Актуальность разработанной программы продиктована изучением окружающего мира и его составляющих – растений, животных, компонентов неживой природы – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Курс изучения программы рассчитан на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Сезонные изменения в природе. Экскурсия по пришкольной территории.
Знания об организме человека. Костно-мышечная система. Органы пищеварения. Органы кровообращения. Болезни дыхательных путей и их профилактика.
Развитие промышленности, науки. Разработка полезных ископаемых. Как человек использует горные породы и минералы. Народные промыслы: ткачество, вышивки, резьба по дереву, кости, камню. Техника и человек. Современный город: преимущества и опасности.
Разнообразие сельскохозяйственных культур. Семенное и вегетативное размножение растений. Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине. Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями.
Правила здорового образа жизни: гигиена, правильное питание, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Правила гигиены кожи. Полезные и вредные привычки. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов.
Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Влияние природы на творчество человека, его эмоциональное и нравственное воспитание.
Подведение итогов своей деятельности.
№ | Название темы | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Календарные сроки прохождения программы |
план | факт |
1 | День знаний | | | 01.09 | |
В гармонии с природой (1 час) |
2 | Сезонные изменения в природе. Экскурсия по пришкольной территории | Наблюдение за растительным миром. Определять цель и план наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме (словесное описание, рисунок). Оценка экологического состояния пришкольного участка. | Личностные: формирование у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Познавательные: Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: Учитывать другие мнения и позицию Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | 08.09 | |
Человек- часть природы (6 часов) |
3 | Знания об организме человека. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. | Личностные: развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 15.09 | |
4 | Практическая работа. Создание презентации « Организм человека» | Работа в группе над созданием учебной презентации « Организм человека» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций). | 22.09 | |
5 | Болезни дыхательных путей и их профилактика. | Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Диспут «Тело человека и охрана здоровья» | 29.09 | |
6 | Практическая работа Проектная деятельность | Проектная деятельность « Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация». Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | 06.10 | |
7 | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | 13.10 | |
8 | Практическая работа Составление режима дня | Составление режима дня. | 20.10 | |
Условия современной жизни (5 часов) |
9 | Развитие промышленности, науки. Разработка полезных ископаемых. | Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о развитии промышленности и науки, обсуждать полученные сведения. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другие мнения и позицию. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | 27.10 | |
10 | Значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни человека | 03.11 | |
11 | Техника и человек. Современный город: преимущества и опасности | 17.11 | |
12 | Практическая работа Создание презентации «Полезные ископаемые и их значение в хозяйстве» | 1.Работа в группе над созданием учебной презентации «Полезные ископаемые и их значение в хозяйстве» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций). | 24.11 | |
13 | 2.Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края. | 01.12 | |
В мире растений (7 часов) |
14 | Разнообразие сельскохозяйственных культур | Освоение новых сельскохозяйственных культур; характеризовать способы размножения; наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; исследовать связи жизнедеятельности растений и времени года. Проводить групповые наблюдения за трудом человека по уходу за сельскохозяйственными растениями. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию;
| 08.12 | |
15 | Семенное и вегетативное размножение растений. | 15.12 | |
16 | Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. | 22.12 | |
17 | Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. | 29.12 | |
18 | Использование ядовитых растений в медицине | 12.01 | |
19 | Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями | 19.01 | |
20 | Проектная деятельность «Растения, которые мы едим. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!» | 26.01 | |
Правила здорового образа жизни (6 часов) |
21 | Правила здорового образа жизни | Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены. Проект «Любимый праздник в моей семье» | Личностные: принятие установки на здоровый образ жизни; принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровье сберегающего поведения Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Коммуникативные: Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | 02.02 | |
22 | Полезные и вредные привычки. | 09.02 | |
23 | Личная ответственность за состояние своего здоровья. | 16.02 | |
24 | Правильное питание и здоровье | 02.03 | |
25 | Проект «Любимый праздник в моей семье» | 09.03 | |
26 | Проект «Любимый праздник в моей семье» | 16.03 | |
Экологические катастрофы (8 часов) |
27 | Экологические катастрофы | Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Анализировать примеры использования человеком богатств природы | Личностные: принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; владеть основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | 23.03 | |
28 | Влияние природы на творчество человека, его эмоциональное и нравственное воспитание. | 06.04 | |
29 | Проектная деятельность «Экологические проблемы мира» | 13.04 | |
30 | 20.04 | |
31 | Экологическая обстановка в нашем крае | 27.04 | |
32 | Красная книга нашего края | 04.05 | |
33 | Охрана природы нашего края | 11.05 | |
34 | Чему меня научили уроки экологической этики | 18.05 | |
Итоговое занятие -1 час |
35 | Подведение итогов своей деятельности | Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде). | Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Познавательные: сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | 25.05 | |