СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса для 5-6 классов «Мастерская стиха» (Жанровое многообразие лирики)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 70 часов, т.е. может быть использована для работы как в 5-ых классах (в этом случае на занятия отводится 2 часа в неделю), так и в 5-6-ых классах (соответственно количество часов сокращается до одного в неделю).

Цель курса –  воспитание эстетически развитого читателя, осуществляющееся  в процессе 

формирования его жанрового мышления, развитие у обучающихся литературных творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса для 5-6 классов «Мастерская стиха» (Жанровое многообразие лирики)»


Муниципальное Автономное образовательное учреждение гимназия №9







Рабочая программа

элективного курса для 5-6 классов

«Мастерская стиха» (Жанровое многообразие лирики)















Автор программы:

Милькова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Высшей категории










Екатеринбург

2023 год


Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности по литературе в 5-6 классах основывается на "Инновационной технологии литературного образования школьников " доктора филологических наук В.И. Тюпы (г. Москва). Эта технология является глубоко проработанной стратегией преподавания литературы в 5 – 11-ых классах в свете идей М.М. Бахтина, С.С. Аверинцева, Л.С. Выготского. А также основывается на авторской программе «Жанровое многообразие лирики», где представлены Концептуальные основы названной технологии.

Предлагаемая программа прошла серьёзную апробацию в дидактических экспериментах, в преподавании как элективного курса для 5-7 классов МАОУ гимназии №9.

Инновационный характер программы «Мастерская стиха» определяется дидактическим подходом, во многом отличным от существующих в традиционной практике преподавания литературы в основной школе. Данная программа создавалась в той атмосфере, когда формировались те новые подходы, которые теперь отражены в стандартах нового поколения. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская стиха» соответствует требованиям ФГОС.

Поскольку в основе программы заложена деятельность, отличная от традиционной и не дублирующая её, то элективный курс, не перегружая ученика, может способствовать его читательскому развитию.

Программа рассчитана на 70 часов, т.е. может быть использована для работы как в 5-ых классах (в этом случае на занятия отводится 2 часа в неделю), так и в 5-6-ых классах (соответственно количество часов сокращается до одного в неделю).


Цель курса – воспитание эстетически развитого читателя, осуществляющееся в процессе

– формирования его жанрового мышления;

– развития творческих способностей по параметрам семиотического аспекта литературы;

–развития креативной читательской установки, основанной на разгадке тайн писательского мастерства как закономерного этапа становления культуры художественного восприятия.

Задачи курса:

  1. Развивать способность воспринимать художественное произведение как текст определенного жанра.

  2. Сформировать у обучающихся чёткие представления о жанре как форме организации литературного произведения и как модели отношений “автор - текст - читатель”.

  3. Расширить литературную эрудицию обучающихся, объём жанровой памяти.

  4. Развивать у обучающихся способность создавать собственный текст по образцу жанров как исторически сложившихся культурных форм.

  5. Формировать навыки самостоятельной оценки собственных поэтических текстов (или текстов одноклассников) с позиции соответствия их заданному эталону (жанра, поэтического размера, рифмы и т. д.).

  6. Развивать навык преобразования созданного в ходе самостоятельной работы текста (в случае отклонения от заданного эталона).

  7. Развивать коммуникативные способности учащихся, осуществляя учебный диалог в форме уроков-мастерских.

Планируемые результаты деятельности

I. Личностные:

 Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству.

 Потребность и начальные умения выражать себя в различных стихотворных жанрах, доступных и наиболее привлекательных для ребенка

видах деятельности.

 Мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно-практической

деятельности.

 Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации).

 Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию.

 Механизм самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром.

 Внутренний субъективный мир личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей

каждого ребенка.

II. Метапредметные результаты:

Познавательные:

Выпускник научится:

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения творческих задач;

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное (творческое) исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

III. Регулятивные:

Выпускник научится:

• целеполаганию;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять контроль по результату и по способу действия;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам саморегуляции в познавательной и творческой деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение творческой задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной творческой деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

IV. Коммуникативные:

Выпускник научится:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

 . определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.

III. Предметные результаты:

Выпускник научится:

 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов

речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

 создавать и редактировать письменные стихотворные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

Выпускник получит возможность научиться:

 опознавать различные выразительные средства языка;

 писать стихотворения различных жанров;

 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

 определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя,

 определять родово-жанровую специфику художественного поэтического произведения (5–6 кл.);

 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–6 кл.),

 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

 представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);

 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–6 кл.).

V. Воспитательные результаты:

Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и

повседневной жизни):

 приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий;

 формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.

Формы достижения результатов первого уровня: викторины, познавательные беседы, познавательные игры.

Результаты второго уровня:

 самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста;

 умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.

Формы достижения результатов второго уровня: выставки, экскурсии для учащихся школы, тематические диспуты.

Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):

 умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

Формы достижения результатов третьего уровня: написание творческих работ, проекты, конференции, творческие конкурсы, олимпиады.

Формы контроля:

– результаты творческой мастерской (тексты стихов),

– личный «Поэтический альбом» ученика (см. М Методическое пособие на данном диске «мастер в Мастерской стиха» с. 91-92);

– контрольные работы:

  • №1. Входящая диагностика. Проверочная работа по элегическому дистиху : усвоение принципов работы , построение матрицы дистиха, первые опыты текстопорождения на основе матрицы жанра (Цикл 1. Элегический дистих. 2.1)

  • №2 Промежуточная диагностика. Контрольная работа по ритму: проверка умения определять размер стихотворения, исправлять ошибки ритма и практического владения техникой ритмической организации стиха в собственных поэтических работах (Цикл 4. Ритм. 5.1)

  • №3. Итоговая контрольная работа: узнавание жанра незнакомого стихотворения, проверка теоретических знаний, степени усвоения информации, уровня развития “стихотворного ремесленничества”, умения видеть и характеризовать жанровую природу текста (Цикл 6, 8.1).





Учебно-тематический план элективного курса «Мастерская стиха».

Темы

Всего

часов

В т.ч. теор.

В т. ч. практ..

1

Первый год обучения.

Введение. “Грамматика фантазии”

2


2

2

Элегический дистих Древней Греции: заполняем ритмическую матрицу дистиха

5

1

4

3

Рифмованные двустишия Средневекового Востока: сочиняем с опорой на рисунок рифмы и «маску жанра»





3.1.Рифма

2

1

1


3.2. Бейт

2

1

1


3.3.Газель.

4

2

2


3.4. Рубаи

4

1

3

4

Пространство трёхстиший: проецируем внимание на «капельку хокку» и течение терцин





4.1.Каникулы в «Мастерской стиха»

3


3


4.2.Хокку

4

1

3


4.3.Терцины

4

2

2


Творческая мастерская

5


5

5

Второй год обучения.

Ритм и строфика: оттачиваем мастерство сочинительства

5.1. Ритм




5




2




3


5.2. Катрен (4-стишие)

2

1

1


5.3. Октава (8-стишие)

2

1

1


5.4. Сонет (14 строк)

4

2

2

6

Сочиняем по «формуле» жанра как модели мира.





6.1.Былина

3

1

2


6.2.Басня

2

1

1


6.3.Баллада

4

2

2

7

Подражание «способу быть в мире» («Я-в-мире»)





7.1.Ода

4

2

2


7.2.Идиллия

4

2

2


7.3.Элегия, мадригал

4

2

2

8

Контрольная работа, резерв

1


1



70

25

45





Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности обучающихся


Базовые тексты

1.

Первый год обучения

Грамматика фантазии

1


Бином фантазии

Чтение, «придумывание» истории по заданному началу, составление текста по заданной ситуации, конструирование слов.

Дж. Родари. «Все началось с крокодила».

2

Творческая мастерская

Сочинение, предъявление, взаимооценка «биномных сказок»


2.

Элегический дистих

3

Матрица элегического дистиха

Чтение, ответы на вопросы, составление матрицы дистиха, самостоятельное (либо коллективное) достраивание дистиха по заданной первой части и с опорой на матрицу.

Симонид. «Путник, пойди, возвести…».

4

Творческая мастерская

Чтение наизусть дистиха Симонида; напевное чтение дистиха Платона; самостоятельное сочинение дистиха по аналогии с дистихом Платона, оценка получившихся дистихов одноклассников.

Платон. «Небом хотел бы я быть…».

5

В мире мифов Древней Греции

Ответы на вопросы учебника, заполнение таблицы с опорой на прочитанный текст, придумывание нового жителя Олимпа.

Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».

6

Эпитеты

Выразительное чтение поэмы Гомера (глава «Одиссей у Циклопов»); поиск эпитетов в тексте поэмы, самостоятельное придумывание эпитетов, достраивание загадки с включением в ее текст своих эпитетов.

Гомер. «Одиссея» (глава «Одиссей у Циклопов»).

7

Творческая мастерская

Работа в группах (с предварительным распределением обязанностей каждого из членов группы): сочинение элегического дистиха на заданную тему. Слушание и оценка дистихов одноклассников с точки зрения попадания в матрицу, соответствия теме и введения в дистих эпитетов.

А.С. Пушкин. «Труд».

И.С. Тургенев. «Первый снег».

3.


Рифмованные двустишия Средневекового Востока


3.1

Рифма.

8-9


«Охота смертная на рифмах лепетать…»

Работа по вопросам учебника; раскрытие закона рифмы; подбор рифмы к предложенным словам (индивидуальная работа и работа в парах); достраивание строчек стихотворения (с учетом рифмы и содержания)

Д. Чиарди. «Игра», Д. Хармс. «Очень страшная история», И.С. Никитин. «Утро», С. Есенин «С добрым утром», А. Дмитриев «Шлагбаум»

3.2


Бейт.


10 - 11


Бейт.

Чтение отрывка из поэмы и бейтов вслух; составление рисунка рифмы бейта; сочинение бейтов по предложенной теме; чтение сказки «1001 ночь»(самостоятельно) и ее пересказ.

Сказки «1001 ночь», бейты восточных поэтов, Фирдоуси «Шах-Наме».

3.3

Газель.

12

Узор рифмы газели

Поиск закономерности и составление узора рифмы в газели; достраивание строчек в газели

Газели Саади.

13


Газель и ее автор. Тахаллус.

Творческая мастерская

Сочинение газели (по одной из предложенных тем), оценка газелей одноклассников с точки зрения соответствия рисунку рифмы газели


14

Метафора.

Придумывание метафор к данным словам; поиск метафор в газели; сочинение бейтов с целью достраивания стихотворения-загадки (с включением в ее текст метафоры)

Газель Хакани, Н. Орлова «Месяц».

15

Творческая мастерская

Сочинение газели согласно законам жанра, оценка газелей одноклассников


3.4.


Рубаи.


16

Рубаи

Разгадывание тайны имени Омара Хайяма; определение рисунка рифмы в рубаи; сочинение рубаи по подстрочнику

Рубаи Омара Хайяма

17

Творческая мастерская

Сочинение рубаи, оценка рубаи одноклассников с точки зрения соблюдения закона жанра


18-19

Парадокс

Сочинение рубаи по тексту рассказа А. Алексина (с включением в текст рубаи парадоксального высказывания из рассказа: «Как здорово, что папа заболел»).

О. Хайям, А. Алексин «Как ваше здоровье?»

4.


Пространство трёхстиший: проецируем внимание на «капельку хокку» и течение терцин


4.1

Каникулы

20-22

Душа вещей

Чтение сказки М. Метерлинка; работа по вопросам учебника; написание сочинения «Душа вещей»

М. Метерлинк «Синяя птица»

4.2

Хокку

23-24

«Волшебная картинка» хокку

Чтение хокку; рисование иллюстраций к хокку; создание словесной картинки к хокку;

Тиё. Хокку. Басё. Хокку.

25

Творческая мастерская

Чтение дословного перевода хокку; сочинение хокку по дословному переводу; сочинение хокку на основе выполненных ранее работ «Душа вещей», чтение собственных сочинений, оценка сочинений одноклассников

Хокку Басё, хокку других японских поэтов

26

Настроение хокку (саби).

Творческая мастерская.

Сопоставительный анализ прочитанных произведений, сочинение хокку, которое передает настроение, возникшее при чтении японской легенды

Японская сказка «Иссумбоси», японская легенда «Муравьи», хокку Басё, японские легенды

4.3

Терцины

27-28

Терцет.

Терцины.

Составление матрицы рифмы терцин, дописывание строчки терцета

Данте Алигьери «Божественная комедия» (глава 13),

29

Творческая мастерская

Сочинение одного-двух терцетов по начальному терцету (работа в группах), оценка получившихся терцетов одноклассников, игра в рифмованный мячик

А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я», И. Пущин «Записки о Пушкине»

30

Творческая мастерская

«Восстановление» стершихся слов в стихотворении В. Брюсова (возможна работа в группах)

Валерий Брюсов «На меже»

31-35

Творческая мастерская

Чтение рассказа М. Зощенко, сочинение «круглых» терцин по рассказу (см. задание). Сочинение стихотворений в изученных жанрах.

М. Зощенко «Великие путешественники».

5


Второй год обучения

Ритм и строфика: оттачиваем мастерство сочинительства


5.1

Ритм

1

Ямб. Хорей

Сопоставление нескольких вариантов перевода одного текста, выстраивание ритмического рисунка четырёхстопного ямба, выстраивание ритмического рисунка четырёхстопного хорея, звуковое воспроизведение (хлопки) ритмического рисунка ямба и хорея, «узнавание» размера

Фрагменты сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»

2

Творческая мастерская

Сочинение катрена (ямб) по аналогии, восстановление «стёршихся» строк стихотворения С. Я. Маршака

С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой»

3-4

Дактиль. Анапест. Амфибрахий

Выстраивание ритмического рисунка трехсложных размеров, звуковое воспроизведение ритмического рисунка дактиля, анапеста и амфибрахия, «узнавание» этих размеров

Валерий Брюсов «На меже»

5

Творческая мастерская

Сочинение катренов по предложенной первой строчке, составление матрицы ритма, определение трехсложных размеров

С. Есенин «Черемуха», «Закружилась листва золотая»





5.2

Катрен

6

Рисунок рифмы в катрене

Составление рисунка рифмы в катренах (от предмета к схеме), «нахождение» в предложенных стихотворениях различных типов рифмы, чтение вслух любимого стихотворения, составление характеристики лирического героя

М.Ю. Лермонтов «Парус», «Листок», «Утес»

7

Творческая мастерская

Сочинение катрена по одному из типов рифмы (первая строк в катрене задана), оценка получившихся катренов одноклассников


5.3

Октава

8


Рисунок рифмы в октаве.

Творческая мастерская

Раскрытие секрета рифмовки в октаве, «восстановление» порядка рассыпавшихся строчек октавы, сочинение (дописывание) ХII октавы стихотворения «Осень»

А.С. Пушкин «Домик в Коломне» (фрагмент), «Осень»

9

Анжанбеман (перенос)

Оценка сочиненных дома октав, выразительное чтение с анжамбеманом, «эксперименты» по расстановке знаков и смысловых пауз в стихотворении Б. Заходера

Б. Заходер «Где попоставить запятую?»

5.4

Сонет

10

Закон сонета. Ядро сонета

Чтение сонетов; раскрытие закона сонета; поиск антонимов, рисующих противоречивость жизни, раскрытие «ядра» сонета

Подбор эпитетов и метафор, достраивание сонета П. Бутурлина

И. Бунин «Сонет», Данте Алигьери «Сонет», Ф. Петрарка «На жизнь мадонны Лауры»

Петр Батурлин «Серый сонет»

11

Пружина сонета

Выявление особенностей лирического героя сонета (траектория пути героя, выбор лирического героя), составление схемы сонета (тезис-антитезис-синтез), работа по вопросам учебника

Новелла Матвеева «Сонет», «Старые листья», Николай Гумилев «Путь конквистадора»

12

Творческая мастерская

Чтение сонетов ровесников, составление заготовки-выкройки собственного сонета, сочинение сонета, оценка получившихся сонетов одноклассников






13

Творческая мастерская

Работа, направленная на поиск тезиса и антитезиса в предложенных произведениях; чтение, пересказ, выделение кульминационного момента рассказа Б. Васильева Сочинение сонета, передающего впечатления от событий и героев рассказа Б. Васильева, оценка сочиненного одноклассниками сонета

В. Брюсов «Наряд весны», песня «День Победы», Б.Л. Васильев «Великолепная шестерка»

Ч. II 6


Сочиняем по «формуле» жанра как модели мира.


6.1

Былина

14

Гипербола в былине. Богатырские подвиги

Чтение былин, поиск гипербол в былине, придумывание гипербол, «выведение» принципа построения гиперболы; сравнение подвигов былинных богатырей, знакомство с исторической справкой

Былина «Илья Муромец и Святогор»

15

Былинный слог.

Творческая мастерская.


Чтение былины, работа по вопросам к тексту былины, раскрытие секрета напевности былины, описание былинным слогом утреннего выхода в школу

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

16

Принципы изображения богатыря и его подвигов в былине

«Выведение» формулы былины, работа по тексту былины, выборочное чтение, поиск постоянных эпитетов в былине и «любимых» былиной чисел

«Илья Муромец и Соловей Разбойник», фрагменты других былин





6.2

Басня





17

«Как устроена басня?» Творческая мастерская

Работа с понятиями «аллегория» и «мораль», сравнительный анализ особенностей жанра загадки и басни; «отгадывание» морали к басне Бабрия; придумывание аллегорической истории под заданную мораль;

И.А. Крылов «Осел и Соловей», Бабрий «Мышь и Бык»


18

«Герои» басни. Условность.

Творческая мастерская.

Составление характеристик басенных героев, сопоставительный анализ одноименных басен, написанных разными авторами; сочинение своей басни по одной из аллегорических историй, придуманных Эзопом, оценка получившихся басен

Бабрий «Волк и Ягненок», И.А. Крылов

«Волк и Ягненок»; Эзоп «Осел, Лисица и Лев», «Лев и Дельфин», «Волы и ось», «Волки и Овцы», «Галка и Голуби»





6.3

Баллада

19

«Таинственный мир баллады» Законы жанра.


Чтение баллады, поиск в балладе точек, откуда начинаются новые повороты событий; продумывание экзотических мест «проживания» и действия героев баллад;

Ф. Шиллер «Перчатка»

20

Творческая мастерская «Состязание в Блуа»

Групповая работа по сочинению баллады на основе жанровых законов


21

Как рождается баллада

Чтение баллады, придумывание для баллады событий, являющихся продолжением заданной; строки; чтение текста баллады по ролям; выведение формулы баллады; сочинение баллады по собственной истории

Гете «Лесной царь»





22

Творческая мастерская

Чтение предания, сочинение баллады, оценка сочиненных одноклассниками баллад // или Чтение баллады Жуковского, сочинение баллады-сна.

Предание о мести княгини Ольги, В.А. Жуковский «Светлана»

7


Подражание «способу быть в мире»


7.1

Ода

23

Герой оды

(Что сделал я, что будет мне прочным памятником в веках?)

Чтение оды; сравнение героя оды с героями былины и баллады; работа по вопросам учебника; выбор возможных кандидатур, достойных стать героями оды.

Г.Р. Державин «Петру Великому», А.С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок)

24

«Высота парения слова» в оде

(Высокопарная лексика оды)

Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Горация, Державина, Пушкина; выявление особенностей словоупотребления в оде;

Гораций «Памятник», Г.Р. Державин «Памятник», А.С. Пушкин «Памятник»

25

«Восторг внезапный ум пленил»

Выведение формулы оды

Г.Р. Державин «Бог»

26

Творческая мастерская

Сочинение оды по одной из предложенных тем; оценка сочиненной одноклассниками оды.


7.2

Идиллия

27

«Жители идиллии»

Чтение идиллий, сравнение героя идиллии Державина «Кузнечик» и героя оды, выбор героя для идиллии;

Г.Р. Державин «Кузнечик». А Фет «Только в мире и есть», Вергилий «Буколики» (эклога 9)

28


Творческая мастерская.

Чтение идиллии; сочинение идиллии по одной из предложенных тем; оценка сочиненных одноклассниками идиллий

А. Дельвиг «Моя хижина»

29

Законы жанра идиллии

Определение жанра фрагмента стихотворения А.С. Пушкина «Деревня» и обоснование своего мнения; определение мира чувств идиллического героя и мира предметов, которые его окружают; составление формулы идиллии

А.С. Пушкин «Деревня» (фрагмент), Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», С. Есенин «Закружилась листва золотая»

30

Творческая мастерская

Чтение идиллии, сочиненной ровесниками; сочинение идиллии по одной из предложенных тем, оценка сочиненных одноклассниками идиллий


7.3

Элегия

31

Быстротечность жизни в элегии Закон жанра элегии

Лексическое толкование слова «странник» (стихотворение Карамзина); поиск эпитетов, характеризующих странника и мир, на который он смотрит; сопоставление настроения и раздумий лирических героев стихотворений Феогнида и Карамзина; составление схемы элегии; подбор эпитетов, характеризующих жизнь в элегии.

Феогнид «Радуйся жизни, душа», Н. Карамзин «Осень»

32

Творческая мастерская

Чтение элегии ровесников, дописывание элегии Ю. Левитанского (или сочинение собственной элегии) Выразительное чтение элегий, составление схемы; выведение формулы жанра элегии

Ю. Левитанский «Осень»

Б. Окуджава «Былое нельзя воротить», Ника Турбина «Друзей ищу», «Лица уходят…», «Кто я?»

33

Творческая мастерская

Сочинение элегии-раздумья, оценка элегий, сочиненных одноклассниками


34

Мадригал.

Творческая мастерская.

Чтение мадригалов; сочинение мадригала; посвящение мадригалов одноклассникам (?)

А.С. Пушкин. Мадригалы. М. Ю. Лермонтов. Мадригалы. Б. Окуджава «Пожелание друзьям»

8

Итоговый урок


35

Контрольная итоговая работа

Лексическая работа по определению принадлежности слов к одному из трех жанров (ода, идиллия, элегия); сочинение стихотворения «Весна» (жанр стихотворения обучающиеся выбирают самостоятельно)




Литература

Публикации по «Инновационной технологии литературного образования».

В.И. Тюпа: теоретическое обоснование технологии.

  1. Тюпа В.И. Пять витков серпантина // Первое сентября. – 1993. – 2 ноября.

  2. Тюпа В.И. Архитектоника коммуникативного события (к первоосновам коммуникативной дидактики) // Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – №1.

  3. Тюпа В.И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики – Дискурс: образование, коммуникация, культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – №1.

  4. Тюпа В.И. Парадигмы художественности // Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск, 1997. – №3-4.

  5. Тюпа В.И. Пусть будет “весело стихи свои вести”. //Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – №2.

  6. Тюпа В.И. Культура художественного восприятия и литературное образование / Слово и образ в современном информационном обществе. – М.: РГГУ, 2001

  7. Тюпа В.И. Технологии литературного образования. /Образовательные системы современной России. – М.: РГГУ, 2010



В.И. Тюпа, В.Б. Носкова (Сергеева)

1. “Инновационная технология литературного образования: системно-деятельностный подход” Статья первая. Система. / Филологический класс: науч-метод журнал / гл.ред. Н.И.Коновалова. – 2014. – №1(35). Екатеринбург, Изд-во УрГПУ, 2014/ – C. 78-85


2. “Инновационная технология литературного образования: системно-деятельностный подход” Статья вторая. Читательские установки. / Филологический класс: науч-метод журнал / гл.ред. Н. И.Коновалова . – 2014. – № 2(36). Екатеринбург, Изд-во УрГПУ, 2014


3. “Инновационная технология литературного образования: системно-деятельностный подход” Статья третья. Деятельность./ Филологический класс: науч-метод журнал / гл.ред. Н. И.Коновалова . – 2014. – № 3(37). Екатеринбург, Изд-во УрГПУ, 2014.


4. Милькова О.В. «Жанровое многообразие лирики», Екатеринбург, 1999.


В.Б. Носкова (Сергеева): методические работы по «Мастерской стиха» в 5-6 классах1:

Методика формирования жанрового мышления школьников на уроках литературы в 5 классе. Дисс. на соиск … канд.пед.наук http://www.dissercat.com/content/metodika-formirovaniya-zhanrovogo-myshleniya-shkolnikov-na-urokakh-literatury-v-5-klasse.

  1. Дети в разных жанрах // Первое сентября. – 1993. – 13 ноября.

  2. Формирование жанрового мышления школьников как этап литературного образования // Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск: Наука,1996. – № 1.

  3. Бахтинские тропинки к школе // Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск: Наука, 1997. – № 3-4.

  4. Опыт преподавания литературы по «Инновационной технологии литературного образования» на основе авторских учебников для 5-6 классов // Анализируя сегодняшнее, планируя завтрашнее. – Екатеринбург, 1998.

  5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы в 5 классе по «Инновационной технологии литературного образования» // Учебный диалог в развивающем обучении: информационное и мониторинговое обеспечение развивающего обучения. – Екатеринбург, 1998.

  6. Творческое освоение жанрового уровня художественного текста как этап литературного образования школьников (5-6 класс). //Сборник тезисов региональной конференции “Филологический класс”.- Екатеринбург: УрГПУ.- 1998.

  7. Интериоризация жанровых форм средневекового Востока на уроках литературы (к вопросу о воспитании толерантности школьников//Взаимодействие национальных художественных культур: литература и лингвистика (проблемы изучения и обучения). – Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции словесников. – Екатеринбург. – 2007

  8. Творческая мастерская как путь к диалогу культур. – Материалы Всероссийской научно-методической Интернет-конференции в режиме off-line «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур», 11-13 ноября 2013 года г. Москва. http://dialog.mggu-sh.ru/works/

  9. Образовательный потенциал жанра как “Сокращённой Вселенной”. // Движение времени и законы жанра: материалы  XVIII научно-практической конференции словесников “Лейдермановские чтения”. Екатеринбург, 4 апреля 2014 г./ ФГБОУ ВПО “Урал. гос. пед. ун-т”. – Екатеринбург, 2014.

  10. «Другая дверца» в мир литературы: деятельность на уроке литературы по «Инновационной технологии литературного образования школьников» // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество :
    Сборник трудов по материалам VII Всероссийской научно-
    практической конференции. В 2 ч. Ч. 2: Методика преподавания
    русского языка и литературы в школе и вузе. – М.: МИОО, 2015. – С. 203-209

Первое издание авторских учебников по «Инновационной технологии литературного образования».


  1. Носкова В.Б. Никонова О.Б. Мастерская стиха. Учебник литературы для 5 класса. Часть 1. – Екатеринбург: Филантроп, 1996.

  2. Носкова В.Б. Никонова О.Б. Мастерская стиха. Учебник литературы для 5 класса. Часть 2. – Екатеринбург: Филантроп, 1996.



Сведения об авторах

Милькова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ Гимназии №9 г. Екатеринбурга. «Почетный работник общего образования РФ», Победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2008, 2015гг.

E-mail: milkova_59 @mail.ru







1 См. тексты статей Носковой (Сергеевой) В.Б. на сайте ИПК и ПРО УР: www/ipkpro/ru – подразделения – кафедра педагогических инноваций – персональная страница Сергеевой В.Б.