В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса автора А.В.Перышкин «Физика. 7 класс», издательство «дрофа». Москва. 2012 год
Учебно-методический комплект входит в федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует государственному стандарту основного общего образования (5-9 кл.)
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программапо физике для 7 класса, учебник А.В. Перышкин, 68 часов за год»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы Борецкая М.В.
Приказ
СОГЛАСОВАНО
Руководитель Методического совета _
расшифровка подписи
Протокол _
Рабочая программа
по _____физике________
наименование предмета
в __7__ классе
_______________Журавлевой Светланы Викторовны______________
ФИО учителя
2014/2015 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса автора А.В.Перышкин «Физика. 7 класс», издательство «дрофа». Москва. 2012 год
Учебно-методический комплект входит в федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует государственному стандарту основного общего образования (5-9 кл.)
На изучение физики в 7 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 часов. 2014-15 учебный год составляет 34 недели по решению Педагогического совета школы пр.№__ от __.__.2014
Тематическое планирование
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов | Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ |
1 | 2 | 3 | 5 |
1 | Физика и физические методы изучения природы | 5 (из 6) | К.р.-0 Л.р.-1 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | - |
3 | Взаимодействие тел | 22 | К.р.-2 Л.р.-4 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 19 | К.р.-1 Л.р.-2 |
5 | Работа и мощность. Энергия | 16 | К.р.-1 Л.р.-2 |
6 | Физика и физические методы изучения природы | 1(из 6) | |
| Всего: | 68 | К.р.-4 Л.р.-9 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока | Что пройдено на уроке. Тема урока | Демонстрации | Содержание из государственного стандарта | Дата | Домашнее задание §§ |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| I четверть | | | | |
Физика и физические методы изучения природы (5ч) | | | |
1.1 | Физика – наука о природе. Наблюдения описание физических явлений. Физический эксперимент и физическая теория. | Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. | | | §1-3 №5,12 |
2.2 | Физические величины и их измерения. Лабораторный опыт «Измерение длины». Физические модели | | Измерение физических величин. | | | §4 |
3.3 | Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические приборы. Лабораторный опыт «Измерение температуры» | Физические приборы | Погрешности измерений Международная система единиц. Физические законы. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени. | | | §5 №30 |
4.4 | Лабораторная работа № 1 "Определение цены деления шкалы измерительного прибора (мензурки)" | | | | | |
5.5 | Физика и техника. | | Роль физики в формировании научной картины мира. | | | §6 |
| Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч) | | | | | |
1. 6 | Строение вещества. Молекулы. | | Строение вещества. | | | §7-8 |
2.7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. (Транспорт веществ в организме человека. Осмос) | Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. | Броуновское движение. Диффузия. Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества. Объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества. | | | §9 Задание2 на стр23 |
3.8 | Взаимодействие частиц вещества. | Сцепление свинцовых цилиндров | Взаимодействие частиц вещества. | | | §10 |
4.9 | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей | Сжимаемость газов. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. | | | §11, 12 |
5.10 | Повторительно-обобщающий урок «Строение вещества» | | | | | §7-12, №87 |
Взаимодействие тел (22 ч) |
1.11 | Механическое движение. Прямолинейное равномерное движение. Неравномерное движение. Относительность движение. Траектория. Путь. | Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения | Механическое движение. Относительность движения. Путь. Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел. | | | §13, 14 |
2.12 | Скорость равномерного и прямолинейного движения. Единицы скорости. Лабораторный опыт «Измерение скорости равномерного движения». | | Скорость. | | | §15 Упр4(1-3) |
3.13 | Решение задач на расчет пути и времени движения. | | | | | §13-15 №149, №137 |
4.14 | Графики зависимости пути и скорости от времени. Лабораторный опыт «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении» | | | | | §16 №145 №149 |
5.15 | Явление инерции. Решение задач на движение | Явление инерции | Инерция. | | | §17 №171-173 |
6.16 | Взаимодействие тел. | Взаимодействие тел | Взаимодействие тел. | | | §18 №216 №222 |
7.17 | Масса тела. Единицы измерения массы. Методы измерения массы. | | Масса. | | | §19, 20 Упр6(3) |
8.18 | Лабораторная работа №2 «Измерение массы». | | | | | |
II четверть
9.19 | Плотность вещества. Методы измерения плотности. | | Плотность. | | | §21 Упр7(3,4) |
10.20 | Лабораторная работа №3 «Измерение объёма тела и плотности вещества твёрдого тела». | | | | | §21 №257,258 |
11.21 | Лабораторная работа №4 «Измерение объёма и определение плотности жидкости». | | | | | §21 №272,282 |
12.22 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | | | | | §22 №242,270 №257 |
13.23 | Контрольная работа по теме "Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества" | | | | | |
14.24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы тяжести от массы» | | Сила. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. | | | §23, 24 Упр8(4) |
15.25 | Сила упругости. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жёсткости» | Зависимость силы упругости от деформации пружины. | Сила упругости. | | | §25 №359,360 |
16.26 | Вес тела. Невесомость. | Невесомость | Свободное падение. Вес тела. Невесомость. | | | §26 |
17.27 | Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | | | | | §27 Упр9(4,5) №366,367 |
18.28 | Динамометр. Лабораторная работа № 5. "Измерение силы динамометром" Методы измерения силы | | | | | §28 Упр10(1,2) |
19.29 | Правило сложения сил. Лабораторный опыт «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу». | Сложение сил. | Сложение сил. | | | §29 Упр11(1,2) |
20.30 | Сила трения. Лабораторный опыт «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения». | Сила трения. | Сила трения. | | | §30, 31 |
21.31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил». | | | | | §23-31 |
22.32 | Контрольная работа «Сила. Равнодействующая сил» | | | | | |
III четверть |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч) |
1.33 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры | Давление. Наблюдение и описание передачи давления жидкостями и газами. | | | §33-34 Упр12(3,4) |
2.34 | Давление газа. Лабораторный опыт «Зависимость давления от объёма при постоянной температуре». | | | | | §35 №452,453 |
3.35 | Закон Паскаля. Обобщение темы «Давление. Закон Паскаля». | Закон Паскаля | Закон Паскаля. | | | §33-37 №468 |
4.36 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | | Объяснение явлений на основе законов законов- Паскаля | | | §38 №520,521 |
5.37 | Решение задач на расчёт давления. | | | | | №523,524 |
6.38 | Сообщающиеся сосуды. | | | | | §39 |
7.39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах. | Обнаружение атмосферного давления | Атмосферное давление. | | | §40-41 №528 | |
8.40 | Опыт Торричелли. Барометр-Анероид. | Измерение атмосферного давления барометром-анероидом | | | | §42, 45 Упр21 | |
9.41 | Манометр. Методы измерения давления | | | | | §43 | |
10.42 | Решение задач на расчёт давления. | | | | | §36-45 №419,423 | |
11.43 | Гидравлические машины. | Гидравлический пресс | Гидравлические машины. | | | §46-47 №499,460 №521 | |
12.44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда. | Закон Архимеда | Закон Архимеда. | | | §48-49 Упр24(3,4) | |
13.45 | Лабораторная работа №6 «Измерение Архимедовой силы» | | Наблюдение и описание плавания тел Объяснение этих явлений на основе законов- Архимеда. | | | | |
14.46 | Условие плавания тел. Плавание судов. | | Условие плавания тел. | | | §50-51 №642,647 | |
15.47 | Решение задач на определение архимедовой силы. | | | | | №633,634 626,627 | |
16.48 | Лабораторная работа №7 «Изучение условий плавания тел» | | | | | | |
17.49 | Воздухоплавание. Решение задач. | | | | | §52, упр27 №659 | |
18.50 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | | | | | §33-52 №629,642 | |
19.51 | Контрольная работа по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | | | | | | |
| Работа и мощность. Энергия. (16 ч) | | | | | | |
1.52 | Работа. Единицы механической работы | | Работа. | | | §53 Упр20 №667,673 | |
IV четверть | |
2.53 | Мощность. Лабораторный опыт «Измерение мощности» | | Мощность. | | | §54 Упр29(5,6) | |
3.54 | Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе. | Простые механизмы | Простые механизмы. Практическое применение физических знаний для использования простых механизмов в повседневной жизни. | | | §55, 58 | |
4.55 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел | | Условия равновесия тел. | | | §56 №752,742 | |
5.56 | Момент силы. Лабораторный опыт «Нахождение центра тяжести плоского тела». | | | | | §57 №751 | |
6.57 | Лабораторная работа №8 «Исследование условия равновесия рычага» | | | | | | |
7.58 | Применение законов рычага к блоку. | | | | | §59 | |
8.59 | «Золотое» правило механики. | | | | | §60 Упр31(1,2) | |
9.60 | Коэффициент полезного действия. Решение задач. | | Коэффициент полезного действия | | | §61 №791 | |
10.61 | Решение задач на расчёт КПД. | | | | | №972 | |
11.62 | Лабораторная работа №9 «Вычисление КПД наклонной плоскости». | | | | | повт§61 | |
12.63 | Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Методы измерения энергии, работы и мощности. Лабораторный опыт «Измерение кинетической энергии тела» | Изменение энергии тела при совершении работы | Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. | | | §62,63 №752 | |
13.64 | Превращение энергии. Закон сохранения механической энергии. Лабораторный опыт «Измерение изменения потенциальной энергии тела» | Превращения механической энергии из одной формы в другую | | | | §62-63 №810,820 | |
14.65 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Механическая энергия». | | | | | | |
15.66 | Контрольная работа «Работа и мощность» | | | | | | |
16.67 | Роль математики в развитии физики | | | | | | |
| Физика и физические методы изучения природы (1ч) | | | | | | |
68 | Физика и развитие представлений о материальном мире | | | | | | |
Анализ выполнения Программы
Параметры | Учебный период |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
| Кол-во часов | % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Кол-во часов по программе | | | | | | -- |
Проведено фактически | | | | | | |
Разница в часах | | | | | | |
Причины | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Выполнение программы | | | | | |
Дата заполнения | -- | | | | |
Подпись учителя | -- | | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики в 7 классе ученики должны
знать/понимать |
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия; смысл физических законов: Архимеда, Паскаля |
уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; рационального применения простых механизмов; контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире. Литература Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы. ,http://www.edu.ru Образовательный стандарт основного общего образования по физике,http://www.edu.ru О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана, «Вестник образования» №2, 2005г Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Физика. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003 Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2004 Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006 Гутник Е.М. Физика 7-9 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7-9 кл.» / Под ред. Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2001 Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7-11 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002 Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты 7-9 кл: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001 Кореневская О.В. Физика. 7 класс: Доклады, рефераты, сообщения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006 Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2001 Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7-9 кл.: Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2001 Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005 Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания: Книга для учителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 Милюкова Н.Ю. Я иду на урок физики: 7 класс. Части 1-3: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000 Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова. – М.: Экзамен, 2006 Мокрова И.И. Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. ПЕрышкина «Физика. 9 класс», Части 1, 2 / Сост. И.И. Мокрова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003 Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 7-8 классы. – М.: Вербум-М, 2001 Перышкин А.В. Физика. 7, 8, 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002 Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7, 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003 Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. / Под ред. Ю.И. Дика, В.А. Коровина. – М.: Дрофа, 2001 Справочник школьника. Физика. – М.: Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ-С», 1995 Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7, 8 класс. Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2001 Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие / Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский, Н.В. Нурминская. – М.: Дрофа, 2001 |