Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Электронные библиотеки,
коллекции, каталоги»
наименование учебной дисциплины
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 071901 Библиотековедение
код наименование специальности
Организация: Обоянский филиал ОГОУ СПО «Курский колледж культуры»
Составитель: Орлова Лилиана Анатольевна, преподаватель
________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована ………………………………………………………………………….
Заключение №____________ от «____»__________201 _ г.
© Обоянский филиал ОГОУ СПО «Курский колледж культуры». 2011
© Л.А. Орлова, составитель. 2011
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
| 4 |
- условия реализации учебной дисциплины
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 13 |
| |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Электронные библиотеки, коллекции, каталоги»
наименование дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «071901 Библиотековедение»
Рабочая программа учебной дисциплины «Электронные библиотеки, коллекции, каталоги» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке.
Цель данного курса - дать студентам комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными ресурсами библиотек, практической организации работ в библиотеке, информационном центре по наработке собственных электронных ресурсов и обеспечению доступа пользователей к удаленным ресурсам. Для достижения этой цели изложены основные понятия, используемые в электронных библиотеках, рассмотрена структура электронной библиотеки, даны основные положения по проблемам формирования электронных ресурсов, их хранения и осуществления эффективного доступа. Вопросы стандартизации, обеспечения информационной безопасности и проблемы авторского права освещаются наряду с примерами работы библиотекарей при совместном использовании традиционных технологий и технологий, присущих электронным библиотекам. Предполагается, что студенты, приступающие к изучению данного курса, ознакомлены с основами информатики, проблемами автоматизации библиотек и элементами технологии телекоммуникаций. Курс достаточно тесно увязан с курсами по Интернет-технологиям и Интернет-ресурсам и услугам для библиотек.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Электронные библиотеки, коллекции, каталоги» относится к циклу: «Информационные технологии» по профессиональному модулю «Информационные электронные ресурсы».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
- использования информационных и коммуникационных технологий на различных этапах профессиональной деятельности;
- использование ресурсов сети Интернет и сводных электронных каталогов для поиска информации;
- работа с базами данных, электронными библиотеками, компьютерными справочными системами.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать средства автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессов библиотечно-библиографической деятельности; программное обеспечение библиотечных процессов;
- применять компьютерную технику и телекоммуникативные средства в процессе библиотечно-библиографической деятельности;
- работать с электронными документами;
- применять мультимедийные технологии;
- оценивать результативность различных этапов информатизации библиотеки;
- вести прием и передачу сообщений по электронной почте;
- печатать публикации на принтере;
- обеспечивать надежное хранение документов и данных;
-использовать внешние базы данных и корпоративных ресурсов библиотечно-информационных систем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные стратегические направления развития библиотек на современном этапе;
- принципы использования мультимедиа;
- основные свойства и характеристики АБИС;
- виды и правила сетевого взаимодействия;
- виды информационных ресурсов;
- Интернет-ресурсы и услуги;
- виды электронных документов и баз данных;
- принципы разработки Web-документов;
- состав, функции и возможности телекоммуникативных технологий;
- виды и правила сетевого взаимодействия;
- безопасность работы в сети Интернет.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 52 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | 26 |
| |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «электронные библиотеки, коллекции, каталоги»
наименование разделов и тем | содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | объем часов | уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Электронная библиотека: введение, этапы развития, возможности ЭБ. | | 18 | |
Тема 1.1. Электронная библиотека: этапы развития, определение. | Содержание учебного материала | | |
1 | Введение. Электронная библиотека: этапы развития, определение, возможности, социальная значимость. Возможности электронной библиотеки, структура, классификация. Этапы развития электронной библиотеки. Электронные библиотеки в России и за рубежом. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Обзор социальных аспектов формирования электронных библиотек. | 1 | 2 |
Тема 1.2. Понятие «электронный документ» и «электронные ресурсы». | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие «электронный документ». Электронные ресурсы: каталоги, базы данных, графические материалы, электронные книги. Виды электронных документов, их типология. Электронные ресурсы и их классификация. Понятие владельца электронных ресурсов. Электронные ресурсы: каталоги, базы данных, графические материалы, электронные книги. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Обзор программ конверсии печатных материалов в машиночитаемую форму. | 1 | 2 |
Тема 1.3. Ресурсы электронных библиотек. | Содержание учебного материала | | |
1 | Ресурсы электронных библиотек: определение, виды ресурсов, создание, комплектование, учет и хранение ЭР. Разновидности носителей электронных ресурсов, их специфика и сравнительные характеристики. Надежность хранения информации и время жизни носителей. Последние разработки и перспективы развития форм и методов хранения информации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подбор статей из профессиональной периодики: подготовить обзор на данную тему. | 1 | 2 |
Тема 1.4. Мультимедийные ресурсы как перспективный вид электронных ресурсов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Оптические компакт-диски (СD-ROMы). Мультимедийные ресурсы как перспективный вид электронных ресурсов. Классификация носителей информации по физическим характеристикам. Оптические компакт-диски (СD-ROMы). Мультимедийные энциклопедии. Мультимедийные издания и электронные информационные ресурсы, доступные в сети Интернет. Возможности использования мультимедиа в библиотечно-библиографической деятельности и процессе обучения. Мультимедийные ресурсы как перспективный вид электронных ресурсов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Обзор на тему: «Мультимедийные ресурсы как перспективный вид электронных ресурсов». | 1 | 2 |
Тема 1.5. Электронные библиотеки и коллекции | Содержание учебного материала | | |
1 | Электронные библиотеки и коллекции: электронные книги. Электронные энциклопедии. Биографические электронные справочники. Мультимедийные обучающие программы и учебники. Библиографические указатели. Правовые базы данных. Электронные словари и переводчики. Путеводители по городам и историческим местам, музеям, художественные альбомы. Игры. Полнотекстовые издания. Справочники. Программные продукты. Электронные коллекции. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Обзор проектов по созданию электронных библиотек. | 1 | 2 |
Тема 1.6. Электронные журналы | Содержание учебного материала | | |
1 | Электронные журналы и электронные газеты. Электронные полнотекстовые журналы для пользователей библиотек. Детские электронные журналы, особенности и отличительные черты. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить электронную презентацию на тему: «Электронные журналы», «Детские электронные журналы». | 1 | 2 |
Тема 1.7. Электронные формы библиографических ресурсов | Содержание учебного материала | | |
1 | Электронные формы библиографических ресурсов. Классификация электронных учебных изданий. Ресурсы Интернет в историческом образовании. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад на тему: «Электронные формы библиографических ресурсов» | 1 | 2 |
Тема 1.8. Web- сайты, как разновидность электронных библиотек | Содержание учебного материала | | |
1 | Ресурсы Интернет. Web- сайты, как разновидность электронных ресурсов. Возможности доступа к электронным информационным ресурсам. Электронные, виртуальные и гибридные библиотеки, их роль и значение сегодня. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему: «Web- сайты, как разновидность электронных ресурсов». | 1 | 2 |
Тема 1.9. Средства доступа к электронным ресурсам: основные понятия, стандарты, проблемы безопасности, аутентичности и авторского права. | Содержание учебного материала | | |
1 | Средства доступа к электронным ресурсам: основные понятия, стандарты, проблемы безопасности, аутентичности и авторского права. Обеспечение информационной безопасности. Обзор стандартов, необходимых для обеспечения устойчивой работы электронной библиотеки. Защита электронных ресурсов от несанкционированного вторжения. Актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности. Лицензирование и сертификация как средство защиты. Отечественные и международные нормативно-правовые акты обеспечения информационной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в информационной сфере. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить обзор на тему: «Средства доступа к электронным ресурсам: основные понятия, стандарты, проблемы безопасности, аутентичности и авторского права». | 1 | 2 |
Раздел 2 Электронный каталог и базы данных | | 4 | |
Тема 2.1. Электронный каталог и базы данных. Знакомство с «АБИС». | Содержание учебного материала | | |
1 | Электронный каталог и базы данных. Знакомство с АБИС. Примеры первых электронных ресурсов: - электронные каталоги, библиографические, реферативные и фактографические базы данных. Организация доступа к ним. Поисковые системы. Использование логических операторов. Техника поиска информации - усечение слов. Поиск по ключевым словам, дескрипторам и предметным рубрикам. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад по теме: «АБИС» см. методические рекомендации. | 1 | 2 |
Тема 2.2. Использование «MARC» | Содержание учебного материала | | |
1 | Знакомство с семействами форматов библиографического описания MARC. Основы взаимопонимания и совместного использования библиографических ресурсов: USMARC, UNIMARC, RUSMARC. Изучение библиографических машиночитаемых форматов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить обзор по теме: «MARC». | 1 | 2 |
Раздел 3. Новые формы информационного сервиса ЭБ | | 4 | |
Тема 3.1. Библиотечные сайты, содержание и дизайн | Содержание учебного материала | | |
| Библиотечные сайты, содержание и дизайн. Сайты электронных библиотек и библиотек учебных заведений. Web-сайты крупных библиотек страны. Проблемы создания и поддержки библиотечных Web – сайтов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить электронную презентацию по теме: «Сайты электронных библиотек». | 1 | 2 |
Тема 3.2. Формы информационного обслуживания на основе электронных ресурсов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Формы информационного обслуживания на основе электронных ресурсов. Онлайновый доступ к электронным каталогам. Справочное обслуживание по электронной почте. Система электронного резерва. Электронная доставка документов. Услуги автоматизированной книговыдачи. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить электронную презентацию по теме: «Сайты электронных библиотек России». «Сайты электронных библиотек». | 1 | 2 |
Раздел 4. Работа с удаленными электронными ресурсами. | Цель практических занятий – овладеть навыками поиска удаленных ресурсов и их оценки с точки зрения удобства пользования, навыками составления рекомендаций по тематическим электронным ресурсам. | 26 | |
Тема 4.1. Российские электронные ресурсы | Содержание учебного материала | | |
1 | Работа с удаленными электронными ресурсами. Российские электронные ресурсы. Ознакомление, выбор тематики ресурса для дальнейшей работы. Адреса известных поисковых серверов, каталогов и порталов: 1) rambler.ru (Рамблер), 2) yandex.ru (Яндекс). Российские библиотечные серверы. Библиотека Мошкова – www.lib.ru . Публичная библиотека Евгения пескина. Энциклопедия «Рубрикон». Энциклопедия «Кирилл и Мефодий». Энциклопедия «Академик» - Большой Энциклопедический словарь, и др. – www.dic.academic.ru | | |
Практические занятия Практическая работа № 1. Российские электронные ресурсы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся выбор тематики ресурса для дальнейшей работы. Адреса известных поисковых серверов, каталогов и порталов: 1) rambler.ru (Рамблер), 2) yandex.ru (Яндекс) по выбору студента. | 1 | 3 |
Тема 4.2. Электронные ресурсы по науке и технике, аннотированные Библиотекой Конгресса США | Содержание учебного материала | | |
1 | Электронные ресурсы по науке и технике, аннотированные Библиотекой Конгресса США. Американское физическое общество. Космический центр им. Кеннеди. Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли. Центр Национальной Администрации по телекоммуникациям информации. Национальный институт технологии и стандартов. Национальный научный фонд. Национальный центр технической информации и др. | | |
Практические занятия Практическая работа № 2. Электронные ресурсы по науке и технике. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Найти необходимый сайт в Интернете и ознакомиться с национальным центром аудиовизуальных материалов. | 1 | 3 |
Тема 4.3. Электронные ресурсы по образованию | Содержание учебного материала | | |
1 | Электронные ресурсы по образованию. Официальный сервер Министерства образования РФ. Российская федерация Интернет – образования. Специальный сервер «наука и инновации». Сеть изучения науки, онлайновое сообщество педагогов, студентов, школьных работников, сотрудников музеев науки, других научных учреждений. | | |
Практические занятия Практическая работа № 3. Электронные ресурсы по образованию. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Найти данную преподавателем информацию на одном из серверов н., сервер Министерства образования РФ и подготовить обзор по данной теме. | 1 | 3 |
Тема 4.4. Интернет-сайты с биографическими материалами | Содержание учебного материала | | |
1 | Интернет-сайты с биографическими материалами. Русский биографический словарь. Каталог научного сообщества в XVI – XVII вв. Жизнь замечательных людей, биографические материалы. Биография космонавтов НАСА. Интернет архив нобелевских лауреатов. База данных «Кто есть кто в библиотечном мире России и СНГ» на сайте ГПНТБ России. | | |
Практические занятия Практическая работа № 4. Интернет-сайты с биографическими материалами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Поработать с базой данных или текстовым HTML-файлом «Кто есть кто в библиотечном мире России и СНГ». | 1 | 3 |
Тема 4.5. Справочные бесплатные ресурсы. Адреса пунктов помощи в организации антивирусной защиты | Содержание учебного материала | | |
1 | Справочные бесплатные ресурсы для электронной библиотеки. Адреса пунктов помощи в организации антивирусной защиты и антивирусной обработки компьютеров. Многоязычный поисковый каталог MavicaNet. Крупнейшие библиотечные каталоги: Библиотека Конгресса США, Британская библиотека, портал выхода на национальные библиотеки европейских стран (проект «Габриель»). Мировая книга фактических сведений – World Fact book. Проблемы нарушения конфиденциальности. Некоммерческая организация защиты потребителей. | | |
Практические занятия Практическая работа № 5. Справочные бесплатные ресурсы. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по теме: «Проблемы нарушения конфиденциальности». | 1 | 3 |
Тема 4.6. Некоммерческие организации в российской части Интернета (Рунет) | Содержание учебного материала | | |
1 | Некоммерческие организации в российской части Интернета (Рунет). Каталог некоммерческих организаций России на портале Яндекс: аннотированные списки по следующим направлениям: защита гражданских прав, социальные проблемы, бизнес, образование, культура, информация для некоммерческих организаций. Каталог общественных ресурсов Интернета. Электронная библиотека НКО. Права и дети в Интернет. Ссылки на полезные книги и сайты правозащитных организаций. | | |
Практические занятия Практическая работа № 6.Некоммерческие организации в российской части Интернета. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Права и дети в Интернет. Ссылки на полезные книги и сайты правозащитных организаций School-sector.relarn.ru (подготовить обзор на тему по выбору студента). | 1 | 3 |
Тема 4.7. Интернет-материалы по экологии | Содержание учебного материала | | |
1 | Интернет-материалы по экологии (по данным приложения к журналу «Информационные ресурсы России». Региональные общества по защите прав потребителей Expertiza.ru. Российские «зеленые страницы». Координаты и ссылки на страницы экологических организаций, работающих в России.Ссылки на зарубежные ресурсы по экологии. Экологические ресурсы Интернета Greenpeace.org.ru. Методический центр и библиотека «Эколайн». Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА). | | |
Практические занятия Практическая работа № 7. Интернет-материалы по экологии | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практической работы по данным приложения к журналу «Информационные ресурсы России». | 1 | 3 |
Тема 4.8 Интернет адреса по здравоохранению, медицинским проблемам, контролю качества продуктов и защите потребителей | Содержание учебного материала | | |
1 | Интернет адреса по здравоохранению, медицинским проблемам, контролю качества продуктов и защите потребителей. Организация потребителей, борющихся с ложной информацией, злоупотреблениями здоровьем людей www.ncahf.org. Национальный совет по предупреждению злоупотребления здоровьем. Сеть фармацевтической информации (PharmlnfoNet): база данныхинформации по лекарствам, релизы по новым лекарствам, ответы на вопросы, информация о заболеваниях, дискуссионные группы и словарь. Система «ВебМед». Сетевые ресурсы по здравоохранению: доступ к потребительскому Центру здоровья и хорошего самочувствия. | | |
Практические занятия Практическая работа № 8. Интернет адреса по здравоохранению и защите потребителей. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить электронную презентацию по теме. | 1 | 3 |
Тема 4.9 Интернет-адреса деловой информации | Содержание учебного материала | | |
1 | Интернет-адреса деловой информации. Сводки бизнес-новостей (Info Trac-General Business File). Проводник бизнеса (Business Wire). Каталог российских Интернет-ресурсов для предпринимателей (Национальное деловое партнерство «АльянсМедиа» г.Москва) – www.allmedia.ru. Ghjdjlybr ,bpytcf (Business wire) – www.businesswire.com Деловой ежедневник (Commerce Daily) – http://cbdnet.gpo.gov и др. | | |
Практические занятия Практическая работа № 9. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить электронную презентацию по теме. | 1 | 3 |
Тема 4.10. | Содержание учебного материала | | |
Наработка электронного ресурса методом сканирования печатных материалов | 1 | Наработка электронного ресурса методом сканирования печатных материалов; доставка документа в электронном формате. Сканирование печатных материалов на планшетном и планетарном сканере. Распознавание текста и обработка файлов. Технология доставки документов в электронном формате. Копирование документов в почтовую программу для отправки по электронной почте или факсу. | | |
Практические занятия Практическая работа № 10. Наработка электронного ресурса методом сканирования печатных материалов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Овладение практическими навыками сканирования и обработки отсканированного материала. | 1 | 3 |
Тема 4.11. | Содержание учебного материала | | |
Подготовка документов для размещения на сайте библиотеки | 1 | Подготовка документов для размещения на сайте библиотеки (HTML разметка и т.п.) Различные способы публикации материалов в Интернете – на физических серверах поставщика Интернет-услуг; на собственном выделенном сервере; гибридный способ. Структура и содержание Web-страниц. Система навигации по серверу. Элементы разметки текста и дизайна страницы. Конверсия текстового материала в формат HTML. | | |
Практические занятия Практическая работа № 11. Подготовка документов для размещения на сайте библиотеки | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение технологических операций по заданию преподавателя. | 1 | 3 |
Тема 4.12 Социальная значимость электронных библиотек | Содержание учебного материала | | |
1 | Социальная значимость электронных библиотек. Конкретные проекты. Состояние работ в области создания ЭБ в России и за рубежом. ЭБ и общество, социальные аспекты. Обзор элементов программы «Электронная Россия до 2010 года» в части электронных библиотек и библиотечной деятельности. | | |
2 | Проекты и программы электронных библиотек. Обучение библиотекарей и пользователей работе в ЭБ. Обучение с помощью электронной библиотеки. Средства доступа к электронным ресурсам библиотек: проблемы безопасности, аутентичности и авторского права. Методология подготовки библиотекарей и пользователей. | |
Практические занятия Обзор элементов программы «Электронная Россия» в части электронных библиотек и библиотечной деятельности. | 4 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить обзор по теме: «Социальная значимость электронных библиотек». | 2 | 3 |
Зачет: | 8 | |
Всего: | 52 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
учебного кабинета «Информатики и информационных технологий»
лаборатории…………………………………………………..…...
Оборудование учебного кабинета: компьютеры, наличие локальной сети.
Технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение, Интернет.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная учебная литература
1. Амлинский, Л.З. Научные библиотеки информационного общества. [Текст]: Организация и технология / Л.З. Амлинский. – СПб.: Профессия, 2008. – 200с. – (Библиотека)
2. Горбачев, А. Microsoft Word Работайте с электронными документами [Текст] / А. Горбачев. - М.: "ДМК Пресс", 2007. – 96с.
4.Карев, Я. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте. Правовое регулирование [Текст] / Я. Карев. – М.: Статус, 2006. – 320с.
5.Майстрович, Т.В. Электронный документ в библиотеке [Текст] / Т.В. Майстрович. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 144с. – (Библиотекарь и время. XXI век)
6. Симонович, С.В. Общая информатика [Текст]: учеб. пособие для сред. шк. / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002. – 592 с.
7.Современное программное обеспечение автоматизации библиотечных процессов [Текст] / Т.В. Еременко [и др.]; под ред. Л.К. Сагитовой // Новые информационные технологии в библиотечной деятельности ВУЗа: учебно-метод. пособие для библиотекарей и пользователей корпоративных библиотечных систем. – Белгород:, 2004. – С. 25 – 40.
8.Уайт, Э. Статистические методы работы с электронными документам в библиотечной сфере, или Э-метрики [Текст] / Эндрю Уайт, Эрик Джива Камаль. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 400с.
9. Шрайберг, Я.Л. Интернет ресурсы и услуги для библиотек [Текст]: в 2.ч. Ч.2 / Шрайберг Я.Л., Гон чаров М.В., Шлыкова О.В. – М.: Либерея, 2001 – 102 с.: ил.
10. Шрайберг, Я.Л. Интернет ресурсы и услуги для библиотек [Текст]: в 2ч. Ч.1 / Шрайберг Я.Л., Гон чаров М.В., Шлыкова О.В. - М.: Либерея, 2001 – 72 с.: ил.
11. Шрайберг, Я.Л. Электронные библиотеки [Текст]: учебное пособ. для студентов ун-тов и вузов культуры и искусств и др. учеб. заведений / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М., 2001. – 72 с. – Библиогр.: с.71 (34 назв.).
12.Электронные документы [Текст]: Создание и использование в публичных библиотеках. – СПб.: Профессия, 2007. – 644с. – (Библиотека)
Перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов:
e-mail: stefania@kemrsl.ru
Сайты издающих организаций и магазинов:
www.atlas-cen-ter.org – издательство «Индустрия интеллекта»,
www.technormatic.ru – компания «Технорматив», издательский дом «Инфра-М»,
http://informculture.rsl.ru – НИЦ «Информкультура»,
http://www.cd-classic.ru/ - магазин «Открытый мир».
- Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Использование электронных документов. | устный опрос; |
Применение мультимедийных технологий; | индивидуальная работа; |
Применение приемов и передачи сообщений по электронной почте; | Защита проектов на основе индивидуальных заданий. |
Обеспечение надежного хранения документов и данных. | практическая работа; индивидуальная работа; |
Использование программных средств повышения информационной безопасности. | индивидуальная работа; тестирование; |
Знания: | |
Основные стратегические направления развития библиотек на современном этапе. | устный опрос; практическая работа; |
Основные свойства и характеристики АБИС. | индивидуальная работа; |
Принципы использования мультимедиа. | тестирование; |
Состав, функции и возможности телекоммуникативных технологий. | практическая работа; индивидуальная работа; |
Виды электронных документов и баз данных. | устный опрос; |
Безопасность работы в сети Интернет. | Контрольный опрос. |
Завершается изучение данного курса зачетом.
Зачет можно проводить в различной форме: устный опрос; практическая работа;
индивидуальная работа; тестирование; контрольная работа.
4