Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (углубленный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на профильном уровне отводится 204 часов, в том числе в 10 классе -102 часов, в 11 классе - 102 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета
«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В ходе освоения учащимися биологического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: развитие логического и критического мышления, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Метапредметными результатами обучающихся являются: формирование представлений о биологии как о части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для человеческой деятельности.
Предметными результатами обучающихся являются: овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для формирования механизмов мышления.
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение экологических объектов: эры; вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.
сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде);
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук;
доказывать, что организм - единое целое;
объяснять значение для развития биологических наук;
выделения уровней организации живой природы;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(102 часов, 3 часа в неделю)
РАЗДЕЛ 1
Учение об эволюции органического мира
(45 часов)
Глава 1. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (19 часов)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование и естественный отбор.
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга).Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.
Глава 2. Макроэволюция . Биологические последствия приобретения приспособлений. (9 часов)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Глава 3. Развитие жизни на земле. (8 часов) Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Глава 4. Происхождение человека (9 часов) Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
РАЗДЕЛ I I
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (57 часов)
Глава 5. Биосфера, её структура и функции. (5 часов) Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природеДемонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.
Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии. (24 часа)История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера. (9 часов)Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
Глава 8. Бионика (5 часа) Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).
Повторение. (14 часов) Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | ч |
1. | Раздел 1. Учение об эволюции органического мира. | 45 |
2. | Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды. | 43 |
3. | Повторение | 14 |
4. | Итого | 102 |
| | |
| | |
| | |
Перечень лабораторных работ
№ | Тема лабораторной работы |
1 | Лабораторная работа № 1 по теме: «Выявление изменчивости у особей одного вида». |
2 | Лабораторная работа № 2 по теме: «Выявление приспособлений организмов к среде обитания». |
3 | Лабораторная работа № 3 по теме: «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». |
4 | Лабораторная работа № 4 по теме: «Выявление ароморфозов и идиодаптаций у растений». |
5 | Лабораторная работа № 5 по теме: «Выявление ароморфозов и идиодаптаций у животных». |
6 | Лабораторная работа № 6 по теме: «Описание экосистемы нашей местности» (естесвенной). |
7 | Лабораторная работа № 7 по теме: «Изучение экосистемы нашей местности» (искусственной). |
8 | Лабораторная работа № 8 по теме: «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности». |
Календарно – тематическое планирование
по общей биологии 11класс,
3 часа в неделю -102 часа
Итого по курсу 102 часа
№ | Тема урока. Тип урока. | Основные элементы содержания | Вид контроля | Дата | Примечание |
| Глава 1. Эволюционное учение. |
1 | Инструктаж по ТБ. Введение. История представлений о развитии жизни на Земле. Урок формирования знаний. | Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Глава 2. . Макроэволюция . Биологические последствия приобретения приспособлений. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. | Текущий | | |
2 | Входная контрольная работа Урок контроля | Контрольный | | |
3 | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
4 | Эволюционная теория Ч.Дарвина. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
5 | Изучение результатов искусственного отбора. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
6 | Борьба за существование и естественный отбор. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
7 | Лабораторная работа № 1 по теме: «Выявление изменчивости у особей одного вида, на примере животных и растений РА». Комбинированный урок. | Текущий | | |
8 | Микроэволюция. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
9 | Вид. Критерии и структура. Лабораторная работа № 2 по теме: «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию, на примере животных и растений РА». Комбинированный урок | Текущий | | |
10 | Эволюционная роль мутаций Урок формирования знаний | Текущий | | |
11 | Генетическая стабильность популяций. Закон Харди-Вайнберга . Урок формирования знаний. | Текущий | | |
12 | Генетические процессы в популяциях Урок формирования знаний. | Текущий | | |
13 | Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий, на примере животных и растений РА . Урок формирования знаний. | Текущий | | |
14 | Формы естественного отбора. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
15 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды, на примере животных и растений РА Урок формирования знаний. | Текущий | | |
16 | Относительный характер приспособленности Урок формирования знаний. | Текущий | | |
17 | Лабораторная работа № 3 по теме: «Выявление приспособлений организмов к среде обитания у животных и растений Адыгеи». Комбинированный урок. | Текущий | | |
| | | | |
18 | Микроэволюция. Комбинированный урок. | Текущий | | |
19 | Микроэволюция Урок контроля знаний. | Контрольный | | |
20 | Макроэволюция. Комбинированный урок | Текущий | | |
21 | Пути достижения биологического прогресса. Лабораторная работа № 4 по теме: «Выявление ароморфозов и идиодаптаций у растений Адыгеи». Урок формирования знаний. | Текущий | | |
22 | Аллогенез Лабораторная работа № 5 по теме: «Выявление ароморфозов и идиодаптаций у животных Адыгеи». Урок формирования знаний. | Текущий | | |
23 | Катагенез Комбинированный урок. | Текущий | | |
24 | Основные закономерности биологической эволюции. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
25 | Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
26 | Результаты эволюции. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
27 | Эволюция. Закрепление знаний Обобщающий урок | Текущий | | |
28 | Эволюционное учение Урок контроля знаний | Контрольный | | |
Глава 3. Развитие органического мира. |
29 | Геохронологическая история Земли. Урок формирования знаний. | Отличительные признаки живых существ в геохронологическом порядке. Происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. | Текущий | | |
30 | Развитие жизни в архейской эре Комбинированный урок | Текущий | | |
31 | Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах. Комбинированный урок | Текущий | | |
32 | Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах Урок формирования знаний. | Текущий | | |
33 | Развитие жизни в мезозойской эре, на примере территории Республики Адыгея. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
34 | Развитие жизни в мезозойской эре, на примере территории Республики Адыгея. Комбинированный урок | Текущий | | |
35 | Развитие жизни в кайнозойской эре, на примере территории Республики Адыгея. Комбинированный урок | Текущий | | |
36 | Развитие жизни на Земле. Урок контроля знаний | Контрольный | | |
Глава 4. Происхождение человека. |
37 | Происхождение человека. Положение человека в системе органического мира Комбинированный урок | Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. | Текущий | | |
38 | Эволюция приматов. Комбинированный урок | Текущий | | |
39 | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
40 | Древние люди Урок формирования знаний. | Текущий | | |
41 | Первые современные люди Урок формирования знаний. | Текущий | | |
42 | Современный этап эволюции человека. Человеческие расы. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
43 | Происхождение человека. Обобщающий урок. | Текущий | | |
44 | Обобщение. Развитие органического мира. Обобщающий урок. | Текущий | | |
45 | Контрольная работа. Эволюционное учение. Развитие органического мира. Урок контроля | Контрольный | | |
Глава 5- 6 Биосфера, её структура и функции. Жизнь в сообществах. Основы экологии. |
46 | Биосфера. Структура биосферы. Комбинированный урок | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. | Текущий | | |
47 | Живое вещество биосферы Комбинированный урок | Текущий | | |
48 | Круговорот веществ в природе Урок формирования знаний. | Текущий | | |
49 | Экскурсия по школьному двору «Природные сообщества». Урок- экскурсия. | Текущий | | |
50 | Понятие о биосфере Урок контроля знаний. | Контрольный | | |
51 | Жизнь в сообществах. Комбинированный урок | Текущий | | |
52 | Биогеография. Основные биомы суши Урок формирования знаний. | Текущий | | |
53 | Неарктическая область. Палеарктическая область. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
54 | Восточная область. Неотропическая область Урок формирования знаний. | Текущий | | |
55 | Эфиопская область. Австралийская область. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
56 | Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
57 | Абиотические факторы среды. Температура Урок формирования знаний. | Текущий | | |
58 | Абиотические факторы среды. Влажность, ионизирующее излучение Урок формирования знаний. | Текущий | | |
59 | Интенсивность действия факторов среды. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
60 | Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
61 | Биотические факторы среды. Урок формирования знаний. | Текущий | | |
62 | Экскурсия по школьному двору « Влияние факторов среды на природу» | Текущий | | |
63 | Смена биоценозов. Лабораторная работа № 6 по теме: «Описание экосистемы нашей местности» (естесвенной). Лабораторная работа № 7 по теме: «Изучение экосистемы нашей местности» (искусственной). Комбинированный урок | | | |
64 | Взаимоотношения организма и среды. Урок контроля знаний | Контрольный | | |
65 | Взаимоотношения между организмами. Симбиоз, на примере растений и животных Адыгеи. Урок изучения нового материала | Текущий | | |
66 | Кооперация, на примере растений и животных Адыгеи. Урок изучения нового материала | Текущий | | |
67 | Мутуализм, на примере растений и животных Адыгеи. Комбинированный урок | Текущий | | |
68 | Комменсализм, на примере растений и животных Адыгеи. Комбинированный урок | Текущий | | |
69 | Антибиотические отношения. Хищничество, на примере растений и животных Адыгеи. Комбинированный урок | Текущий | | |
70 | Паразитизм, на примере растений и животных Адыгеи. Комбинированный урок | Текущий | | |
71 | Паразитические отношения у растений. Комбинированный урок | Текущий | | |
72 | Конкуренция на примере растений и животных Адыгеи. Комбинированный урок | Текущий | | |
73 | Нейтрализм на примере растений и животных Адыгеи. Комбинированный урок | Текущий | | |
74 | Обобщение. Взаимоотношения между организмами Комбинированный урок | Текущий | | |
Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера |
75 | Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества Комбинированный урок | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. | Текущий | | |
76 | Природные ресурсы и их использование Комбинированный урок | Текущий | | |
77 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха. Комбинированный урок | Текущий | | |
78 | Загрязнение пресных вод и Мирового океана. Загрязнение реки Шунтук. Комбинированный урок | Текущий | | |
79 | Антропогенные изменения почвы Комбинированный урок | Текущий | | |
80 | Влияние человека на растительный и животный мир. Лабораторная работа № 8 по теме: «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности». Комбинированный урок | Текущий | | |
81 | Радиоактивное загрязнение биосферы Комбинированный урок | Текущий | | |
82 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Комбинированный урок | Текущий | | |
83 | Обобщение. Взаимодействие человека на природу Обобщающий урок. | Текущий | | |
Глава 8. Бионика |
84 | Бионика Урок изучения нового материала | Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.). | Текущий | | |
85 | Использование человеком принципов организации растений и животных. Урок изучения нового материала | Текущий | | |
86 | Формы живого в природе и их промышленные аналоги Урок изучения нового материала | Текущий | | |
87 | Обобщение. Ноосфера Обобщающий урок. | Текущий | | |
88 | Годовая Контрольная работа. Урок контроля знаний. | | Контрольный | | |
89 | Анализ контрольной работы. Обобщающий урок. | | Текущий | | |
90 | Клетка - структурно-функциональная единица живого. Химическая организация клетки. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
91 | Метаболизм – основа существования живых организмов. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
92 | Автотрофный тип обмена веществ. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
93 | Строение и функции клеток. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
94 | Размножение организмов. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
95 | Индивидуальное развитие организмов. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
96 | Основы генетики. Закономерности наследования признаков. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
97 | Закономерности изменчивости. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
98 | Основы селекции. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
99 | Учение об эволюции органического мира. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
100 | Взаимоотношения организма и среды. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
101 | Уровни организации живой материи. Подготовка к ЕГЭ Урок-повторение | | | | |
102 | Резерв. Подготовка к ЕГЭ | | | | |
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень Ч.
2/Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2011;
а также методических пособий для учителя:
1. Ващенко О.Л. Биология 11 класс Поурочные планы. Профильный уровень. Волгоград. Изд.
«Учитель», 2014г.
2. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы.
М. «Эксмо», 2015г.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11
классы. - М.: Дрофа, 2015. - 138 с;
дополнительной литературы для учителя:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2014;
Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2015;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2012;
Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2014;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 2015;