СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса "В мире книг" (Л.А.Ефросинина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе автоской программы 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса "В мире книг" (Л.А.Ефросинина)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №11"

г. Сергиев Посад



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №11

_______________ В.Н.Варенова

« » 2017 г.

Приказ от « » 2017 г.



Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«В мире книг»

для 4 Г класса

базовый уровень

2017 / 2018 учебный год




Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг»,4 класс , М.: «Вентана-Граф», 2013г.




Разработчик программы Прядко Наталия Андреевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории.



2017 г.

Планируемые результаты изучения программы



Метапредметные:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;


Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и ис­торию России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационально­го российского общества; становление гуманистических и демо­кратических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на ре­зультат, бережному отношению к материальным и духовным цен­ностям.


Содержание курса


Данная программа рассчитана на 34 ч, 1 час в неделю.

Авторская программа используется без изменений.

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание учебной темы

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности

Страницы старины седой

4


Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».


Экскурсия в типографию или книжный магазин.


Крупицы народной мудрости

4

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в раз­ных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, эн­циклопедии).

Проект «Pycь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Pyсь великая в пословицах и поговорках».

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по­стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.


Проект «Pycь великая в пословицах и поговорках»

Мифы народов мира

2

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т.д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги Стрелка И ».



Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели сказочники

3

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники.

Библиографические справки о писателях -сказочниках (проектная деятельность).


«Книги, книги, книги…»

4

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».


Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.


Книги о детях и для детей

3

Дети - герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Вы­ставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».



Словари, справочники, энциклопедии

3

«Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объ­ясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.


Родные поэты

3

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».


Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Heкpaсов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».


Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге

Мир книг

4

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон- Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «B гостях у Сетон- Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «Oт кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.



ИТОГО

34




Календарно – тематическое планирование

п/п

дата

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Использование учебно- лабораторного оборудования

план

факт



Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги сборники.

Познакомиться с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси.

Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев.




Книги древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.




Библия. Библейские предания.




Экскурсия в краеведческий музей. «Аз да буки, а потом науки».




Героические песни о героях России. Песня слава.




Русь великая в произведениях фольклора.




Книга сборник С Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А. В. Суворове.




День народного единства: презентации о героях России.

Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда.

Собирать информацию для библиографической справки об авторе; составлять таблицу жанров произведений писателя.




Мифы народов мира. Книги сборники.

Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев.

Различать фольклорные и авторские произведения.




Мифологические герои.




Мир сказок: сказки народные и авторские.




Книги со сказками русских писателей – классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк - Горбунок».




Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег», и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.




Библиографический справочник: справки о писателях- сказочниках. Энциклопедии и книги- справочники.

Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги.

Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки.

Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде.




Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.




Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Библиотеки родного города.




Книга. Типы книги. Справочный аппарат книги.




Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы».

Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен.

Инсценирование басен.




Дети- герои книг писателей 19 века.

Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам.

Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности.

Осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении.




Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Н..Мамине- Сибиряке, А. Куприне и др.




Конкурс- кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу- сборник писателей- классиков.




«Хранители слов»- словари. Выставка словарей. Игра- конкурс «Объясни слово».

Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач.

Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной).




Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.




Игра «100 вопросов Почемучек».

Выполнять поисковую работу по проекту; презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу.

Готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения.




Книги- сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.




Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, выделять паузы и логические ударения, обращать внимание на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение.




Конкурс «Читаем стихотворения о Родине и родной природе».




Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

Выполнять поисковую работу по проекту.

Презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу; готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения.




Встреча с корреспондентом местной газеты.

Готовить материал для классной и школьной газеты.




Детские газеты и журналы.

Использовать умение читать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов рассматривать и читать детские газеты и журналы.

Находить нужную информацию в газетах и журналах.

Собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала». Пользоваться электронными газетами и журналами.




Творческая работа: отзыв о книге.




Книги о детях Е Ильина «Четвёртая высота».




Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?».




Итоговое занятие. Игра «В мире книг».


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР

от «___»_____________2017г. _____________О.В.Фадеева

протокол №_________ «____»_________________2017г.