологическая культура производства;

-история, перспективы и социальные последствия разви­тия техники и технологии;

-распространённые технологии современного производ­ства.

В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:

- с ролью технологий в развитии человечества, механиза­цией труда, технологической культурой производства;

- функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

- пред­принимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

-экологическими требованиями к технологиям, социаль­ными последствиями применения технологий;

-производительностью труда, реализацией продукции;

-устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производст­ва (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

- методами обеспечения безопасности труда, культурой тру­да, этикой общения на производстве;

-информационными технологиями в производстве, перспективными технологиями.

Овладеют:

-основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

-умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе, и с использованием компьютера;

-навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учетом имеющихся ресурсов и условий, соблюдение культуры труда;

-навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

-навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

-умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

-умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Базовым для учебного курса «Сельхозтруд» является раздел «Растениеводство». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.


Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, урожайность, продуктивность и т.д.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы связаны с выполнением различных приёмов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель выбирает объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приёмов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики. По методу проектов может быть организована и традиционная для сельской школы опытническая работа.

Желательно, чтобы проекты имели социальную направленность, требовали от школьников активной поисковой деятельности за пределами школы, в сельском социуме. Выбирая тему проектов, следует обратить внимание на её практическую значимость для УОУ или приусадебных хозяйств, благоустройства и озеленения.

Учитывая, что в сельской школе уменьшается объем учебного времени на освоение направлений «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся носили комбинированный характер, и при их выполнении учащиеся осваивали не только сельскохозяйственные технологии, но и технологии обработки различных материалов, предусмотренные обязательным минимумом содержания.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией, экологией и химией.

Данный вариант программы имеет технологическую направленность обучения, формирует у школьников представление о выращивании растений. Цель обучения - формирование у школьников сельскохозяйственной грамотности, которая подразумевает освоение технологий получения двух-трех видов наиболее распространенной в регионе растениеводческой продукции в условиях школьного учебно-опытного участка.

Содержание обучения направлено на реализацию предусмотренной стандартом программы воспитания и социализации учащихся. Для этого предусмотрено расширение учебно-материальной базы обучения за счет личных подсобных и фермерских хозяйств родителей учащихся и выполнение социально ориентированных сельскохозяйственных проектов. Это будет способствовать ознакомлению школьников с социально-экономическими проблемами современного села, формированию ценностных ориентаций учащихся.

Программа направлена на здоровьесбережение школьников. При изучении всего курса у учащихся формируются безопасные приёмы труда.

Место учебного курса «Сельхозтруд» в учебном плане.

Согласно учебному плану лицея, на изучение курса «Сельхозтруд» в части, формируемой участниками образовательных отношений, отводится в 5-6 классе – 18 часов (10ч. в 1-ой четверти и 8ч. в 4-ой четверти), 7 класс – 17 часов (9ч. в 1-ой четверти и 8ч. в 4-ой четверти).

Данная рабочая программа реализуется с использованием УМК:

Технология 5-7 класс Автор: Крупская Ю.В. под редакцией Симоненко В.Д Москва Вентана-Граф 2011г

Планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты освоения учебного предмета, курса

При изучении курса «Сельхозтруд» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

-проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;

-выражение желания учиться и трудиться в сельскохозяйственном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

-самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации;

-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

-осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

- умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметные результаты:

-алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности;

-выявление потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

- -соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

-формирование и развитие экологического мышления умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

В познавательной сфере:

-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда;

-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследования;

-уяснение социальных и экологических последствий развития технологий сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

-овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

В трудовой сфере:

-планирование технологического процесса и процесса труда;

-подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач;

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

-соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

-оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;

-оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

-формирование представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств;

-наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.

В эстетической сфере:

-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

- оптимальное планирование работ;

-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиций другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникаций, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникаций партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникаций;

-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

В физиолого-психологической сфере:

-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

-соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

-сочетания образного и логического мышления в проектной деятельности.



Содержание учебного предмета

5 класс


Выращивание цветочно-декоративных культур


Осенние работы (10 час)

Основные теоретические сведения.

Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технология выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием цветов.

Практические работы.

Уборка цветочно-декоративных культур, сбор семян, подготовка их к хранению, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.

Варианты объектов труда

Календула, астры, нарциссы, тюльпаны.


Весенние работы (8час)

Основные теоретические сведения

Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растений. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.

Практические работы.

Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.

Варианты объектов труда.

Календула, настурция, цинния, космея.

Творческая, проектная деятельность

Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения.

Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта.

Выявление и формулирование проблем, связанных с получением сельскохозяйственной продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, выбор и обоснование темы проекта, подготовка необходимого посевного или посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений и развитием растений, уборка и учет урожая, защита проекта.

Варианты тем проектов.

Самый ранний цветок, «Моя клумба»




6 класс


Выращивание овощных культур.

Осенние работы
Основные теоретические сведения

Технология подготовки храни­лищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. Правила безопасного труда при работе в овощехранилищах.

Особен­ности агротехники двулетних овощных культур, районированные со­рта, их характеристики.

Понятие о почве как основном средстве сель­скохозяйственного производства, типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв.
Практические работы

Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение. Оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных куль­тур, клубней и луковиц многолетних растений.

Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного участка.
Варианты объектов труда

Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, капуста, картофель.

Весенние работы

Основные теоретические сведения: биологические и хозяйственные особенности, районированные сорта основных овощных культур региона. Понятие о севообороте. Техноло­гия выращивания двулетних овощных культур на семена. Способы размножения многолетних растений. Растительные препа­раты для борьбы с болезнями и вредителями, правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений.
Практические работы

планирование весенних работ на учеб­но-опытном участке. Составление перечня овощных культур для выращивания, разработка плана их размеще­ния. Составление схем севооборотов. Подготовка посевного материала и семенников двулетних растений. Подготовка почвы, внесение удоб­рений. Посевы и посадки овощей, размножение растений делением куста, луко­вицами. Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, подкормка растений, защита от болезней и вредителей.
Варианты объектов труда

Зеленные культуры, капуста, свекла, морковь, петрушка.
Творческая проектная деятельность
Виды технологической деятельности и основные теоретические све­дения: технология выращивания выбранных культур, изготовления гербариев, заготовки материала для флористики, консервирования плодов и овощей.
Выявление потребности школьных кабине­тов, учителей начальных классов, биологии в пополнении банка на­глядных материалов.

Коллективный анализ и оценка возможности их выращивания на учебно-опытном участке. Выбор и обоснование темы проекта, поиск недостающей информации, составление плана выпол­нения проекта. Подготовка необходимого посевного или посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и посад­ка, уход за растениями, проведение наблюдений за развитием расте­ний, заготовка растительного материала, изготовление гербариев, консервирование натуральных образцов, защита проекта.
Варианты тем проектов

«Создание коллекционных отделов учеб­но-опытного участка (луковичные культуры, лекарственные расте­ния, полевые культуры)», «Изготовление средств наглядности для на­чальной школы и кабинетов биологии, технологии».



7 класс


Тема Выращивание плодовых и ягодных культур

Осенние работы
Основные теоретические сведения

Основные виды и сорта ягодных и плодовых растений региона, их классификация. Технология выращивания ягодных кустарников. Строение плодового дерева. Пра­вила безопасного труда при уходе за плодовыми деревьями. Профес­сии, связанные с выращиванием плодовых растений.
Практические работы

Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников, уход за плодовыми деревьями и подготовка их к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных кругов с внесением удобрений, влагозарядный полив, выбор способа защиты штамбов от повреждений грызунами.
Варианты объектов труда

малина, смородина, крыжовник, ябло­ня, груша, слива.

Тема Применение сельскохозяйственной техники в растениеводстве
Основные теоретические сведения

Устройство, принцип действия, назначение и правила эксплуатации мини-тракторов, мотоблоков. Техника безопасности при работе с малогабаритной сельскохозяйст­венной техникой. Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы. Экологический аспект применения сельскохозяйственной тех­ники. Охрана почв. Профессии, связанные с механизацией технологи­ческих процессов в растениеводстве.
Практические работы

Обработка почвы с помощью малогабарит­ной сельскохозяйственной техники, ознакомление с основными ви­дами почвообрабатывающей техники и устройством рабочих органов, определение качества механизированной обработки почвы.
Варианты объектов труда

Мини-трактор, мотоблоки, навесные орудия.

Тема Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте.

Весенние работы
Основные теоретические сведения

Технология рассадного способа выращивания растений, его значение в регионе. Оборудование для выращивания рассады (рассадные ящики, питательные кубики, тор­фоперегнойные горшочки, кассеты, лампы и экраны для досвечивания, парники, пленочные укрытия).
Практические работы

Выбор культур для выращивания рассад­ным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикиров­ка, высадка рассады в открытый грунт, под пленочное укрытие, в теп­лицу; подкормка.
Варианты объектов труда

Свёкла, томаты, сладкий перец, сельде­рей, астры, тагетес.
Творческая проектная деятельность
Виды технологической деятельности и основные теоретические све­дения: выполнение основных приемов ухода за растениями, выбор не­обходимых ручных орудий и инструментов; технологии изготовления изделий из металла, древесины; поиск необходимой информации.
Практические работы: изучение эффективности применения имеющихся ручных орудий труда на учебно-опытном участке, выяв­ление потребности в усовершенствовании ручных орудий для обра­ботки почвы, разработка новых видов ручных инструментов, коллек­тивный анализ и оценка возможности их изготовления в школьных мастерских на уроках технического труда; выбор и обоснование темы проекта, составление плана выполнения проекта, подготовка необхо­димых материалов и оборудования, разработка технологической кар­ты изделий; изготовление изделий, их испытание, защита проекта.
Варианты объектов труда: рыхлители, мотыги, устройства для по­лива




Тематическое планирование учебного курса «Сельхозтруд»

5 класс (18ч)

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Осенние работы (10ч.)

Основы аграрной технологии. Исследовательская и опытническая деятельность в растениеводстве (2ч)


Растениеводство и его структура. Направления растение­водства в регионе, в личных подсобных хозяйствах своего се­ла, на пришкольном участке. Понятие о технологии производ­ства продукции растениеводства и ее основных элементах.

Выявление и формулирование проблем в технологиях производства с/х продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, местных фермерских хозяйствах. Выбор и обоснование темы опыта.


Знакомство с двумя основными видами материального производства: сельским хозяйством и промышленностью, закрепление знаний по основным понятиям растениеводства и животноводства. Знакомство с правилами безопасного труда при работе с сельскохозяйственным инвентарём.

Многообразие культурных растений.(2ч)


Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт. Способы размножения растений. Размножение семе­нами, подготовка семян к посеву.


Работа с информацией, приобретение знаний о культурных растениях, закрепление знаний о том, какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними; для чего выращивают зернобобовые, плодовые и ягодные, овощные, кормовые и цветочно-декоративные растения.

Особенности выращивания, уборки и хранения цветочно-декоративных культур. Исследовательская и опытническая деятельность. (2ч)

Основные приемы выращивания цветочно-декоративных культур, технология ухода за растениями. Проведение фенологических наблюдений. Использование органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Технологии и средства защи­ты растений от болезней и вредителей. Понятие об экологи­ческой чистоте продукции растениеводства.

Подготовка посевного материала и семенников дву­летних растений, подготовка почвы, посевы и посадки цветочно-декоративных растений, уход за ними.

Уборка и учет семян цветочно-декоративных культур, закладка их на хране­ние, анализ допущенных оши­бок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних цветочно-декоративных культур, осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приуса­дебного участка.


Изучение особенностей выращивания и уборки цветочно-декоративных культур

Состав и свойства почвы. Типы почв, технология их обработки (2ч)


Почва-основное средство сельскохозяйственного произ­водства. Характеристика основных типов почв, понятие «пло­дородие почвы».


Расширять знания о сельском хозяйстве. В частности учащиеся должны знать, что почва в растениеводстве – это среда для возделывания растений, от качества почвы зависит урожай.

Обработка почвы под цветочные растения (2ч)

Приёмы осенней и весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила по­севов и

Приёмы агротехнической обработки, которые в совокупности представляют собой научно-обоснованную систему обработки почв. Осенняя обработка почвы под цветочно-декоративные растения.

Весенние работы ( 8ч.)



Подготовка семян к посеву. Исследовательская и опытническая деятельность. (2ч)

Определение качества семян, подготовка семян к посеву, вы­бор способа подготовки почвы, внесение удобрений (ком­пост), выбор инструментов, разметка и поделка гряд, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов, мульчирование посевов, уход за растениями, проведение фе­нологических.

Планирование весенних работ на учебно-опытном участ­ке, выбор цветочно-декоративных культур, планирование их размещения на участке с закладкой опытов, мульчирование посевов, уход за растениями, проведение фе­нологических наблюдений.

Подготовка семян к посеву, способы посева и посадки, виды удобрений и приёмы их внесения под цветочно-декоративные культуры.

Технология выращивания цветочно-декоративных культур. (2ч)

Рассадный и безрассадный способы посадки и посева цветочно-декоративных растений. Посев и посадка цветочно-декоративных растений в открытом грунте. Внесение удобрений.

Обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приуса­дебного участка. Технологии выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте. Особенности выращивания основных цветочно-декоративных культур региона рассад­ным способом и в защищенном грунте.


Уход за посевами и посадками цветочно-декоративных растений. Защита растений от вредителей и болезней. (2ч)


Элементы питания растений. Вредители и болезни цветочно-декоративных растений, меры защиты: агротехнические, химические, биологические.

Уход за посевами и посадками цветочно-декоративных растений: рыхление почвы, прополка сорняков, полив.

Основы цветоводства (2ч)

Комнатное цветоводство и цветоводство открытого грунта.


Технологии выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте. Особенности выращивания основных цветочно-декоративных культур региона рассад­ным способом и в защищенном грунте.


Итого 18ч.





6 класс (18 ч)



Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Осенние работы (10ч.)

Основы аграрной технологии

Многообразие сельскохозяйственных растений. (2ч)


Растениеводство и его структура. Направления растение­водства в регионе, в личных подсобных хозяйствах своего се­ла, на пришкольном участке. Понятие о технологии производ­ства продукции растениеводства и ее основных элементах.

Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт. Размножение семе­нами, подготовка семян к посеву.


Знакомство с двумя основными видами материального производства: сельским хозяйством и промышленностью,

закрепление знаний по основным понятиям растениеводства. Знакомство с правилами безопасного труда при работе с сельскохозяйственным инвентарём.

Работа с информацией, приобретение знаний о культурных растениях, закрепление знаний о том, какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними; для чего выращивают овощные растения.

Особенности выращивания, уборки и хранения овощных культур. (2ч)

Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хране­ние, оценка урожайности основных культур и сортов в срав­нении со справочными данными, анализ допущенных оши­бок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур.


Изучение особенностей выращивания и уборки овощных культур

Состав и свойства почвы. Типы почв. Обработка почвы (4ч)


Почва — основное средство сельскохозяйственного произ­водства. Характеристика основных типов почв, понятие «пло­дородие почвы».

Расширять знания о сельском хозяйстве. В частности учащиеся должны знать, что почва в растениеводстве – это среда для возделывания растений, от качества почвы зависит урожай.

Обработка почвы под овощные растения. (2ч)

Приемы осенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила по­севов и посадок

Приёмы агротехнической обработки, которые в совокупности представляют собой научно-обоснованную систему обработки почв.

Весенние работы 8ч.

Подготовка семян к посеву (2ч)

Планирование весенних работ на учебно-опытном участ­ке, выбор культур, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, вы­бор способа подготовки почвы,

Подготовка семян к посеву, способы посева и посадки, виды удобрений и приёмы их внесения под овощные культуры.

Выращивание овощных культур. (4ч)

Составление схемы простых сево­оборотов, подготовка посевного материала и семенников дву­летних растений, подготовка почвы, посевы и посадки ово­щей, уход за ними.

Рассадный и безрассадный способы посадки и посева.

Внесение удобрений под овощные растения. Защита сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней. (2ч)

Внесение удобрений (ком­пост), выбор инструментов, разметка и поделка гряд, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов, мульчирование посевов, уход за растениями, проведение фе­нологических наблюдений.

Элементы питания растений.

Вредители и болезни сельскохозяйственных растений, меры защиты: агротехнические, химические, биологические

Итого 18 ч.

7 класс (35 ч)


Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Многообразие полевых, плодово-ягодных сельскохозяйственных растений. (2ч)

Структура растениеводства. Направления растение­водства в регионе, в личных подсобных хозяйствах, на пришкольном участке.

Закрепление знаний по основным понятиям растениеводства. Повторение правил безопасного труда при работе с сельскохозяйственным инвентарём.


Особенности выращивания, уборки и хранения полевых, плодовых и ягодных культур (2ч.)

Классификация и характеристика полевых и плодово-ягодных растений. Основные плодовые культуры Росси и Воронежской области. Строение плодовых растений. Закладка плодового сада: подготовительные работы.

Работа с информацией, приобретение знаний о культурных растениях, закрепление знаний о том, какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними; для чего выращивают овощные растения.

Типы почв. Понятие «плодородия», способы его сохранения и улучшения (2ч)


Почва — основное средство сельскохозяйственного произ­водства. Характеристика основных типов почв, понятие «пло­дородие почвы», способы его сохранения и улучшения.

Расширять знания о сельском хозяйстве. В частности учащиеся должны знать, что почва в растениеводстве – это среда для возделывания растений, от качества почвы зависит урожай.

Особенности обработки почвы под полевые, плодовые и ягодные культуры. (2ч)

Приемы обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила по­севов и посадок.

Приёмы агротехнической обработки, которые в совокупности представляют собой научно-обоснованную систему обработки почв.

Подготовка семян полевых и саженцев плодовых и ягодных культур к посеву (2ч)

Планирование весенних работ на учебно-опытном участ­ке, выбор культур, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, вы­бор способа подготовки почвы.

Подготовка плодовых деревьев и ягодных кустарников, оценка их состояния, выбраковка, выбор экземпля­ров и заготовка материала для размножения, подготовка участка и осенние посадки розеток земляники. Отбор поса­дочного материала и посадка ягодных кустарников.


Подготовка семян к посеву, способы посева и посадки.

Выращивание полевых, плодовых и ягодных культур. (3ч)

Способы размножения плодовых и ягодных растений. Способы прививки плодовых культур. Размножение ягодных кустарников черенками. Структура и назначение плодового питомника. Ягодные культуры, посадка и уход. Разработка проектов по выращиванию полевых и плодово-ягодных культур.

Посадка плодово-ягодных и посев полевых сельскохозяйственных растений, уход за ними. Закладка опытов

Удобрение полевых, плодовых и ягодных растений. Защита их от вредителей и болезней. (2ч)


Уход за плодовыми деревьями. Уход за ягодными кустарниками. Выполнение прививок плодовых культур. Подготовка рассадника. Заготовка черенков Посадка черенков. Весенняя обрезка саженцев плодовых культур. Весенняя обрезка саженцев ягодных культур.


Виды удобрений и приёмы их внесения под овощные культуры.

Проектная и опытническая деятельность (2ч.)

Закладка опытов с плодово-ягодными культурами, фенологические наблюдения, оформление дневника наблюдений, оформление проекта

Проектная деятельность

Итого 17 ч.






11