Приложение 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 7»
607662 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Свободы дом 1
тел. 8 (83145)2-76-30, 2-84-23, 2-81-33, факс 8(83145)3-70-64
E-mail: sch7kstovo@mail.ru, http://sch7kstovo.edusite.ru.
РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению педагогическим советом Протокол
УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ Лицей №7 от
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
«Практическое обшествознание»
возраст обучающихся: 14-15 лет
(социально - педагогическая направленность)
срок реализации: 1 год
Составитель:
Бородова Надежда Динкуразовна
педагог дополнительного образования
Кстово,
2024
1. Планируемые результаты освоения программы.
В результате изучения обществознания обучающийся должен
знать/понимать:
•
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений;
•
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
•
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
•
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
•
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
•
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
•
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и
общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
•
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
•
осуществлять поиск социальной информации, представленной в раз
личных знаковых системах;
•
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
•
оценивать действ ия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
•
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
•
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
•
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
•
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
•
совершенствования собственной познавательной деятельности;
•
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
•
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
•
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран
ной социальной информации;
•
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
•
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции
2. Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. ОГЭ как способ объективной оценки качества образования.
Вводный инструктаж. Особенности ОГЭ по обществознанию: кодификатор элементов содержания; спецификация КИМов по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ
Раздел 2. Человек и общество
Тема 2.1. Теория: Общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века (глобальные проблемы). Практика по содержательной линии «Общество» Отработка заданий разделов ОГЭ по обществознанию 1-2, 21-24. Работа с текстом
Тема 2.2. Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и интересы человека. Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности. Самосознание индивида и социальное поведение.
Тема 2.3. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и деятельность. Свобода и ответственность личности.
Практика по содержательной линии «Человек». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 2, 3, 21 – 24 Работа с текстом. Работа с фрагментами текстов, содержащих обществоведческую информацию. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста.
Раздел 3. Духовная сфера.
Тема 3.1. Теория. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Мораль и нравственная культура. Искусство, его формы, основные направления.
Тема 3.2. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Образование, его значение для общества и личности. Религия.
Практика по содержательной линии «Духовная сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию (5,6,21 – 24). Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21 )
Тема 4. Социальная сфера.
Тема 4.1. Теория. Социальные группы, их классификация. Социальная стратификация и мобильность. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их разрешения. Конституционные основы национальной политики.
Тема 4.2. Социальные нормы. Социальный статус. Социальная роль. Семья и брак как социальные институты.
Тема 4.3. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы. Молодежь как социальная группа. Социализация индивида.
Практика по содержательной линии «Социальная сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 7-8, 21 – 24. Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21-22)
Тема 5. Экономическая сфера.
Тема 5.1. Теория. Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция.
Тема 5.2. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Финансовые институты. Банковская система. Ценные бумаги. Виды причины, последствия инфляции.
Тема 5.3. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Денежно - кредитная политика Рынок труда. Безработица.
Тема 5.4. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина, гражданина.
Практика по содержательной линии «Экономическая сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 9 - 10, 21 – 24. Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21-23)
Тема 6. Политическая сфера.
Тема 6.1. Теория. Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства. Типы политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Тема 6.2. Правовое государство и гражданское общество. Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической системе.
Тема 6.3. Избирательные системы. Избирательная кампания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти. Местное самоуправление. Федеративное устройство в России.
Практика по содержательной линии «Политическая сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 11-15, 21 – 24. Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21 – 22):
Тема 7. Право.
Тема 7.1. Теория. Право в системе социальных норм. Система права. Законотворческий процесс. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. Гражданство в РФ. Правоохранительные органы. Судебная система.
Тема 7.2. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Организационно - правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Трудовое право. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Семейное право. Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов.
Тема 7.3. Правонарушение и преступление. Понятие и виды юридической ответственности. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. Международное право (Международная защита прав человека в мирное и военное время). Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Практика по содержательной линии «Право». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 16-20. Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21 – 24):
3. Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№ | Тема | Часы |
всего | теория | практика |
| ОГЭ как способ объективной оценки качества образования. | 1 | 1 | |
1.1. | Вводный инструктаж по правилам ТБ. Особенности ОГЭ по обществознанию | | 1 | |
2. | Человек и общество | 5 | 3 | 2 |
2.1. | Общество. Системное строение общества. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Угрозы XXI века. | 2 | 1 | |
2.2. | Практическая работа по содержательной линии «Общество» Отработка заданий разделов ОГЭ по обществознанию 1-2, 21-24. Работа с текстом. | | 1 |
2.3. | Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности. | 1 | 1 | |
2.4. | Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и деятельность. Свобода и ответственность личности. | 1 | 1 | |
2.5. | Практика по содержательной линии «Человек». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 2, 3, 21 – 24 Работа с текстом. | | | 1 |
3. | Духовная сфера. | 4 | 2 | 2 |
3.1. | Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Искусство, его формы, основные направления. Мораль. | 1 | 1 | |
3.2. | Наука. Основные особенности научного мышления. Образование, его значение для общества и личности. Религия. | 1 | 1 | |
3.3. | Практическая работа по содержательной линии «Духовная сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 5,6,21 – 24). | 2 | | 1 |
3.4. | Практическая работа по содержательной линии «Духовная сфера». Работа с текстом (21). | | 1 |
4. | Социальная сфера | 5 | 3 | 2 |
4.1. | Социальная структура общества. Социальные группы. Нации и межнациональные отношения. | 1 | | |
4.2. | Социальные статусы и роли. Социальная мобильность. Семья и брак как социальные институты. | 1 | | |
4.3. | Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Социальный конфликт и пути его решения. | 1 | | |
4.4. | Практическая работа по содержательной линии «Социальная сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 7-8, 21 – 24. | | | 1 |
4.5. | Практическая работа по содержательной линии «Социальная сфера». Работа с текстом (21-22) | | | 1 |
5.1. | Диагностическая работа | | | 1 |
6. | Экономическая сфера | 6 | 3 | 3 |
6.1. | Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства. Экономические системы. | 1 | 1 | |
6.2. | Издержки производства. Источники финансирования бизнеса. Финансовые институты. Инфляция. | 1 | 1 | |
6.3. | Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Денежно - кредитная политика. Рынок труда. | 1 | 1 | |
6.4. | Практическая работа по содержательной линии «Экономическая сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 9 - 10, 21 – 24. | 1 | | 1 |
6.5. | Практическая работа по содержательной линии «Экономическая сфера». Работа с текстом (26-31) | 2 | | 1 |
6.6. | Практическая работа по содержательной линии «Экономическая сфера». Работа с текстом (21-23) | | 1 |
7. | Политическая сфера | 6 | 3 | 3 |
7.1. | Власть. Государство, его функции. Политическая система. Признаки, функции, форма государства. Демократия. | 1 | 1 | |
7.2. | Правовое государство и гражданское общество. Политическая элита. Политические партии. СМИ в политической системе | 1 | 1 | |
7.3. | Избирательные системы. Политический процесс. Политическое участие. Органы государственной власти. Местное самоуправление. | 1 | 1 | |
7.4. | Практическое занятие по содержательной линии «Политическая сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 11-15, 21 – 24. | 1 | | 1 |
7.5. | Практическое занятие по содержательной линии «Политическая сфера». Работа с текстом (21- – 23). | 2 | | 1 |
7.6. | Практическое занятие по содержательной линии «Политическая сфера». Работа с текстом (21 – 24). | | 1 |
8. | Право | 6 | 3 | 3 |
8.1. | Право. Система права. Законотворческий процесс. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Гражданство в РФ. | 1 | 1 | |
8.2. | Отрасли российского права. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. | 1 | 1 | |
8.3. | Правонарушение и преступление. Понятие и виды юридической ответственности. Международное право. Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщиков. | 1 | 1 | |
8.4. | Практическое занятие по содержательной линии «Право». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 16-20. | 1 2 | | 1 |
8.5. | Практическое занятие по содержательной линии «Право». Работа с текстом (21 – 24) | | 1 |
8.6. | Практическое занятие по содержательной линии «Право». Работа с текстом 21 – 24) | | 1 |
9. | Итоговая аттестация | 1 | | 1 |
| | | | |
| Всего: | 34 | 18 | 16 |