СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку «Занимательная грамматика» для 2 класса начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности   по русскому языку «Занимательная грамматика» для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку «Занимательная грамматика» для 2 класса начального общего образования»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Выезжелогская основная общеобразовательная школа»




Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол №____ от

«_____» __________2014 год

Согласовано: Заместитель директора школы по УВР

________________ С.В.Зуева

«_____» __________2014 год

Утверждаю: Директор школы___________ В.Л. Додышева Приказ от «____» ____ 2014 год № ________________




Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе

по русскому языку «Занимательная грамматика»

для 2 класса начального общего образования


Учитель начальных классов

Цикунова Ирина Федоровна

I квалификационная категория





д. Выезжий Лог

2014 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная грамматика» для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Общая характеристика предмета

Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Особенности программы «Занимательная грамматика»

1 кл. «Путешествия по Стране Слов»

2кл. «Секреты орфографии»

3кл. «Занимательное словообразование»

4кл. «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. В 1 кл. – 33ч, во 2-4 кл. – по 35 часов. Итого 138 часов.



Ценностные ориентиры курса

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса

знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.

  • Признаки согласных и гласных звуков.

  • Состав слова.

  • Признаки родственных слов.

  • Виды пересказа.

уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

  • Разбирать слова по составу.

  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

  • Писать НЕ с глаголами.

  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

  • Составлять рассказы по картинке.

  • Пересказать текст.

Содержание занятий.

Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.) Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.) Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 - 5. Меня зовут Фонема.(2 ч.) Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 7. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.) Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 8. «Ошибкоопасные» места. (1 ч.) «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 9. Тайны фонемы.(1 ч.) Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 10 – 11. Опасные согласные. (2 ч.) Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 12 - 13. На сцене гласные.(2 ч.) Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 14 - 15. «Фонемы повелевают буквами».(2 ч.) Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Когда ь пишется, а когда не пишется? (1 ч.) Игры со словами с ь . Тренировочные упражнения.

Тема 17 Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.) Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 18 - 19. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.) Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(1 ч.) Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.) Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.) «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.) Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 25. Поговорим обо всех приставках сразу.53ч.) Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 26-27. Слова – «родственники».(2 ч.) Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(3ч.) Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.) Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33 - 34. «Пересаженные» корни.(2 ч.) Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 35. Итоговое занятие.(1ч.)

Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Дата проведения

план

факт

1

Как обходились без письма?

1

Заучивание песенок – «напоминалок».

Личностные: восприятие человека человеком

Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации

Коммуникативные: формирование конструктивных способов

взаимодействия с окружающими людьми.

Регулятивные: формирование умения общаться.



2

Древние письмена.

1

Познакомиться с рисуночным письмом.



3

Как возникла наша письменность?

1

Познакомиться с финикийским и гречески алфавитом.



4-5

Меня зовут Фонема.

2

Знать звуки-смыслоразличители.

Личностные: восприятие человека человеком

Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации

Коммуникативные: формирование конструктивных способов

взаимодействия с окружающими людьми.

Регулятивные: формирование умения общаться.



6-7

Для всех ли фонем есть буквы?

2

Знать твёрдые и мягкие фонемы.



8

«Ошибкоопасные» места

1

Развивать орфографическую зоркость

Личностные: восприятие человека человеком

Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации

Коммуникативные: формирование конструктивных способов

взаимодействия с окружающими людьми.

Регулятивные: формирование умения общаться.



9

Тайны фонемы

1



10-11

Опасные согласные

2

Заучивание песенки - «запоминалки».



12-13

На сцене гласные

2

Уметь ставить ударение

Личностные: восприятие человека человеком

Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации

Коммуникативные: формирование конструктивных способов

взаимодействия с окружающими людьми.

Регулятивные: формирование умения общаться.



14-15

«Фонемы повелевают буквами»

2

Учиться разгадывать ребусы.




16

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

Заучивание песенок – «напоминалок».



17

Ваши старые знакомые

1

Заучивание песенок – «напоминалок».



18-19

Правила о непроизносимых согласных

2

Заучивание песенок – «напоминалок».

Личностные: восприятие человека человеком

Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации

Коммуникативные: формирование конструктивных способов

взаимодействия с окружающими людьми.

Регулятивные: формирование умения общаться.



20

Волшебное средство – «самоинструкция»

1

Знакомство с термином «самоинструкция». Знать правила составления самоинструкции.



21

Память и грамотность.

1

Знать смыслиночки» окончания.



22

Строительная работа морфем

1

Личностные: восприятие человека человеком

Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации

Коммуникативные: формирование конструктивных способов

взаимодействия с окружающими людьми.

Регулятивные: формирование умения общаться.



23

Где же хранятся слова?

1

Знать как найти слово в словаре.



24-25

Поговорим о всех приставках сразу

2

Знать опасные согласные в приставках.



26-27

Слова – «родственники»

2

Знать секреты родственных слов.



28-30

Кто командует корнями?

3

Знать чередование гласных в корне.

Личностные: восприятие человека человеком

Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации

Коммуникативные: формирование конструктивных способов

взаимодействия с окружающими людьми.

Регулятивные: формирование умения общаться.



31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

2

Уметь находить корень и знать главное правило.



33-34

«Пересаженные» корни

2

Знать откуда пришли знакомые слова.



35

Итоговое занятие

1






Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  2. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996

  5. Журналы: “Начальная школа”.



21