СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля - живая планета" 4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и планирование. 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля - живая планета" 4 класс»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Земля – живая планета» составлена для учащихся 4 классов и направлена на развитие деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. В соответствии с ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 и приказом № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в ФГОС НОО» образовательная программа начального общего образования реализуется ОУ через учебный план и план внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована изучением окружающего мира и его составляющих – растений, животных, компонентов неживой природы – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.


Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.


Особенности содержания обучения. Объектом изучения  является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.


Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.


Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Курс изучения программы рассчитан на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.



Планируемые результаты внеурочной деятельности:


Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
    Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
    Познавательные универсальные учебные действия:

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи.


Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к природным богатствам Земли в целом и родного края своего города в частности



Содержание курса

  1. В гармонии с природой – 1 час

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Сезонные изменения в природе. Экскурсия по пришкольной территории.


  1. Человек - часть природы – 6 часов

Знания об организме человека. Костно-мышечная система. Органы пищеварения. Органы кровообращения. Болезни дыхательных путей и их профилактика.


  1. Условия современной жизни – 5 часов

Развитие промышленности, науки. Разработка полезных ископаемых. Как человек использует горные породы и минералы. Народные промыслы: ткачество, вышивки, резьба по дереву, кости, камню. Техника и человек. Современный город: преимущества и опасности.


  1. В мире растений – 7 часов

Разнообразие сельскохозяйственных культур. Семенное и вегетативное размножение растений. Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине. Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями.


  1. Правила здорового образа жизни – 6 часов

Правила здорового образа жизни: гигиена, правильное питание, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Правила гигиены кожи. Полезные и вредные привычки. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов.


  1. Экологические катастрофы – 8 часов

Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Влияние природы на творчество человека, его эмоциональное и нравственное воспитание.



  1. Итоговое занятие – 1 час

Подведение итогов своей деятельности.

Тематическое планирование



Название темы


Деятельность учащихся


Формирование УУД

Календарные сроки прохождения программы

план

факт

1

День знаний



01.09


В гармонии с природой (1 час)

2

Сезонные изменения в природе. Экскурсия по пришкольной территории

Наблюдение за растительным миром. Определять цель и план наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме (словесное описание, рисунок). Оценка экологического состояния пришкольного участка.

Личностные: формирование у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Познавательные:

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные:

Учитывать другие мнения и позицию

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

08.09


Человек- часть природы (6 часов)

3

Знания об организме человека.

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Личностные: развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

15.09


4

Практическая работа. Создание презентации

« Организм человека»

Работа в группе над созданием учебной презентации « Организм человека» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).

22.09


5

Болезни дыхательных путей и их профилактика.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

29.09


6

Практическая работа

Проектная деятельность

Проектная деятельность « Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация».

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

06.10


7

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

13.10


8

Практическая работа

Составление режима дня

Составление режима дня.


20.10


Условия современной жизни (5 часов)

9

Развитие промышленности, науки. Разработка полезных ископаемых.

Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источ­ников знаний (словарей, энцикло­педий, справочников) о развитии промышленности и науки, обсуждать по­лученные сведения.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые.  Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другие мнения и позицию.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане


27.10


10

Значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни человека

03.11


11

Техника и человек. Современный город: преимущества и опасности

17.11


12

Практическая работа

Создание презентации «Полезные ископаемые и их значение в хозяйстве»

1.Работа в группе над созданием учебной презентации «Полезные ископаемые и их значение в хозяйстве»

(на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).

24.11


13

2.Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края.

01.12


В мире растений (7 часов)

14

Разнообразие сельскохозяйственных культур

Освоение новых сельскохозяйственных культур; характеризовать способы размножения; наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; исследовать связи жизнедеятельности растений и времени года. Проводить групповые наблюдения за трудом человека по уходу за сельскохозяйственными растениями. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей















Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию;


















08.12


15

Семенное и вегетативное размножение растений.

15.12


16

Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности.

22.12


17

Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями.

29.12


18

Использование ядовитых растений в медицине

12.01


19

Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями

19.01


20

Проектная деятельность «Растения, которые мы едим. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!»

26.01


Правила здорового образа жизни (6 часов)

21

Правила здорового образа жизни

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены.

Проект «Любимый праздник в моей семье»

Личностные: принятие установки на здоровый образ жизни; принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровье сберегающего поведения

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные: Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей


02.02


22

Полезные и вредные привычки.

09.02


23

Личная ответственность за состояние своего здоровья.

16.02


24

Правильное питание и здоровье

02.03


25

Проект «Любимый праздник в моей семье»

09.03


26

Проект «Любимый праздник в моей семье»

16.03


Экологические катастрофы (8 часов)

27

Экологические катастрофы

Характеризовать влияние со­временного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от со­стояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы




Личностные: принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения

Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; владеть основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату.

23.03


28

Влияние природы на творчество человека, его эмоциональное и нравственное воспитание.

06.04


29

Проектная деятельность «Экологические проблемы мира»

13.04


30

20.04


31

Экологическая обстановка в нашем крае

27.04


32

Красная книга нашего края

04.05


33

Охрана природы нашего края

11.05


34

Чему меня научили уроки экологической этики

18.05


Итоговое занятие -1 час

35

Подведение итогов своей деятельности

Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Познавательные: сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные:

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

25.05









18