Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №26 Приказ от __________№______ _______________ Майданчук С. Б. |
Рабочая программа
« Донское рукоделие»
(указать название кружка, спортивной секции)
Направленность - Художественно–эстетическая
Возраст обучающихся - 8-11лет
Срок реализации – 2019-2020
Количество часов -
ПДО высшей категории Сазоненко Елена Александровна
Пояснительная записка.
Нормативные основы создания программы.
Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Международная конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
Федеральный Закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271);
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);
Областной Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;
Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102);
Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468);
Концепция художественного образования в РФ от 10 декабря 2001г.
№ 30 – 51 – 918 /16.
Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
Цель и задачи образовательной программы.
Цель данной программы
Создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
Приобщение детей и подростков к общечеловеческим и культурным ценностям через включение в творческую деятельность.
Задачи:
- пробудить в детях интерес к народной кукле, народным обычаям через развитие исторической памяти;
- развивать средствами искусства способность воспринимать прекрасное, обеспечить положительное воздействие на духовный мир, творческое воображение ребенка;
- формировать на занятиях способность ориентироваться в мире творчества;
формировать и совершенствовать знания умения и навыки по народной кукле, изготовление обрядовых, обережных и игровых кукол;
- в процессе изготовления народной куклы изучить: обережную, обрядовую и игровую куклу, основы вышивки, простые швы, основные элементы в макроме, ткачестве и в плетении;
- развивать у учащегося такие качества как эстетический вкус, аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, экономное отношение к использованным материалам, привитие основ культуры труда.
- подготовиться к проведению выставки работ воспитанников в интернате и участию в городских, областных, всероссийских и международных выставках и фестивалях
Особенность образовательного учреждения.
Данная программа реализовывается в учебном кабинете по прикладному труду, который оснащен необходимым оборудованием, соответствует современным требованиям.
По классификации программа модифицированная (адаптированная).
Форма содержания - модульная.
Прогнозируемые результаты
На основании требований государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о природе, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
овладение способами деятельностей:
- умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
- способность работать с разными видами информации, критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
- умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.;
средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщённых способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики: развивающих игр; интегрированных уроков; проектной деятельности по ключевым темам;
Личностные результаты
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- сознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметные результаты
- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
В познавательной сфере:
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.
Логическое завершение, итог всей учебной деятельности кружка «Донское рукоделие» - создание и пополнение кукольной коллекции изделий кружка. Учащиеся демонстрируют свои работы, которые изготавливались в течение учебного года на ежегодной неделе прикладного творчества, участвуют в выставках, фестивалях и конкурсах.
Учащиеся должны к концу учебного года знать:
- правила безопасной работы с колющими и режущими предметами, которые используются в кружевоплетении на коклюшках;
- основные обычаи донского края; основные моменты истории народной куклы; основные понятия, термины, использующиеся в создании народной куклы орловской, рязанской областей и донского края;
- основные тенденции в современном мире народной куклы.
Учащиеся должны уметь:
Работать по напечатанной или данной на слух инструкции; составлять технологическую последовательность изготовляемой народной куклы, аккуратно выполнять все этапы на практике.
• у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;
• они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
• дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;
• смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;
• научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;
• усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.
Каждое занятие обязательно включает в себя:
1. Этнографию и историю:
- вводный разговор о Русской Народной кукле;
- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;
- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;
- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.
2. Прикладную часть:
- инструктаж по технике безопасности;
- подготовка материала для изготовления куклы;
- изготовление куклы
Содержание программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа определяет основную форму занятия: групповую, индивидуальную.
Введение в программу.
Знакомство учащихся с планом работы. Показ готовых изделий. Беседа о технике безопасности труда. Знакомство с русскими ремеслами: кружевоплетение, вышивка, резьба и роспись по дереву, ткачество, ковроделие, созданием народной куклы.
Характерные особенности в плетении орнамента, колорита, технических приемов создания узоров.
Организация рабочего места.
Техника безопасности с колющими и режущими инструментами.
Инструменты и приспособления для создания народной куклы. Материалы и их свойства. Изготовление игровых, обрядовых и обережных кукол.
Модуль 1
История народной куклы.
Типы и назначения кукол: игровые, обрядовые, обереги.
Основные игровые, обрядовые и обережные куклы:
Куколка «Отдарок на подарок»
Зайчик на пальчик
Малышок-голышок
Пеленашка
Модуль 2
Основные осенние обрядовые, обережные и игровые куклы:
Знакомство с куклами
Благополучница
Куколка на счастье.
Крупеничк
Куклаки
Параскева Пятница (Макошь) (2 палочки (карандаша), шерстяные нитки разных цветов)
Спиридон-солнцеворот (лыко, нитки, ткань)
Филипповка (лыко, ткань, тесьма, нитки
Кузьма (Козьма) и Демьян (светлая, темная и разноцветная ткань, нитки)
Столбушка
4. Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.
Модуль 3
5. Основные зимние обрядовые, обережные и игровые куклы:
Рождественский Ангел (ткань органза, нитки)
Коляда (картон, ткань, нитки, тесьма, соль, крупа2 деревянные палочки, лыко, ленты, колокольчики)
Коза
Солнечный конь
Масленица
Сударушка
Желанница
6. Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах. Модуль 4
Основные весенние обрядовые, обережные и игровые куклы.
1. Лихорадки-Лихоманки Весенние
2. Птицы, Колокольчик
3. Вербная и Пасха
4. Веснянка
5. Мировое дерево
6. Божье око
7. Баба – Девка
8. Неразлучники
8. Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Период реализации |
1 | Введение в программу 1.1. Знакомство учащихся с планом работы. Показ готовых изделий. Беседа о технике безопасности труда. Знакомство с русскими ремеслами: кружевоплетение, вышивка, резьба и роспись по дереву, ткачество, ковроделие, созданием народной куклы. 1.2. Характерные особенности в плетении орнамента, колорита, технических приемов создания узоров. Организация рабочего места. Техника безопасности с колющими и режущими инструментами. Инструменты и приспособления для создания народной куклы. Материалы и их свойства. Изготовление игровых, обрядовых и обережных кукол. | 3 | 02.09 - 16.09; |
2 | 2. Модуль 1 1. История народной куклы. Типы и назначения кукол: игровые, обрядовые, обереги. Основные игровые, обрядовые и обережные куклы: Куколка «Отдарок на подарок» Зайчик на пальчик Малышок-голышок Пеленашка | 7 | 23.09 – 29.10; |
3 | Модуль 2 3 Основные осенние обрядовые, обережные и игровые куклы: Знакомство с куклами 1. Благополучница 2. Куколка на счастье. 3. Крупеничк 4. Куклаки 5. Параскева Пятница (Макошь) (2 палочки (карандаша), шерстяные нитки разных цветов) 6. Спиридон-солнцеворот (лыко, нитки, ткань) 7. Филипповка (лыко, ткань, тесьма, нитки 8. Кузьма (Козьма) и Демьян (светлая, темная и разноцветная ткань, нитки) 9. Столбушка | 15 | 28.10- 23.12; |
5 | 4.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах. | 1 | 24.12; |
6 | 5.Основные зимние обрядовые, обережные и игровые куклы: 1. Рождественский Ангел (ткань органза, нитки) 2. Коляда (картон, ткань, нитки, тесьма, соль, крупа2 деревянные палочки, лыко, ленты, колокольчики) 3. Коза 4. Солнечный конь 5. Масленица 6. Сударушка 7. Желанница | 10 | 13.01- 11.03; |
7 | 6.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах. | 2 | 17.03-18.03; |
8 | 7. Основные весенние обрядовые, обережные и игровые куклы. 1. Лихорадки-лихоманки Весенние 2. Птицы, Колокольчик 3. Вербная и Пасха 4. Веснянка 5. Мировое дерево 6. Божье око 7. Баба - Девка 8. Неразлучники | 16 | 30.03 - 25.05; |
9 | 8.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах. | 2 | 26.05. |
| Итого: групповых: | 56 | |
Календарно тематическое планирование
на 20__ - 20__
учебный год.
СОГЛАСОВАНО Руководитель методического совета ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат» _________________ протокол от ____________20_____г. №____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________________ ___ _______________20____г. |
Iчетверть |
| Название раздела, тема | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, контроля |
всего | теория | практика | индивид. занятия и конс-ции |
| Модуль 1 |
| Введение в программу | 3 | 2 | 1 | | | Текущий контроль выполнения работы |
| 1.1. Знакомство учащихся с планом работы. Показ готовых изделий. Беседа о технике безопасности труда. Знакомство с русскими ремеслами: кружевоплетение, вышивка, резьба и роспись по дереву, ткачество, ковроделие, созданием народной куклы. | | 1 | | | Беседа | |
| 1.2. Характерные особенности в плетении орнамента, колорита, технических приемов создания узоров. | | 1 | | | Беседа | |
| Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для создания народной куклы. Материалы и их свойства. Изготовление игровых, обрядовых и обережных кукол. | | | | | | |
| 1. История народной куклы. Типы и назначения кукол: игровые, обрядовые, обереги. Основные игровые, обрядовые и обережные куклы: | 7 | 3 | 4 | | Беседа, мастер- класс. | Текущий контроль выполнения работы |
| Куколка «Отдарок на подарок» | | 1 | | | Беседа | |
| Куколка «Отдарок на подарок» | | | 1 | | мастер- класс | |
| Зайчик на пальчик | | 1 | | | Беседа | |
| Зайчик на пальчик | | | 1 | | мастер- класс | |
| Малышок-голышок | | 1 | | | Беседа | |
| Малышок-голышок | | | 1 | | мастер- класс | |
| Пеленашка | | | 1 | | мастер- класс | |
| 2.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах. | 1 | | 1 | | мастер- класс | |
II четверть |
| Модуль 2 3. Основные осеннии обрядовые, обережные и игровые куклы: Знакомство с куклами | 14 | 6 | 8 | | Беседа, мастер- класс | Текущий контроль выполнения работы |
| Благополучница | | 1 | | | Беседа | |
| Благополучница | | | 1 | | мастер- класс | |
| Куколка на счастье. | | 1 | | | Беседа | |
| Куколка на счастье | | | 1 | | мастер- класс | |
| Крупеничк | | 1 | | | Беседа | |
| Крупеничк | | | 1 | | мастер- класс | |
| Куклаки | | | 1 | | мастер- класс | |
| Параскева Пятница (Макошь) (2 палочки (карандаша), шерстяные нитки разных цветов) | | | 1 | | мастер- класс | |
| Спиридон-солнцеворот (лыко, нитки, ткань) | | 1 | | | Беседа | |
| Спиридон-солнцеворот | | | 1 | | мастер- класс | |
| Филипповка (лыко, ткань, тесьма, нитки) | | 1 | | | Беседа | |
| Филипповка | | | 1 | | мастер- класс | |
| Кузьма (Козьма) и Демьян (светлая, темная и разноцветная ткань, нитки) | | 1 | | | Беседа | |
| Кузьма (Козьма) и Демьян | | | 1 | | мастер- класс | |
| Столбушка | | | 1 | | мастер- класс | |
| 4.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах. | 1 | | 1 | | | |
| III четверть |
| Модуль 3 5. .Основные зимние обрядовые, обережные и игровые куклы: | 10 | 5 | 5 | | Беседа, мастер- класс | Текущий контроль выполнения работы |
| Рождественский Ангел (ткань органза, нитки) | | 1 | | | Беседа | |
| Рождественский Ангел | | | 1 | | мастер- класс | |
| Коляда и Коза (картон, ткань, нитки, тесьма, соль, крупа, 2 деревянные палочки, лыко, ленты, колокольчики) | | 1 | | | Беседа | |
| 3. Коза | | | 1 | | мастер- класс | |
| 4. Солнечный конь (лыко, нитки) | | 1 | | | Беседа | |
| Солнечный конь | | | 1 | | мастер- класс | |
| 5. Масленица | | 1 | | | Беседа | |
| Масленица | | | 1 | | мастер- класс | |
| 6. Сударушка | | 1 | | | Беседа | |
| 7. Желанница | | | 1 | | мастер- класс | |
| 6.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах. | 2 | 1 | 1 | | | |
| IV четверть |
| Модуль 4 7.Основные весенние обрядовые, обережные и игровые куклы. | 16 | 8 | 8 | | Беседа, мастер- Класс | Текущий контроль выполнения работы |
| 1. Лихорадки-лихоманки Весенние | | 1 | | | Беседа | |
| Лихорадки-лихоманки Весенние | | | 1 | | мастер- класс | |
| 2. Птицы, Колокольчик | | 1 | | | Беседа | |
| Птицы, Колокольчик | | | 1 | | мастер- класс | |
| 3. Вербная и Пасха | | 1 | | | Беседа | |
| . Вербная и Пасха | | | 1 | | мастер- класс | |
| 4. Веснянка | | 1 | | | Беседа | |
| Веснянка | | | 1 | | мастер- класс | |
| 5. Мировое дерево | | 1 | | | Беседа | |
| Мировое дерево | | | 1 | | мастер- класс | |
| 6. Божье око | | 1 | | | Беседа | |
| Божье око | | | 1 | | мастер- класс | |
| 7. Баба – Девка | | 1 | | | Беседа | |
| Баба – Девка | | | 1 | | мастер- класс | |
| 8. Неразлучники | | 1 | | | Беседа | |
| Неразлучники | | | 1 | | мастер- класс | |
| 8.Подведение итогов, контроль за качеством изделия и проведение выставки работ учащихся и участие в конкурсах. | 2 | 1 | 1 | | | |
Итого часов: | 56 | | | | | |
Используемая литература
Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт – Петербург, «Паритет» 2003.
Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях – М.; Айрис Пресс, 2003.
Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М.; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР – М.; «Планета», 1990.
Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998.
О. Птушкина «Русский праздничный народный костюм», – М., «Мозаика-синтез», 1999 год
Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла» - М., «Культура и традиции», 2007 год
И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007
Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия «Кукольный сундучок» - М., «Белый город»,2010
http://www.10ruk.ru/index.htm - Мастерская женских ремесел «Десятиручка».
http://www.nashgorod.ru/gazeta/news_872.html - «И вновь ожили русские куклы».
http://www.zdravprom.ru/doll.html - Русская традиционная кукла.
http://www.sovsibir.ru/show.shtml?tp=day&nart=6273 - История кукол.
http://www.RUKUKLA.ru
28