ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
Принята на заседании малого педагогического совета подразделения «Давыдково» от «31» августа 2018г. Протокол № 1 | Утверждаю: Директор ГБПОУ КГТиТ №41 _______________/Щенникова Ю.В./ «____»_________________2018г. |
| |
Рабочая программа бюджетного объединения
дополнительного образования
художественной направленности
«В гостях у сказки»
Надомное обучение
1 класс
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Автор-составитель:
Свирина М.А.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………3
Учебный план программы……………………………………………3
Тематическое планирование…………………………………. . . . . . . 6
Заключение……………………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………9
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство.
Учебный материал курса кружка предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей.
1.Цель и задачи программы кружка:
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
2. Принципы интегрированного курса:
Интегрированный курс кружка предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Структура занятий:
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
3. Сроки реализации программы:
Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 6,6 - 11 лет (начальная школа).
Занятия продолжительностью 35-45 мин проводятся 1 раз в неделю.
в 1 классе - 33 часа,
во 2 классе - 34 часа,
в 3 классе -34 часа,
в 4 классе - 34 часа
Всего за курс изучения 135 часов (по 1 ч. в неделю).
4. Ожидаемый результат:
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса кружка:
Должны знать:
способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);
чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;
работа с разными средствами изобразительного искусства.
Должны уметь:
выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
размышлять о характере и поступках героя;
высказывать своё отношение к прочитанному;
различать народную и литературную сказки;
находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.
Личностные результаты.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Гуманистическое сознание.
Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Мотивация любой деятельности.
Самооценка на основе критериев успешности этой деятельности.
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Проявление интереса к творческим успехам товарищей.
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
Тема 1. Русские народные сказки. |
1. | Русская народная сказка «Репка». | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка». | 1 |
2. | Русская народная сказка «Заячья избушка». | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1 |
3. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. | 1 |
4. | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко». | Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев. | 1 |
5. | Русская народная сказка «Хаврошечка». | Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту. | 1 |
6. | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. | 1 |
7. | Праздник русской народной сказки. | Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам. | 1 |
Тема 2. Народные сказки. |
8. | Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | 1 |
9. | Белорусская народная сказка «Пых». | Слушание сказки. Инсценировка. | 1 |
10. | Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование. | 1 |
11. | Украинская народная сказка «Рукавичка». | Инсценировка. | 1 |
12. | Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | 1 |
13. | Сказка «Теремок» в разных обработках. | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | 1 |
Тема 3. Авторские сказки. |
14. | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». | Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование. | 1 |
15. | Е Чарушин «Теремок». | Чтение сказки. Инсценировка сказки. | 1 |
16. | В.Сутеев "Палочка-выручалочка". | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина. | 1 |
17. | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...». | Составление вопросов по содержанию сказки. | 1 |
18. | В. Катаев «Цветик-семицветик». | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 |
19. | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | 1 |
Тема 4. Сказки в мультфильмах. |
20. | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд». | Устройство декорации. | 1 |
21. | В.Сутеев « Грибок теремок». | Подбор музыкального и светового оформления. | 1 |
22. | Г. Андерсен «Гадкий утенок». | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | 1 |
23. | Праздник «В гостях у сказки». | Литературный праздник. | 1 |
24. | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | 1 |
Тема 5. Сказки о животных. |
25. | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. | 1 |
26. | Русская народная сказка «Зимовье зверей». | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1 |
27. | Сказки о зайце. | Подбор сказок о зайце. Викторина. | 1 |
28. | Сказки о лисе и медведе. | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | 1 |
29. | Русская народная сказка «Кот и лиса». | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью (набрызгивание) – животные. | 1 |
30. | Моя любимая сказка о животных. | Чтение и пересказ любимых сказок. | 1 |
Тема 6. Волшебные сказки. |
31. | Русская народная сказка «Летучий корабль». | Лепка из пластилина, поделки из природных материалов. | 1 |
32. | Ш. Перро «Золушка». | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | 1 |
33. | Русская народная сказка «Гуси–лебеди». | Чтение сказки. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | 1 |
34. | Русская народная сказка «Царевна – лягушка». | Чтение, краткий пересказ. Рисование, выполнение аппликации. | 1 |
35. | Итоговое занятие. | Подведение итогов. | 1 |
Всего часов: | 35 |
Планируемые образовательные результаты обучения
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе;
- выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Нормы оценивания результатов обучающихся
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Учебно-методическое обеспечение программы
При составлении программы использованы методические пособия:
1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
3. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
- настольные развивающие игры;
Для реализации программного содержания используются:
«Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
Мультимедийные презентации
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
Сайты:
http://www.kostyor.ru/tales/
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/
http://skazki.yaxy.ru/
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
5. Литература:
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.