СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа"Дагестанская литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа может быть использована другими образовательными учреждениями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа"Дагестанская литература"»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям

34.02.01 Сестринское дело, 32.02.02. Акушерское дело

утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №502 от 12.05.2014 г.












Разработчики:

Багомедова З.Я., Алибекова З.А., Динмагомедова Д.М.,

преподаватели ГБПОУ РД «Каспийское медицинское училище им.А.Алиева»













Содержание


Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Родная литература» ………………………………………….3


Структура и содержание учебной дисциплины ………………………………………………………………………7


Условия реализации рабочей программы …………………………………………………………………………….15


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ……………………………………………………………...16

















  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 32.02.02 Акушерское дело.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования.

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОУД.13 «Родная литература» относится к циклу «Общеобразовательные учебные дисциплины» основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 32.02.02 Акушерское дело.

    1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Изучение родной литературы направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • поэтапное, последовательное закрепление сформированных за предыдущие годы учёбы в школе умений осмысленно читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);

  • использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Курс дагестанской литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по дагестанской литературе

Личностные результаты:

  • воспитание российской и дагестанской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Дагестана;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Дагестана;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального дагестанского общества;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Дагестана, России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в обществе;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Дагестана, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям дагестанской литературы и культуры;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

  • умение интерпретировать литературные произведения в ходе знакомства с ними;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа; самостоятельной работы обучающегося 22 часа.


Структура и содержание учебной дисциплины


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

86

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета










2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Родная литература

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Раздел 1. Введение.



Тема 1.1.

Литература народов Дагестана средневековой эпохи и первой половины ХIХ века.

Содержание учебного материала

2


2

1. Литература народов Дагестана средневековой эпохи и первой половины ХIХ века.

Теоретические занятия

2

Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию).

1

Тема 1.2.

Устное народное творчество Дагестана.


Содержание учебного материала

2


2

1.Пословицы и поговорки народов Дагестана.

2.Сказки народов Дагестана: «Дубинка сильных», «Охотник и его чарыки».

Теоретические занятия

2

Самостоятельная работа обучающихся .Прочитать сказку (на выбор).

1

Тема 1.3.

Героико-исторические и эпические песни народов Дагестана.


Содержание учебного материала

2


2

1.Героико-исторические и эпические песни народов Дагестана.

2.«Сражение с Надир-Шахом. «Парту-Патима»

Горския баллада «Султан-Ахмед младший».

Теоретические занятия

2

Самостоятельная работа обучающихся Прочитать произведение (на выбор).

1

Раздел 2

Литература народов Дагестана новой эпохи (вторая половина ХIХ-начало ХХ века).



Тема 2.1.

Литература народов Дагестана новой эпохи (вторая половина ХIХ-начало ХХ века).

Содержание учебного материала

2

2

1. Литература народов Дагестана новой эпохи (вторая половина ХIХ-начало ХХ века).

2. Саид из Кочхюра «Проклятье Мурсал-хану»

3. Патимат Кумухская «Патимат пишет Маллею»

4. Абдулла Омаров. Картина жизны и быта Дагестанского народа в очерке «Как живут лаки».

Теоретические занятия

2

Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию)

1

Тема 2.2.

Омарла Батырай. Мунги Ахмед.

Содержание учебного материала

2

2

1. Омарла Батырай. Сведения из биографии.

2.Жанровое своеобразие стихотворений «О любви», «О герое»,

«О жизни».

3. Мунги Ахмед. Художественный анализ стихотворения «Да погибнет этот мир».

Теоретические занятия

2

Самостоятельная работа обучающихся .Выучить стихотворение (на выбор).

1

Тема 2.3.

Ирчи Казак.

Содержание учебного материала

2

2

1. Жизнь и творчество.

2. «Дружи с отважным», «Из сибирских писем», «Удача»

Теоретические занятия

2

Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию)

1

Тема 2.4. Етим Эмин

Содержание учебного материала

2

2

1. Жизнь и творчество.

2. Стихотворение «В смятенье мир».

Теоретические занятия

2

Самостоятельная работа обучающихся (Выучить стихотворение «В смятенье мир).

1

ИТОГО

14


Раздел 1.

Литература народов Дагестана нового времени (начало ХХ века).



Тема 1.1. Литература народов Дагестана нового времени (начало ХХ века).


Содержание учебного материала

2

2

1. Махмуд. «Земной праздник» «Письмо из казармы».

2. Расул Гамзатов «Махмуд, хоть век недолгий твой ».

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся .Прочитать произведение (на выбор).

1

Раздел 2.

Литература новейшего времени.



Тема 2.1.

Литература новейшего времени.

Содержание учебного материала

2

2

1. Развитие литературы народов Дагестана в 1917-1945 годах.

2. Гамзат Цадаса Сведения из биографии.

3.«Песня сестер», «Что такое Москва по сравнению с нашим аулом».

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию).

1

Тема 2.2.

Абуталиб Гафуров.

Содержание учебного материала

2

2

1.Абуталиб Гафуров. Сведения из биографии.

2. Анализ произведения «Возвращение с войны».

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся.Прочитать рассказ «Возвращение с войны».

1

Тема 2.3.

Сулейман Стальский.

Содержание учебного материала

2


2

1. Сулейман Стальский. Жизнь и творчество.

2. «Рассказ о себе».«Соловей», «Судьи»,«Стихи о Харчевне».

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся .Выучить стихотворение на выбор.

1

Тема 2.4.

Эфенди Капиев

Наталья Капиева

Содержание учебного материала

2



2

1. Эфенди Капиев «Поэт», «Разговор о поэзии».

2. Наталья Капиева «Жизнь, прожитая набело».

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся ((выучить лекцию).

1

Тема 2.5.

Урок развития речи

Содержание учебного материала

2


2

1. Подготовка к сочинению-рассуждению.

2. Р.р Сочинение-рассуждение Э.Капиев «Фронтовые записи».

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся .Написать сочинение

1

Раздел 3.

Послевоенная литература (1945 – 1960 годы).



Тема 3.1.

Послевоенная литература (1945 – 1960 годы).

Содержание учебного материала

2



1. Послевоенная литература (1945 – 1960 годы).

  1. Обзор дагестанской литературы 1945 – 1960 годов ХХ века.

  1. Литературная критика.

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию).

1

Тема 3.2.

Абуталиб Гафуров.

Содержание учебного материала

2

2

1. Абуталиб Гафуров. Биографическая справка.

2.Стихотворение «Песенка кустаря».

3. Тема природы в стихотворении «Горы».

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся.Анализ стихотворения «Горы».

1

Тема 3.3.

Аткай Аджаматов. 

Содержание учебного материала

2

2

1.Биографическая справка. «Я горжусь».

2.Художественные особенности, своеобразие повести. Образ матери.

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся.Анализ повести.

1

Тема 3.4.

Абумуслим Джафаров. 

Содержание учебного материала

2

2

1. Основоположник табасаранской советской литературы.

2. Основная тема поэмы «Тайна Дюрка.

3. Характеристика главных героев. Сюжетные линии поэмы, особенности её композиции.

Самостоятельная работа обучающихся. Анализ поэмы.

1

Раздел 4.

Литература народов Дагестана 60-х - 80-х годов.



Тема 4.1.

Обзор дагестанской литературы 1961 – 1991 годов.

1. Кияс Меджидов. Жизнь и творчество.

2

2

2. Жанр романа. «Сердце, оставленное в горах».

3. История любви как основа сюжета. Судьба русского врача Антона Ефимова Никифоровича

Самостоятельная работа обучающихся.Прочитать роман « Сердце, оставленное в горах».

1

Тема 4.2.

Хизгил Авшалумов

Содержание учебного материала

2

2

1. Хизгил Авшалумов. Очерк жизни и творчества.

  1. «Встреча у родника». Сатирические нотки рассказа.

«Фамильная арка» (Трагедия одной красавицы).

3. Художественные и композиционные особенности романа.

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся.Анализ рассказа «Фамильная арка»

1

Тема 4.3.

Расул Гамзатов. 

Содержание учебного материала

2

2

1. Расул Гамзатов. Очерк жизни и творчества.

2. «Журавли». Тематика произведения. Сопоставительный анализ стихотворения и текста песни.

3. Поэма «Горянка». Острота вопроса о положении женщины-горянки. Роль лирических отступлений автора. Изобразительно-выразительные средства языка произведения.

Теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема4.4

Юсуп Хапалаев.

Содержание учебного материала

2


1. Ю. Хапалаев. Жизнь и творчество..


2. Жанровая разновидность стихотворений.


Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема 4.5

Ахмет-хан Абу-Бакара.


Содержание учебного материала

2


1. Творческий путь А. Абу-Бакара. Проблематика раннего творчества.


  1. Лирическая проза писателя.


  1. Повесть "Белый сайгак". Тематика произведения. Поэтические страницы, воспевающие ногайские степи.

Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема 4.6

Рашид Рашидов.

Содержание учебного материала

2


1 Р.Рашидов .Жизнь и творчество.


2.Тематика поэзии Р.Рашидова


Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема4.7

Муталиб Митаров.

Содержание учебного материала

2


1. Муталиб Митаров. О поэте.


2. Лирический герой стихотворения «Пленник природы».


3.Автобиографический характер произведения «Баллада о хлебе»


Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема 4.8

Фазу Алиева .

Содержание учебного материала

2


1. Ф. Алиева. Жизнь и творчество.


2. "Роса выпадает на каждую травинку".


3. Трилогия о женщинах – это новеллы, связанные общей сюжетной линией.

Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема 4.9

Бийке Кулунчакова.

Содержание учебного материала

2


1. Бийке Кулунчакова. Очерк жизни и творчества. «Письмо».


2. Особенности композиции рассказа. Образ Олмес.


Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема 4.10

Кадрия–талантливая ногайская поэтесса.

Содержание учебного материала

2


1. Биография Кадрии.


2. Лирический герой ее поэзии. «Легенда о любви» Трагичность судеб главных героев. Гимн высокому человеческому чувству.


Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Раздел 5

Постсоветская литература (1991 – 2009 годы).




Тема5.1

Магомед Ахмедов.

Содержание учебного материала

2


1. Магомед Ахмедов. О поэте.


2.«Вчерашнее»,«Окружение».

Тематическое разнообразие стихотворений.


Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема5.2

Газимагомед Галбацов. О писателе. Смысловое содержание притч «Люди», «Хлеб».

Содержание учебного материала

2


1. Биографическая справка.


2.Очерк жизни и творчества. Роль диалога в композиции стихотворения «Когда в страсти покорной...».


3.Философский смысл стихотворения «Ночью, как отрады дуновенье...».


Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема5.3. Новописьменные литературы.


Содержание учебного материала

2


1. Агульская литература.


2.Камалдин Ахмедов. «Тишина». Средства выразительности стихотворения.


3.Гусейни Малагусейнов «На берегу». Образ природы в стихотворении


Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема5.4

Рутульская литература.


Содержание учебного материала

2


1.Кор–Раджаб Шикесде. Соблюдение правил традиционной гошмы в стихотворениях «Какая несчастливая поездка!», «У старожилов новый человек...».


2. Гаджи – Юсуф Меджидов. «Я умру...», «Как не пожалеть». Философские мотивы в творчестве поэта.


Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема 5.5.

Цахурская литература.

Содержание учебного материала

2


1. Селим Джафаров. Разнообразие тематики стихотворений «Нефть», «Овцы».


2. Нурахмед Рамазанов. «Пастушья сумка». Метафоричность стихотворения.



Теоретические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

1


Итого

50ч


Зачет


























3. Условия реализации учебной дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Классная доска 1

  2. Стол для преподавателя 1

  3. Стул для преподавателя 1

  4. Столы ученические 17

  5. Проектор 1

  6. Стулья ученические

  7. Шкафы 1

Наглядные средства обучения

  • Портреты писателей


3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов

Основные источники:

  1. Учебники: Дагестанская литература:









4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется через текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Результаты обучения (освоенные умения, знания)


личностных:

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-эстетическое отношение к миру;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернетресурсов и др.);


метапредметных:

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


предметных:

-сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

-сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

-сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.









Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Предваряющий (входной) контроль - беседа.


Текущий контроль - беседа,

ответы на проблемные вопросы,

индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная),

чтение (выразительное, наизусть, комментированное),

конспектирование, работа с таблицами, составление планов (тезисный, цитатный),

сочинение,

подготовка докладов и реферативных сообщений,

изложение,

тесты.

Периодический (этапный, рубежный) контроль - контрольная работа, тесты.

Итоговый контроль - в форме тестирования.




15