СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "География", 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2012г. Рабочей программы предметной линии учебников « Полярная звезда» 5-9 классов / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2011.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "География", 9 класс»


(ЛИНИЯ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА», ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»)

9 КЛАСС

Пояснительная записка



Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2012г. Рабочей программы предметной линии учебников « Полярная звезда» 5-9 классов / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2011.

Цели:


освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Преподавание ведётся по УМК Учебник А.И.Алексеев, В.В.Николина. География: население и хозяйство России.Учебник для 9 класса общеобразовательных учрежденийМосква «Просвещение» 2014.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико- ориентированного и личностно-ориентированного подходов, освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающей среде, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Межпредметные связи:

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами географии 5- 7 классы, истории России, биологии, химии, математики.


Формы организации образовательного процесса:

- общеклассные: урок, собеседование, консультация, практическая работа, смотр знаний, конференция, урок-игра, зачётный урок.

- групповые: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

- индивидуальные: работа с литературой или электронными источниками информации письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером, работа с тетрадями на печатной основе для практических работ.


Методы обучения:

Организация учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа, учебная лекция), наглядные (иллюстрация, демонстрация, презентация).


Требования к уровню подготовки учащихся:

  • Знать/понимать

- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря омывающие страну, крайние точки России;

- положение России на карте часовых поясов;

- административно-территориальное деление России;

- историю формирования и заселения территории России;

- вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

- численность, плотность и воспроизводство населения России;

- особенности естественного движения населения;

- основные направления миграций;

- состав трудовых ресурсов;

- национальный и религиозный состав населения России;

- особенности размещения населения;

- типы поселений;

- связь рельефа с тектоническим строением;

- закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

- факторы, определяющие особенности климата России;

- основные климатические пояса и типы климата России;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

- меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

- особенности морей, омывающие берега России;

- ресурсы морей и их использование человеком;

- крупнейшие речные системы и озера страны;

- границу распространения многолетней мерзлоты;

- меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

-основные типы почв, их размещение по территории страны;

-особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

-состав и структуру хозяйства России;

-основные факторы размещения отраслей хозяйства;

-важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

- главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;

- главные отрасли хозяйства своей области;

-изменения в экономике России и своей области;

-природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон;

-влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;

-пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

-что такое территориальная организация общества;

-что такое Всемирное наследие;

-объекты Всемирного природного и культурного наследия России;

-что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

  • Уметь

-характеризовать географическое положение страны и своей области;

- определять поясное время;

-определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;

-использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

-устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;

-пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

-анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

- анализировать статистические показатели развития хозяйства России;

-анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;

- объяснять структуру экспорта и импорта в России;

- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;

- отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.


  • Оценивать

- географическое положение России, своей области;

- природно-ресурсный потенциал страны;

- климатические ресурсы России;

- водные ресурсы России и своей местности;

- влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

- тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

- современные проблемы России.


Тематическое планирование 9 класс


Раздел, тема

кол-во часов

Регионы России

9

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Центральная Россия

Северо-Запад

Европейский Север

Северный Кавказ

Поволжье

Урал

31

8

5

4

5

5

5

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Сибирь

Дальний Восток

15

10

5

Экономическая и социальная география Курской области

10

Россия в мире

3

итого

68 часов





ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ
9 класс

      (68 ч; 2 ч в неделю)

      Регионы России (9 ч)

      Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.
      Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
      Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.
      Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (31 ч)

    Тема 1. Центральная Россия (8 ч)

      Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
      Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
      Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
      Волго-Вятский район. Своеобразие района.
      Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
      Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.
      Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

    Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
      Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород.
      Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности.
      Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
      Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».
      Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

    Тема 3. Европейский Север (4 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
      Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.
      Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.
      Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

    Тема 4. Северный Кавказ (4 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
      Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
      Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект.
      Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.

    Тема 5. Поволжье ()

      Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
      Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
      Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

    Тема 6. Урал (5 ч)

      Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
      Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
      Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».
      Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (15 ч)

    Тема 7. Сибирь 10 ч)

      Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
      Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
      Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
      Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
      Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
      Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия.
Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
      Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

    Тема 8. Дальний Восток (5 ч)

      Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
      Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
      Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века»..
      Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

    Тема 9. Экономическая и социальная география Курской области (10 часов)

ЭГП, природные ресурсы и их оценка, население и трудовые ресурсы, важнейшие межотраслевые комплексы, отрасли промышленности и АПК, инфраструктурный комплекс, территориальные различия, внешние экономические связи, региональные проблемы.

Практические работы: 1. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Курской области.



Тема 10. Россия в мире (3 ч)

      Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
      Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 13 и 14). Готовим реферат. Изучаем свой край.

Требования к уровню подготовки учащихся

      В  результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен:
      1) знать / понимать:
      понятия «район» и «районирование»;
      особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
      этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;
      особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
      особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
      основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
      современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
      2) уметь:
      определять географическое положение района;
      давать характеристику района по плану;
      давать сравнительную характеристику районов по плану;
      читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;
      работать с материалами периодической печати;
      определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
      определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
      3) оценивать:
      изменения в развитии районов России;
      уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
      положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






Тема урока

Кол-во ча-сов

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Доп.материал

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ(9 часов)

1

Введение

1

Урок изучения нового материала

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.


Понятие «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.П. Семенова - Тян-Шаньского, Н.Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Соседи Европейской и Азиатской России. Особенности природных регионов России. Восточно – Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.

Ученик должен называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.

Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Знать: понятие «район» и «районирование»; особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири Дальнего Востока; этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов.





Вводная беседа

1.Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ.

2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

&1 чит.



2

Районирование России

1

Урок актуализации знаний и умений


Анализ карт, фронтальный устных опрос

&2 чит.



3

Крупные регионы России

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устных опрос

&3

чит., к/к



4

Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

1

Урок актуализации знаний и умений



Учебное исследование по картам

&4

чит.



5

Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири

1

Практикум


Учебное исследование по картам

&5

чит., стр. 21 заполнить табл.



6

Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений



Учебное исследование по картам, заполнение таблицы

&6

чит.



7

Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток

1

Практикум


Учебное исследование по картам, заполнение таблицы

&7

чит.



8

Экологическая ситуация России

1

Урок актуализации знаний и умений



Учебное исследо-вание по картам, заполне-ние таб-лицы

&8, 9

чит.



9

Россия. Регионы, хозяйственная деятельность

1

Урок повторения и обобщения


тестирование

&10

чит.



ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (31 час)

Тема 1. Центральная Россия (8 часов)

10

Пространство Центральной России

1

Урок изучения нового материала

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия – историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города Науки. Проблемы сельской местности. Москва- столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально –Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализации хозяйства. Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Центральной России; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Центральной России; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации

&11 чит., стр. 55 з. 8 пис.



11

Особенности природы

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, работа по заполнению к/к

&11 чит.



12




Центральная Россия: освоение территории и население

1


Практикум


Заполнение таблицы по результатам сравнения карт,

&12 чит., презент.



13

Центральный район

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа работа по заполнению таблицы

&13 чит., 2-5 устно



14

Волго - Вятский район

1

Урок акту-ализации новых зна-ний



Анализ карт, рабо-та по за-полнению к/к

&14 чит.



15

Центрально- Черноземный Район

1

Урок актуализации новых знаний



Анализ карт, работа по заполнению к/к

&15 чит.



16


Москва-столица России

1

Практикум


Анализ карт, работа по заполнению к/к

&17 чит.




Тема 2. Северо-Запад (5 часов)

17

Пространство Северо-Запада

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение.

Состав и соседи района.

Природа района.

Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории.

Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения.

Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков, Санкт-Петербург.

Особенности планировки, промышленность, наука, культура.

Туризм.

Крупнейшие порты.

Экологические проблемы города Особенности географического положения Калининградской области. Анклав.

Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области.

Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северо-Запада; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Северо-Запада; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России».

Подготовка сообщения «Санкт -Петербург

&19 чит., стр. 82 пересказ.



18

Северо-Запад: «окно в Европу».

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление индивидуальная работа по заполнению к/к

&20 чит., к/к



19

Северо-Запад: хозяйство.

1

Практикум

Заполнение таицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

&21 чит., к/к, стр. 95 з.7-8 пис.



20

Санкт-Петербург – вторая столица России

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.


&22 пересказ.



21

Проблемы и перспективы развития

1

Практикум

Анализ карт, составление индивидуальная работа по заполнению к/к




Тема 3. Европейский Север (4 часов)

22

Пространство Европейского Севера

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение.

Состав и соседи района.

Оценка природно-ресурсного потенциала.

Специализация района.

Этапы освоения территории.

Роль моря на разных этапах развития района деревянная архитектура, художественные промыслы.

Население.

Традиции и быт населения.

Коренные жители.

Крупные города.

Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Европейского Севера; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Европейского Севера; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к

1.Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт.

2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам.


&24 пересказ., к/к



23

Европейский Север: освоение территории и население.

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.

&25 чит., стр. 111 з.6 пис.



24

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт

&26 чит., к/к



25

Проблемы и перспективы развития

1

Практикум знаний и умений

Анализ кат, со-ставление таблицы по ре-зультатам сравнения карт

&27

чит.



Тема 4. Северный Кавказ (5 часов)

26

Пространство Северного Кавказа

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение.

Состав и соседи района.

Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства.

Высотная поясность.

Выход к морям.

Этапы осовнения территории.

Густая населенность района.

Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа.

Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК – главное направление специализации района.

Рекреационная зона.

Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды.

Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северного Кавказа; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Северного Кавказа; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

  1. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт.

  2. 2. Составление прогноза развития рекреационного хозяйства.


&28 чит., стр. 118 пересказ.



27

Особенности природных условий и ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Индивидуальная работа по заполнению к/к

&28 чит.



28

Северный Кавказ: освоение территории и население.

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

&29 чит., стр. 126 з.7



29

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы.

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

&30 чит., к/к



30

Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа

1

Практикум

Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт

&31 чит.



Тема 5. Поволжье (5 часов)

31

Пространство Поволжья

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение.

Состав и соседи района Природные условия и ресурсы

Волга – главная хозяйственная ось района. Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Поволжья; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Поволжья; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

.


Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к

  1. 1Характеристика Самарского промышленного узла по плану.

&32 чит., стр.132 пересказ., к/к



32

Природные условия и ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Индивидуальная работа по заполнению к/к

&32 чит.,



33

Поволжье: освоение территории и население.

1

Практикум


Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к


&33 чит., пересказ, стр. 139 з.7 пис.



34

Поволжье: хозяйство и проблемы.

1

Урок актуализации знаний и умений



Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы


&34 чит., стр. 143 з. 5 пис.



35

Проблемы и перспективы развития Поволжья

1

Практикум



Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт


&35 чит.



Тема 6. Урал (5 часов)

36

Пространство Урала

1

Урок изучения нового материала

Своеобразие географического положения.

Состав и соседи района.Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России.

Природные условия и ресурсы, их особенности.

Высотная поясность.

Полезные ископаемые .

Ильменский заповедник

Население.

Национальный состав.

Быт и традиции народов Урала.

Уровень урбанизации.

Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.

Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России.

Специализация района.

Современное хозяйство Урала.

Урал – экологически неблагополучный район.

Источники загрязнения окружающей среды.

Проблемы и перспективы развития Урала.



Знать: понятия всей темы. Уметь: объяснять существенные признаки природных процессов, приводить примеры Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Урала; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Урала; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к

Оценка ресурсов региона. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточных частей Урала.

&36 чит., стр. 146 пересказ к/к



37

Природные условия и ресурсы, их особенности

1

Урок актуализации знаний и умений


Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Индивидуальная работа по заполнению к/к

&36 чит., стр. 150 з. 6 пис.



38

Урал: освоение территории и хозяйство.

1

Практикум


Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

&37 чит.



39

Урал: население и города.

1

Урок актуализации знаний и умений


Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

&38

чит., стр. 54-55 пересказ



40

Проблемы и перспективы развития Урала

1

Практикум


Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт

&39 чит.



АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (15 часов)

Тема 7.Сибирь (10 часов)

41

Пространство Сибири.

1

Урок изучения нового материала

Пространство Сибири.

Состав территории.

Географическое положение.

Природные условия и ресурсы.

Особенности речной сети.

Заселение и освоение территории. Население.

Жизнь, быт и занятия населения.

Коренные народы Севера.

Роль транспорта в освоении территории.

Транссибирская магистраль.

Хозяйство.

Отрасли специализации.

Западная Сибирь – главная топливная база России.

Заболоченность территории – одна из проблем района.

Особенности АПК.

Золотые горы Алтая – объект Всемирного природного наследия.

Крупные города:Новосибирск, Омск, Томск.

Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь

Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения.

Многолетняя мерзлота.

Крупнейшие реки.

Заповедник «Столбы».

Байкал-объект Всемирного природного наследия.

Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь.

Крупные города : Иркутск, Красноярск, Норильск.

Проблемы и перспективы развития района.

Знать: понятия всей темы. Уметь: объяснять существенные признаки природных процессов, приводить примеры.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Сибири; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Сибири; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к

Сравнение отраслей специализации Ур ала и Западной Сибири. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических координат)

Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

&40 пересказ



42

Природные условия и ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Индивидуальная работа по заполнению к/к

&40 чит., к/к



43

Сибирь: освоение территории и население.

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

&41 пересказ



44

Хозяйство Сибири.

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

&42 стр. 175 з.5 пис.



45

Западная Сибирь.

1

Практикум


Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт

&43 чит., стр. 179 з.7 пис.



46

Восточная Сибирь.

1

Урок ак-туализации знаний и умений

Практикум

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

&44 чит., стр. 180 пересказ



47

Хозяйство Восточной Сибири

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

&44 чит.



48

Проблемы и перспективы развития района

1

Практикум

Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт

&45 чит.



Тема 8. Дальний Восток (5 часов)

49

Пространство Дальнего Востока.

1

Урок изучения нового материала

Уникальность географического положения.

Состав и соседи района.

Геологическая «молодость» района. Сейсмичность.

Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты.

Река Амур и ее притоки.

Своеобразие растительного и животного мира.

Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс.

Охрана природы.

Этапы развития территории.

Исследователи Дальнего Востока. Население.

Коренные народы.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта.

Портовое пространство.

Крупные года Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Дальний Восток - далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России?

Внешние связи региона.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Дальнего Востока; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Дальнего Востока; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к


.

&46 чит., стр. 186 пересказ



50

Особенности природы

1

Урок актуализации знаний и умений


Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.

&46 чит., к/к



51

Дальний Восток: освоение

территории и население.

1

Урок акту-ализации знаний и умений


Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

&47 чит., пересказ



52

Дальний Восток: освоение

территории и население.

1

Практикум


Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, ра-бота по заполнению к/к

&48 чит.,



53

Хозяйство: Дальнего Востока

1

Практикум


Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

&49 чит.



54

Перспективы и проблемы развития дальнего Востока

1

Урок актуализации знаний и умений


Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт

&50 чит., к/к



География своего региона (10 часов)

55

ЭГП Курской области. Административно-территориальное устройство

1

Урок изучения нового материала

Экономико-географическое положение Курской области, Административно-территориальное устройство.

Население и хозяйственное освоение. Города.

Особенности хозяйства Промышленность.

АПК региона.

Особенности транспорта и сферы обслуживания.

Социально-экономические проблемы региона.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы своего региона; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов своего региона; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

Оценка географического положения своего региона и его влияние на хозяйство региона с использованием географических карт)

Оценка ресурсов региона. Создание описание) образа своего региона на основе дополнительной литературы.

Составление прогноза развития рекреационного хозяйства своего региона.

Конспект



56

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов

1

Практикум


Учебное исследование по картам. Практ.раб.: Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов

Конспект, подготовить сообщение (презентацию) о населении Курской области



57

Население и трудовые ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений


Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

Подготовить сообщение (презентацию) о промышленности КУрской области



58

Общая характеристика хозяйства. Промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений


Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

Конспект



59

Сельское хозяйство

1

Урок актуализации знаний и умений


Учебное исследование по картам, Эвристическая беседа по результатам групповой работы

Конспект



60

Транспортный комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений


Индивидуальный фронтальный опрос, работа с картами

Подготовить сообщение (презентацию) о социальной сфере



61

Социальная сфера

1

Урок актуализации знаний и умений


Сообщения обучающихся

Конспект



62

Внешние экономические связи

1

Практикум



Составление картосхемы внешних экономических связей


Конспект



63

Экономико-географические различия

1

Урок актуализации знаний и умений


Индивидуальный фронтальный опрос, работа с картами


Конспект



64

Социально - экономические проблемы региона

1

Обобщение знаний


Анализ, тестирование





Россия в мире (3 часа)

65

Соседи России. Место России в мире

1

Урок актуализации знаний и умений

Соседи России.

Место России в мире.

Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Уметь: читать карты, работать с материалами периодической печати; оценивать: изменения в развитии районов России; уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.


Анализ карт, работа по заполнению

к/к


&51 чит.



66

Сфера влияния России.

1

Практикум


Анализ карт, работа по заполнению

к/к


&52 чит.



67

Расширение внешних экономических связей с другими государствами

1

Практикум


Заполнение таблицы по результатам сравнения карт работа по заполнению к/к





68

Обобщающее

повторение

по курсу

1





Анализ карт





69-70

Резерв














УМК:

  1. Алексеев А.И. и др. География. Россия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2014.

  2. Географический атлас. 9 класс -– М.:Дрофа,2014.

  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 9 класс -– М.:Дрофа,2014.


Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.И. География России. Природа и население - М.:Дрофа,2007.

  2. Дронов В.П., Баринова И.И,, Ром В,Я., Лобжанидзе А.А, География России. Природа. Население. Хозяйство - М.:Дрофа,2007.

  3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.:Дрофа,2007.

  4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.

  5. Родионова И.А, Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.

  6. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.

  7. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением /И.А. Кугут, Л.И.Елисеева и др. -М.: Глобус, 2010.


1.Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (VII-IХ класс)/ Сборник нормативных документов : География : Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М: Дрофа, 2008.)

2.Алексеев А.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений.6-9 классы. - М.: Просвещение, 2008.

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ-23, из них оценочных – 12.

Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам.

  2. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов, составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

  6. Определение по картам географического положения своего региона.

  7. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.

  9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

  10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

  11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

  12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).