СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Музыкальный практикум"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Музыкальный практикум" по специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Музыкальный практикум"»

Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области


гоБу СПО ВО «Бутурлиновское педагогическое училище»



«Утверждаю»

И.О. директора ГОБУ СПО ВО

«Бутурлиновское педагогическое училище»

________________ /Ф.В. Митрофанов/

Приказ от «_____»____________ 20 __ г. №









РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины



Музыкальный практикум

по специальности 050146 Преподавание в начальных классах





















Бутурлиновка

2012 г.


ОДОБРЕНА Составлена в соответствии

предметной (цикловой) с Государственными требованиями

комиссией социально - гуманитарных к минимуму содержания и уровню

и экономических дисциплин подготовки выпускника по

Председатель_______Козлова Г.Н специальности 050146

Преподавание в начальных классах

Автор: Дорохина Л.А.

Заместительдиректора

по учебной работе___________Хромых Н.С.

Рецензенты:

Субочева Н.А.

учитель высшей квалификационной

категории МОУДОД

Бутурлиновской ДШИ


Черных В.А.

директор высшей квалификационной

категории МОУДОД

Бутурлиновской ДШИ

































Пояснительная записка.


Программа рассчитана на период обучения с 1 по 4 курс, в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом для повышенного уровня среднего профессионального образования.

Цель курса – формирование необходимого уровня музыкальной грамотности студентов и сообщения им знаний и умений, необходимых для практического решения задач музыкально-эстетического воспитания в начальной школе на уроках и во внеурочное время.

Понятие «Музыкальная грамотность» рассматривается как базовое образование и предусматривает решение следующих задач:

1.Достижение необходимого уровня развития музыкальных способностей как общих, так и специальных.

2.Формирование элементарных умений и навыков практического музицирования в следующих видах деятельности:

  • пение

  • тактирование с элементами дирижирования

  • музыкально-ритмические движения

  • игра на детских музыкальных инструментах

  • театрально-игровая деятельность

  • простейшая вокальная импровизация и сочинение

3.Расширение кругозора студентов в области русской и мировой музыкальной культуры.

4.Углубление знаний о русской народной музыке, об обрядах и праздниках русского народа.

Важной задачей курса является практическое ознакомление студентов с различными формами внеурочных занятий по музыке, разработка сценариев, накопление материалов (нотных, литературных, иллюстративных), к проведению различных музыкальных мероприятий в начальных классах. Это необходимо, так как музыкальное воспитание в школе не ограничивается только уроками музыки, а находит свое продолжение во внеклассной музыкальной работе, где так же, как и на уроках музыки, идет нравственно-эстетическое формирование личности средствами музыкального искусства.

Параллельно с решением вышеизложенных задач и в комплексе с ними, студенты осваивают и самостоятельно воспроизводят основные методы и практические приемы музыкального воспитания детей что определяет преимущественно методико-практическую направленность занятий и обуславливает название курса.

Настоящий курс тесно связан с такими дисциплинами, как музыка и методика преподавания, мировая художественная культура, литература, история, изоискусство, факультативные музыкальными занятиями.

Занятия по музыкальному практикуму имеют тематическую направленность. Знания и умения, полученные на музыкальном практикуме, помогут учителю начальных классов проводить не только уроки музыки, но и внеклассную работу (важную роль в которой занимает музыка).

Занятия первого года обучения посвящены календарным праздникам, временам года. I семестр: «Осень в музыке» : – (Праздник букваря, Праздник урожая), «Зима в музыке» : – (Новый год), II семестр: Праздник защитников Отечества – (23.02.), «Весна в музыке» – (Мамин день, День Победы). В программе по музыке, произведений на эту тему очень мало (1-2). Это обусловлено тем, что «при тематическом построении программы включение в уроки «календарных» песен далеко не всегда может пройти бесследно для стройности, логической последовательности занятий». («Программа по музыке» 1 – 3). Поэтому на музыкальном практикуме студенты учатся писать сценарии школьных праздников, изучают произведения, которые потребуются для проведения внеклассной работы.

Занятия второго года обучения посвящены внеклассным занятиям. Студенты применяют на практике знания, полученные на уроках музыки, разучивают песни, музыкально-ритмические движения, музыкально-подвижные игры, которые можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, учатся составлять план-конспект внеклассного занятия.

III Семестр – студенты учатся разрабатывать внеклассные музыкальные занятия«День именинника», «Урок вежливости»,

IV Семестр – «Музыка и движение»

Занятия третьего года обучения (V, VI семестр) посвящены двум темам:

1 – «Музыка, обряды и праздники моего народа»

2 – «Подготовка к летней практике», «Лето в музыке»

Тема – «Музыка, обряды и праздники моего народа» посвящена изучению истоков национальной культуры, русской народной музыки. Цель этих занятий – формирование интереса к народной музыке, воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю, возрождение забытых традиций.

Изучение темы «Музыка, обряды и праздники моего народа» «особенно актуально в настоящее время, когда идет процесс гуманитаризации и гуманизации, направленный на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования и, соответственно, на формирование личностной зрелости обучаемых. Процесс «призван приостановить упадок грамотности и культуры в обществе, возродить русский генофонд, вывести из забвения историю и культуру русской земли, русского народа, восстановить русские народные традиции». (Журнал «Начальная школа». №3 – 1999г.).

Настоящая тема связана с программой «Русское народное творчество», которая начала осваиваться в начальных классах общеобразовательных школ.

При подготовке к летней практике изучаются популярные детские песни современных композиторов, авторские песни, которые могут быть использованы студентами и пригодятся им во время прохождения летней практики в пионерских лагерях и детских летних лагерях.

Темы четвертого года обучения (4-й курс).

VII семестр – «Детство – это я и ты»»

  1. «Страна детей».

  1. «В мире сказок».

VIII семестр – «Я и окружающий мир»

  1. «Наши младшие друзья» («В мире животных»).

  2. «Наш край», «Моя Родина»

При изучении темы «Страна детей» разучиваются детские песни о школе, о дружбе, о взаимоотношениях между людьми. Произведения направлены на развитие и воспитание таких качеств личности, как доброта, взаимопонимание, миролюбие, взаимопомощь, забота об окружающих людях, на развитие интереса к процессу обучения, внимание к переживаниям других людей. Тема «Страна детей» неразрывно связана со сказкой, поэтому следующая тема называется «В мире сказок». Учащиеся продолжают знакомиться с музыкальными сказками, разучивают песни из мультфильмов, смотрят видеофильмы на сказочную тематику. Тема связана с курсом «Я и мой мир», (разделы «Человек среди людей»), изучаемым в начальных классах.

Тема «Я и окружающий мир» связана с программой «Окружающий мир» и курсом «Природа и люди», который изучается в начальных классах. «Резкое ухудшение экологической обстановки в мире вызывает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно – воспитательной работы в школе, направленной на воспитание и обучения поколения, способного к рациональному природопользованию, гармонизации своих отношений с природной средой» («Начальная школа» №2 – 1999г.). Важная роль в воспитании принадлежит музыке, ведь «так же, как литература и изобразительное искусство, музыка вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира». (Д. Кабалевский).

При изучении темы «Я и окружающий мир» на уроках музыкального практикума студенты знакомятся с произведениями, направленными на экологическое воспитание младших школьников. Эти произведения помогут будущим учителям в школе при проведении различных мероприятий и занятий на экологическую тему.

Учебно-воспитательные задачи: воспитание у учащихся милосердия, бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе, к родному краю, формирование навыков экологически грамотного поведения в природе и быту. Развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся, их нравственное воспитание.

Принципы обучения: природоохранный, экологический, краеведческий, родиноведческий, общеземлеведческий.

Занятия по музыкальному практикуму могут включать следующие разделы:

  1. Разучивание песен детского репертуара с элементами методики (тактирование, методика разучивания песен и т.д.), народных песен, авторских песен.

  2. Слушание музыки, ее анализ с элементами методики.

  3. Разработка внеклассных занятий (написания сценариев, планов – конспектов и т.д.).

  4. Музыкальные игры. Развитие творчества в движениях.

  5. Просмотр музыкальных видеофильмов.

  6. Игра на детских музыкальных инструментах.

Для обеспечения оперативного, текущего и итогового контроля используются опрос, наблюдение, проверка методических разработок и т.д. В конце каждого семестра проводится итоговое занятие в форме концерта, спектакля, деловой игры или в других формах, по усмотрению преподавателя.

Использование разнообразных, в том числе нетрадиционных форм занятий, должно быть направлено на творческое развитие, воспитание интереса и любви к музыке у будущих учителей школы, с тем, чтобы побудить их самостоятельно расширять свои знания и совершенствовать умения в области музыки.

Весь курс рассчитан на 140 часов.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов.

По окончании курса «Музыкальный практикум» студенты должны:

-уметь применять полученные знания и навыки в педагогической деятельности

- уметь составлять сценарии, планы – конспекты по внеклассной работе с использованием музыки

-иметь широкое представление о народной музыке, понимать ее роль для формирования русского национального характера, знать о формах ее существования в настоящее время

-исполнять одноголосно и двухголосно произведения русских и зарубежных композиторов, обработки народных песен, авторские песни

-петь в хоровых коллективах, вокальных ансамблях, солировать (в зависимости от способностей, уровня воспроизведения – до творческого применения на практике)

-правильно использовать певческое дыхание, формировать вокальный звук

-анализировать и исправлять недостатки исполнения, бережно относиться к собственному голосу

-владеть навыками дирижирования, применять их на практике

-уметь проанализировать прослушанное произведение, давать развернутые и мотивированные ответы, грамотно и последовательно формулировать мысли, использовать музыкальную терминологию

-знать наиболее известные произведения композиторов «золотого фонда мировой музыки», ее классического наследия: А.Вивальди, И.Штрауса, П.Чайковского, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Д.Кабалевского, и т.д.

-уметь применить на практике слушание классической музыки при проведении внеклассных мероприятий

-знать методику проведения школьных праздников, различные виды внеклассных занятий

-владеть навыками игры на детских музыкальных инструментах (в зависимости от индивидуальных способностей студентов – от минимального уровня, до уровня воспроизведения и применения на практике).

-знать простейшие музыкально-ритмические движения, уметь их исполнять, применять на практике. Уметь подобрать движения к музыке.



































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование разделов и тем.

Макс.

учебная

нагруз.

Количество аудит.часов.

Самост.

работа

студ-та

Всего часов

Теоретич. обучение

Практ.

занятия

Всего

179

140


140

39

Раздел I. Праздники в школе

50

39


39

11

Тема 1.1

«Осень в музыке»

12

9


9

3

Тема 1.2

«Зима в музыке»

20

16


16

4

Тема 1.3

«Весна в музыке»

18

14


14

4

Раздел II Внеклассные музыкальные занятия

23

19


19

4

Тема 2.1

«День именинника»

11

9


9

2

Тема 2.2

«Урок вежливости»

12

10


10

2

Раздел III «Музыка и движения»

24

19


19

5

Тема 3.1

Музыкально-подвижные игры

8

6


6

2

Тема 3.2

Танцевальные шаги, хороводы

16

13


13

3

Раздел IV «Музыка обряды и праздники моего народа»

29

23


23

6

Тема 4.1

«Разновидности русских народных песен».

6

4


4

2

Тема 4.2

«Рождество»

9 7


7

2

Тема 4.3

«Святки»

8 7


7

1

Тема 4.4

«Масленица. Встреча весны»

6 5


5

1

Раздел V Подготовка к летней практике

15

11


11

4

Тема 5.1

«Авторская песня»

7

5


5

2

Тема 5.2

«Лето в музыке»

8

6


6

2

Раздел VI «Детство – это я и ты»

22

17


17

5

Тема 6.1

«Страна детей»

10

8


8

2

Тема 6.2

«В мире сказок»

12

9


9

3

Раздел VII «Я и окружающий мир»

16

12


12

4

Тема 7.1

«В мире животных»

8

6


6

2

Тема 7.2

«Наш край. Моя Родина»

8

6


6

2












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел I Праздники в школе

Занятия первого года обучения посвящены календарным праздникам, временам года. Студенты учатся методически верно составлять сценарии утренников и праздников, знакомятся с песенным материалом, материалом для слушания, с играми и танцами, необходимыми для проведения этих праздников, учатся играть на детских музыкальных инструментах.


Тема 1.1. «Осень в музыке», «Праздник урожая», «Прощание с букварем»

Разучивание песен (по выбору): р.н.п. – «Каравай», р.н.п. – «В темном лесе», р.н.п. – «На горе-то калина», муз. О.Егоровой, сл. Т.Курбатовой «Осень», муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной «Урожай собирай», муз. Шаинского, сл. Энтина «Антошка», муз. Э.Силиня, сл. Ю.Тувита, перевод Михалкова «Овощи», муз. Попатенко, сл. Авдиенко «Листопад», муз. Вихаревой «Осень в саду», муз. и сл. Селезневой «За грибами», муз. Ю.Спонова, сл. Малковой «Промелькнуло лето», «Здравствуй осень», муз. Парцхаладзе, сл. Некрасовой «Здравствуй, школа!», муз. Чичкова, сл. Ибряева «Наташка – первоклашка», муз. и сл. А.Гнездилова «Мы – первоклассники», сл. Мерковой «Прощай, букварь!», «Поймите, учитель», муз. Островского, сл. Петровой «Азбука», муз. Попотенко, сл. Карасева «Нас школа ждет», разучивание песен школьного репертуара из дополнительного материала.

Слушание музыки: П.Чайковский «Времена года» – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», А.Вивальди «Четыре времени года» – «Осень», произведения для слушания музыки из школьного репертуара и дополнительного материала к темам I полугодия – по выбору учителя.

Музыкально – ритмические движения: «Танец с корзиночками», хоровод «На горе-то калина», музыкальная игра «Грибочки» Вихаревой.

Игра на детских музыкальных инструментах: р.н.п. «Во саду ли, в огороде», р.н.п. «Дон-дон».

Контрольная практическая работа: написать (по выбору) сценарии праздников «Праздник царицы Осени» Праздник урожая в кафе «Осеннее», «Осень в Простоквашино», «Прощание с букварем».


Тема 1.2. «Зима в музыке»

Разучивание песен (по выбору): «Здравствуй, гостья-зима» - р.н.п., «Как на тоненький ледок» – р.н.п., муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина «Кабы не было зимы», муз. Старокадамского, сл. Л. Некрасовой «Что за дерево такое?»,

муз. А.Филиппенко, сл. Г.Бойко «Зимушка хрустальная», муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка», муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского «Что такое Новый Год?», муз. В.Шаинского, сл. Внукова «Снежинки», муз. В.Ренева, сл. Н.Пришельца «Белая дорожка», муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной «Саночки», муз. Г.Гладкова, сл. Н.Шаферана «Новогодняя песня». «Солдатушки, бравы ребятушки» – р.н.п., муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной «Бравые солдаты», муз. Бугословского «Песня о пограничнике», муз. О.Егоровой, сл. О.Чухонастовой,

Музыкально – ритмические движения: Танец вокруг елки, игры «Гори, гори ясно», «Зайцы и лиса».

Игра на детских музыкальных инструментах: Л.Книппер «Степная кавалерийская»

Слушание музыки (по выбору): П.Чайковский «Времена года» – «Декабрь», «Январь», «Февраль», фрагменты из балета «Щелкунчик» - «Еловый пес зимой», «Вальс снежных хлопьев», А.Вивальди «Четыре времени года» – «Зима», Г.Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» - «Тройка», «Романс», «Вальс», «Венчение».

Контрольная практическая работа: написать (по выбору) сценарии праздников «Приключения Новогодней елки», «Чудесный сундучок» (новогоднее представление) «Случай в лесу», «Волшебный огонек» (новогоднее представление для детей 7-9 лет), Разработка сценария ко дню защитника Отечества.


Тема 1.3. – «Весна в музыке»

«8 марта», «9 мая».

Разучивание песен (по выбору): «Весна пришла», муз. С.Соснина, сл. Вахрушевой «Солнечная капель», муз. Парцхаладзе, сл. М.Пляцковского «Мамина песенка», муз. Парцхаладзе, сл. У.Краста «Мама и солнце», муз. Парцхаладзе, сл. М.Лаписовой «Песенка про бабушку», муз. Е.Крылатова, сл. И.Шаферана «Ласточка», муз. А.Филиппенко, сл. Чибисовой «Вечный огонь», муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной «Песня о мире», муз. Б.Окуджава, сл. В.Левашова «Бери шинель, пошли домой».

Слушание музыки: Г.Свиридов «Военный марш», из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель», Агапкин «Прощание славянки», «Ой, то не вечер» – р.н.п., М.Блантер «Песня о Щорсе». П.Чайковский «Времена года» – «Февраль», «Март», «Апрель», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», А.Вивальди «Четыре времени года» – «Весна», Г.Свиридов «Весна», «Воспоминания о Вальсе» - из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель», песни военных лет (по выбору), П.Чайковский «Времена года» – «Май», Д.Тухманов «День Победы», И.Лученок, сл. М.Ясеня «Майский вальс».

Музыкально – ритмические движения: хоровод «Веснянка» - укр.нар.песня, музыкальная игра «Скворцы и кошка», игра «Горелки с платочком».

Игра на детских музыкальных инструментах: р.н.п. – «Камаринская»,

Контрольная практическая работа: написать сценарии праздников «8-е Марта», «День Победы».


Учащиеся должны знать:

- произведения для слушания,

- вокально-хоровые произведения,

- музыкальные игры


уметь:

- составлять сценарий проведения праздника,

- тактировать на 2/4.

- играть на ложках, бубне, маракасе


Раздел II. Внеклассные музыкальные занятия

Занятия второго года обучения посвящены внеклассным музыкальным занятиям. Студенты углубляют знания, полученные на уроках музыки, разучивают песни, которые можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, учатся составлять планы-конспекты внеклассных музыкальных занятий.


Тема 2.1. «День именинника»

Разучивание песен: «Песенка крокодила Гены» сл. Тимофеевского, муз. Шаинского «Настоящий друг» сл. Пляцковского, муз. Савельева, «Улыбка» муз. Шаинского, сл. Пляцковского, муз. Гладкова, сл. Ю.Энтина «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты»,

Слушание музыки: Марш Прокофьева, Чайковский «Новая кукла», «Именины у Кристины» - из репертуара группы «Секрет»

Игра на детских музыкальных инструментах: р.н.п «Каравай».

Контрольная практическая работа: Составить план-конспект внеклассного занятия на тему «День именинника»


Тема 2.2. «Праздник вежливости»

Разучивание песен: «Песенка девочки», «Что такое здравствуй?», «Это не годится, надо извиниться», «Как хорошо», «Вежливая песенка» – сл. Алдониной, муз. Левкодимова, муз. Б.Савельева, сл. А.Хайта «Песенка кота Леопольда»,

Слушание музыки: «Полька» М.И.Глинка, «Марш» Д.Шостакович, «Вступление», «Заключительный марш» сл. Алдониной, муз. Левкодимова

Контрольная практическая работа: Составить план-конспект внеклассного занятия «Урок вежливости», «Музыкальный классный час» (из истории происхождения музыкальных инструментов, о творчестве композитора – по выбору).


Студенты должны знать:

- песенный материал

- произведения для слушания

- элементарные музыкально-ритмические движения


уметь:

- составлять план-конспект внеклассного занятия по музыке

- тактировать на 2/4, 3/4.

- анализировать музыкальный материал


Раздел III «Музыка и движения»


Тема 3.1. Музыкально-подвижные игры

Знакомство, анализ и разучивание музыкально-подвижных игр.

Контрольная практическая работа: Составить план-конспект внеклассного занятия основанного на музыкально-подвижных играх.


Тема 3.2. Танцевальные шаги, хороводы

Разучивание основных простейших музыкально-ритмических движений, используемых в плясках, хороводах (приставной шаг, переменный шаг, шаг польки, притопы, прихлопы, боковой галоп, прямой галоп и т п.).

Разучивание (по выбору) хоровода «Семеновна», «Ох, утушка луговая», танец «Подружки». Подбор музыкально-ритмических движений к песне «Неваляшки», к хороводу «По малину в сад пойдем»

Контрольная практическая работа: Составление танца на заданную музыку

Студенты должны знать:

- простейшие музыкально-ритмические движения


уметь:

- их исполнять, применять на практике

- подобрать движения к музыке

- составить простейший танец


Раздел IV «Музыка обряды и праздники моего народа»

Тема – «Музыка, обряды и праздники моего народа» посвящена изучению истоков национальной культуры, русской народной музыки. Учащиеся знакомятся с русскими народными песнями, с их разновидностями, со старинными русскими обрядами и праздниками.


Тема 4.1. «Разновидности русских народных песен»

Разучивание песен (по выбору): р.н.п. «Виноград расцветает» – величальная, р.н.п. «Вьюн над водой» – свадебная, р.н.п. «Земляниченька» – свадебная, р.н.п. «Ой, сад во дворе» обр. Канаева – плясовая, р.н.п. «Верба, верба, вербочка кудрявая» - хороводная, р.н.п. «Ты, рябинушка» – хороводная, р.н.п. «Посмотрите, как у нас-то в мастерской», р.н.п. « Прялица» - трудовые

Слушание музыки: р.н.п. «Молодая канарейка» (плясовая Воронежской области Бобровского р-на), «Здравствуй милая хорошая моя» - р.н.п. (солдатская песня Бутурлиновского р-на Воронежской области), «Марьюшка воду нося» - р.н.п. (свадебная песня Верхнее-Мамонского района Воронежской области), «Дубровушка зелёная» - р.н.п. (свадебная после пропоя Острогожского р-на Воронежской области), «В нас по горам горам» - р.н.п. (хороводная песня Репьёвского р-на Воронежской области), Страдания под балалайку р.н.п. (Хохольского р-на Воронежской области).

Использование основных простейших музыкально-ритмических движений, используемых в плясках, хороводах – р.н.п. «Ты, рябинушка»

Контрольная практическая работа: сделать сообщения на тему (по выбору) трудовая народная песня, хороводная народная песня, свадебная народная песня, плясовая народная песня, солдатская народная песня.


Тема 4.2. «Рождество»

Разучивание песен (по выбору) «Авсень», «Щедрик», «Радуйтеся все людие!», «Добрый вечор тоби» - колядки, «Рождество Христово» – песнопение.

Слушание музыки (по выбору): р.н.п. в исполнении Суржикова, Сластенко, Воронежского Хора, Д.Шостакович «Праздничная увертюра», «Романс», р.н.п. «Ой, вы, ветры, ветерочки» (или другие лирические песни по выбору), П.Чайковский «Детский альбом» (пьесы по выбору), русская духовная и хоровая музыка, А.Рыбников фрагменты из оперы «Юнона и Авось»

Контрольная практическая работа: Составить план-конспект внеклассного занятия на тему «Рождество».


Тема 4.3. «Святки»

Разучивание песен (по выбору): колядки «Ночь тиха», «Ночь тиха над Палестиной», «Небо и земля», р.н.п. Острогожского р-на Воронежской области «Ой, Калёда»

Слушание музыки: «Свет звезды далёкой», тропарь «Рождественский», Львов «С нами Бог», «К вам гости пришли», Кабалевский «Игра в гостей», р.н.п. Петропавловского р-на Воронежской области «У нашего пана весь двор на помосте», р.н.п. Репьёвского р-на Воронежской области «Уж ты зимушка-зима»

Игра на детских музыкальных инструментах: р.н.п. «К вам гости пришли»

Контрольная практическая работа: Составить план-конспект внеклассного занятия на тему «Святочные вечера».





Тема 4.4. «Масленица. Встреча весны»

Разучивание песен (по выбору): р.н.п. «Вот уж зимушка проходит» в обр. П.Чайковского, р.н.п. «Блины», укр.н.п. «Веснянка» («Выйди, выйди, Иванко»), укр.н.п. «Веснянка» («Ой, бежит ручьем вода»), укр.н.п. «Веснянка» («Стало ясно солнышко припекать»)

Слушание музыки: р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени…» в исполнении оркестра русских народных инструментов, три частушки из сюиты «Конек – Горбунок», «Иван-дурак», «Краса-царевна», «Пир на весь мир» В.Бояшова, П.Чайковский «Концерт №1» для фортепиано с оркестром, С.Прокофьев «Золушка» (фрагменты литературно – музыкальной композиции – по выбору), Г.Свиридов «Время, вперед!»,

Игра на детских музыкальных инструментах: р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»

Контрольная практическая работа: Составить план-конспект внеклассного занятия на тему «Масленица» или составить сценарий проведения фольклорного праздника в школе



Студенты должны знать:

- знать основное свойство русской музыки – песенность, напевность, протяжность -

музыкальных интонаций.

- знать о традициях сольного запева и хорового припева в народном исполнительстве, о

распевании гласных на несколько звуков.

- знать о праздниках, обрядах русского народа, знать состав оркестра русских народных –

инструментов

- разнообразие видов произведений народного музыкального искусства: лирических,

трудовых, обрядовых, игровых, хороводных, плясовых, солдатских народных песен,

современных народных песен.


уметь:

- владеть приемами распева речевых слогов на несколько звуков, мелодий.

- исполнять русские народные мелодии разного характера, одноголосно и с подголосками.

- брать дыхание в соответствии с фразировкой

- знать об особенностях цепного дыхания в народных песнях

- связывать воплощение художественного образа с варьированием, импровизацией текста,

мелодией и движениями

- составлять план – конспект тематического занятия по теме, сценарий проведения

фольклорного праздника в школе

- играть на детских музыкальных инструментах


Раздел V Подготовка к летней практике


Тема 5.1. «Авторская песня»

Разучивание песен (по выбору): муз. и сл. Гнездилова «Хочу уехать в Африку», О.Митяев «Как здорово!», «Перевал», «Вальс в ритме дождя», муз. Берковского и Синельникова, сл. Р.Кипплинга в переводе С.Маршака «На далекой Амазонке», муз. С.Никитина, сл. Ю.Мориц «Резиновый ежик», муз. С.Никитина, сл. Ю Мориц «Песенка Ослика» из м/ф «Большой секрет для маленькой кампании», А.Якушева «Вечер бродит…», Ченборисова, И. Сидоров «Люди идут по свету», В.Егоров «Облака», муз. А.Суханова, сл. О.Дриза «Зеленая карета»

Слушание музыки: Б.Окуджава «Пожелание друзьям», В.Высотский «Песня о друге», «Сыновья уходят в бой», А.Розенбаум «Вальс-бостон», «Казачья песня», Ю.Визбор «Солнышко лесное», «Ты у меня одна», А.Дольский «Век XX», «Баллада об упавшей звезде»

Контрольная практическая работа: Разработать мероприятия «Вечер авторской песни», «Встреча у костра» (по выбору)


Тема 5.2. «Лето в музыке»

Разучивание песен (по выбору): муз. Дунаевского, сл. Некрасовой «До чего же хорошо кругом», муз. Шаинского, сл. Львовского «Картошка», «Пожалуйста, не жалуйся», «Золотая рыбка» из к/ф «Завтрак на траве», муз. Шаинского, сл. Матусовского «Вместе весело шагать», муз. Будашкина, сл. Антокальского «Песня юных туристов», муз. Шаинского, сл. Таничя «Когда мои друзья со мной», Чичков «Музыкант – турист»,

Слушание музыки: «Июнь», «Июль», «Август» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского

Контрольная практическая работа: Разработать мероприятие «Праздник Нептуна»,


Студенты должны знать:

- песенный материал

- произведения для слушания

- элементарные музыкально-ритмические движения


уметь:

- составлять план-конспект внеклассного занятия по музыке

- тактировать на 2/4, ¾, 4/4

- анализировать музыкальный материал


Раздел VI «Детство – это я и ты»


Тема 6.1. «Страна детей»

Разучивание песен (по выбору): муз. Крылатова, сл. Крючкова «Страна детей», муз. Чичкова, сл. Ибряева «Наша школьная страна», муз. Чичкова, сл. Халецкого «Из чего же», муз. Шаинского, сл. Энтина «Если б не было школ», «Первоклашка», Шаинский «Чему учат в школе», муз. Савельева, сл. Жигалкиной и Хайта «Большой хоровод», муз. Шаинского, сл. Пляцковского «Мир похож на цветной луг», муз. Савельева, сл. Рубальской «Все вместе», муз. Савельева, сл. Пляцковского «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка», муз. Шаинского, сл. Пляцковского «Все мы делим пополам», муз. Островского, «Мальчишки и девчонки», сл. Пляцковского «Детство – это я и ты», муз. Дубравина, сл. Суслова «Без друзей никак нельзя»

Слушание музыки: И.Якушенко «Необыкновенная дружба»,

Контрольная практическая работа: Разработка сценария внеклассного мероприятия-развлечения с использованием музыкально-дидактических игр


Тема 6.2. «В мире сказок»

Разучивание песен (по выбору): муз. Журбина, сл. Синявского «Смешной человечек», «Пряничная песенка», «Лунный кораблик», муз. Гладкова, сл. Лугового «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда», муз. Савельева, сл. Пляцковского «Неприятность эту мы переживем», муз. и сл. Гнездилова «Удивительная эта страна», муз. Гладкова, сл. Энтина «Песня о Хоттабыче».

Слушание музыки: музыкальные сказки (по выбору) – Т.Корчанов, И.Лаптева «Петрушка идет в школу», И.Якушенко «Маленький принц», Я.Френкель «Незнайка-путешественник», З.Рубин «Старик Хоттабыч», Р.Кирнос и др. «Волшебные птицы года», Т.Портнов «Золушка», Ю.Вуберг и др. «Гуси-лебеди», В.Олифирова «Чудеса в лукоморье», В.Залесский «Волшебные сны», Голещаков «Репка», П.Портнов «Там, где шиповник рос аленький», А.Пейко «Приключения Чипполино», Сидельников «Маугли», А.Никольский «Аленький цветочек», С.Томин «Али-Баба и 40 разбойников», «Ум и счастье».

Контрольная практическая работа: Разработать сценарий клубного часа по музыке на тему «Музыкальная сказка»,

Студенты должны знать:

- песенный репертуар

- репертуар для слушания

- музыкально-дидактические игры

уметь:

- применить свои знания на практике

- составить план – конспект внеклассного мероприятия-развлечения с использованием

музыкально - дидактических игр

- подобрать иллюстративный материал к изучаемым сказочным образам

- составить сценарий клубного часа по музыке на тему «Музыкальная сказка».


Раздел VII «Я и окружающий мир»


Тема 7.1. «В мире животных»

Разучивание песен (по выбору): муз. Птичкина, сл. Пляцковского «Не дразните собак», муз. Пахмутовой, сл. Рождественского «Просьба», муз. Чичкова, сл. Синявского «Мой щенок», муз. Тимяева, сл. Маршака «Помогите муравью», муз. Старокадамского, сл. Пришельца «У дороги чибис», муз. Минкова, сл. Ануфриева «Дельфины»,

Слушание музыки (по выбору): Сен-Санс «Карнавал животных», Боневич «Опера про кошку, кошку и молоко», Савичева «Кот и лиса», Геталова «Сказка о глупом мышонке», Дж.Уотт «Три поросенка»

Контрольная практическая работа: Разработка внеклассного занятия по теме.


Тема 7.2. «Наш край. Моя Родина»

Разучивание песен (по выбору): муз. Шаинского, сл. Пляцковского «Рассвет-чародей», муз. Чичкова, сл. Ибряева «Будет садом город мой», муз. Чичкова, сл. Синявского «Лесной марш», муз. Шаинского, сл. Шевелевой «Уголок России», муз. Чичкова, сл. Ибряева «Самая счастливая», Струве «У моей России», муз. С.Намина, сл. Шаферана «Мы желаем счастья вам», муз. Космачева, сл. Едемской «Песня о родном крае», совр.н.п. «Родина».

Слушание музыки (по выбору): Мусоргский «Картинки с выставки», «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина», Н.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», М.Глинка «Патриотическая песня».

Контрольная практическая работа: Разработка комплексного занятия по музыке, чтению и рисунку по теме, рефераты о творчестве композиторов.


Студенты должны знать

- репертуар для пения (произведения о природе, родном крае, Родине, о животном мире)

- материал для слушания


уметь:

- применить свои знания на практике

- разработать внеклассное музыкальное мероприятие по теме

- подготовить комплексное занятие по музыке, чтению и рисунку.




ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



1. Работа с нотной литературой (подбор репертуара для пения школьников).

2. Подготовка рефератов, рецензий, тематических кроссвордов.

3. Подготовка к деловым играм и участие в них.

4. Подготовка планов-конспектов уроков (фрагментов уроков) и внеурочных занятий

по музыке.

5. Пение и тактирование песен, разученных на аудиторных занятиях.

6. Подготовка творческих работ (сценариев, сочинений, эссе) на темы о музыке.

7. Подготовка наглядных учебных пособий для пробных уроков и пополнение

методической копилки студента.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


В процессе изучения курса «Музыкальный практикум» оцениваются знания, полученные к моменту проверки: вокально-хоровые навыки, навыки дирижирования, умение анализировать музыку, рефераты, сценарии праздников, внеклассных мероприятий и планы-конспекты музыкальных занятий.



ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ


При оценке устного ответа оценивается полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного.

Оценка «5» ставится, если студент:

  • полностью знает изученный материал;

  • обстоятельно и точно излагает материал, дает правильные определения;

  • обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, самостоятельно привести примеры;

  • строит ответ последовательно и безупречно.

Оценка «4» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание материала, однако:

  • допускает единичные ошибки, но исправляет их /с помощью/ самостоятельно после замечания учителя;

  • не всегда может достаточно убедительно обосновать свое суждение;

  • допускает отдельные погрешности в речевом оформлении ответа.

Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных теоретических положений, но:

  • излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий и при формулировке определений;

  • не может обосновать свои суждения и привести необходимые примеры;

  • допускает в ответе ошибки.

Оценка «2» ставится, если студент обнаружил незнание большей части материала:

  • при формулировке определений искажает их смысл;

  • излагает материал беспорядочно и неуверенно;

Отметки «5», «4», «3» могут быть поставлены студентам, как за единовременный ответ, так и за ответ, рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных в процессе занятий


ОЦЕНКА ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ


Оценка «5» ставится, если студент чисто интонирует, уверенно знает текст произведения, владеет навыками дирижирования, выразительно исполняет произведения.

Оценка «4» ставится, если студент чисто интонирует, но допускает некоторые неточности при исполнении произведения, которые может исправить после замечания учителя

  • допускает отдельные погрешности в знании произведения, в дирижерских жестах.

Оценка «3» ставится, если студент не всегда точно интонирует, но знает текст песни

  • допускает ошибки в дирижерских жестах;

  • исполняет произведения маловыразительно и малограмотно.

Оценка «2» ставится, если студент не интонирует, не знает большую часть произведения, допускает большое количество ошибок в тексте, в дирижерских жестах.


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ


Оценка «5» ставится за работу, в которой нет ошибок и не более 2-х недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее 75% заданий, работа выполнена методически грамотно.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий, имеются некоторые методические ошибки.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий, работа выполнена методически безграмотно.


Оценка за семестр ставится в форме «зачет» или «незачет» и основывается на текущих оценках, полученных за семестр.

«Зачет» ставится в том случае, если студент имел в течение семестра положительные оценки, и показывал знания, соответствующие оценкам «5», «4», «3».

«Незачет» ставится в том случае, если учащийся обнаружил полное незнание и непонимание материала, а большинство текущих ответов, оценка за контрольный урок соответствовали оценке «2».





ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


  1. Кабалевский «Программа по музыке». М. 1990 г. (1-3 кл.).

  2. «Хрестоматия по музыке в общеобразовательной школе». (1-4 кл.).

  3. Казакова Т. «Стандарты музыкального образования: содержание, требования, уровни». ВОИПКПРО. Воронеж, 1997 г.

  4. Журнал «Начальная школа» №2 – 1992 г.; №1 – 1999 г.; №3 – 1999 г.

  5. «Музыка» 4 кл.

  6. «Гармошечка – говорушечка». Музыкально – литературные композиции. М. 1982 г.

  7. «Звездочка» – песни и хоры для детей.

  8. В Шаинский «Песни для детей».

  9. «Если с другом вышел в путь» – песни для детей.

  10. «Праздники и развлечения в детском саду». Ярославль, 1998 г.

  11. «Улыбка» – популярные песни из детских мультфильмов и телепередач.

  12. Ю. Чичков «Школьный праздник».

  13. Вихарева «Осенняя пора».

  14. «Люди идут по свету» – сборник туристских песен.

  15. «Русские узоры».

  16. «Большой секрет для маленькой кампании» – песни С. Никитина на стихи Ю. Мориц.

  17. «Поют пионерские горны».

  18. А. Гнездилов «Удивительная эта страна». Воронеж, 1997 г.

  19. «Детские песни». Москва, 1996 г.

  20. Т. Казакова «Приложение к программе по музыке», ВОИПКПРО, 1997 г.

  21. «Поем, играем, сочиняем». Перцовская, Санкт-Петербург, 1997 г.

  22. «Встречаем праздник». Москва, 1982 г.

  23. «Наши праздники», Киев, 1981 г.

  24. «Здравствуй, Новый год!», Москва, 1985 г.

  25. «Среди нехоженых дорог, одна – моя». Сборник туристских песен. М., 1989 г.

  26. «Наполним музыкой сердца». Антология авторской песни. Москва, 1989 г.

  27. И. Космачев «Здравствуй, детство». Москва, 1984 г.

  28. «С песней весело шагать». Популярные песни для маленьких. М., 1988 г.

  29. «Разноцветный мир». Центр духовного возрождения Черноземного края.

  30. Г. Гладков «Бременские музыканты и другие». Москва, 1999 г.

  31. «Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников». Автор – составитель В. Радин, Волгоград, 2000 г.

  32. «Са-фи-данс». Ж. Фирелина, В. Сайкина, Санкт-Петербург, 2000 г.

  • фонозаписи произведений русских и зарубежных композиторов, народной и духовной музыки;

  • плакаты;

  • музыкальные инструменты /профессиональные и детские/.







Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 2006

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Академия, 2004

3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002



Дополнительные источники:


1. Алиева В.В., Науменко Т.И. Музыка. Поурочные планы. 1 – 4 классы / Авт.-сост. В.М. Самигуллина. – Волгоград: Учитель, 2006

2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2000

3. Изместьева Ю.Д. Музыка. Поурочные планы. 4 класс. – Волгоград: Учитель_АСТ, 2004

4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Программы общеобразовательных учреждений Музыка /. – М.: Просвещение, 2004

5. Музыка. Поурочные планы по программе Крицкой Е.Д. / Авт.-сост. Н.В. Новодворская. – Волгоград: Торговый дом Корифей, 2006

6. Музыка. Поурочные плавны. 1 – 4 классы / Авт.-сост. Ю.Д. Изместьева. – Волгоград: Торговый дом Корифей, 2005

7. Музыка. 1 класс. Поурочное планирование уроков музыки (Программа Д.Б. Кабалевского) / Сост. Ю.Д. Изместьева. – Волгоград: Торговый дом Корифей, 2006

8. Музыка. 3 класс. Оурочные планы (по программе Э.Б. Абдуллина, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендровой, И.В. Кадобновой, Е.Д. Крицкой, Г.П. Сергеевой, В.С. Тарасова под научным руководством Д.Б. Кабалевского) / Авт.-сост. Т.С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2010

9. Усачёва В.О., Школяр В.В. Музыка. 1 класс. Поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство / Авт.-сост. Самигуллина В.М. – Волгоград: Учитель, 2008


Интернет-ресурсы:


  1. Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа". Форма доступа: http://nsc.1september.ru/ 

  2. Детский портал «Солнышко». Форма доступа: http://www.solnet.ee/