Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области –
Боровская средняя школа № 84 (МБОУ – Боровская СШ № 84)
630524, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Боровое, пер. Котовского, д.11 Тел./факс (383) 2958284 E-mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического Директор МБОУ –
Совета № 1 Боровская СШ № 84
от «30» августа 2018 года К.В. Шпартюк
Приказ № 38-ОД
от « 30 » августа 2018 г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
___________ З.Г. Пасталюк
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕЧЕВЕДЕНИЕ»
10-11 класс
ФГОС ООО
Составитель:
Фриккель Елена Александровна
Рабочая программа по элективному курсу «Практическое речеведение» для 10-11 классов рассмотрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ – Боровская СШ № 84
Протокол № 1 от «29» августа 2018г.
с. Боровое 2018
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕЧЕВЕДЕНИЕ»
(Введение в ЕГЭ. Русский язык)
Аннотация к рабочей программе по элективному курсу «Практическое речеведение» для 10-11 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Практическое речеведение» для 10 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе примерной Программы общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: Просвещение, 2016) и образовательной программы и учебного плана МБОУ-Боровская СШ № 84.
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе примерной Программы общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: Просвещение, 2016) и образовательной программы и учебного плана МБОУ-Боровская СШ № 84.
На изучение данного элективного курса на базовом уровне в 10-11 классах отводится
- в 10 классе – 34 ч. (1 раз в неделю)
- в 11 классе – 33 ч. (1 раз в неделю)
Преподавание ведется по следующим учебникам:
1.Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы в двух частях. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Базовый уровень. М. ООО «Русское слово» - учебник, 2018 год.
Рабочая программа включает следующие разделы:
содержание учебного предмета(курса);
планируемые результаты(курса);
тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цель курса: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.
Тематическое планирование
изучения элективного курса «Практическое речеведение»
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов |
| 10 класс | |
1 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 |
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 2 |
3 | Лексические нормы | 2 |
4 | Словообразовательные нормы. | 3 |
5 | Грамматические нормы. | 3 |
6 | Морфологические нормы и орфография | 12 |
7 | Синтаксические нормы и пунктуация | 11 |
| Итого: | 34 |
Тематическое планирование
изучения элективного курса «Практическое речеведение»
№ | Тематика курса 11 класс | Количество часов |
1 | Стилистический и типологический анализ текста | 9 |
2 | Лингвистический анализ текста | 12 |
3 | Анализ текста | 5 |
4 | Композиция и языковое оформление сочинения | 7 |
| Итого | 33 |
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2018 г.
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
8. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
9. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
Учебно – методическое обеспечение
Таблицы
Комплекты карточек
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Презентации
Памятки