Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы руководитель МО
_____________(Щербинин В.А.) ___________(Урапина Т.М.)
«___»_____________2015 г. «___»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Изобразительное искусство»
основного общего образования
9 класс
35 часов, 1 час в неделю
Учитель высшей категории
Борисова Елена Александровна
Пояснительная записка.
Программа «Изобразительное искусство» для 9 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазина «Изобразительное искусство. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 77 с.»
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачами курса являются:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основе программы - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Формирование художественных знаний, умений и навыков
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:
• формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;
• понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусствах;
• формирование художественно-творческой активности.
Результаты освоения курса изобразительного искусства в 9 классе
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; осознание ответственности человека за общее благополучие;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
Исследовательские и проектные умения,
коммуникативные универсальные умения;
регулятивные универсальные учебные умения.
Предметные результаты освоения курса
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;
систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведений художников с музыкальными и литературными произведениями;
самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;
использовать изобразительные знания, умения и навыки применительно к другим учебным предметам.
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
1. Изобразительное искусство. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.5-9 классы / авторы: С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. - М.: Дрофа, 2013.
2. Учебник «Искусство.Изобразительное искусство»9 кл.: учебник/С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. – М.: Дрофа, 2014г.