СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Донское рукоделие 2 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В повседневной жизни нас окружает множество вещей, которые мы даже не замечаем. Наши дети играют в куклы и учатся быть взрослыми. Народные традиции, которые были забыты многие годы, сейчас актовно используются в программе дополнительного образования и во внеурочной работе с детьми. Данна программа разработанна для изучения народной куклы и многих видов рукоделия, которые применялись для изготовления народной куклы.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Донское рукоделие 2 класс"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 26



Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №26

Приказ от __________№______


_______________ Майданчук С. Б.






Рабочая программа


« Донское рукоделие»

(указать название кружка, спортивной секции)





Направленность - Художественно–эстетическая

Возраст обучающихся - 8-11лет

Срок реализации – 2019-2020

Количество часов -

ПДО высшей категории Сазоненко Елена Александровна



Пояснительная записка.


Нормативные основы создания программы.

Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Международная конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)

Федеральный Закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271);

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);

Областной Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;

Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102);

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468);

Концепция художественного образования в РФ от 10 декабря 2001г.

№ 30 – 51 – 918 /16.

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер




Цель и задачи образовательной программы.

Цель данной программы

Создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

Приобщение детей и подростков к общечеловеческим и культурным ценностям через включение в творческую деятельность.

Задачи:

- пробудить в детях интерес к народной кукле, народным обычаям через развитие исторической памяти;

- развивать средствами искусства способность воспринимать прекрасное, обеспечить положительное воздействие на духовный мир, творческое воображение ребенка;

- формировать на занятиях способность ориентироваться в мире творчества;

формировать и совершенствовать знания умения и навыки по народной кукле, изготовление обрядовых, обережных и игровых кукол;

- в процессе изготовления народной куклы изучить: обережную, обрядовую и игровую куклу, основы вышивки, простые швы, основные элементы в макроме, ткачестве и в плетении;

- развивать у учащегося такие качества как эстетический вкус, аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, экономное отношение к использованным материалам, привитие основ культуры труда.

- подготовиться к проведению выставки работ воспитанников в интернате и участию в городских, областных, всероссийских и международных выставках и фестивалях


Особенность образовательного учреждения.

Данная программа реализовывается в учебном кабинете по прикладному труду, который оснащен необходимым оборудованием, соответствует современным требованиям.

По классификации программа модифицированная (адаптированная).

Форма содержания - модульная.























Прогнозируемые результаты


На основании требований государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о природе, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

овладение способами деятельностей:

- умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

- способность работать с разными видами информации, критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

- умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.;

средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщённых способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики: развивающих игр; интегрированных уроков; проектной деятельности по ключевым темам;

Личностные результаты 

- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

- сознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметные результаты 

- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

- мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

В познавательной сфере:

- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.

Логическое завершение, итог всей учебной деятельности кружка «Донское рукоделие» - создание и пополнение кукольной коллекции изделий кружка. Учащиеся демонстрируют свои работы, которые изготавливались в течение учебного года на ежегодной неделе прикладного творчества, участвуют в выставках, фестивалях и конкурсах.


Учащиеся должны к концу учебного года знать:

- правила безопасной работы с колющими и режущими предметами, которые используются в кружевоплетении на коклюшках;

- основные обычаи донского края; основные моменты истории народной куклы; основные понятия, термины, использующиеся в создании народной куклы орловской, рязанской областей и донского края;

- основные тенденции в современном мире народной куклы.

Учащиеся должны уметь:

Работать по напечатанной или данной на слух инструкции; составлять технологическую последовательность изготовляемой народной куклы, аккуратно выполнять все этапы на практике.

• у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;

• они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;

• дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;

• смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;

• научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;

• усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.




Каждое занятие обязательно включает в себя:


1. Этнографию и историю:

- вводный разговор о Русской Народной кукле;

- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;

- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;

- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.

2. Прикладную часть:

- инструктаж по технике безопасности;

- подготовка материала для изготовления куклы;

- изготовление куклы













Содержание программы.


Программа рассчитана на 1 год обучения.

Программа определяет основную форму занятия: групповую, индивидуальную.


  1. Введение в программу.

Знакомство учащихся с планом работы. Показ готовых изделий. Беседа о технике безопасности труда. Знакомство с русскими ремеслами: кружевоплетение, вышивка, резьба и роспись по дереву, ткачество, ковроделие, созданием народной куклы.

Характерные особенности в плетении орнамента, колорита, технических приемов создания узоров.

Организация рабочего места.

Техника безопасности с колющими и режущими инструментами.

Инструменты и приспособления для создания народной куклы. Материалы и их свойства. Изготовление игровых, обрядовых и обережных кукол.


Модуль 1

  1. История народной куклы.

Типы и назначения кукол: игровые, обрядовые, обереги.

Основные игровые, обрядовые и обережные куклы:

  1. Куколка «Отдарок на подарок»

  2. Зайчик на пальчик

  3. Малышок-голышок

  4. Пеленашка

Модуль 2

  1. Основные осенние обрядовые, обережные и игровые куклы:

Знакомство с куклами

  1. Благополучница

  2. Куколка на счастье.

  3. Крупеничк

  4. Куклаки

  5. Параскева Пятница (Макошь) (2 палочки (карандаша), шерстяные нитки разных цветов)

  6. Спиридон-солнцеворот (лыко, нитки, ткань)

  7. Филипповка (лыко, ткань, тесьма, нитки

  8. Кузьма (Козьма) и Демьян (светлая, темная и разноцветная ткань, нитки)

  9. Столбушка

4. Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.


Модуль 3

5. Основные зимние обрядовые, обережные и игровые куклы:

  1. Рождественский Ангел (ткань органза, нитки)

  2. Коляда (картон, ткань, нитки, тесьма, соль, крупа2 деревянные палочки, лыко, ленты, колокольчики)

  3. Коза

  4. Солнечный конь

  5. Масленица

  6. Сударушка

  7. Желанница

6. Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.

Модуль 4

  1. Основные весенние обрядовые, обережные и игровые куклы.

1. Лихорадки-Лихоманки Весенние

2. Птицы, Колокольчик

3. Вербная и Пасха

4. Веснянка

5. Мировое дерево

6. Божье око

7. Баба – Девка

8. Неразлучники

8. Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.












Тематическое планирование


Наименование раздела

Кол-во часов

Период

реализации


1


Введение в программу


1.1. Знакомство учащихся с планом работы. Показ готовых изделий. Беседа о технике безопасности труда. Знакомство с русскими ремеслами: кружевоплетение, вышивка, резьба и роспись по дереву, ткачество, ковроделие, созданием народной куклы.

1.2. Характерные особенности в плетении орнамента, колорита, технических приемов создания узоров.

Организация рабочего места. Техника безопасности с колющими и режущими инструментами.

Инструменты и приспособления для создания народной куклы. Материалы и их свойства. Изготовление игровых, обрядовых и обережных кукол.



3


02.09 - 16.09;

2


2. Модуль 1

1. История народной куклы. Типы и назначения кукол: игровые, обрядовые, обереги. Основные игровые, обрядовые и обережные куклы:

  1. Куколка «Отдарок на подарок»

  2. Зайчик на пальчик

  3. Малышок-голышок

  4. Пеленашка



7


23.09 – 29.10;


3


Модуль 2

3 Основные осенние обрядовые, обережные и игровые куклы:

Знакомство с куклами

1. Благополучница

2. Куколка на счастье.

3. Крупеничк

4. Куклаки

5. Параскева Пятница (Макошь) (2 палочки (карандаша), шерстяные нитки разных цветов)

6. Спиридон-солнцеворот (лыко, нитки, ткань)

7. Филипповка (лыко, ткань, тесьма, нитки

8. Кузьма (Козьма) и Демьян (светлая, темная и разноцветная ткань, нитки)

9. Столбушка



15


28.10- 23.12;

5


4.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.


1

24.12;


6


5.Основные зимние обрядовые, обережные и игровые куклы:

1. Рождественский Ангел (ткань органза, нитки)

2. Коляда (картон, ткань, нитки, тесьма, соль, крупа2 деревянные палочки, лыко, ленты, колокольчики)

3. Коза

4. Солнечный конь

5. Масленица

6. Сударушка

7. Желанница



10


13.01- 11.03;


7


6.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.



2


17.03-18.03;


8


7. Основные весенние обрядовые, обережные и игровые куклы.

1. Лихорадки-лихоманки Весенние

2. Птицы, Колокольчик

3. Вербная и Пасха

4. Веснянка

5. Мировое дерево

6. Божье око

7. Баба - Девка

8. Неразлучники



16


30.03 - 25.05;


9


8.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.



2


26.05.


Итого: групповых:

56


















Календарно тематическое планирование

на 20__ - 20__

учебный год.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель методического совета

ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат»

_________________

протокол от ____________20_____г. №____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР


__________________


___ _______________20____г.


Iчетверть



Название раздела, тема

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

индивид. занятия и конс-ции


Модуль 1




Введение в программу



3


2


1






Текущий

контроль

выполнения

работы


1.1. Знакомство учащихся с планом работы. Показ готовых изделий. Беседа о технике безопасности труда. Знакомство с русскими ремеслами: кружевоплетение, вышивка, резьба и роспись по дереву, ткачество, ковроделие, созданием народной куклы.


1



Беседа



1.2. Характерные особенности в плетении орнамента, колорита, технических приемов создания узоров.


1



Беседа



Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для создания народной куклы. Материалы и их свойства. Изготовление игровых, обрядовых и обережных кукол.









1. История народной куклы. Типы и назначения кукол: игровые, обрядовые, обереги. Основные игровые, обрядовые и обережные куклы:


7


3


4



Беседа, мастер-

класс.


Текущий

контроль

выполнения

работы


  1. Куколка «Отдарок на подарок»


1



Беседа



Куколка «Отдарок на подарок»



1


мастер-

класс



  1. Зайчик на пальчик


1



Беседа



Зайчик на пальчик



1


мастер-

класс



  1. Малышок-голышок


1



Беседа



Малышок-голышок



1


мастер-

класс



  1. Пеленашка



1


мастер-

класс



2.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.

1


1


мастер-

класс





II четверть




Модуль 2

3. Основные осеннии обрядовые, обережные и игровые куклы:

Знакомство с куклами


14


6


8




Беседа, мастер-

класс


Текущий

контроль

выполнения

работы


  1. Благополучница


1



Беседа



Благополучница



1


мастер-

класс



  1. Куколка на счастье.


1



Беседа



Куколка на счастье



1


мастер-

класс



  1. Крупеничк


1



Беседа



Крупеничк



1


мастер-

класс



  1. Куклаки



1


мастер-

класс



  1. Параскева Пятница (Макошь) (2 палочки (карандаша), шерстяные нитки разных цветов)



1


мастер-

класс



  1. Спиридон-солнцеворот (лыко, нитки, ткань)


1



Беседа



Спиридон-солнцеворот



1


мастер-

класс



  1. Филипповка (лыко, ткань, тесьма, нитки)


1



Беседа



Филипповка



1


мастер-

класс



  1. Кузьма (Козьма) и Демьян (светлая, темная и разноцветная ткань, нитки) 


1



Беседа



Кузьма (Козьма) и Демьян



1


мастер-

класс



  1. Столбушка



1


мастер-

класс



4.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.

1


1






III четверть




Модуль 3

5. .Основные зимние обрядовые, обережные и игровые куклы:


10


5


5



Беседа, мастер-

класс


Текущий

контроль

выполнения

работы


  1. Рождественский Ангел (ткань органза, нитки)


1



Беседа



Рождественский Ангел



1


мастер-

класс



  1. Коляда и Коза (картон, ткань, нитки, тесьма, соль, крупа, 2 деревянные палочки, лыко, ленты, колокольчики)


1



Беседа



3. Коза



1


мастер-

класс



4. Солнечный конь (лыко, нитки)


1



Беседа



Солнечный конь



1


мастер-

класс



5. Масленица


1



Беседа



Масленица



1


мастер-

класс



6. Сударушка


1



Беседа



7. Желанница



1


мастер-

класс



6.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.

2

1

1






IV четверть







Модуль 4

7.Основные весенние обрядовые, обережные и игровые куклы.


16




8




8








Беседа, мастер-

Класс


Текущий

контроль

выполнения

работы


1. Лихорадки-лихоманки Весенние


1



Беседа



Лихорадки-лихоманки Весенние



1


мастер-

класс



2. Птицы, Колокольчик


1



Беседа



Птицы, Колокольчик



1


мастер-

класс



3. Вербная и Пасха


1



Беседа



. Вербная и Пасха



1


мастер-

класс



4. Веснянка


1



Беседа



Веснянка



1


мастер-

класс



5. Мировое дерево


1



Беседа



Мировое дерево



1


мастер-

класс



6. Божье око


1



Беседа



Божье око



1


мастер-

класс



7. Баба – Девка


1



Беседа



Баба – Девка



1


мастер-

класс



8. Неразлучники


1



Беседа



Неразлучники



1


мастер-

класс




8.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.



2


1


1




Итого часов:

56
























Используемая литература

  1. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт – Петербург, «Паритет» 2003.

  2. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях – М.; Айрис Пресс, 2003.

  3. Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М.; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

  4. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР – М.; «Планета», 1990.

  5. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998.

  6. О. Птушкина «Русский праздничный народный костюм», – М., «Мозаика-синтез», 1999 год

  7. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла» - М., «Культура и традиции», 2007 год

  8. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007

  9. Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия «Кукольный сундучок» - М., «Белый город»,2010

  10. http://www.10ruk.ru/index.htm - Мастерская женских ремесел «Десятиручка».

  11. http://www.nashgorod.ru/gazeta/news_872.html - «И вновь ожили русские куклы».

  12. http://www.zdravprom.ru/doll.html - Русская традиционная кукла.

  13. http://www.sovsibir.ru/show.shtml?tp=day&nart=6273 - История кукол.

  14. http://www.RUKUKLA.ru



28