СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Раз -ладошка, два - ладошка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования "Раз -ладошка, два - ладошка"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Раз -ладошка, два - ладошка"»

ПРИНЯТО

На педагогическом совете МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида №4»

Приказ №______

«____»___________ 20____г.

_____________М.В. Псеуш

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида №4»

Приказ №______

«____»___________ 20____г.

_____________М.В. Псеуш








Образовательная программа дополнительного образования

для детей дошкольного возраста

«Раз - ладошка, два - ладошка»

по развитию и укреплению мелкой моторики дошкольников

Направлевнность – художественно – эстетическая

Срок реализации – 1 год

Возраст воспитанников 3-4 года







Составитель:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Бичахчан Светлана Александровна















г. Майкоп, 2021год




Структура программы


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка

3

    1. Актуальность данной программы

5

    1. Цели и задачи программы

6

    1. Основные принципы работы

6

    1. Принципы освоения программы

5

    1. Организация образовательной деятельности

9

    1. Организация и режим проведения занятий

9

    1. Этапы реализации программы

11

    1. Ожидаемые результаты при реализации программы

11

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

12

2.2. Содержание курса

12

2.3. Условия реализации программы

13

2.4. Учебно-методическое обеспечение

13

2.5. Диагностический инструментарий. Обследование мелкой моторики рук.

15

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. График работы кружка

19

3.2. Список литературы

20

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Календарно-тематическое планирование

21











I Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования «Раз - ладошка, два - ладошка» (далее – Программа) направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связанна с развитием произвольного внимания, глазо - двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Специалисты в области дошкольного образования не раз подчеркивали важность вопроса развития мелкой моторики рук у детей. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально - творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

В результате вышесказанного актуальность программы «Раз - ладошка, два - ладошка» для дошкольников необходима и продиктована временем.

Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.

Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе отводится моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организовывается в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

У воспитанников формируются такие качества и свойства психики, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

  • приобщение детей к социокультурным нормам;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования.


    1. Актуальность данной программы


Актуальность в Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.


    1. Цели и задачи программы


Основной целью программы «Раз - ладошка, два - ладошка» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

• содействовать нормализации речевой функции;

  • развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

  • развивать точность выполнения движений, уровень переключаемости, полноту объема движений пальцев рук;

• развивать умение управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук, совершенствовать координацию движений руки и глаза;

• совершенствовать лексическую, произносительную стороны речи, развивать коммуникативные навыки;

• формировать интереса и положительную мотивацию обучения;

• формировать умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.


    1. Основные принципы работы


  • Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно - ролевая форма организации совместной работы воспитанников. Вся деятельность делится между группами воспитанников. Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:

  • перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего;

  • через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз;

  • начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений;

  • соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%;

  • предоставить возможность воспитаннику самому выбрать оптимальный темп деятельности, установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.

  • обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными;

  • поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью;

  • следить за соблюдением правильной осанки;

  • заканчивать занятие следует на оптимистичной ноте.

Определены следующие виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет:

  • пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

  • игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок);

  • завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков;

  • игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение);

  • работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);

  • работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий);

  • игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь;

  • лепка.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе «Работа с карандашом» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.


    1. Принципы освоения программы


  • Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).

  • Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

  • Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.




    1. Организация образовательной деятельности

Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ».

Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

ФГОС ДО, устава ДОУ.

Программа «Раз - ладошка, два - ладошка» рассчитана на детей младшего дошкольного возраста 3-4 года.

Сроки реализации программы: сентябрь-май 2021-2022.


    1. Организация и режим проведения занятий


Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), на период пребывания в детском саду. Всего 36 занятий. Кратность проведения 1 раз в неделю (с каждой подгруппой), во второй половине дня. Продолжительность занятий 20минут.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:

  • вводная часть – 3-5 минут;

  • основная часть – 10-15 минут;

  • заключительная часть – 3-5 минут.

Кол-во детей: 21 человек.

Форма организации детей – подгрупповая.

Занятия разбиты по подгуппам, по 10 и 11 человек в каждой.

Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в течение недели.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.

Вводная часть

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.

Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание основной части соответствует задачам программы.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

  • соты Кайе;

  • блоки Дьёнеша;

  • палочки Кьюзенера;

  • шнуровка;

  • прищепки;

  • скрепки;

  • крышки;

  • пуговицы;

  • обведение рисунка по контуру, копирование;

  • аппликация с использованием не традиционных методов, таких как: скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет;

  • лепка из солёного теста;

  • рисование пальчиками.

Заключительная часть

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  • упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

  • двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.


    1. Этапы реализации программы

Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:

  • знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, палочками Кьзенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;

  • создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.

Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.


    1. Ожидаемые результаты при реализации программы


  • Повышение уровня развития мелкой моторики, ручной умелости, графических навыков дошкольников;

  • Активизация когнитивных процессов, тем самым общее развитие детей 3-4 лет;

  • Совершенствование речи.













II. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план


Вторая младшая группа (3-4 года) – 9 часов


Содержание

Количесво часов


Пальчиковая гимнастика

2 ч


Лепка

2 ч


Аппликация

2 ч


Графические упражнения

1 ч


Игры и действия с предметами

2 ч



2.2. Содержание курса

Пальчиковая гимнастика - 2 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Лепка - 2 ч.

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Аппликация -2 ч.

Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Графические упражнения - 1 ч.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

Игры и действия с предметами - 2 ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.



2.3. Условия реализации программы


Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:

  • разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);

  • наборов счетных палочек;

  • наборов цветных спичек;

  • пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

  • мячей (колючих, каучуковых, рифленых);

  • кистевых эспандеров;

  • прищепок бельевых;

  • трафаретов по лексическим темам;

  • природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);

  • «сухих бассейнов» - емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:

  • различные виды мозаики, конструкторов;

  • пазлы;

  • игрушки-шнуровки;

  • наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

  • различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.


2.4. Учебно-методическое обеспечение


Материалы:

• различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);

• различные виды ткани;

• картон – 21п;

• соленое тесто (соль, мука);

• пластилин - 21 п;

• природные материалы;

• вторичное сырье;

• фольга;

• клей ПВА;

• нитки;

• пуговицы.

Оборудование:

• баночки для воды – 21 шт;

• крупа мелкая и крупная;

• счетные палочки - 21наборов;

• бусы;

• ленты;

• шнурки;

• строительный материал;

• шаблоны;

• салфетки;

• образцы готовых изделий;

• массажные мячи 21 шт;

Инструменты:

• ножницы – 21шт;

• линейка - 21шт;

• стеки – 21 шт;

• кисточки – 21шт;

• карандаши, фломастеры, краски 21 п;

Наглядные пособия:

• иллюстрации;

• игрушки;

• мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);

• конструктор (палочки Кьюзенера);

• набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша);

• коллекции бумаги, картона, ткани.





2.5. Диагностический инструментарий.Обследование мелкой моторики рук.


Статические упражнения

Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (2—6 человек).

Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

«Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

Динамические упражнения

Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.

Тактильные ощущения

Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.

Оборудование: ложки деревянная, металлическая, пластмассовая); геометрические фигуры (шар, куб, кирпич).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

Узнавание формы. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрическую фигуру (шар).

Координация движений

Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.

Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп, приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 2 с, на три упражнения — 6 с все полученные данные заносятся в таблицу.

Графические навыки

«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце педагог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

«Обведи рисунок по линиям». Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

Условные обозначения:

если ребенок справился с заданием — 1 балл; если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

Характеристика групп

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 5—8 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.

Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 3 - 5 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно.

Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 2 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Условные обозначения:

« + » - правильное выполнение задания « - » - задание выполнено неверно;

«V» - неустойчивое выполнение задания.

 
































Диагностическая карта развития мелкой моторики



Фамилия Имя

Статическое


Работа с

Тактильные

Координация

Графические навыки

баллы

группа


ребенка

упражнение


бумагой

ощущения

движений






кольцо

Обрывание листа бумаги

Качество предмета

Форма

предмета

Ладонь

Ребро

Кулак

Вдевание

шнура в

дырочки

Тест

«Едем по дорожке»

Тест

«Обведи по линии»



















































 

 




III Организационный раздел


3.1. График работы кружка

Бичахчан С.А.

Кружок «Раз-ладошка, два-ладошка»

Вторник

15:15-15:30

Четверг

15:15-15:30










































3.2. Список литературы

  • Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.

  • Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998.

  • Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

  • Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

  • Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.

  • Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

  • Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.

  • Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.

  • Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

  • Конышева Н.М. Лепка. – М.: “Просвещение”, 1980.

  • Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН- ПРЕСС”, 2004.

  • Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.

  • Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.

  • Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.

  • Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990.94 с.

  • Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”,1998.128 с.

  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт – Петербург: 1999. 40 с.

  • Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002













Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование

Месяц

занятий

Тема

Кол-во

минут

Сентябрь

Занятие 1

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «дятел», «дождик»

5

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

10

Занятие 2

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в

ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

5

С предметами:

  • бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму

-знакомство с Блоками Дьёнеша: все формы, цвета,толстый и тонкий

  • лепка из теста: «Еж» с помощью спичек делаем иголки.

10

Занятие 3

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел».

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор

«дождик»

-знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета,- аппликация: «Кораблик», активно работаем при приклеивании

5

5

5

Занятие 4

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».


5

5

С предметами:

  • бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»

  • Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 1стр.

  • разукрашка «Груша» - учимся не выходить за границы рисунка

3

5

5











Октябрь

Занятие 5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем бусы, с разными по размеру и по цвету

  • собираем маленькую пирамидку

2

10

Занятие 6

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«едем-едем», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»

  • Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 2,3стр.

  • лепка из теста: «Божья коровка»

2

5

10

Занятие 7

  1. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

  2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у

«солнца»

  • соты Кайе. – знакомство с новым материалом, учимся вытаскивать и снова засовывать соты

  • аппликация: «Грибы в корзинке»

2


5

10

Занятие 8

  1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

  1. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

  • шнуровка – делаем дорожку

  • коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

  • палочки Кьюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр. 1

3

5

8



















Ноябрь

Занятие 9

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

  • пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету

  • собираем геометрический конструктор(малый): строим

«Солнце»

3

5

9

Занятие 10

Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

5

С предметами:

  • бельевые прищепки –делаем «сороконожку»

  • Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 4,5стр.

  • разукрашка «Самолет»- учимся не выходить за границы рисунка, точно нажимать и правильно держать

3

5

9

Занятие 11

  1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

  1. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

  • соты Кайе: собираем только желтые соты

  • счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик

  • лепка из теста: гусеничка (5 шариков)

2

3

3

9

Занятие 12

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «гуси-гуси», «пальчики». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – сжимать и разжимать под музыку

  • пуговицы – делаем части лица на картоне

  • собираем геометрический конструктор (большой): строим «Пирамиду»

3

5

8



















Декабрь

Занятие 13

  1. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

  2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки – делаем цепочку

  • соты Кайе. – собираем половину синих, половину желтых сот

  • аппликация: «Банка с соленностями»

3

5

9

Занятие 14

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем длинную цепь

  • Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 7стр.

  • лепка из теста: «тарелка с зернышками для курочки»

2

5

10

Занятие 15

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем чешую рыбе

  • знакомство с Кубиками Никитина: выкладываем только красный цвет.

3

5

9

Занятие 16

  1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

  1. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики

-разукрашка: закрашиваем пальчиками яблоко

3

5

9

















Январь

Занятие 17

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

  • шнуровка – повторяем «крестик», «дождик»

  • палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.5

  • аппликация: «Тряпичный домик» ,активно работаем при приклеивании, создаем из лоскутков ткани

3

5

9

Занятие 18

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

  • бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору

  • Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр.

  • кубики Никитина: делаем по образцу-красно-белый дом

3

5

10

Занятие 19

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

  • собираем маленькую пирамидку

5

3

8

Занятие 20

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-канцелярские скрепки – делаем «бычка»

  • палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик» 10стр.

  • лепка из теста: «Улитка»

2

5

10

















Февраль

Занятие 21

  1. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

  2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем цветок

  • соты Кайе. – делаем стрелку синим

  • аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево

6

5

10

Занятие 22

  1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

  1. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом

«Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца

3

5

8

Занятие 23

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые пуговки

  • кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке

3

5

9

Занятие 24

  1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

  1. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: делаем зиг - заг

-рисуем пальчиками гусеничку, шмеля и дерево

3

4

3

7

















Март

Занятие 25

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

  • шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет

  • палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.11

  • аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы

3

5

9

Занятие 26

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

  • бельевые прищепки – делаем осьминога

  • Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр.

  • кубики Никитина: делаем по образцу узор

3

5

10

Занятие 27

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

  • собираем маленькую пирамидку

  • геометрический конструктор (малый): делаем машину

5

3

8

Занятие №28

  1. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

  2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем грибы в корзине

  • соты Кайе. – делаем по образцу узор

  • аппликация из манки и мака: «панда»

6

5

10



















Март

Занятие 25

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

  • шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет

  • палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.11

  • аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы

3

5

9

Занятие 26

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

  • бельевые прищепки – делаем осьминога

  • Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр.

  • кубики Никитина: делаем по образцу узор

3

5

10

Занятие 27

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

  • собираем маленькую пирамидку

  • геометрический конструктор (малый): делаем машину

5

3

8

Занятие №28

  1. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

  2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем грибы в корзине

  • соты Кайе. – делаем по образцу узор

  • аппликация из манки и мака: «панда»

6

5

10















Апрель

Занятие 29

  1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

  1. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем косичку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом

«Маленькие логики», цветы на лугу

3

5

8

Занятие 30

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – сжимать и разжимать под музыку

  • пуговицы – отделяем черные и белые пуговки

  • кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке

  • строительный конструктор: выкладываем по принципу домино

3

5

9

Занятие 31

  1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

  1. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот

- счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки

-рисуем пальчиками льва

3


4


3


7

Занятие 32

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

  • шнуровка – повторяем «косичку»

  • палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.13

  • лепка из теста: делаем фигуры – шара, квадрата, овала

3

5

9

















Май

Занятие 33

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем сороконожку

  • Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр.

  • разукрашка по точкам: обводим рисунок по точкам

2

5

10

Занятие 34

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

  • эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем браслет

  • кубики Никитина: строим самую большую башню

3

5

9

Занятие 35

  1. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

  1. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – учимся завязывать бант

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: закрываем ими разукрашку

-рисуем пальчиками: лошадка и наездник

3

5

9

Занятие 36

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

  • канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый

  • палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.15

  • аппликация: «Коллаж»

3

5

9