СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса 5 класса «Формирование ИКТ-компетентности»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса 5 класса «Формирование ИКТ-компетентности»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края



Рассмотрено

МО

протокол

от _____ 2021 №___


Согласовано

МС

протокол

от _____ 2021 №___

Утверждено

Директор

_______

«___»_______202__








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса 5 класса

«Формирование ИКТ-компетентности»








Составитель

Тимошенко Анна Витальевна

учитель информатике














2021-2022 учебный год


Пояснительная записка

Курс способствует развитию алгоритмического мышления учащихся, воспитывает нравственно-ответственное отношение к компьютерам и информационным системам, с которыми им придется иметь дело и во взрослой жизни.

В нашей школе обучение информатике ведется с 3 по 4 класс, а затем, с 7 по 11 классы и дается в форме уроков 1 часа в неделю. Классы 5, 6 просто «выпадают» из системы обучения. Для того чтобы ученики 5 класса могли развить свои способности в овладении компьютером решено давать дополнительный курс информатики. Курс предназначен для учащихся 5–х классов, желающих повысить свой уровень ИКТ компетентности, является предметным по содержанию, создан в поддержку предмета «информатика» в части развития алгоритмического мышления.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В быстро меняющемся мире, где появились такие нововведения, как Интернет, сотовая связь, и где нарастает взрывная волна цифровых технологий, в период формирования информационного общества важными достижениями человека является его умение быстро и качественно работать с информацией, анализировать полученные данные и грамотно обрабатывать ее; уметь принимать правильные и обоснованные решения на основе меняющейся информации. Основная цель обучения – приобщение подрастающего поколения к огромной части человеческой культуры – научному мировоззрению, а также к культуре творческого мышления. Этому необходимо учить, начиная с первых шагов в школе.

Сегодня компьютеры – обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах. Современное общество определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике; учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д.

Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.

Элективный курс предназначен для обучения решению и оформления с помощью ИКТ задач, не входящих в обязательную программу изучения информатики для учащихся 5–х классов рассчитан на 34 часов (1 час в неделю)

Информатика и ИКТ практически используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует информационной грамотности и ИКТ компетентности. Это предполагает и конкретные знания, и владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), и определенный стиль мышления, вырабатываемый практикой работы на компьютере.

Цели и задачи курса:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- овладение конкретными информационно-коммуникационными технологиями, главным образом Интернет и офисными технологиями (ИКТ), необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для прикладной информатики;

- подготовка к сознательному усвоению систематического курса информатики;

- ориентация на профессии, существенным образом связанные с информатикой,

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Содержание программы

5 класс (34 часов - 1 час в неделю)

Тема 1. Введение в курс.

Правила техники безопасности работы в компьютерном классе. Инструктаж по ТБ.

Тема 2. Информация вокруг нас.

Что такое информация. Виды представления информации по форме. Как происходит передача информации. Решение задач: на кодирование и декодирование информации; используя метод координат. Представление информации в наиболее удобной форме.

Тема 3. Знакомимся с компьютером.

Основные устройства компьютера. Объекты Рабочего стола. Что такое Меню. Работа в: простых текстовых редакторах; с помощью клавиатуры и мыши; с окнами.

Тема 4. Компьютерная графика.

Предназначение графических редакторов. Интерфейс графического редактора. Как запускать графический редактор; устанавливать размеры области для рисования. Применять инструменты графического редактора.

Тема 5. Начальные уроки по программированию.

Интерфейс среды ЛогоМиры. Как задать движение черепашки. Пишем простые программы


Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows

  2. Пакет офисных приложений Office или OpenOffice

  3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.



Календарно — тематическое планирование

Содержание тем

Характеристика основных видов деятельности учителя

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

Примечание

1

Правила ТБ. Инструктаж.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности




Отвечают на поставленные вопросы, осмысливают ошибки, устраняют недочеты

06.09


2

Что такое информация

Озвучивает тему и цель. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

13.09


3

Виды представления информации

Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом

Воспроизведение изученной информации с заданной степенью свернутости

20.09


4

Способы передачи информации

Организует работу в парах для нахождения нескольких вариантов решения задачи, проверяет правильность решения задачи, ставит проблему

Демонстрируют знания основных способов передачи информации

27.09


5

Кодирование информации

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

04.10


6

Декодирование информации

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

11.10


7

Основные устройства компьютера

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

18.10


8

Объекты Рабочего стола

Озвучивает тему и цель. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

01.11


9

Пр/р. № 1. Знакомимся с клавиатурой. Запускаем программы.

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

08.11


10

Что скрывается в строке Меню

Озвучивает тему и цель. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

15.11


11

Характеристики текстовых редакторов

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

22.11


12

Объекты текстовых документов и их параметры

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

29.11


13

Пр/р № 2. Введение текста.

Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

06.12


14

Пр/р № 3. Редактирование текста.

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

13.12


15

Многооконный режим работы

Озвучивает тему и цель. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

20.12


16

Сохранение данных на компьютере

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

24.12


17

Пр/р № 4. Работа с фрагментами текста.

Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры


10.01


18

Характеристика графических редакторов

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

17.01


19

Предназначение графических редакторов

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

24.01


20

Пр/р № 5. Форматирование текста.

Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

31.01


21

Интерфейс графического редактора

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

07.02


22

Пр/р № 6. Знакомство с интерфейсом графического редактора

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

14.02


23

Размеры области для рисования

Озвучивает тему и цель. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

21.02


24

Пр/р № 7. Мой первый рисунок

Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

28.02


25

Пр/р № 8. Комбинированный рисунок

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

07.03


26

Инструменты графического редактора

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

14.03


27

Пр/р № 9. Мой второй рисунок

Контролирует выполнение работы.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

21.03


28

Пр/р № 10. Работа с графическими фрагментами

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

04.04


29

Пр/р № 11. Сборка рисунка из деталей.

Предлагает решить задачи, при необходимости задаёт наводящие вопросы

Излагают информацию, обосновывая свой собственный подход, решают поставленные задачи

11.04


30

Пр/р № 12. Построения с помощью клавиши Shift.

Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

18.04


31

Интерфейс среды ЛогоМиры

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

25.04


32

Пр/р № 13. Знакомство со средой ЛогоМиры.

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

16.05


33

Задаем «движение черепашки»

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

23.05


34

Создаем простые программы.

Пр/р № 14. Управление «черепашкой».

Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

30.05